Предлагаем 16 игр с мячом для коррекционно-развивающей работы с детьми. Пять из них для педагога психолога, остальные для учителя-логопеда и учителя-дефектолога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предлагаем 16 игр с мячом для коррекционно-развивающей работы с детьми. Пять из них для педагога психолога, остальные для учителя-логопеда и учителя-дефектолога.



Игры с мячом для коррекционной работы педагога-психолога

Используйте игры с мячом, чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом. Помогите ребенку отреагировать переживания и высказать чувства к себе и другим в безопасной ситуации игры.

Цели: настроить детей на работу, поднять настроение, переключить внимание.

Инструкция. Попросите детей встать в круг и перебрасывать друг другу мяч. Когда ребенок кидает мяч, он называет по имени того игрока, кому его адресует, и добавляет: «Я бросаю тебе цветок/конфету/слона». Ребенок, который поймал мяч, отвечает на подарок, например: «Я очень люблю цветы, спасибо», «Это моя любимая конфета, спасибо», «Я еще никогда не катался на слонах, спасибо». Далее второй игрок бросает мяч.

Цели: помочь осознать свои эмоции и эмоции других людей, научить выражать и проговаривать свои чувства.

Инструкция. Дети становятся или садятся в круг. Передайте мяч по кругу и попросите каждого ребенка назвать одну эмоцию, которая мешает общаться. Дети могут выражать эмоцию движением, позой, мимикой, жестами, интонацией. Когда мяч вернется к вам, передайте его в другую сторону. Теперь участники перечисляют эмоции, которые помогают общаться. Меняйте тему игры, например, из-за каких эмоций дети ссорятся, а какие помогают мириться.

Цели: сплотить группу, развить внимание, пространственную ориентировку и крупную моторику.

Инструкция. Попросите детей встать в круг. Центр круга обозначьте мелом или обручем. Расстояние от центра круга до игроков должно быть один – три шага, в зависимости от количества детей. Выберите водящего и попросите его встать в центр круга.

Водящий высоко подбрасывает мяч и называет имя участника, который должен поймать его. Если ребенок ловит мяч, он водит, а водящий встает на его место. Если мяч упал на пол, дети разбегаются в разные стороны, пока водящий не поднимет мяч и не крикнет: «Стоп-коли-кола». После этого дети замирают, и игрок, вернувшись в центр круга, должен попасть мячом в одного из них. Ребенка, в которого попали, назначьте новым водящим. Если игрок промахнулся, он водит снова.

Чтобы усложнить игру, добавьте шаги. Перед началом игры обсудите с детьми, какие шаги они будут использовать. Например, гигантские (максимально длинный шаг на весь размах ноги), обычные, лилипутские (пятка одной ноги ставится вплотную к носку другой), зонтик (шаг с поворотом на 360 градусов), муравьиные (шаги на носочках, одна нога ставится сразу же перед другой), лягушка (один прыжок из положения сидя).

Проведите начало игры по инструкции выше. Когда игроки разбежались, попросите водящего поднять мяч и вернуться в центр круга. Водящий выбирает одного ребенка и пробует угадать, сколько шагов нужно сделать, чтобы коснуться его мячом. Можно выбрать разные шаги. Например: «До Ивана 4 гигантских шага, 7 лилипутских, 3 зонтика и 5 лягушачьих шагов». Водящий пытается выполнить условие. Остальных игроков попросите следить и громко считать его шаги. Если водящий справится, ребенок, которого он коснулся мячом, водит.

Цель: развить регулятивные компетенции, внимание, пространственное восприятие, умение работать в команде.

Материалы. Рулетка, один малый мяч (например, желтый), мяч бочче для каждого ребенка. Для бочче выберите мячи двух цветов поровну (например, 4 красных и 4 синих).

Инструкция. Разделите участников на две равные команды, например, по 4 человека. С помощью считалки выберите команду, которая будет кидать малый мяч. После того, как игроки бросят малый желтый мяч, команды выбрасывают мячи бочче. Первый мяч бочче выбрасывает команда, которая кидала малый мяч. Задача детей: бросить мяч бочче как можно ближе к малому. Затем свой первый мяч выбрасывает вторая команда. Разрешите игрокам выбивать мячи соперника. Команды выбрасывают свои мячи по очереди.

Когда дети выбросят все мячи, рулеткой отмерьте расстояния от каждого мяча бочче до малого мяча. Победителем выберите ту команду, у которой общее расстояние всех мячей до малого получилось меньше.

Цель: научить выражать чувства и эмоции, быть внимательным слушателем.

Инструкция. Попросите детей сесть в круг на ковре и скажите: «У нас есть волшебный мяч. Он умеет понимать послания и передавать его тому, кому оно предназначено. Кто хочет первым сообщить свое послание?».

Участник сообщает мячу послание, которое хочет передать одному из детей. Ребенок выбирает сверстника, но не называет имя. Попросите выразить сообщение жестами и действиями с мячом. Например, погладить, сжать мяч, погрозить ему пальцем. Ребенок перекатывает мяч участнику, к которому он обращался.

Адресат держит мяч в руках и думает над посланием, затем возвращает в центр круга. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не отправит свое послание.

После того как последний игрок передаст мячу свое сообщение, участники обмениваются мнениями. Начинайте обсуждение с того ребенка, который был первым адресатом первого игрока, и далее по очереди.

Каждый участник игры отвечает на вопросы:

1. Что по моим догадкам сообщил мне мяч? На этот вопрос адресат получает ответ «да» или «нет» от своего «корреспондента».

2. Соглашусь ли я с тем, что было сказано, как я был оценен? Удивлен ли я, что получил такое сообщение?

3. Как я себя сейчас чувствую? Этот вопрос важен для формирования умения строить «Я-высказывания», понимать свои и чужие чувства.

Игры с мячом для коррекционной работы учителя-логопеда

Учитель-логопед может проводить игры с мячом на групповых занятиях, чтобы расширить словарный запас и развить грамматические категории у детей.

Цель: обогатить словарный запас.

Инструкция. Учитель-логопед проводит игру с четырьмя детьми. Он начинает: «Мы знаем пять имен девочек: Аня, раз», передает мяч ребенку, «Катя, два», и так до последнего участника. Когда мяч пройдет круг, логопед предлагает другую тему, например, пять игрушек.

Игру можно усложнить. Участники заранее договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем. Игрок чеканит рукой мяч об пол. На каждый удар он называет одно слово на тему. Например: «Я знаю пять имен девочек. Аня – это раз, Катя – это два…». Следите, чтобы ребенок соблюдал ритм ударов. Далее игрок говорит слова на следующую тему. Если он сбился очередь переходит к следующему участнику.

Цель: закрепить слова-антонимы.

Инструкция. Дети встают в круг вместе с учителем-логопедом. Педагог называет слово и бросает мяч участнику. Задача ребенка: назвать антоним и вернуть мяч. Начать изучение антонимов можно с изолированных слов, например, зима – лето. Затем использовать словосочетания: светлый день – темная ночь. Если дети справляются, логопед может ввести предложения: днем светло, а ночью темно.

Цель: развить предикативный словарь.

Инструкция. Учитель-логопед бросает мяч ребенку и называет существительное. Ребенок отбивает мяч от пола или подбрасывает вверх и называет три действия, которые можно совершить с этим существительным. Например, лимон – можно съесть, помыть, выдавить. Участник возвращает мяч педагогу.

Цель: развить словарь, внимание и память.

Инструкция. Дети встают в круг вместе с педагогом. Логопед говорит: «Каждый знает, что круглым бывает…» и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает: «Круглым бывает яблоко». Участники бросают мяч по кругу и называют по одному круглому предмету. Пример заданий: что бывает зеленым, холодным, сладким, высоким.

Цель: сформировать обобщающие понятия.

Инструкция. Учитель-логопед дает задание: «Назови одним словом: яблоко, груша, лимон» и бросает мяч. Игрок ловит его, отвечает: «Фрукты» и возвращает. Примеры слов: стол, шкаф, кровать – мебель; тарелка, вилка, кружка – посуда; платье, брюки, шапка – одежда.

Цель: научить согласовывать числительные с существительными.

Инструкция. Учитель-логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Один стол». Ребенок ловит мяч, отвечает: «Два стола» и передает следующему игроку. Второй участник возвращает мяч педагогу и произносит: «Пять столов». Еще примеры: одна книга, две книги, пять книг; один банан, два банана, пять бананов; одно пальто, два пальто, пять пальто.

Игры с мячом для коррекционной работы учителя-дефектолога

В играх с мячом учитель-дефектолог может развивать речь, формировать логическое мышление и универсальные учебные компетенции. Интеллектуальные задачи и манипуляции с мячом активизируют мыслительный процесс.

Цели: настроить детей на работу, создать единую рабочую атмосферу, расширить кругозор, развить регулятивные компетенции.

Инструкция. Учитель-дефектолог задает вопрос, например: «Какое сейчас время года?», «Какой сегодня день недели?», «Как зовут соседа справа?», «Кто написал сказку “Мойдодыр”?», и бросает мяч ребенку. Когда ребенок ответит, педагог просит его вернуть мяч.

Цель: развить внимание и скорость реакции.

Инструкция. Учитель-дефектолог несколько раз подкидывает мяч. Дошкольники внимательно следят и считают, сколько раз он подкинул. Далее педагог просит ребенка или группу детей выполнить определенное действие

столько раз, сколько он подбросил мяч. Примеры действий: прокукарекать, подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, топнуть левой ногой, поднять вверх правую руку.

Цель: закрепить математические знания.

Инструкция. Учитель-дефектолог называет число и бросает мяч ребенку. Дошкольник должен назвать смежные числа: сначала меньшее, затем большее. Например, педагог говорит: «восемь», ребенок отвечает – «семь и девять». Игру можно проводить в индивидуальной и групповой форме занятия.

Цель: закрепить математические знания.

Инструкция. Педагог называет два несмежных числа и бросает мяч игроку. Ребенок в ответ перечисляет промежуточные числа. Например, учитель-логопед задает числа: «четыре и семь». Ответ ребенка – «пять и шесть».

Цели: расширить кругозор и словарный запас, развить реакцию и координацию.

Инструкция. Учитель-дефектолог проводит две линии: старт и финиш. Дети встают на линию старта, педагог встает перед ними. В начале игры дети вспоминают, что предметы могут по разному двигаться, например, утка – плавает, самолет – летает, заяц – прыгает.

В ходе игры педагог называет разные предметы и бросает мяч ребенку. Игрок ловит его и говорит, что делает этот предмет. Если ответ правильный, то делает шаг вперед, если нет – остается на месте. Например, «машина – едет» – ребенок делает шаг вперед; «пингвин – летает» – стоит на месте. Того, кто дойдет до финиша, педагог поздравляет с победой.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Шесть установок родителей, которые формируют вредные пищевые привычки у ребенка

Наталья Пронюшкина
психолог-консультант, педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 31 “Алые паруса”», г. о. Подольск

  1. Когда к вам обращаются родители с вопросом: «Как накормить ребенка, который плохо ест?», дайте им рекомендации. Что рекомендовать.
  2. На родительском собрании раздайте памятки «Что делать, если ребенок мало ест». Возьмите готовую памятку.

Чтобы заставить ребенка поесть, родители шантажируют его едой, ставят условия, грозят лишить подарка. В ответ он старается им угодить и ест, когда совсем не хочет. В статье – родительские установки, которые формируют неправильные пищевые привычки у детей.

Установка 1. «Ешь и получишь, что хочешь»

Мама или папа ставят ребенку ультиматум: если он не поест, то лишится чего-то приятного, будет наказан, например, «Съешь все, иначе не пойдешь гулять». При повторении сценария дошкольник усваивает формулу: чтобы родители дали желаемое, он должен поесть, даже если не хочет. Когда родители шантажируют ребенка едой, они формируют установку: «Я поем и получу то, что мне нужно». С возрастом установка перерастает в пищевую привычку. Подсознательно взрослый считает, что получение желаемого зависит от количества пищи, которую он съедает.

Рекомендация для родителей. Не связывайте еду с мотивацией. Не угрожайте ребенку за обедом, а расскажите, как еда поможет ему достичь своих желаний. Например, вместо фразы: «Ешь, а то на море не пойдем», скажите: «Нужно есть, чтобы были силы плавать и играть».

Установка 2. «Если поешь, все куплю»

Важно
Шантажом и жесткими условиями родители приучают ребенка много есть, даже если он не хочет. Такое поведение ведет к перееданию

Жесткие условия похожи на шантаж. Угрозу родители заменяют отношениями купли-продажи: «ты мне – я тебе». Ребенок просит что-то купить, а мама или папа взамен требуют съесть обед. К примеру, мама говорит ребенку: «Если поешь, получишь мороженое». Другой пример: ребенок спрашивает маму: «Можно мне машинку купить?». Ответ мамы: «Ну, я посмотрю, сколько ты съешь». Ребенок усваивает торговые отношения. Со временем он понимает, что «за еду» можно получить то, что хочешь: «Чем больше я съем, тем больше мне купят». Когда ребенок взрослеет, он продолжает есть и бессознательно надеется, что сможет выкупить желаемое.

Рекомендация для родителей. Если ребенок постоянно ест за подарки, то во взрослом возрасте это грозит ему перееданием. Не обсуждайте покупки и подарки за едой. Используйте подобные фразы: «Давай сейчас пообедаем, а потом обсудим, можем мы купить тебе машинку или нет».

Установка 3. «Не поешь, не вырастешь»

Родители хотят, чтобы ребенок рос и развивался, и переживают, когда он ест мало. Чтобы уговорить дошкольника поесть, мама или папа используют мотивацию от противного: «Если не будешь есть, не вырастешь». Ребенок усваивает родительскую установку: чтобы повзрослеть, надо есть. Он ест через силу, потому что боится остаться маленьким. Ребенок бессознательно может поменять установку: «Чтобы остаться „маленьким“, нужно не есть» – он отказывается от еды. Во взрослом возрасте эта установка может трансформироваться в страх ожирения и привести к анорексии.

Рекомендация для родителей. Волноваться за здоровье и развитие ребенка – нормально. Не заставляйте его есть через силу, переедание нанесет вред здоровью. Расскажите ребенку, для чего человек ест. Сформулируйте позитивную установку: «Нам нужна еда для того, чтобы жить и быть здоровыми».

Установка 4. «Пока ешь, смотри мультики»

Справка
Ребенок устает, когда ест под мультики. Он одновременно воспринимает вид, запах и вкус пищи, пытается понять смысл мультфильма

Родители включают мультфильмы, чтобы ребенок смотрел и ел одновременно. Они объясняют, что пока малыш отвлекается на телевизор или телефон, им «проще» кормить его: «Пока он будет смотреть, хоть что-то в него впихну». Они жалуются, что без телевизора ребенок ничего не ест.

Если дошкольник одновременно смотрит телевизор и ест, его организм перенапряжен. Ребенок устает физически, из-за чего устраивает истерики, капризничает, не слушается взрослых, не может уснуть.

Когда родители кормят малыша под телевизор, они формируют у него условный рефлекс. При просмотре телевизора ребенок будет чувствовать голод и привыкнет к перекусам. В результате нарушается обмен веществ, развивается ожирение. Когда ребенок приходит в детский сад, условный рефлекс нарушается. Дошкольник отказывается от еды, и воспитатели должны приучить его есть без гаджетов.

Рекомендация для родителей. Не включайте телевизор или телефон на время приемов пищи. Измените ситуацию на уровне семейных ценностей: «В нашей семье не принято есть с включенным телевизором и пользоваться гаджетами во время еды. Фильм посмотрим после обеда».

Установка 5. «Я люблю тебя, когда ешь»

Родители сердятся на ребенка за то, что он мало ест, осуждают и заставляют есть. Например: «Вечно тебе все не вкусно! Быстро ешь! Сколько можно тебе говорить! Бери ложку и давай!». Дошкольник чувствует, что родители им недовольны, и боится потерять любовь мамы и папы.

Потребность в родительской любви – базовая потребность детей. Ребенок, который не чувствует любви родителей, несчастен. Малыш воспринимает мир целостно, не разделяет его на части. Мама, ее любовь, крик и суп сливаются для него в одно негативное переживание. Ребенок чувствует условную любовь: «мама будет меня любить, если я поем».

Родители формируют привычку «заедать» отрицательные эмоции. Когда человек чувствует себя нелюбимым или испытает негативные эмоции, он ест. Взрослый наберет вес, но не решит проблем.

Рекомендация для родителей. Если ребенок ест мало и неохотно, у него нет аппетита, не изменяйте ситуацию криком или упреками. Устраивайте большие прогулки и вместе путешествуйте. Найдите информацию о полезной пище и измените рацион ребенка. Поиграйте в игру «ресторан», чтобы изменить мотивацию дошкольника. Во время еды не заставляйте ребенка, а просите: «Съешь, сколько сможешь».

Установка 6. «Если не есть – будешь дурой»

Важно
Ребенок хочет быть хорошим и любимым, поэтому ест, даже если нет аппетита

Мама, устав заставлять ребенка есть, срывается: «Эта дура опять не ест». Папа, пытается оправдать дочку и говорит жене, что ребенок уже наелся и просто больше не хочет. Мама в ответ кричит: «Не защищай ее!». Ребенок делает вывод: «Если не есть – будешь дурой». Девочка чувствует обиду на маму, так как та считает ее дурой, потому что она мало ест. Ребенок хочет быть хорошим и любимым, поэтому старается есть, при этом подавляя рвотный рефлекс. Ее задача съесть как можно больше, чтобы мама считала ее хорошей и умной.

Рекомендация для родителей. Интеллект и количество еды никак не связаны в реальности, но девочка запомнит, что чем больше она съест, тем умнее и лучше она будет. Со временем ребенок будет есть для того, чтобы мама и папа не считали ее глупой. Если у этого дошкольника в будущем будет неразрешенный конфликт с вами, он начнет прибегать к пище для того, чтобы угодить вам.

Исключения из правил. Есть дети, которые не испытывают чувство голода, очень избирательны в еде, плохо набирают вес. Они не умеют чувствовать свое тело, не могут уловить сигналов голода. Их родители обеспокоены и обращаются к врачам и психологам за помощью. Это единственно правильный подход. Только специалист может понять причину и помочь родителям преодолеть эти трудности.

СКАЧАТЬ
памятку для родителей

Памятка для родителей

 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Как улучшить поведение трудного ребенка.

 

 

Рекомендации воспитателям

Наталия Авдеева
канд. психол. наук, профессор кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой МГППУ, Москва

  1. Как воспитателю добиться, чтобы дошкольники его слушали и реагировали на просьбы. Три способа.
  2. Четыре ситуации с трудным ребенком, в которых может оказаться воспитатель. Рекомендации, как их решить.

Дети устают от бесконечных требований воспитателей: «Прекратили игру, все идем на обед», «Хватит разговаривать, пора одеваться на прогулку», «Быстро пошли мыть руки». У ребенка возникает «смысловой барьер»: воспитатель говорит ему, но он как будто не слышит. Есть три способа, как исправить ситуацию. Расскажите о них воспитателям.

Способ 1. Позвонить в колокольчик или включить запись музыкальных мелодий. Так внимание ребенка переключится на педагога.

Способ 2. Сопровождать режимные моменты детей раннего возраста стишками и потешками. Это поможет ребенку регулировать свое поведение.

Способ 3. Использовать положительные и отрицательные персонажи кукольного театра, чтобы воспитать ребенка.

Нажмите на картинку,
чтобы увидеть ее
в полном размере



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.085 с.)