Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Цвет в творчестве архитекторов

Поиск

 

Колористическое искусство в архитектурном деле сложно и разнообразно. Кто-то реализует себя в ахроматической палитре, предпочитая спокойствие обесцвеченных плоскостей, кто-то признает главенство формы над цветом и реализует монохромные решения, а кто-то насыщает свои творения буйством красок, в стремлении к празднику чувств, фантастике, карнавалу. Средним арифметическим между этими полярными тенденциями является все разнообразие архитектурного творчества. В большинстве своем, архитекторы предпочитают спокойные полихроматические гаммы, тяготеющие к природным тонам, используют расцветку самих материалов, строят свои решения на нюансной основе, подбирая мягкие, глубокие или светлые оттенки. Настоящих революционеров не много хотя бы в силу того факта, что хотя восприятие цвета всегда индивидуально, но навредить в этом деле можно всем тем, кто будет, так или иначе, с вашим зданием сталкиваться и взаимодействовать. Тем не менее, нельзя обойти вниманием творчество наиболее значимых фигур, повлиявших на развитие и становление колористической идеи в архитектуре новейшего времени. Как уже было сказано ранее, цвет стал восприниматься свободно довольно поздно, обретя «себя в себе» по-настоящему, лишь в XX столетии. Таким образом, архитектура этого периода породила наиболее значимые фамилии, создавшие не только уникальные архитектурные шедевры, но и повлиявшие на колористическую теорию, внесшие значительный вклад в архитектурную науку о цвете.

 

Антонио Гауди

Энтони Пласид Гильом Гауди-и-Корнет (1852 – 1926) – архитектор Барселоны, его родного и любимого города (Рисунок 1). В этом городе он провел всю жизнь, последовательно и собственноручно украшая его своими архитектурными шедеврами. Гауди начинал с проектов в стиле эпохи – с модерна. В дальнейшем, путем творческой переработки, художник приходит к причудливому авторскому стилю и быстро становится наиболее востребованным и знаменитым архитектором. Постепенно Барселона обретает свой знаменитый и неповторимый облик, обрастая такими зданиями как: дворец Гуэля, парк Гуэля (Рисунок 2), дом Бальо (Рисунок 3), дом Мила и, конечно же, Саграда Фамилия – самое величественное из всех его творений.

Рисунок 1. Антонио Гауди

 

Творчество Гауди является отражением того времени, в котором живет архитектор – завершающаяся, душная викторианская традиция порождает красочную, великолепную вспышку праздничных огней в стилистике эпохи ар-нуво. Модерн порождает фэнтези в литературе и изобразительном искусстве, в которых Льюис Кэррол, Джеймс Барри и Эдвард Лир сменяются Теодором фон Хольстом, Джоном Фицджеральдом и Джоном Тенниелом, а архитектура дает нам Эйфелеву башню, Германа Обриста, Виктора Орта, Эктора Гимара и др. В этой среде, Гауди задает стиль. Его творения, подобно творениям Говарда Лавкрафта в литературе, как будто появляются из других миров. Такое впечатление, что Гауди черпает вдохновение из параллельных вселенных, куда он заглядывает время от времени. Цвет в его работах живет по своим собственным законам, периодически взрываясь фантасмагорическим разнообразием тонов и оттенков в мозаиках и декоре, разбегаясь нюансными полутонами в экстерьере жилых домов и сводясь к монохромной эстетике простого песчаника из которого сделан собор Sagrada Família, строительству которого архитектор посвятил большую часть своей жизни. 

 

Рисунок 2. Парк Гуэль в Барселоне, Испания

 

Рисунок 3. Дом Бальо в Барселоне, Испания

 

 

В последнее время, существуют предложения о причислении Гауди к лику святых в католическом христианстве. Таким образом, вполне возможно, что Антонио Гауди, через некоторое время, станет святым-покровителем архитектуры.

 

 

Фриденсрайх Хундертвассер

 

Австрийский архитектор и художник Фриденсрайх Хундертвассер (Фридрих Штовассер 1928 – 2000) (Рисунок 4), в некотором роде, может считаться «приемником Гауди». Но если Гауди был, образно говоря, «Лавкрафтом от архитектуры», провидцем и визионером, сотворившим свой уникальный стиль из пустоты эпохи модерна, Хундертвассер, в своем творчестве, придерживался уже имевшихся на тот момент течений в искусстве и литературе. В частности, он черпал вдохновение в таком жанре, как fairy tails («хвосты фей») – особом жанре литературной фантастики, хорошо представленной в творчестве всем известных Р. Толкиена и Дж. Роулинг, а так же в мире сказочного фольклора ирландской и скандинавской традиции. Атмосфера мира литературной фэнтези обрела объем в реальности архитектурных шедевров жилого, общественного и даже промышленного назначения.

Рисунок 4. Ф. Хундертвассер

 

Мир цвета в исполнении Хундертвассера разнообразил минорные нотки эпохи модерна тонами сказочного, чудесного, неуловимого. Хундертвассер не любил прямые линии. В некотором роде, все его искусство восставало против развивающейся традиции Баухауса, модульной архитектуры Ле Корбюзье и функционализма как такового. Он был уверен в том, что не должно быть одинаковых домов, что человеческая психика не терпит прямых углов и линий. Каждое окно – не солдат в строю, а отдельный, непохожий на все остальные «глаз» дома, а все окна вместе – это его душа. Люди не могут жить в одинаковых домах, они от этого болеют, это не экологично. Необходимо сделать так, чтобы каждый человек имел возможность украсить свое жилище не только изнутри, но и снаружи по своему желанию и вкусу – архитектура должна быть индивидуальна. Дом Хундертвассера в Вене – яркий пример того, как можно обычный многоквартирный жилой дом сделать уникальным явлением архитектурной мысли, в большинстве своем за счет использования цветового оформления (Рисунок 5,6).

 

 

Рисунок 5. Дом Хундертвассера в Вене

 

 

Рисунок 6. Завод по сжиганию мусора MOP, Осака, Япония

 

 

Луис Барраган

 

Луис Барраган (1902 – 1988), мексиканский архитектор, основоположник «эмоциональной архитектуры» (Рисунок 7). Второй архитектор, получивший Притцкеровскую премию в 1980 году. Творчество Баррагана пронизано цветом и светом. Ученик Ле Корбюзье, Барраган всю свою жизнь основывался на идеях своего учителя. Его архитектурные формы основываются на эстетике бетона и простых линий. Конструкции аскетичны в своих объемах, выдвигая на первое место не форму, а цвет. Цвет в сооружениях Луиса Баррагана живет своей собственной жизнью, не связанный узами формообразования. Это, безусловно, архитектура постмодерна, но тем не менее, здесь есть настолько индивидуальное видение, что творения Баррагана постмодерном не исчерпываются и относятся к авторскому стилю. Это архитектура не только эмоций, но и цвета. Цвет заполняет все пространство архитектурных форм, диктуя свои порядки в разное время суток по-разному.

Рисунок 7. Луис Барраган

 

Рисунок 8. Дом-студия Луиса Баррагана (Casa-Estudio Luis Barragán), Мехико, 1948

 

Наиболее ярко талант архитектора раскрылся в строительстве его собственного дома-студии (Рисунок 8). Архитектор прожил в этом доме вплоть до своей смерти в 1988 году. Позже здание было превращено в музей и имеет статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Любое произведение архитектуры, которое не выражает спокойствие, является ошибкой», - так считал сам Луис Барраган. Однако «спокойствие» Баррагана – это спокойствие ярких, несовместимых цветовых сочетаний, когда одна стена окрашена в розовый, а соседняя – в синий (Рисунок 9).

 

Рисунок 9. «Торрес де Сателите» (Torres de Satélite), Наукальпан, 1958

 

Рикардо Бофилл

 

Рикардо Бофилл (1939) – еще один знаменитый архитектор из Барселоны (Рисунок 10). Современный испанский архитектор, активно работает в наши дни, в том числе и в России. Его творчество построено на постмодернистской эстетике, основанной на идеях классицизма. В числе проектов, выполненных с его участием, находятся такие известные сооружения как: аэропорт и здание Национального театра Каталонии, головные офисы компаний Cartier и Christian Dior в Париже, небоскребы Shiseido Building в Токио, Dearborn Center в Чикаго и др.

Бофилл – мастер монохромной архитектуры. В раннем его творчестве, цвет отрывается от формы, создавая самостоятельное пространство, дополнительную реальность, активно взаимодействующую со средой.

 

Рисунок 10. Рикардо Бофилл

 

Жилой комплекс «Уолден 7» в Барселоне считается одной из самых известных работ Рикардо Бофилла (Рисунок 11). Это единое здание выдержано в постмодернистской эстетике. «Уолден-7» создает контраст с окружающей застройкой, выбиваясь не только формой, но и цветом, акцентируя свои собственные ритмы и смыслы. Внешние фасады здания решены лаконично в едином темно-красном тоне, а внутреннее пространство выкрашено в темно-синий и желтый. 14-этажное здание с 446 квартирами, расположенными вокруг пяти внутренних дворов, задумывалось, как центр некоторых общественных взаимодействий его жильцов. На крыше расположены два бассейна, в разных уровнях здания сделаны переходы, балконы, мостики и лестницы для того, чтобы жильцы могли переходить из одной его части в другую. Несмотря на обилие зелени, которую так любит архитектор, это темно-красное здание сложно соотнести с концепцией экологической, биологической архитектуры. Внешний вид и цвет говорят нам о том, что человеку интереснее взаимодействовать с другими людьми, а не с природой, что мы «общественные» существа, что нам важнее всего наш внутренний, человеческий социум.

Подобная мысль проходит через все творчество Бофилла, наиболее ярко отражаясь в подборе цвета для фантасмагорических его фантазий, наиболее явной из которых можно считать «Замок Кафки» (Рисунок 12). Здание, построенное еще в 1968 году, похоже на нагромождение кубов черного цвета с акцентированными белым небольшими проемами окон. Несмотря на свой брутальный облик, это жилое образование принесло молодому архитектору всемирную известность не в последнюю очередь и из-за необычного подбора цвета. 

 

Рисунок 11. Жилой комплекс «Уолден-7» Сан-Хуст-Десверн, Барселона, (1974)

 

 

Рисунок 12. El Castillo Kafka, Барселона, (1968)

 

Майкл Грейвс

 

Майкл Грейвс (1934 – 2015) – американский архитектор и дизайнер (Рисунок 13). Его работы вписываются в окружающую городскую среду потому, что при создании архитектурного облика здания, архитектор всегда учитывает историю и традиции той местности, района, где будет производиться строительство. Таким образом, несмотря на яркие, постмодернистские тона и необычные формы, здания Грейвса всегда воспринимаются вполне органично и интересно.

Одним из самых знаменитых зданий Майкла Грейвса с точки зрения цветового оформления, считается школа Св. Колетты в Вашингтоне. Эта школа была построена для детей с отклонениями в умственном развитии и здесь требовалось выполнить все так, чтобы все вокруг успокаивало и, между тем, радовало глаз. Форма и цвет этого комплекса зданий говорят сами за себя (Рисунок 14).

Рисунок 13. Майкл Грейвс

 

Рисунок 14. Школа Св. Колетты для детей с умственными отклонениями, Вашингтон, округ Колумбия, США, (2006)

 

Еще одним из знаменитейших сооружений, считающимся чуть ли не манифестом постмодернистского стиля, является комплекс зданий «Лебедя и Дельфина» в Диснейленде во Флориде (Рисунок 15). Цветовое пространство здесь характерно для постмодерна – зеленые цвета сочетаются с кирпично-красными и блеклыми синими, образуя веселую и немного отстраненную от реальности картину.

 

Рисунок 15. Комплекс Swan and Dolphin Resort в Walt Disney World, Флорида, США, (1990)

 

В архитектурном бюро Майкла Грейвса родилось множество проектов: отелей, административных зданий, музеев, выставочных залов и галерей, библиотек, спортивных сооружений, театров и индивидуальных жилых домов. За 30 лет существования, архитектурное бюро получило свыше 150 наград и премий. Вместе с П. Айзенманом, Р. Мейером и другими, Майкл Грейвс входит «Нью-Йоркскую пятерку» архитекторов, развивавших наследие Ле Корбюзье и идеи модернизма.

Однажды Майкл Грейвс так высказался о присутствии цвета в творчестве архитектора: «Мне, конечно же, нравится Борромини, его работа с архитектурной формой важна и для моей работы тоже, но какой смысл делать что-то, где нет цвета?»

 

Питер Кук

 

Английский архитектор Питер Кук (1936), преподаватель Королевской Академии Искусств (Рисунок 16). За заслуги на архитектурном поприще, он был посвящен в рыцари в 2007 году. Он также является командующим Ордена искусств и литературы Французской Республики. Он известен как один из создателей журнала «Аrchigram» в конце 1960-х годов, повлиявшего на развитие современных стилей и направлений в архитектуре. Archigram искал новые представления и концептуальные решения, непохожие на все, что создавалось в то время и ориентированные на будущее. Тогда были придуманы такие вещи, как:  подводные здания и передвигающиеся дома, даже целые мобильные города, способные перемещаться по мере надобности. Был разработан стиль в чем-то подобный движению «киберпанк» (Рисунок 16).

Рисунок 54. Питер Кук

В то время Питер Кук ставит перед миром вопрос: «Есть ли ограничения в архитектурном пространстве и, почему они так очевидны?» И вся его дальнейшая жизнь посвящается попытке преодолеть эти ограничения, в том числе и при работе с цветом (Рисунок 17). Его достижения были признаны Королевским институтом британских архитекторов в 2004 году, когда группа была награждена Королевской золотой медалью.

 

Рисунок 17. Художественный музей в Граце, Австрия, (2003)

 

Рисунок 18. Университет Экономики и Бизнеса в Вене, Австрия

 

Ричард Роджерс

 

Классик архитектурного искусства Ричард Роджерс (1933) не нуждается в представлении наравне с такими архитекторами как: Ле Корбюзье, Антонио Гауди или Норман Фостер (Рисунок 19). Его работы повлияли на становление нескольких современных признанных всеми архитектурных стилей. Однако надо сказать, что в колористическом плане, этот архитектор также привнес новые идеи. Самый известный проект Роджерса «Центр Жоржа Помпиду» (Рисунок 20, 21) – интересен не только своей специфической формой, но и применением цвета. Здание выглядит как некоторый характерный промышленный объект прямоугольной формы. Однако, все коммуникации в этом объекте намеренно декорируют внешний облик здания. Всевозможные трубы, лестницы и строительные леса, окрашенные в яркие тона, опоясывают здание, практически не оставляя свободного места.

 

Рисунок 19. Ричард Роджерс

 

Рисунок 20. Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция, (1977)

 

Если приглядеться, становится понятно, что применение цветов выполнено по определенной схеме – разными цветами обозначены разные коммуникации: красный для лестниц и лифтовых узлов, синий – для вентиляционных труб и коробов, желтым обозначены электрические провода, а зеленым окрашены водопроводные трубы и пожарная система. Таким образом, цвет играет некоторую «функциональную» роль, придавая сигнальное значение всей схеме.

В глубине коммуникаций прячется большой объем остекления, которое в ночное время подсвечивается разнообразными цветными подсветками (Рисунок 22).

Рисунок 21. Центр Помпиду в дневное время

 

 

Рисунок 22. Центр Помпиду в ночное время

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.111 (0.008 с.)