Будет интереснее, если привлечь детей к созданию конвертов. Конверты могут быть в форме сердечка, изготовлены с использованием аппликации или техники плетения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Будет интереснее, если привлечь детей к созданию конвертов. Конверты могут быть в форме сердечка, изготовлены с использованием аппликации или техники плетения.



Акция «Конверты любви»

Модификация разработки М. Бакиной.

Проводится с детьми одной или нескольких групп.

Цели акции:

  • укрепить детско-родительские отношения, взаимоотношения со сверстниками и воспитателями;
  • сформировать ценностное отношение к близким людям и сверстникам;
  • сплотить детский коллектив;
  • получить позитивную оценку от родителей, воспитателей и детей.

Формы и методы проведения:

  • беседа с детьми старшей и подготовительной групп на тему «Мои друзья»;
  • создание «конвертиков любви» с прикрепленными к ним детскими портретами.

Длительность: 1 месяц.

Инструкция. После беседы предложите детям сделать конверты из плотного разноцветного картона (заготовки формата А4 делает воспитатель), на лицевой стороне которых каждый рисует автопортрет и подписывает его. Готовые конверты прикрепите к личным шкафчикам.

В конверты дети кладут друг другу записки, забавные открытки, маленькие конфетки, игрушки (например, из киндер-сюрпризов), рисунки. Делать это они могут, когда хотят поддержать, обрадовать друг друга.

К игре обязательно привлеките родителей и воспитателей. Если у ребенка с утра плохое настроение, его кто-то обидел, у него не получился рисунок, нужно его поддержать. Воспитатель может положить в конверт записочку со словами одобрения. Если ребенок часто скучает по родителям, то мама может написать ему письмо — обещание скорой встречи с признанием в любви.

Детям необходимо чувствовать внимание, тепло и любовь близких людей: мамы, папы, дедушки и бабушки. А для воспитателя это возможность поддержать и оценить достижения ребенка на занятиях и в группе.

По мере снижения интереса к «конвертам любви» их необходимо снимать со шкафчиков. Через
2–3 месяца игру-акцию можно повторить, она будет воспринята с радостью.

Акцию можно провести в помощь детям со зрительными (амблиопия, косоглазие) и речевыми (ОНР, заикание) нарушениями, которым трудно выражать свои чувства и эмоции. Неразвитые коммуникативные навыки осложняют их общение со сверстниками в детском саду и близкими взрослыми.

Акция «Елочка желаний»

Авторская разработка совместно с А.А. Фазлетдиновой.

Проводится с родителями детей одной группы или всей дошкольной образовательной организации.

Цели:

  • укрепить детско-родительские отношения;
  • сформировать ценностное отношение к близким людям.

Форма проведения: индивидуальная беседа с детьми на тему «Новый год — праздник исполнения желаний».

Подготовительная работа:

  • изготовьте эскиз для стенда в виде елочки. Елочку можно сделать из цветного картона и бумаги, сшить в технике печворк; можно использовать маленькую искусственную елочку. Как вариант вместо елочки можно сделать эскиз мешка Деда Мороза;
  • разработайте и оформите «елочные игрушки» — они могут быть в виде еловых шишек, фонариков, конфет, хлопушек, подарков, сосулек, звездочек, вырезанных из цветного картона. На лицевой стороне «елочной игрушки» напишите имя ребенка;
  • напишите красочное объявление для родителей, которое привлечет их внимание к «елочке желаний». Для объявления можно использовать мишуру, конфетти, серпантин. Некоторые в качестве «блесток» используют битые елочные игрушки, наклеивая их на бумагу — но в этом случае помните о безопасности. Отклеившийся осколок может поцарапать;
  • организуйте выставку.

Длительность: 1–2 недели.

Инструкция. За неделю до новогодних утренников проведите с каждым ребенком индивидуальную беседу. Беседа может быть такой: «Ты знаешь, какой скоро праздник? Правильно, Новый год! Праздник исполнения желаний и подарков. А кто самый главный волшебник на этом празднике? Правильно — это Дед Мороз. Что бы ты попросил у Деда Мороза для себя? А для мамы? Для папы? Для бабушек и дедушек? А для своих друзей? (Ответы ребенка запишите.) Спасибо. При встрече с Дедом Морозом я обязательно передам ему все твои пожелания».

После беседы ответы детей запишите на елочных шарах и прикрепите их к елочке так, чтобы, прочитав имя ребенка, можно было повернуть шар и узнать его пожелание. Елочку вместе с объявлением для родителей поместите на видное место в группе или в фойе.

Из опыта проведения акции. Конечно, многие дети хотят, чтобы им подарили на Новый год игрушки (машинку, куклу, конструктор), сладости, развлечения (фейерверк, поход в какой-либо магазин или ресторан быстрого обслуживания, в цирк или океанариум).

Но встречаются и такие пожелания: «Хочу, чтобы мама с папой не ругались. И папа снова жил с нами», «Хочу, чтобы мама нашла работу и больше не переживала», «Пусть папа больше со мной играет», «Хочу пожелать сестре, чтобы она со мной не ругалась и не дралась», «Дедушке нужны таблетки, чтобы не болел», «Хочу, чтобы мама всегда оставалась красивой, чтобы не кашляла и не старела».

Ребенок, недавно потерявший деда, пожелал, «чтобы мама и папа жили очень-очень-очень долго». С такими детьми необходимо побеседовать, поддержать теплыми словами, погладить, обнять, сказать, что все наладится.

НА САЙТЕ

e.stvospitatel.ru

Получите демодоступ и читайте в электронном журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», № 6, 2016 статью Н.М. Шафран «Наши увлечения родом из детства: беседа с родителями о значении совместного с ребенком досуга».

Встречаются и «волшебные» новогодние желания: «Хочу волшебную палочку, как у Гарри Поттера», «Хочу стать феей», «Хочу все сокровища, какие есть на свете», «Хочу, чтобы котенок иногда говорил».

Вместо елочки с шарами можно вместе с детьми смастерить бумажную гирлянду пожеланий и повесить ее в раздевалке. В небольшом детском саду елочку можно сделать одну на всех, в многокомплектном — по одной на группу.

1 Здесь и далее к предварительной работе привлекайте педагогов.>>вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая диагностика

Диагностические расстановки на игрушках

А.В. Фокина
канд. психол. наук, доц. каф. возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва

Скрываемые или неосознанные стороны семейных отношений часто недоступны для диагностирования. Какая диагностическая техника поможет в этом случае? Используйте игрушечную семью. С ее помощью вы деликатно выявите особенности взаимодействия в конкретной семье. Эта техника эффективна и в ситуации, когда ребенок в силу возраста или других причин не может описать или выразить в рисунке свои переживания. Игрушечная семья покажет, как он воспринимает реальную семейную ситуацию.

Методический арсенал педагога-психолога в числе прочих рабочих материалов содержит набор деревянных фигурок, изображающих семью. В нем есть фигурки пожилой пары («бабушка» и «дедушка»), мужчины и женщины («мать» и «отец»), мальчика и девочки («сын» и «дочь»), младенца («малыш»). Этот набор можно использовать для проведения диагностических расстановок не только в работе с детьми, но и со взрослыми (по проблемам семейных отношений — детско- родительских, сиблинговых, супружеских, межпоколенных).

Диагностические расстановки на игрушках занимают от 10 минут до получаса. Они хорошо мотивируют на работу и достаточно просты в использовании, если знать, на какие признаки обращать внимание. Если готового набора нет, предложите произвольный. В нем должны быть игрушки разного «пола» и «возраста», в том числе они могут изображать и неодушевленные предметы. Принципы работы, интерпретации игрушечной расстановки остаются теми же, что и для готового набора.

Как проводить расстановку

Один из способов использования кукольной семьи в индивидуальной работе — расстановка фигурок, выполняемая дважды.

Предупредите заранее ребенка или взрослого, что беседу, сопровождающую работу, и его действия вы будете записывать. С его согласия вы также можете сделать фотографии получившихся расстановок. Они пригодятся вам при составлении характеристик и рекомендаций. Помните: запись беседы и фотографии — конфиденциальный материал.

Приступая к работе, предложите сначала расставить фигурки так, чтобы они изобразили семью ребенка или взрослого «сейчас», затем — как он хотел бы, чтобы было.

Во время работы с фигурками воздержитесь от выражения удивления
(«О, вы взяли для себя фигурку бабушки!»), подсказок («Ты не поставила сестричку»), оценочных комментариев («Мама-то над всеми возвышается»).

Вы можете уточнить детали («Ты взял первую фигурку — это кто в твоей семье?») или задать открытый вопрос типа: «Расскажи об этой семье — что поменялось?», «Как изменились отношения между членами семьи?».

Если клиент попросит рассказать, что вы узнали в результате данной работы, сделайте это обязательно вне зависимости от его возраста. При этом используйте понятную лексику, избегайте категоричных высказываний и советов.

Обе диагностические пробы характеризуют то, как клиент переживает отношения в семье, т. е. представляют собой субъективную и индивидуальную картину.

Первая расстановка — метафора отношений в семье; вторая — иллюстрирует представления и пожелания к тому, как эти отношения можно улучшить. Пожелания не являются прямым руководством к действию, а заслуживают анализа с точки зрения того, где находятся области особого дискомфорта клиента. Более диагностична, как правило, первая картина.

Как интерпретировать результаты

Интерпретация получившейся расстановки строится по аналогии с методикой «Рисунок семьи»: проанализируйте выбор фигур, порядок их расстановки, взаимное расположение и направление взаимодействия между персонажами. В совокупности все это наглядно покажет переживаемую клиентом атмосферу и структуру семейных отношений.

Выбор фигурок

Выбор фигур говорит о том, каким видит клиент возраст, пол, некоторые ролевые черты реальных людей. В первую очередь интересно, какую из них он выберет для себя.

В половине случаев клиенты выбирают фигурку, отличающуюся по полу или возрасту от своих фактических данных. Например, сверхзаботливый отец выбирает для себя фигурку бабушки. Избегающая взрослой позиции мать — девочки-подростка. Волевая и решительная бабушка — мужчины.

Примечательно, что когда клиенты выбирают фигурку, которая имеет другой пол и возраст, чем их собственные, они этого не замечают либо говорят, что «другие фигурки точно не подойдут». Иногда только по завершении работы они с изумлением обнаруживают нестыковки — например, выбранную на роль отца фигурку женщины с косичкой.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Парентификация — семейная ситуация, при которой ребенок вынужден рано стать взрослым и принять на себя опеку над своими родителями.

Отнеситесь внимательно к возрасту и полу используемых фигурок. Самоидентификация с определенным возрастом (я младенец, я ребенок, я подросток, я взрослый, я пожилой) — важный фактор в работе с семьей. Например, соотношение выборов «супруг — взрослый, я — ребенок» может свидетельствовать о неравной позиции во взаимодействии, когда от другого ожидается забота и преобладание долженствования. Выбор взрослых фигурок на роли детей, детских или подростковых — на роли взрослых, фигурок одного возраста на роли ребенка и родителя указывает на парентификацию, т. е. смешение ролей в семье, когда взрослые и дети в вопросах власти, а иногда и обязанностей, поменялись местами.

Пол выбранных фигурок отражает гендерную идентичность («с каким полом внутренне идентифицируюсь, какие черты в себе ощущаю») и типичные поведенческие особенности. Если пол фигурки отличается от пола реального человека, если такие выборы сделаны в отношении супружеской пары, то можно говорить об инверсии (перевороте) ролей: женщина исполняет психологические функции мужчины, и наоборот. Например: выбор мужской фигурки для женщины указывает на ее доминирование, властность, рациональность. Выбор женской фигурки для мужчины — на его мягкость, эмоциональность, готовность подчиниться, на второстепенную роль.

Порядок выставления фигурок

Последовательность расстановки фигурок свидетельствует о значимости членов семьи. Первыми клиент выбирает наиболее важных родственников, второстепенных выставляет позже. Начало работы с выбора фигурки, изображающей самого клиента, является нормальным и естественным. В сочетании с расположением собственной фигурки в центре всей композиции это свидетельствует об определенном эгоцентризме в восприятии семейных отношений, переживании событий в семье как относящихся в первую очередь к себе. Клиент рассматривает их скорее не в системе всех отношений, а исключительно с позиций того, «каково в этом мне, какое значение это имеет именно для меня».

Исключение какого-либо члена семьи из расстановки кукол говорит о том, что клиент переживает из-за невключенности персонажа в семейное взаимодействие. Если он не выставляет фигуру, которая изображает его самого, — в этом случае клиент ощущает себя изолированным от остальных.

Порядок выбора фигурок показывает, какие диады и триады существуют в семье: членов диады или триады клиент выбирает сразу одного за другим («Это я, а это Сережа», «Это родители», «Еще есть Катя»).

Перемещение куклы туда-сюда, исправление ее места в расстановке (поставил, но затем переместил, снова поменял местами) — показатель амбивалентного отношения к персонажу, которого кукла замещает.

Расположение фигурок

Расположение кукол относительно друг друга говорит об уровне близости между членами семьи, о том, какое место в семейной системе занимает каждый, какие отношения строит с остальными.

О психологической близости можно судить по близости кукол друг к другу. Это относительный показатель, он измеряется не сантиметрами, а сравнительной удаленностью фигурок:

  • фигурки двух персонажей расположены ближе друг к другу, чем к остальным, — это говорит о близости;
  • куклы сцеплены, держатся друг за друга, одна на другой — симбиотические отношения;
  • куклы дистанцированы друг от друга — отчужденность.

Поскольку диагностическая процедура разворачивается в трехмерном пространстве, визуально можно судить о следующем:

  • какое место в семейной системе занимает каждый из членов семьи — в центре, в паре с кем-то, в отдалении;
  • с кем клиент близок, а от кого отгораживается фигурками других персонажей;
  • в какое окружение помещает каждого члена семьи.

Наиболее интересный показатель — куда клиент ставит себя, какое место в семье он ощущает своим (центр, периферия, на дистанции), какие переживания это вызывает. Последнее вы поймете из слов, сопровождающих расстановку фигур.

Наблюдая за выставлением фигурок, обратите внимание на то, как клиент располагает куклу, изображающую его самого: поворачивает к себе (реальному) лицом или отворачивает от себя, — это показатель открытости или закрытости собственного эмоционального опыта, связанного с семейными отношениями, готовности слышать самого себя.

К взаимному расположению кукол относится так называемая геометрия семейного пространства — линии и фигуры, образованные куклами на плоскости и в пространстве1. Вертикальная или горизонтальная установка кукол говорит о том, во взрослой (вертикально) или в детской (горизонтально) позиции находится персонаж. Горизонтальное расположение (клиент укладывает фигурки, а не ставит на ножки) может свидетельствовать об усталости, слабости и даже позиции крайнего бессилия и стремления к смерти — но это диагностическое суждение не абсолютно.

Если клиент возвышает какие-то фигурки над остальными (устанавливает выше, что-то подкладывает под них) — это говорит об особой значимости тех персонажей, которых символизируют куклы. Расставляя фигуры попарно, например родитель — ребенок, муж — жена, справа клиент обычно ставит ту фигурку, которая отвечает за социальную активность, выход во внешний мир.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.038 с.)