Сообщение учителем нового учебного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сообщение учителем нового учебного материала



Усвоение знаний учащимися, развитие их интереса к предмету во многом зависит от того, как учитель преподнесет новый материал.

При описании методики работы с картой, а также при описании уроков с применением наглядных пособий мы уже останавливались на некоторых приемах сообщения знаний, специфических для вспомогательной школы. Однако необходимо учитывать, что в курсе географии для вспомогательной школы есть и такой учебный материал, который не может быть объяснен наглядными средствами. Например, нельзя наглядно объяснить влияние Северо-Атлантического течения на природные условия Баренцева моря или причины различия в климате умеренного пояса Азиатской и Европейской частей СССР. Кроме того, нельзя сводить обучение географии умственно отсталых школьников к описанию различных географических объектов и явлений, не разъясняя причинно-следственных отношений между ними. В. Н. Синев, исследуя процесс изучения учащимися вспомогательных школ географии как систематического курса, указывает, что они встречают более 200 различных причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. При этом он отмечает, что значительная часть географического материала, содержащего такого рода зависимости, является новой для умственно отсталых школьников. (См.: В. Н. Синев. К вопросу об изучении причинно-следственных зависимостей на уроках географии во вспомогательной школе. «Специальная школа», вып. 2, 1967.)

Большинство причинно-следственных зависимостей учитель объясняет учащимся, используя методы устного изложения.

Объяснение учителя должно быть простым по изложению, последовательным, связанным с современностью, краеведением, эмоциональным, содержать четкие выводы. При этом рекомендуется использовать описания из художественной и научно-популярной литературы, что способствует лучшему осмысливанию школьниками изучаемого материала и тем самым развивает у них внимание, интерес. Например, при прохождении темы «Реки Сибири» можно дать такое описание Енисея: «Я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость... В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся, и кажется странным, что этот силач не смял еще берегов... На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, на том — горы, напоминавшие мне о Кавказе, такие же красивые, мечтательные. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега». (А. П. Чехов, Собр соч.. т. 10. М„ 1956, стр 35). Или по теме «Субтропики»: «Южный берег Крыма — узкая полоска земли, зажатая между горами и морем. Это край плодовых садов, полных тугих, налитых соком груш, ароматных слив и абрикосов, персиков, сладкого миндаля. Край цветов и виноградников». (В. Ветлина. Крымские путешествия. М. «Молодая гвардия», 1958, стр. 117).

Удачно подобранные к уроку описания дают познавательный материал, способствуют развитию речи учащихся, воспитанию у них эстетического чувства, облегчают учителю объяснение нового материала,

К речи учителя предъявляются большие требования: она должна быть выразительной, спокойной и безупречно правильной. Основное правило: не увлекаться своей речью на уроке и, рассказывая о многом понемногу, не забывать о том главном, что должны усвоить ученики. Когда у географических объектов, явлений отмечается слишком много признаков, можно «утопить» наиболее характерные, типичные и тем самым затруднить запоминание. Нельзя забывать особенности умственного развития детей-дебилов: они не могут на большом количестве разных примеров выделить основное и сделать обобщение. Запоминают же умственно отсталые учащиеся в первую очередь что-либо «необыкновенное», «занимательное».

На многих уроках географии изложение нового материала следует начинать с выяснения знаний по изучаемому вопросу, т. е. вводной беседой. Когда дети выскажут все, что они знают об обсуждаемом предмете, учитель приводит эти сведения в стройную систему с помощью рассказа. После рассказа в обобщающей беседе учитель выясняет правильность усвоенного,- выделяя еще раз узловые моменты, и закрепляет знания учащихся.

Самое широкое применение среди методов обучения во вспомогательной школе находит вопросо-ответная беседа. В такой беседе наиболее активно изучается материал, в ней сочетается изложение нового и проверка ранее усвоенного, вовлекается в работу весь класс, развивается мышление, речь учащихся, мобилизуется их внимание.

Таким образом, беседа — лучшая форма сообщения новых знаний, форма, на основе которой выявляются имеющиеся знания и строится дальнейшая работа (по наблюдениям, просмотру кинофильма, работа над текстом).

В зависимости от содержания учебного материала, на основе которой строится беседа, учитель выбирает и приемы ее проведения. Так, в беседе на основе наблюдений учитель соответствующей постановкой вопросов помогает сопоставить отдельные наблюдения между собой, подводит учащихся к обобщениям. В беседе, построенной, например, на просмотре диафильма, учитель подготавливает детей к его восприятию, с помощью вопросов знакомит с содержанием, обращает внимание на наиболее существенные моменты. В беседе, связанной с упражнениями (например, «Составление плана класса»), учитель на основе имеющихся у детей знаний ставит вопросы, которые заставляют детей думать и принимать самостоятельные решения. Беседа, построенная на основе прочитанного текста, предполагает вопросы, с помощью которых учитель определяет усвоение текста. Однако следует учесть, что, если сообщать новый материал только с помощью беседы, дети не получат примера хорошего рассказа, выразительного чтения. Да и далеко не всегда можно сообщить новые знания с помощью беседы, например, по темам «Современное положение коренного населения Австралии», «Капиталистические государства Азии» и т. п.

Следовательно, вводную беседу следует проводить в том случае, если у учащихся уже имеется достаточный запас знаний, а разъяснительную беседу во всех случаях следует проводить в сочетании с рассказом учителя, после которого всегда следует обобщающая беседа и закрепление знаний. Надо отметить, что эффективность, успех беседы зависят от того, насколько глубоко продуманы вопросы к учащимся. Поэтому учителю следует заранее подготовить вопросы и вписать их в план урока.

Примерами конкретных кратких вопросов могут быть вопросы к статьям в учебниках по географии.

Исследования В. Н. Синева показали, что успех любой беседы зависит не только от правильной постановки вопросов, но и от своевременности исправления неверных ответов учащихся, так как нельзя допустить закрепления неправильно воспринятых учеником знаний. Одни педагоги, исправляя неправильный ответ ученика, предлагают ему запомнить правильный вывод, другие объясняют ученику причину неправильного ответа (последний путь более эффективен). Значительно больших успехов может добиться учитель, если он создаст условия, при которых ученик сам сможет понять ошибочность своего вывода, и в зависимости от характера неправильного ответа выберет те или иные приемы его исправления.

ЛИТЕРАТУРА

1. В А. Грузинская. Методика географии во вспомогательной школе. М, Учпедгиз, 1949, стр. 37-58.

2. В. И. Синев. К вопросу об изучении причинно-следственных зависимостей на уроках географии во вспомогательной школе. «Специальная школа», вып. 4, 1967,

3. В. Н. Синев. О некоторых приемах проведения географической беседы во вспомогательной школе. «Специальная школа», вып. 2, 1968.

4. В. Н. Синев. Усвоение умственно отсталыми школьниками причинно-следственных зависимостей географического характера. «Специальная школа», вып. 4, 1968.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Закрепление может проводиться как отдельный этап урока, тогда учитель отводит на это специальное время. Оно имеет целью вторичное воспроизведение изложенного учителей и проверку усвоения, понимания учащимися научаемого материала.

Ведущие приемы, направленные на запоминание, — это сочетание рассказа с картой и картиной, самостоятельные работы учащихся по карте. Следует учитывать, что каждое географическое понятие лишь тогда закрепляется в сознании ученика, когда оно часто встречается в разнообразных связях, является предметом самостоятельной практической деятельности.

Мы уже говорили в главе «Работа с картой» о закреплении знаний учащихся с помощью контурной карты. Широко используется для закрепления пройденного материала также работа с тетрадью и учебником.

Наглядность и занимательность облегчают ученикам усвоение и закрепление полученных знаний. Для развития интереса к предмету учитель использует интересные сведения по географии, описания, проводит географические игры, викторины, составляет вопросы, способствующие закреплению пройденного.

Учащиеся любят отгадывать загадки, простейшие ребусы, шарады, головоломки, отвечать на занимательные географические вопросы на пройденные темы. Это не только делает урок увлекательным, но и способствует закреплению материала у учащихся, развитию их памяти, мышления.

Загадки и занимательные вопросы учитель может подобрать с учетом возраста и умственных возможностей детей в книгах «Пионерское лето», «Настольный календарь», «Занимательные упражнения по географии», в сборниках задач и вопросов по географии для начальной школы.

Примеры викторин, которые неоднократно проводились на уроках географии во вспомогательной школе.

Викторина «Лес»

1. Может ли расти лес без птиц?

2. Как узнать, сколько дереву лет?

3. Как узнать по деревьям направление?

4. Какое дерево растет только в тени?

5. Древесина какого известного вам дерева самая крепкая?

6. Какое дерево растет быстрее других?

7. Какие лекарства делают из деревьев?,

8. Под какими деревьями искать белые грибы, подберезовики, подосиновики? Где искать лисички, опята?

9. Какой лес называется хвойным, смешанным, лиственным?

10. Какое стихотворение вы знаете о лесе?

Викторина «Родной город»

1. Назвать год основания города.

2. Какая река течет через город? Куда она впадает?

3. Именами каких знаменитых людей названы улицы и площади нашего города?

Развивает интерес и закрепляет, знания учеников изготовление самодельных наглядных пособий и работа в краеведческом уголке, на географической площадке, со стенной газетой и во время летнего отдыха, походов, в пионерском лагере.

Уроки и внеклассные мероприятия, включающие познавательно-занимательный материал, не только помогают закреплению, но и заинтересовывают учащихся и помогают развивать у них произвольное внимание — одно из важнейших условий сознательной деятельности.

Домашние задания можно давать и для расширения знаний учеников и для подготовки к усвоению нового материала на следующем уроке. И в том и в другом случае задание на дом должно включать закрепление пройденного на уроке. Однако нужно иметь в виду, что если домашнее задание «методически не продумано, оно может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учебе, обманывать». (Н. К. Крупская. Педагогические сочинения, т. 3. М., Изд-во АПН РСФСР, 1939, стр. 512).

Домашнее задание — один из важнейших видов закрепления учебного материала. С проверки его начинается урок и часто им кончается.

Задания на дом должны быть разнообразными. Это залог успешного их выполнения. Учитель может предложить детям, наряду с чтением статьи и заучиванием названий объектов и их расположения на карте, и задания такого рода:

§ Нанести на контурную карту и раскрасить изучаемые объекты.

§ Нарисовать какой-либо предмет, подписав его.

§ Выписать в тетрадь названия из учебника или записать их по памяти.

§ Заполнить таблицу.

§ Совершить «путешествие» по карте.

§ Узнать что-либо о своей местности.

§ Прочитать художественный рассказ в конце книги, целиком или последнюю часть его (если начало прочитано в классе).

§ Сравнить или повторить что-либо.

§ Провести какие-то наблюдения.

§ Посмотреть по телевидению или послушать по радио какую-либо передачу.

§ Принести вырезки из газет, журналов на определенную тему.

§ Сделать часть макета.

§ Письменно ответить на вопросы, поставленные в классе.

§ Кратко описать наблюдение, событие, экскурсию или содержание кинофильма.

§ Докончить какую-либо работу, начатую в классе.

Домашнее задание учитель предварительно обязательно разъясняет на уроке и, задавая, просматривает, правильно ли оно записано в дневниках учащихся. Задавать на дом можно в разное время урока, чаще всего в конце его, но ни в коем случае после звонка или под звонок, без объяснения.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Учебники по географии для вспомогательной школы написаны в соответствии с учебной программой для этих школ. Но это не значит, что можно вести предмет, пользуясь только учебником. Кроме учебника, учителю необходимо постоянно применять на уроках хрестоматийный и материал из газет, рассказы с географическим содержанием из книг для чтения и т. п.

Тексты статей учебников составлены поурочно, однако в большинстве статей дается материала несколько больше, чем предусмотрено программой. Этот дополнительный материал предлагается для закрепления главного. Так, в учебнике для VII класса дается краткая характеристика промышленности государств, а программой предусмотрено лишь знание их названий, расположения на карте, столиц, основного населения и политического строя. В то же время в учебнике есть статьи (например, «Полеты в космос», «Промышленность и сельское хозяйство РСФСР»), материал которых требует привлечения дополнительных сведений.

Количество страниц в учебнике, рассчитанное на один урок, колеблется от 0,5 до 2, от учащихся же требуется лишь знание нескольких строчек, т. е. только главного, программного. Основные названия и выводы, которые необходимо запомнить, выделены в тексте статьи полужирным шрифтом. Установлению минимального объема учебного материала, который должен быть усвоен учениками, помогают и контрольные вопросы, прилагаемые к каждой учебной статье. Перед статьей в учебнике помещены задания по работе с картой, картиной, которые должны подготовить учащихся к наиболее полноценному восприятию материала, данного в тексте. В конце статьи даются вопросы для выяснения знания основного содержания материала учениками «практические задания, способствующие его закреплению, а также некоторые вопросы, направленные на воспитание у учащихся любви к природе, на углубление знаний родного края. Например, предлагается узнать, как используются река, озеро, пруд, чем занимаются жители той местности, где живут и учатся дети, или рассказать о пользе, которую приносят человеку лес, домашние животные, как у нас охраняют леса, зверей и птиц. Все эти вопросы и задания соответствуют требованиям программы по географии «должны быть выполнены умственно отсталыми учениками.

Учебники по географии содержат материалы разного рода: тексты (описательные, объяснительные, художественные, стихотворные), схемы, таблицы, карты, рисунки, вопросы и задания. Доступность, простота языка, эмоциональность изложения — все это способствует усвоению учебного материала умственно отсталыми школьниками. Текст учебника напечатан крупным шрифтом. Мелкий шрифт быстро утомляет умственно отсталых детей, так как у многих из них слабое зрение. Кроме того, крупный шрифт, которым напечатаны вопросы и задания, подчеркивает важность их выполнения учащимися.

Все эти положительные моменты приобретают значимость только в случае методически правильного обучения учащихся работе с учебником, привития любви к учебнику, воспитанию у них навыка и умения пользоваться книгой, аккуратности в обращении с учебным пособием. Учащиеся должны обернуть книгу, вклеить в нее карты. За бережное отношение к учебникам в конце учебного года можно выставить оценки в дневнике.

Большое значение в пробуждении интереса и любви к книге имеет обучение учащихся сознательному чтению, так как механическое чтение быстро надоедает им и вызывает нежелание работать с книгой. Для выполнения этого условия нужно стремиться максимально обеспечить знакомство учеников, непосредственно или с помощью наглядных средств, с теми предметами и явлениями, о которых говорится в статье. Дети должны понимать и представлять то, о чем они читают. При этом учителю следует пользоваться основными методами повторения и сравнения (от известного — к неизвестному, от близкого — к далекому), систематически проводить словарную работу. Очень важно не допускать запоминания неправильно понятого слова. Многие слова, главным образом специальные названия, учитель заранее намечает объяснить учащимся. Но далеко не всегда можно предусмотреть, как сложатся представления умственно отсталого ученика о том или ином предмете или явлении в результате чтения статьи.

Вот какие ответы можно встретить после чтения материала учебника, но до объяснения темы учителем: «Северный морской путь — это канал, который построили советские люди», «В жарких странах лучи солнца падают ответственно» (отвесно)», «На карте полушарий мы видим два шара», «Экватор — это ученый (или часть света)», «Грузинская ССР принадлежит (лежит) Черному морю».

Дети обычно путают значение слов «разводят» и «водятся», «растут» и «сажают». Можно привести неограниченное количество таких примеров, которые доказывают необходимость ведения словарной работы.

Словарная работа как неотъемлемая часть всего педагогического процесса требует от учителя большой методической подготовки, грамотности, правильного произношения. Почти в каждой статье учебника есть трудно запоминающиеся слова. На них необходимо остановить внимание детей, выписать их на доску и в тетрадь, объяснив их написание. Для этого можно обратиться к происхождению слова или прочитать рассказ, поясняющий его. Не все названия, конечно, надо разбирать таким образом, слишком мало времени для этого, но наиболее трудные необходимо. Например, такие фамилии, как Беллинсгаузен, Крузенштерн, дети не запомнят, если нет дополнительного рассказа учителя, портретов этих прославленных мореплавателей.

Обычно, когда говорят о словарной работе, связывают ее исключительно с преподаванием русского языка, а это неверно. Словарная работа по географии, как и по русскому языку, предполагает наличие системы. И как на уроках русского языка, каждый год обучения по географии должен давать умственно отсталым ученикам определенную сумму слов, понятий. Причем приток этих слов должен быть не случайным, а непосредственно связанным с программным материалом. Работу с непонятными, трудными словами учитель обычно проводит до чтения статьи учебника, а иногда и после.

В отличие от массовой школы, где учебник географии предназначается главным образом для самостоятельной работы учащихся, во вспомогательной школе мы только стремимся к этому. Дело в том, что школьники-дебилы, читая учебную статью дома, не в состоянии самостоятельно сделать отбор главного, вычленить основное, напротив, им свойственно запоминание деталей, менее важных в познавательном отношении. Поэтому, как правило, статью следует прочитать раньше в классе, здесь же выяснить понимание ее, указать на необходимое для запоминания и только после этого задать ее на дом.

Первоначальное чтение статьи учениками на уроках во вспомогательной школе несколько иное, чем в массовой, где учитель останавливает внимание детей на непонятных словах, предложениях, рассматривает с ними рисунки и т. д. Во вспомогательной школе учитель предлагает учащимся (одному или нескольким) прочитать сразу статью целиком. При этом он не отвлекает ни на что внимание умственно отсталых детей. Обусловлено это тем, что умственно отсталые школьники в результате остановок и переключения их внимания на какое-то слово или предложение забывают смысл, содержание пропитанного. Опыт показывает, что после чтения статьи с остановками, по частям и вопроса учителя: «О чем ты прочитал?» — ученики пересказывают последнее предложение в тексте либо повторяют «разбор» слова, который только что проводился. Поэтому рекомендуется трудные слова разобрать заранее, выписав их на доску, а те слова, которые дети не поняли, разобрать при повторном чтении. Если прочитанная статья сложна по содержанию, можно еще раз вернуться к ее чтению с показом на карте и картинах описываемых объектов, явлений. Повторно статью можно читать по частям или выборочно.

Чтение текста может быть про себя и вслух, сопровождаться выписыванием выводов, отдельных названий, заполнением контурной карты и таблиц, зарисовками. Чтение вслух должно быть выразительным, с соблюдением знаков препинания, достаточно громким, спокойным.

Полезно научить учеников находить ответы в тексте на вопросы учителя, а также находить указанные учителем статьи, рассказ по оглавлению, рисунок по порядковому номеру.

Понимание статей в учебниках географии углубляется с помощью чтения рассказов, помещенных в конце книги, и просмотра рисунков. К какой именно статье следует прочитать тот или иной рассказ, указано в конце статей. Многие рассказы отличаются занимательностью и, безусловно, помогают в развитии интереса и привитии любви учащихся к географии, к чтению книг. Чтение этих рассказов обычно задается на дом. Для того чтобы заинтересовать учащихся такого рода домашним заданием, учитель читает в классе несколько строчек из начала рассказа или другой интересный незаконченный отрывок.

Следует уделять внимание работе учеников с рисунками, напечатанными в учебниках. В каждом учебнике их не менее 100 (на 68—72 урока). Простые и лаконичные подписи под рисунками облегчают учащимся их восприятие. Умственно отсталому ученику нужны помощь учителя и время для рассмотрения рисунка. Поэтому целесообразно подробно разобрать рисунок до чтения статьи (выделять его основные детали на доске, использовать аналогичную картину или диапозитив и т. д.), тогда при чтении статьи ученикам будет достаточно взглянуть на рисунок, чтобы понять его содержание. Впоследствии при закреплении прочитанного материала можно еще раз вернуться к рисункам, напечатанным в учебнике.

Чтение учениками статьи учебника наиболее целесообразно проводить после опроса учащихся, вводной беседы, рассказа, учителя, словарной работы, работы с картой, картиной, разбора рисунка. При повторении учебного материала ученики могут читать статью на любом этапе урока или самостоятельно дома.

Таким образом, чтение статьи часто служит закреплению знаний учащихся. Некоторые виды работ целесообразно проводить только после чтения статьи учебника (например, записи в тетрадях, чтение дополнительных рассказов и др.). Выработка навыка работы с учебником имеет важное значение в успешном овладении знаниями, привитии школьникам любви и интереса к книге, к предмету.

РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ

Большое значение для закрепления знаний по географии имеет тетрадь. Она приучает учеников к систематическому труду, воспитывает самостоятельность и самоконтроль.

Работа с тетрадью по географии ведется с V по VIII класс с самого начала учебного года. На уроках географии удобнее использовать тетради в клеточку: в них легче правильно расположить рисунок, выполнить указания учителя относительно величины рисунка, выделить место для записи.

В V и VI классах ученики должны пользоваться тетрадью в 24 страницы, а в VII и VIII классах — в 48. В конце тетради отводится несколько страниц для словаря. Подписывается тетрадь в классе.

В V классе в начале учебного года учитель ежеурочно просматривает тетрадь у каждого ученика, так как дети впервые ведут тетради по географии. В дальнейшем ученики отвечают у доски с тетрадью. Если задание в тетради не выполнено, следует или не вызывать ученика, или снижать оценку за ответ.

Регулярно проверяя тетради, учитель оценивает работы детей и выставляет в классный журнал один-два раза в четверть отметки за ведение тетради, которые учитываются при общей оценке знаний за четверть. Полезно также периодически устраивать выставки лучших тетрадей.

В тетрадях по географии помещаются простейшие чертежи, схематические зарисовки, рисунки растений, животных, типичных для изучаемой местности, тематические картинки, вырезанные из использованных учебников и журналов, краткие записи с доски. В словарь выписываются названия географических объектов, трудные для правописания. Самостоятельно в классе или дома ученики письменно отвечают на вопросы учителя, составляют краткие описания наблюдений или содержания учебного фильма.

Записи в тетрадях по географии должны быть краткими и не подменять учебника. Они помогают ученикам лучше запомнить выводы каждого урока, усвоить новые слова, их правописание, а также в сочетании с рисунками соединить образ предмета и его название.

Зарисовки наблюдаемых предметов и явлений содействуют образованию отчетливых представлений у учащихся, учат внимательно всматриваться, выделять характерные особенности, развивают наблюдательность. Часто ученики, выполняя задание учителя, механически перерисовывают картинки из учебника с помощью копировальной бумаги; такое рисование почти бесполезно. Сложные рисунки, насыщенные содержанием, можно разрешить вырезать из газет, журналов, использованных учебников и наклеивать в тетрадь. Самостоятельный подбор картинок к изучаемой теме повышает интерес детей к предмету.

Для развития интереса к зарисовкам в тетради детям можно рассказать о том, что многие ученые-географы очень хорошо рисовали (Н. Н. Миклухо-Маклай, Н. М. Пржевальский, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Ф. Нансен и др.). Опыт показывает, что, несмотря на ограниченные способности к рисованию, большинство умственно отсталых детей рисует с удовольствием.

Рисунки и схемы выполняются в основном карандашами. Дети могут упражняться в рисовании на раздаточных грифельных досках, на кусочках гладкого линолеума или на классной доске. От учащихся не требуется изображения больших пространств земной поверхности или групп предметов. Отдельные же предметы (растения, животные) вполне могут ими быть зарисованы с помощью указаний учителя (о месте размещения рисунка в тетради, приблизительной величине его, цвете, основных элементах рисунка и пр.).

Немаловажное значение при выполнении задания имеет карандаш, которым рисуют: он должен быть достаточно длинным и хорошо отточенным.

Большей частью ученики срисовывают с иллюстраций в учебнике географии, со своих зарисовок, сделанных во время экскурсий, реже рисуют по памяти.

Можно привести примерный список зарисовок или иллюстраций, которые должны быть в тетрадях учащихся по географии.

V класс

Положение Солнца над горизонтом в разное время суток, года. Термометр и флюгер. Линия и стороны горизонта. Компас. Контуры холма, оврага, горы, реки. Остров и полуостров. Схема колодца. План класса, школьного участка. Обозначение направлений на чертеже. Условные знаки плана. Условные цвета и знаки карты. Форма земли, полюса и экватор. Диаграмма суши и воды. Схема смены дня и ночи. Схема расположения тепловых поясов на земном шаре. Одно-два растения и животное, типичное для соответствующего теплового пояса. Видовые иллюстрации по теме «Карта нашей Родины».

VI класс

Северное сияние, ледяные торосы. Мох, лишайник, водоросли на дне Баренцева моря. Тюлень и морж. Полярная станция, вертолет. Карликовая береза, гриб, ягоды и тундре. Олень, нарты, фактория. Деревья тайги (выборочно). Одно-два типичных для лесной полосы животных. Полезные ископаемые в черноземных степях. Суслик. Саксаул. Хлопок. Верблюд. Схема оросительного капала. Схема «Смена растительности в горах». Орел или горный козел. Схема расположения гор на Черноморском побережье Крыма и Кавказа. Мандариновое или лимонное дерево. Кипарис. Иллюстрации о труде в сельском xoзяйстве и промышленности.

VII класс

Форма Земли. Сравнительные размеры планет. Горы на Луне. Диаграмма суши и воды на Земле. Смена времен года. Путь Луны вокруг Земли. Схема затмения Луны. Схема затмения Солнца. Схема вулкана. Иллюстрации (вырезки из газет, календарей) природы и жизни населения в разных частях света, государствах.

Большая часть перечисленных работ выполняется в тетрадях дома после предварительного объяснения учителя (указания места в тетради для рисунка и его названия).

Систематический просмотр записей и рисунков в тетради при повторении учебного материала помогает учащимся закрепить пройденный материал. В конце года учитель отбирает тетради, в начале следующего раздает для повторения (иногда и в середине года, если изучается та же тема). Например, рисунки и записи по темам «Кругосветные путешествия» и. «Земной шар», изучаемым в V классе, необходимо использовать в VII классе при прохождении тем «Части света и океаны» и «Земля-планета».

Тетради прошлых лет учитель выдает отдельным ученикам и в том случае, если ученик должен восстановить в памяти раздел, без знания которого нельзя работать. Л. В. Занков утверждает, что тот материал, который не может быть воспроизведен учениками самостоятельно, воспроизводится в том случае, если задать вопросы или дать возможность вновь воспринять часть предъявленного материала. Такое восприятие учащимся дают их собственные тетради.

ЛИТЕРАТУРА

1. Т. И. Пороцкая. Работа с учебником и тетрадью на уроках географии во вспомогательной школе. «Дефектология», № 5, 1969.

2. А. В. Жагрова. Активизация учащихся V—VII классов на уроках географии. «Специальная школа», вып. 2, 1966.

3. «Воспитательная работа во вспомогательной школе», под ред. Г. М. Дульнева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, стр. 114 – 116

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка знаний учащихся может проводиться не только как отдельный этап работы, но и при объяснении нового материала, при закреплении и во время самостоятельной работы, выполняемой учениками. Проводится она систематически на каждом уроке. При проверке учитель внимательно следит за ответом вызванного ученика (за правильностью изложения материала, за его полнотой, за тем, как учащийся представляет предметы и явления, о которых рассказывает, как умеет применять на практике полученные знания). Слушая ученика, учитель внимательно следит за классом.

Систематичность, индивидуальный подход, спокойный тон и терпеливость со стороны учителя, правильная конкретная краткая форма вопроса, соответствие его программе — таковы основные требования к проверке. Следует учесть, что требовать от ученика нужно главным образом знаний наиболее существенных фактов, основных выводов. Если учитель спрашивает подробности, детали, учащиеся стараются запомнить именно их, упуская главное.

В зависимости от структуры урока, от цели его, от объема изучаемого материала учитель использует разные виды опроса. Это оживляет урок, дает возможть опросить большее число учащихся. При всех видах проверки знаний решающее значение имеет вопрос учителя.

Поэтому необходимо помнить, что а) вопросы должны задаваться в определенной последовательности; б) не следует задавать вопросов, предполагающих односложные ответы; в) нужно больше задавать вопросов, заставляющих учащихся думать, вопросов практического характера.

Индивидуальный и систематически проводимый учет знаний имеет большое значение для повышения качества обучения, стимулирует внимание и прилежание учащихся, помогает учителю научить каждого ученика.

Сокращение времени, затрачиваемого на опрос, достигается тщательной подготовкой проверочных вопросов, использованием различных приемов, и форм проверки.

Индивидуальный опрос с вызовом к карте дает возможность получить от учащегося основательный ответ с использованием наглядных пособий и зарисовок на доске. Хороший рассказ ученика — это и развитие речи, и развитие мышления. Во время рассказа, как и при чтении, учитель исправляет ошибки, неправильности в речи ученика, но не останавливается подробно на них, так как это можно сделать позднее, когда ученик закончит свой рассказ. Нельзя сбивать и без того слабо развитую мысль и речь умственно отсталого ребенка. В пересказывании статьи большую помощь оказывает ученику план, по которому учитель учит детей излагать свои мысли. Первоначально план выписывается ежедневно на доску, и дети по нему пересказывают прочитанное (такой же план можно поместить в тетрадях учащихся). В дальнейшем они запоминают этот план и рассказывают, пользуясь им уже по памяти.

Чтобы индивидуальный опрос не превратился в беседу с одним учеником, учитель предлагает остальным учащимся дополнять ответ или задавать вопросы отвечающему (на которые может ответить сам задающий). Для экономии времени можно нескольким учащимся одновременно вручить карточки с вопросами. Вопрос задается учителем всему классу (для мобилизации внимания учащихся). Затем вызывается один ученик. Учащиеся слушают его ответ, добавляя и поправляя. За это время подготовится отвечать кто-либо из учеников, которым были розданы карточки. Таким образом можно опросить с вызовом к карте несколько человек.

В процессе проверки знаний и навыков учащихся следует использовать вопросы к статьям в учебнике.

Разнообразие методов опроса развивает внимательность учащихся, закрепляет их знания.

Во вспомогательной школе трудно заставить весь класс думать в то время, когда опрашивается один ученик, особенно слабый. Поэтому учитель вынужден применять те формы опроса, которые заставят работать максимальное количество учащихся.

В этом отношении эффективен фронтальный опрос, который дает возможность за короткое время опросить многих учащихся, активизировать их внимание. Такой опрос может проводиться по пройденному материалу и по всей теме. Удобен он тем, что ответы на вопросы даются в краткой форме, поэтому можно задать много вопросов. Фронтальный опрос подготавливает учеников к участию в последующей работе на уроке. Особенно полезно проводить его после прохождения темы и при переходе к изучению нового материала.

Одной из форм проверки знаний является уплотненный опрос: учитель одновременно вызывает несколько учеников для заполнения таблиц на доске или на карточках. Например, в V—VI классах при прохождении тем «Умеренные страны», «Лесная полоса» можно предложить заполнить следующую таблицу:

Деревья Растения Лесные животные Птицы Рыбы Грибы Цветы Ягоды
               

Или в V классе при прохождении темы «Холодные и жаркие страны» (вызываются 3 ученика):

Растения Животные Занятия населения
     

В V, VI и VII классах при прохождении темы «Реки»:

Название реки Откуда берет начало Куда впадает
     

В VI классе при прохождении каждой природной зоны, области, республики (вызываются одновременно 4 ученика):

Республика, главный город Основное население Занятия населений В какой природной зоне расположено
       

В VII классе при изучении довольно трудной темы «Азия» можно заполнить такую таблицу:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.067 с.)