Коррекционная и развивающая работа. Регламент работы -Как организовать и провести акцию в ДОО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционная и развивающая работа. Регламент работы -Как организовать и провести акцию в ДОО



Регламент работы

  • -Как организовать и провести акцию в ДОО

Психологическая диагностика

  • -Диагностические расстановки на игрушках

Консультирование

  • -Как правильно наказывать детей

Коррекционная и развивающая работа

  • -Программа подготовки детей с ДЦП к первому классу

Психопрофилактика

  • -Создаем условия для позитивной социализации дошкольников
  • -Психологический практикум для педагогов «Играя укрепляем психическое здоровье»

Психологическая коммуникация

  • -«Конструктор» для пиратского квеста к 23 февраля
  • -Занятие для родителей «Семья – это мир, в котором нам уютно» в рамках семейного клуба

Регламент работы

Как организовать и провести акцию в ДОО

А.Ю. Кремлякова
педагог-психолог МАДОУ детский сад № 30 комбинированного вида «Аленушка», г. Белебей

Взаимодействие педагога-психолога с родителями во многом определяется теми формами и методами, которые он использует. Чем оригинальней они и интересней, тем большее количество мам и пап участвуют в жизни детского сада, тем выше доверие к ДОО, а значит, лучше результаты воспитания детей. Одну из таких форм, которая позволит объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса, предлагаем использовать в своей работе.

Взаимодействие с семьей — важная составляющая деятельности ДОО. Чтобы оно было эффективным, необходимо использовать новые формы. Одна из них — акции. Они отлично подходят как дополнение к индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей, консультативной работе.

Акция в ДОО — что это такое

Цели акций — создать благоприятный психологический климат, способствующий эффективному преодолению и профилактике нарушений в речевом и психическом развитии воспитанников, оптимизировать формы общения педагогов с детьми, коллегами, родителями.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Акция (лат. — actio) — действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.

Не каждый родитель может выделить время, чтобы посетить тренинг, особенно если он включает несколько встреч по 1,5–2 часа. Родительские собрания, круглые столы формальны, часто неинтересны, поэтому многие родители стараются их избегать, ссылаясь на загруженность на работе и прочие дела. Акция, в зависимости от цели, охватывает как всех родителей воспитанников одной группы, так и детского сада в целом. Это объясняется тем, что акции отнимают мало времени, они просты, увлекательны и дают возможность сразу увидеть результат собственного участия. Притом что акция — групповой метод работы, она затрагивает непосредственно каждого участника: ребенка, родителя, педагога.

Акция несет в себе большой коррекционный потенциал. Поглощенность мам и пап бытовыми делами и материальными проблемами, их собственные психологические трудности мешают им понимать ребенка и принимать его таким, какой он есть. Акция помогает сплотить семьи, позволяет родителям стать ближе к своим детям, укрепить отношения с ними, сформировать ценностное отношение к близким людям, а детям — получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить любовь и нужность.

Акция «Солнце семейных традиций»

Проводится в виде небольшой детско-родительской встречи. Привлеките к ней родителей воспитанников одной группы или групп детей одного возраста (например, старших или подготовительных групп).

Цели:

  • укрепить детско-родительские отношения;
  • сформировать ценностное отношение к близким людям;
  • получить позитивную обратную связь от родителей;
  • сплотить семью.

Формы и методы проведения:

  • беседа с детьми и родителями на тему «Семейные традиции»;
  • представление родителями семейных традиций в виде красиво оформленного письменного рассказа;
  • оформление стенда.

Подготовительная работа: изготовьте эскиз для стенда в виде большого солнца, отдельно — «солнечные лучики» из картона. Это можно поручить педагогам1.

Длительность: 1 день.

Пример беседы с родителями: У каждой семьи своя «душа», в которой есть и «цветущий райский сад», и «родники живой воды», и «могучие дерева», уходящие ветвями высоко в небо, а корнями — глубоко в землю… Добрые традиции укрепляют, «животворят» семью.

В каждой семье существуют свои привычки или занятия, которые доставляют радость всем домочадцам. У всех они разные, но служат одной цели — укреплению внутрисемейных отношений. Особенно это действенно для детей: такие занятия дают им ощущение соучастия, в котором они особенно нуждаются.

Семейные традиции демонстрируют миру уникальность семьи. И ребенок учится гордиться своей семьей — ее атмосферой, особым командным духом, поддержкой и взаимовыручкой. Семейная команда — разновозрастная, ее члены — представители разных поколений. Соблюдая правила, ритуалы и традиции своей семьи, дети учатся у старших взаимодействию и взаимоуважению, заботе и умению доставлять радость друг другу.

Замечательные традиции были в семье Льва Николаевича Толстого. К примеру, вместе с Софьей Николаевной дети вырезали картонные фигурки («скелетцы»), которые вешали на елку и на празднике дарили крестьянским детям.

В семье Марины Цветаевой новогодние подарки разыгрывались в веселой лотерее.

У многих есть замечательная традиция — вырезать снежинки и развешивать их на дверные ручки соседей. Приятный новогодний сюрприз.

В одной семье приняты совместные занятия спортом, в другой — воскресные семейные прогулки. Казалось бы, какая же это семейная традиция? Обычная прогулка выходного дня! Однако дети с нетерпением ждут субботы или воскресенья, чтобы папа, работающий с утра до позднего вечера, провел с ними свободное время. Пока они всей семьей гуляют по парку, малыши без устали делятся с родителями всем тем интересным, что с ними произошло за неделю. А для маленького человечка любое событие важно, каким бы незначительным ни казалось оно взрослым.

(Выставите перед родителями эскиз стенда и «солнечные лучики».)

У каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Традиции, как солнечные лучи, согревают каждого члена семьи. Пожалуйста, опишите традиции своей семьи на солнечном лучике.

А теперь давайте по очереди приклеим лучики к нашему солнышку. Посмотрите, как оно засияло.

Цели:

  • повысить ответственность родителей за изменение социальной роли ребенка;
  • побудить к рефлексии позитивных родительских чувств.

Формы и методы проведения:

  • совместное изготовление детьми и родителями «дома счастливого ребенка»;
  • беседа с родителями по окончании строительства с обсуждением результатов.

Подготовительная работа:

  • напишите объявление для родителей;
  • вместе с детьми изготовьте пригласительные билеты;
  • в помещении, где находятся шкафчики для детской одежды, разместите большой стол (желательно круглый), разложите разнообразный материал — игровой (конструктор, машинки, фигурки людей, животных и др.), природный (веточки, камешки, шишки, песочек, высушенные листья, цветы и т. д.), изобразительный (цветная бумага, краски, фломастеры, карандаши, мелки), а также ножницы и кисточки.

Текст объявления

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А счастье — это когда рядом мама и папа, бабушки и дедушки, когда есть любимые и интересные игрушки, веселые друзья, когда есть место для всех — уютный дом. В этом доме всем тепло. В нем собираются друзья, слышен смех и всем хорошо друг с другом.

Уважаемые родители, давайте попробуем построить вместе с детьми «Дом счастливого ребенка». У нас есть полянка и игрушки. Вы можете брать все, что захотите.

Пофантазируйте! Постарайтесь в процессе строительства передать свое настроение, пожелание добра и света малышу.

Скачать текст объявления в pdf

Длительность: 1–2 недели.

Инструкция. Каждое утро в течение недели вместе с воспитателем (если возможно, то и с узким специалистом) вы встречаете детей и родителей и подводите к столу с инвентарем.

Как правило, строить дом начинают дети. Родители первое время остаются сторонними наблюдателями, лишь улыбаются или комментируют действия ребенка. Но с каждым днем вовлеченность родителей в процесс создания «дома» возрастает. Уже через пару дней дети и родители, еще не успев раздеться, подбегают к столу и приступают к строительству. В ход идут не только подготовленные материалы, но игрушки и детали, специально принесенные из дома.

Наблюдая за совместным творчеством детско-родительской пары, обратите внимание: планируют ли родители и дети свои действия в процессе строительства или воплощают то, что обсудили накануне дома.

 Естьродители, которыене тольконе принимаютучастиев акции, но и не обращаютвниманиена ребенка, стараютсябыстрееуйти. В такихситуацияхважноподдержатьребенка, ободритьи пер еключить его внимание.

По окончании строительства пригласите родителей на небольшую беседу, во время которой обсудите с ними акцию, результаты участия в ней детей, обменяйтесь мнениями, проведите рефлексию.

Когнитивную и эмоциональную рефлексию можно провести в двух формах:

  • вербальной — ответы на вопросы («Какие чувства и ощущения, мысли у вас возникли в процессе/по окончании строительства?», «Что нового вы узнали о себе и своем ребенке?», «Что запомнилось, понравилось/не понравилось?);
  • невербальной — например, это может быть «цветное» голосование, рисование и проч. «Цветное» голосование поможет оценить эффективность проведения акции. Для этого предложите родителям анонимно нарисовать на листочках галочку или любой другой рисунок того цвета, который соответствует их эмоциональному состоянию, настрою. При анализе ответов используйте значения цветов.

Значения цветов

Красный — узнал много нового и интересного, хочется перемен к лучшему и знаю, что для этого нужно сделать.

Желтый — хорошо провел время, взаимоотношениями с ребенком я доволен.

Зеленый — состояние растерянности, есть над чем задуматься, возможно, нужна помощь психолога.

Синий — мог бы провести время с большей пользой в другом месте, ничего нового для себя не узнал.

Карточки с «голосом» родители оставляют перед уходом в импровизированном «почтовом ящике». Результаты «цветного» голосования помогут понять, нужны ли дополнительная коррекционная работа (например, детско-родительские тренинги) или консультации для отдельных родителей.

Рефлексию с детьми проведите в виде рисования, после чего оформите выставку детских работ.

Акция «Мамина колыбельная»

Проводится с родителями младшей группы, которую посещают дети 3–4 лет.

Цели:

  • укрепить детско-родительские отношения;
  • сплотить семью.

Формы и методы проведения:

  • запись мамами колыбельных песенок;
  • оформление аудиосборника.

Инструкция. Колыбельные успокаивают детей, а если это еще и мамина колыбельная, то она и дом напоминает, и удовольствие доставляет.

Предложите каждой маме записать на аудионоситель колыбельную песенку, которую она поет дома своему малышу. В результате получится сборник из 20–25 песенок.

Сборник могут использовать воспитатели, когда будут укладывать детей на дневной сон. При этом воспитанники сами могут выбирать колыбельную.

Акция «Цветы для мамы»

Проводится с родителями одной группы или всего сада.

Цели:

  • укрепить детско-родительские отношения;
  • сформировать ценностное отношение к близким людям;
  • создать праздничное настроение.

Форма проведения: индивидуальная беседа с детьми на тему «Мамин праздник».

Подготовительная работа: изготовьте эскиз для стенда в виде корзины; напишите объявление для родителей, привлекающее внимание к корзине цветов.

Длительность: 1–2 дня.

Инструкция. В канун 8 Марта предложите детям совместно с папами вырезать из плотной бумаги разноцветные цветы. На лицевой стороне они пишут пожелания для мамы. Затем цветы наклейте на фон-заготовку или вставьте в специальные прорези в стенде.

Акция «Кораблики мечты»

Проводится с детьми одной или всех подготовительных к школе групп в середине мая, перед выпускным вечером.

Цели:

  • сформировать позитивное целеполагание;
  • укрепить детско-родительские отношения;
  • создать праздничное настроение.

Форма проведения: беседа с детьми на тему «Моя мечта».

Подготовительная работа: изготовьте эскиз для стенда в виде поверхности моря; кораблики в технике оригами — каждый ребенок делает свой (на групповом занятии или индивидуально); организуйте выставку.

Длительность: 1 неделя.

Беседа с детьми на тему «Моя мечта»: Дорогие ребята! Скоро вы покинете стены детского сада. Вы выросли. Впереди вас ждет школа, новые знания, открытия, новые друзья, интересная жизнь. Пусть все, о чем вы мечтаете, — сбудется, пусть все ваши идеи и задумки претворятся в жизнь. Ребята, а о чем вы мечтаете? Расскажите мне по секрету.

Примечание. Ответ каждого ребенка вы или воспитатель записываете на бумажных парусах, которые ставите в центр изготовленных детьми корабликов. Затем все кораблики крепите к стенду.

Акция «Письмо маме»

Модификация разработки Ю.С. Кузнецовой, Н.А. Погуляевой.

Проводится с родителями одной группы или групп одного возраста (например, подготовительных групп, которые посещают дети 6–7 лет). Эту акцию можно приурочить ко Дню Матери или к 8 Марта.

Цели:

  • укрепить детско-родительские отношения;
  • сформировать ценностное отношение к близким людям;
  • получить позитивную обратную связь от родителей.

Формы и методы проведения:

  • беседа с детьми на тему «Моя мама»;
  • письмо маме с использованием техники незаконченных предложений.

Подготовительная работа: изготовьте эскиз для стенда, конверт, разработайте и оформите бланк письма, организуйте выставку.

Скачать бланк письма в pdf

Длительность: 1–2 дня, в зависимости от количества детей, участвующих в акции.

Комментарий. Формирование детско-родительских отношений — сложный процесс. Преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере педагогики и образования, часто испытывают трудности в установлении контакта с детьми.

В дошкольном возрасте ребенок ощущает сильную потребность в любви самого близкого человека — мамы. Поэтому акция «Письмо маме» — замечательная возможность для него сказать ей добрые слова, выразить свои чувства, увидеть ответную реакцию любви к себе. Это укрепляет отношения ребенка и мамы.

Отрывок из беседы «Моя мама»: Ребята, у нас с вами есть замечательная возможность признаться своим мамам в любви. «Мама», «мамочка» — так зовем мы самого родного и близкого человека. И этот человек для каждого из нас самый лучший на свете. В понимании взрослых и детей мама — самое святое, самое душевное, теплое, родное, светлое в этом мире.

Мама — самый главный на свете человек. Мама дает жизнь каждому из нас, заботится, беспокоится за нас, в любую радостную и трудную минуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит. Если ты вдруг обидел дорогого человека, то нужно обязательно попросить прощения. Подойди к маме, обними ее, нежно скажи: «Прости». Сделай маме что-нибудь приятное, она будет этому очень рада.

Любовь мамы безгранична, именно она поддерживает нас всю жизнь. Но нередко мы забываем самому близкому человеку — маме — сказать спасибо, сказать, что любим. Потому что думаем, что мама об этом знает. А ведь часто маме так не хватает именно этих слов.

Примечание. После беседы предложите воспитанникам написать письмо маме, а в конце дня — вручить.

Акция «Конверты любви»

Модификация разработки М. Бакиной.

Проводится с детьми одной или нескольких групп.

Цели акции:

  • укрепить детско-родительские отношения, взаимоотношения со сверстниками и воспитателями;
  • сформировать ценностное отношение к близким людям и сверстникам;
  • сплотить детский коллектив;
  • получить позитивную оценку от родителей, воспитателей и детей.

Формы и методы проведения:

  • беседа с детьми старшей и подготовительной групп на тему «Мои друзья»;
  • создание «конвертиков любви» с прикрепленными к ним детскими портретами.

Длительность: 1 месяц.

Инструкция. После беседы предложите детям сделать конверты из плотного разноцветного картона (заготовки формата А4 делает воспитатель), на лицевой стороне которых каждый рисует автопортрет и подписывает его. Готовые конверты прикрепите к личным шкафчикам.

В конверты дети кладут друг другу записки, забавные открытки, маленькие конфетки, игрушки (например, из киндер-сюрпризов), рисунки. Делать это они могут, когда хотят поддержать, обрадовать друг друга.

К игре обязательно привлеките родителей и воспитателей. Если у ребенка с утра плохое настроение, его кто-то обидел, у него не получился рисунок, нужно его поддержать. Воспитатель может положить в конверт записочку со словами одобрения. Если ребенок часто скучает по родителям, то мама может написать ему письмо — обещание скорой встречи с признанием в любви.

Детям необходимо чувствовать внимание, тепло и любовь близких людей: мамы, папы, дедушки и бабушки. А для воспитателя это возможность поддержать и оценить достижения ребенка на занятиях и в группе.

По мере снижения интереса к «конвертам любви» их необходимо снимать со шкафчиков. Через
2–3 месяца игру-акцию можно повторить, она будет воспринята с радостью.

Акцию можно провести в помощь детям со зрительными (амблиопия, косоглазие) и речевыми (ОНР, заикание) нарушениями, которым трудно выражать свои чувства и эмоции. Неразвитые коммуникативные навыки осложняют их общение со сверстниками в детском саду и близкими взрослыми.

Акция «Елочка желаний»

Авторская разработка совместно с А.А. Фазлетдиновой.

Проводится с родителями детей одной группы или всей дошкольной образовательной организации.

Цели:

  • укрепить детско-родительские отношения;
  • сформировать ценностное отношение к близким людям.

Форма проведения: индивидуальная беседа с детьми на тему «Новый год — праздник исполнения желаний».

Подготовительная работа:

  • изготовьте эскиз для стенда в виде елочки. Елочку можно сделать из цветного картона и бумаги, сшить в технике печворк; можно использовать маленькую искусственную елочку. Как вариант вместо елочки можно сделать эскиз мешка Деда Мороза;
  • разработайте и оформите «елочные игрушки» — они могут быть в виде еловых шишек, фонариков, конфет, хлопушек, подарков, сосулек, звездочек, вырезанных из цветного картона. На лицевой стороне «елочной игрушки» напишите имя ребенка;
  • напишите красочное объявление для родителей, которое привлечет их внимание к «елочке желаний». Для объявления можно использовать мишуру, конфетти, серпантин. Некоторые в качестве «блесток» используют битые елочные игрушки, наклеивая их на бумагу — но в этом случае помните о безопасности. Отклеившийся осколок может поцарапать;
  • организуйте выставку.

Длительность: 1–2 недели.

Инструкция. За неделю до новогодних утренников проведите с каждым ребенком индивидуальную беседу. Беседа может быть такой: «Ты знаешь, какой скоро праздник? Правильно, Новый год! Праздник исполнения желаний и подарков. А кто самый главный волшебник на этом празднике? Правильно — это Дед Мороз. Что бы ты попросил у Деда Мороза для себя? А для мамы? Для папы? Для бабушек и дедушек? А для своих друзей? (Ответы ребенка запишите.) Спасибо. При встрече с Дедом Морозом я обязательно передам ему все твои пожелания».

После беседы ответы детей запишите на елочных шарах и прикрепите их к елочке так, чтобы, прочитав имя ребенка, можно было повернуть шар и узнать его пожелание. Елочку вместе с объявлением для родителей поместите на видное место в группе или в фойе.

Из опыта проведения акции. Конечно, многие дети хотят, чтобы им подарили на Новый год игрушки (машинку, куклу, конструктор), сладости, развлечения (фейерверк, поход в какой-либо магазин или ресторан быстрого обслуживания, в цирк или океанариум).

Но встречаются и такие пожелания: «Хочу, чтобы мама с папой не ругались. И папа снова жил с нами», «Хочу, чтобы мама нашла работу и больше не переживала», «Пусть папа больше со мной играет», «Хочу пожелать сестре, чтобы она со мной не ругалась и не дралась», «Дедушке нужны таблетки, чтобы не болел», «Хочу, чтобы мама всегда оставалась красивой, чтобы не кашляла и не старела».

Ребенок, недавно потерявший деда, пожелал, «чтобы мама и папа жили очень-очень-очень долго». С такими детьми необходимо побеседовать, поддержать теплыми словами, погладить, обнять, сказать, что все наладится.

НА САЙТЕ

e.stvospitatel.ru

Получите демодоступ и читайте в электронном журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», № 6, 2016 статью Н.М. Шафран «Наши увлечения родом из детства: беседа с родителями о значении совместного с ребенком досуга».

Встречаются и «волшебные» новогодние желания: «Хочу волшебную палочку, как у Гарри Поттера», «Хочу стать феей», «Хочу все сокровища, какие есть на свете», «Хочу, чтобы котенок иногда говорил».

Вместо елочки с шарами можно вместе с детьми смастерить бумажную гирлянду пожеланий и повесить ее в раздевалке. В небольшом детском саду елочку можно сделать одну на всех, в многокомплектном — по одной на группу.

1 Здесь и далее к предварительной работе привлекайте педагогов.>>вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая диагностика

Диагностические расстановки на игрушках

А.В. Фокина
канд. психол. наук, доц. каф. возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва

Скрываемые или неосознанные стороны семейных отношений часто недоступны для диагностирования. Какая диагностическая техника поможет в этом случае? Используйте игрушечную семью. С ее помощью вы деликатно выявите особенности взаимодействия в конкретной семье. Эта техника эффективна и в ситуации, когда ребенок в силу возраста или других причин не может описать или выразить в рисунке свои переживания. Игрушечная семья покажет, как он воспринимает реальную семейную ситуацию.

Методический арсенал педагога-психолога в числе прочих рабочих материалов содержит набор деревянных фигурок, изображающих семью. В нем есть фигурки пожилой пары («бабушка» и «дедушка»), мужчины и женщины («мать» и «отец»), мальчика и девочки («сын» и «дочь»), младенца («малыш»). Этот набор можно использовать для проведения диагностических расстановок не только в работе с детьми, но и со взрослыми (по проблемам семейных отношений — детско- родительских, сиблинговых, супружеских, межпоколенных).

Диагностические расстановки на игрушках занимают от 10 минут до получаса. Они хорошо мотивируют на работу и достаточно просты в использовании, если знать, на какие признаки обращать внимание. Если готового набора нет, предложите произвольный. В нем должны быть игрушки разного «пола» и «возраста», в том числе они могут изображать и неодушевленные предметы. Принципы работы, интерпретации игрушечной расстановки остаются теми же, что и для готового набора.

Как проводить расстановку

Один из способов использования кукольной семьи в индивидуальной работе — расстановка фигурок, выполняемая дважды.

Предупредите заранее ребенка или взрослого, что беседу, сопровождающую работу, и его действия вы будете записывать. С его согласия вы также можете сделать фотографии получившихся расстановок. Они пригодятся вам при составлении характеристик и рекомендаций. Помните: запись беседы и фотографии — конфиденциальный материал.

Приступая к работе, предложите сначала расставить фигурки так, чтобы они изобразили семью ребенка или взрослого «сейчас», затем — как он хотел бы, чтобы было.

Во время работы с фигурками воздержитесь от выражения удивления
(«О, вы взяли для себя фигурку бабушки!»), подсказок («Ты не поставила сестричку»), оценочных комментариев («Мама-то над всеми возвышается»).

Вы можете уточнить детали («Ты взял первую фигурку — это кто в твоей семье?») или задать открытый вопрос типа: «Расскажи об этой семье — что поменялось?», «Как изменились отношения между членами семьи?».

Если клиент попросит рассказать, что вы узнали в результате данной работы, сделайте это обязательно вне зависимости от его возраста. При этом используйте понятную лексику, избегайте категоричных высказываний и советов.

Обе диагностические пробы характеризуют то, как клиент переживает отношения в семье, т. е. представляют собой субъективную и индивидуальную картину.

Первая расстановка — метафора отношений в семье; вторая — иллюстрирует представления и пожелания к тому, как эти отношения можно улучшить. Пожелания не являются прямым руководством к действию, а заслуживают анализа с точки зрения того, где находятся области особого дискомфорта клиента. Более диагностична, как правило, первая картина.

Как интерпретировать результаты

Интерпретация получившейся расстановки строится по аналогии с методикой «Рисунок семьи»: проанализируйте выбор фигур, порядок их расстановки, взаимное расположение и направление взаимодействия между персонажами. В совокупности все это наглядно покажет переживаемую клиентом атмосферу и структуру семейных отношений.

Выбор фигурок

Выбор фигур говорит о том, каким видит клиент возраст, пол, некоторые ролевые черты реальных людей. В первую очередь интересно, какую из них он выберет для себя.

В половине случаев клиенты выбирают фигурку, отличающуюся по полу или возрасту от своих фактических данных. Например, сверхзаботливый отец выбирает для себя фигурку бабушки. Избегающая взрослой позиции мать — девочки-подростка. Волевая и решительная бабушка — мужчины.

Примечательно, что когда клиенты выбирают фигурку, которая имеет другой пол и возраст, чем их собственные, они этого не замечают либо говорят, что «другие фигурки точно не подойдут». Иногда только по завершении работы они с изумлением обнаруживают нестыковки — например, выбранную на роль отца фигурку женщины с косичкой.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Парентификация — семейная ситуация, при которой ребенок вынужден рано стать взрослым и принять на себя опеку над своими родителями.

Отнеситесь внимательно к возрасту и полу используемых фигурок. Самоидентификация с определенным возрастом (я младенец, я ребенок, я подросток, я взрослый, я пожилой) — важный фактор в работе с семьей. Например, соотношение выборов «супруг — взрослый, я — ребенок» может свидетельствовать о неравной позиции во взаимодействии, когда от другого ожидается забота и преобладание долженствования. Выбор взрослых фигурок на роли детей, детских или подростковых — на роли взрослых, фигурок одного возраста на роли ребенка и родителя указывает на парентификацию, т. е. смешение ролей в семье, когда взрослые и дети в вопросах власти, а иногда и обязанностей, поменялись местами.

Пол выбранных фигурок отражает гендерную идентичность («с каким полом внутренне идентифицируюсь, какие черты в себе ощущаю») и типичные поведенческие особенности. Если пол фигурки отличается от пола реального человека, если такие выборы сделаны в отношении супружеской пары, то можно говорить об инверсии (перевороте) ролей: женщина исполняет психологические функции мужчины, и наоборот. Например: выбор мужской фигурки для женщины указывает на ее доминирование, властность, рациональность. Выбор женской фигурки для мужчины — на его мягкость, эмоциональность, готовность подчиниться, на второстепенную роль.

Порядок выставления фигурок

Последовательность расстановки фигурок свидетельствует о значимости членов семьи. Первыми клиент выбирает наиболее важных родственников, второстепенных выставляет позже. Начало работы с выбора фигурки, изображающей самого клиента, является нормальным и естественным. В сочетании с расположением собственной фигурки в центре всей композиции это свидетельствует об определенном эгоцентризме в восприятии семейных отношений, переживании событий в семье как относящихся в первую очередь к себе. Клиент рассматривает их скорее не в системе всех отношений, а исключительно с позиций того, «каково в этом мне, какое значение это имеет именно для меня».

Исключение какого-либо члена семьи из расстановки кукол говорит о том, что клиент переживает из-за невключенности персонажа в семейное взаимодействие. Если он не выставляет фигуру, которая изображает его самого, — в этом случае клиент ощущает себя изолированным от остальных.

Порядок выбора фигурок показывает, какие диады и триады существуют в семье: членов диады или триады клиент выбирает сразу одного за другим («Это я, а это Сережа», «Это родители», «Еще есть Катя»).

Перемещение куклы туда-сюда, исправление ее места в расстановке (поставил, но затем переместил, снова поменял местами) — показатель амбивалентного отношения к персонажу, которого кукла замещает.

Расположение фигурок

Расположение кукол относительно друг друга говорит об уровне близости между членами семьи, о том, какое место в семейной системе занимает каждый, какие отношения строит с остальными.

О психологической близости можно судить по близости кукол друг к другу. Это относительный показатель, он измеряется не сантиметрами, а сравнительной удаленностью фигурок:

  • фигурки двух персонажей расположены ближе друг к другу, чем к остальным, — это говорит о близости;
  • куклы сцеплены, держатся друг за друга, одна на другой — симбиотические отношения;
  • куклы дистанцированы друг от друга — отчужденность.

Поскольку диагностическая процедура разворачивается в трехмерном пространстве, визуально можно судить о следующем:

  • какое место в семейной системе занимает каждый из членов семьи — в центре, в паре с кем-то, в отдалении;
  • с кем клиент близок, а от кого отгораживается фигурками других персонажей;
  • в какое окружение помещает каждого члена семьи.

Наиболее интересный показатель — куда клиент ставит себя, какое место в семье он ощущает своим (центр, периферия, на дистанции), какие переживания это вызывает. Последнее вы поймете из слов, сопровождающих расстановку фигур.

Наблюдая за выставлением фигурок, обратите внимание на то, как клиент располагает куклу, изображающую его самого: поворачивает к себе (реальному) лицом или отворачивает от себя, — это показатель открытости или закрытости собственного эмоционального опыта, связанного с семейными отношениями, готовности слышать самого себя.

К взаимному расположению кукол относится так называемая геометрия семейного пространства — линии и фигуры, образованные куклами на плоскости и в пространстве1. Вертикальная или горизонтальная установка кукол говорит о том, во взрослой (вертикально) или в детской (горизонтально) позиции находится персонаж. Горизонтальное расположение (клиент укладывает фигурки, а не ставит на ножки) может свидетельствовать об усталости, слабости и даже позиции крайнего бессилия и стремления к смерти — но это диагностическое суждение не абсолютно.

Если клиент возвышает какие-то фигурки над остальными (устанавливает выше, что-то подкладывает под них) — это говорит об особой значимости тех персонажей, которых символизируют куклы. Расставляя фигуры попарно, например родитель — ребенок, муж — жена, справа клиент обычно ставит ту фигурку, которая отвечает за социальную активность, выход во внешний мир.

Характер перемещений кукол дает информацию о том, как клиент представляет благополучное семейное взаимодействие. Как правило, изменения касаются степени близости и состояния контакта (отодвинул себя от кого-то, развернул кого-то) либо структуры семьи (появляется новый член семьи, разделяются или сближаются внутрисемейные группы).

Если клиент удаляет одну куклу от другой, это говорит о потребности в снижении опеки, в более простроенных личных границах, более ощутимой дистанции. Разворачивает куклу от другой — это указывает на желание переключить внимание персонажа, изображаемого первой куклой, от персонажа, изображаемого второй. Подчеркнем, что эти действия не должны рассматриваться как показатели меры любви членов семьи друг к другу. Поворачивает куклу лицом к другой — значит, испытывает потребность во внимании и контакте.

Передвижения групп кукол анализируйте аналогично. Клиент удаляет какого-то персонажа из расстановки — это свидетельствует о желании исключить его из семьи (например, в случае острой сиблинговой конкуренции, непринятия отчима
и т. п.) и однозначно сигнализирует о неблагополучных отношениях с этим человеком. Добавляет нового члена семьи — буквально нужна пара (одинокому родителю, ребенку, прародителю). Если клиент не перемещает кукол, можно предположить и удовлетворенность имеющимися отношениями, и неготовность быть откровенным, поскольку субъективно вторая расстановка кажется менее безопасной, чем первая.

НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Читайте статью
О.А. Самодуровой «Куклы-марионетки: применяем в диагностической работе» в электронной версии журнала № 10, 2016.

Последнее, на что важно обратить внимание и в первом, и во втором задании, — на комментарии (они дополняют информацию о персонаже или взаимодействии), повторяющиеся темы (указывают на значимые проблемы), паузы (отодвигают нелегкие или неприятные выборы), нелепости и несоответствия в выборе куклы для члена семьи или в пояснении сделанных выборов (указывают на значительное эмоциональное напряжение в отношении данного персонажа).

1 Подробно описана у Э. Зицер.>>вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Консультирование

Как правильно наказывать детей

Е.А. Чепракова
канд. психол. наук, руководитель службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», Москва



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.109 с.)