Предметные уроки — основа изучения курса географии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметные уроки — основа изучения курса географии



Предметные уроки в младших классах вспомогательной школы — ключ к овладению системой знаний курса географии. Поэтому нельзя полноценно осуществлять преподавание географии, не овладев методикой их проведения. Учителю следует тщательно изучить программу и учебники начальных классов (хорошо, если он уже работал в I—IV классах). В любом случае учитель географии во вспомогательной школе должен знать всю сумму знаний, умений и навыков по своему предмету, а также статьи географического содержания в предназначенных для вспомогательных школ учебниках по чтению, естествознанию, истории.

Предметные уроки имеют совершенно определенное содержание. Предметы и явления окружающей действительности изучаются детьми не изолированно друг от друга, а в определенной последовательности, в доступных их пониманию связях и отношениях, что подводит мысль учащихся к первичным понятным им обобщениям.

Педагогическая ценность таких уроков заключается в том, что ученики приобретают знания благодаря наблюдениям, т. е. знакомятся с предметом не со слов учителя, а путем непосредственного восприятия его органами чувств. В результате такого восприятия в сознании учащихся - образуется отчетливое представление об изучаемом предмете, на основе которого формируются элементарные понятия.

В связи с перестройкой школьного образования, направленной на укрепление связи школы с жизнью, предметные уроки приобретают особое значение. Это обусловлено следующим.

Во-первых, в процессе изучения объектов на этих уроках расширяются и углубляются знания умственно отсталых учащихся об окружающем мире, так как дети непосредственно познают предметы и явления близкой окружающей их среды. Исходя из марксистско-ленинской теории познания, советская педагогика обосновывает необходимость такого чувственного восприятия учащимися изучаемых предметов и явлений материального мира.

Во-вторых, на предметных уроках дети сравнивают предметы, устанавливают отношения между ними, причинно-следственные зависимости, что способствует развитию у школьников логического мышления.

В-третьих, познание учащимися окружающей действительности, которое проходит в неразрывной связи с формированием у них речи как средства общения, подготавливает детей к овладению системой теоретических знаний курса географии и дает богатый материал, необходимый им в практической деятельности.

В программу предметных уроков включены элементарные сведения из природоведения, естествознания и географии. Особое внимание обращается на ознакомление учащихся с трудом людей. Изучение учебного материала связывается с практическими работами учащихся. При этом подбираются такие задания, выполнение которых способствует развитию мышления и самостоятельности школьников.

Задача учителя состоит не только в том, чтобы показать детям предмет и рассказать о нем, но и в том, чтобы научить их наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки, выражать свою мысль словами, а также применять полученные знания на практике.

В тех случаях, когда нельзя показать предметы в классе из-за их величины (например, дерево) или по другим причинам (например, показ снежинок, наблюдения за солнцем), проводятся экскурсии.

Наблюдения за природой, которым отводится значительное место на предметных уроках в I—IV классах, помогают умственно отсталым учащимся осмысливать явления природы (прилет грачей, например, связан с наступлением снеготаяния; ручьи, проталины, первые кучевые облака на синем небе говорят о наступлении весны, отлет различных видов птиц — о том, что скоро придет зима). Эти наблюдения придают большую сознательность объяснительному чтению, служат основой атеистического воспитания школьников, расширяют их кругозор, учат детей любить и охранять родную природу, т. е. становятся методом, который связывает классные занятия с местной природой, хозяйством, жизнью людей. Зная природу своего края, учащиеся легче могут представить себе особенности ее на далеком севере или на юге.

Таким образом, значение наблюдений бесспорно. К сожалению, этот раздел работы крайне слабо освещен в программах и учебниках для I—IV классов вспомогательной школы, а имеющиеся рекомендации по ведению календаря природы разноречивы. Поэтому необходимо остановиться на некоторых конкретных формах организации наблюдений за природными явлениями и ведения календаря природы в младших классах.

Чтобы дети правильно и с любовью вели календарь природы, учитель должен хорошо представлять себе методику его ведения. Исходной частью этой работы являются экскурсии. На основе собранных на экскурсии материалов, впечатлений и наблюдений учащихся строится дальнейшая работа в классе по уточнению и систематизации полученных представлений.

Уже в I классе на первых же осенних прогулках и экскурсиях детей знакомят с особенностями осенней погоды. Они наблюдают, как опадают листья, собирают по нескольку листьев и желудей, одновременно учатся считать, сравнивать их по величине (маленький — большой, длинный — короткий, равные), по количеству (много— один, много — мало) и цвету (желтые, зеленые). При этом у них развиваются и пространственные представления (здесь — там, близко — далеко, справа — слева и т. д.).

Различение листьев дерева по цвету, величине, форме, понятие листопада как характерного признака осени при ведении календаря природы лучше всего закреплять постепенно.

На экскурсии учитель неоднократно обращает внимание детей на то, как светит солнце, на цвет неба. После первых экскурсий учитель предлагает ребятам вести запись того, что они видели (имея в виду состояние погоды и наличие материала, который собрали дети). Учитель приносит в класс заранее заготовленный лист бумаги, на котором в левом углу наклеен листок отрывного календаря с соответствующим месяцем и числом. Грамотные дети читают. Учитель говорит: «Давайте подумаем, как написать, что сегодня весь день светило солнце. Какого цвета было небо? Какого цвета солнце?» Для обозначения погоды отводится правый верхний угол, здесь наклеивается квадрат из голубой бумаги, а на него «солнце», обозначаемое желтым или оранжевым кружочком. Можно то и другое нарисовать цветными карандашами. В незаполненной нижней части листа можно наклеить картинку с изображением экскурсии детей в парк или желтый листок березы и т. п. Так же оформляется календарь и в следующие дни недели.

Учитель предлагает детям ежедневно по пути в школу обращать внимание на цвет неба, на поведение птиц и других животных, подумать над тем, что можно поместить в календаре природы.

Каждый день ведению календаря отводится 5—10 минут последнего урока. В это время обобщаются наблюдения, сделанные детьми в течение дня. Работа обычно начинается чтением предыдущего листка календаря, т, е. обзором наблюдений прошедшего дня. При этом задаются примерно такие вопросы: какой был вчера день? ясный? пасмурный? Как он назывался? (Вторник.) А сегодня какой день? Кто сумеет назвать? Какое число было вчера? Какое число сегодня? (дети, перешедшие из массовой школы, могут уже знать числа). Зa правильные ответы детей надо хвалить и ставить оценку в дневнике.

Проходит неделя. Теперь все 7 листков календаря следует наклеить на лист картона или плотной бумаги, а под ним поместить полосу чистой плотной бумага, разделенной на 7 частей, с нанесением на каждой из них чисел следующей недели. Ребята сразу понимают, в чем дело. Но прежде чем приступить к оформлению первого дня, учитель предлагает ученикам посмотреть на календарь за прошедшую неделю и «прочитать» его.

Постепенно дети приучаются рассказывать с помощью календаря о том, что они наблюдали в течение минувшей недели, и делать обобщения, которые обычно проводятся по понедельникам. Например, учащиеся перечисляют, сколько было в неделе солнечных, пасмурных, дождливых дней, какие произошла изменения в природе (выпал первый снег, замерзли лужи, набухли почки на тополе и т. п.), какие события были в школьной жизни (ходили на экскурсию в зоопарк, начали отапливать школу и т. д.). Делая такие обобщения, они усвоят, что в неделе 7 дней (6 учебных и 1 выходной), запомнят названия дней недели, их порядок.

Материал для календаря заготавливается на уроках ручного труда, рисования. На уроках труда из серой бумаги вырезаются квадраты для обозначения пасмурной погоды, из белой бумаги — кружочки для обозначения снега, на которых рисуются снежинки, из голубой бумаги вырезаются квадраты, обозначающие «ясное небо», на них наклеивается желтый или оранжевый круг-«солнце». Ученики с помощью учителя заранее подбирают картинки, стихотворения и другие материалы, которые могут быть использованы при ведении и оформлении календаря (сухие листья, цветы, плоды растений, ветки с почками, детские рисунки, тематические картинки).

Все оформление календаря первое время производит учитель в присутствии детей, постепенно приучая их к самостоятельности. Длительность этого периода зависит от состава класса и индивидуальных особенностей учащихся.

В дальнейшем устанавливается порядок: кто из детей первый заметит какое-либо явление, тот и делает отметку в классном календаре, т. е. рисует, наклеивает картинку и т. д. Это будет стимулировать развитие интереса и наблюдательности у детей. Каждый ученик будет стремиться заметить, что-то новое, чтобы принять участие в оформлении календаря.

Содержание календаря усложняется по мере приобретения учащимися новых знаний.

В I классе учащимся можно давать задания для самостоятельных наблюдений осенью, зимой и весной в форме следующих вопросов:

§ Когда облетели листья на деревьях в нашем caдy?

§ Когда появились первые замерзшие лужицы?

§ Когда начали отапливать школу?

§ Когда впервые выпал снег?

§ Когда мы надели зимние пальто?

§ Где садятся воробьи в морозы?

§ На чем катаются и в какие игры играют дети зимой?

§ Когда начал таять снег в парке? в лесу?

§ Когда зазеленела первая травка?

§ Когда распустились листочки на березе? Какого они цвета?

§ Когда появились одуванчики, медуницы, бабочки, жуки?

Таким образом, уже с I класса дети приучаются систематически наблюдать, как осень сменяется зимой, зима весной, а весна летом. Календарь природы приучает детей рассматривать каждое природное явление в движении, развитии, помогает им усвоить характерные особенности каждого времени года.

На лето ученикам можно дать задание нарисовать и раскрасить ягоды, грибы, овощи.

Во II классе в первые же дни учитель проводит беседу о том, как отдыхали дети, каких видели лесных зверюшек, какие виды работ людей наблюдали, выясняет, кто из детей выполнил летнее задание. Если есть несколько выполненных работ, эти работы и рисунки обсуждаются, рассматриваются в классе — устраивается небольшая выставка.

В беседах с детьми, на экскурсиях ранней осенью, при просмотрах учебных фильмов у учеников закрепляются знания о признаках лета (солнечные жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья на деревьях, сбор ягод и грибов).

Во II классе оформление календаря может быть таким же, как и в I классе. Но если большинство учащихся достаточно хорошо справлялось с оформлением календаря в конце первого года обучения, можно дать детям ряд дополнительных знаний, например предложить ученикам ввести некоторые общепринятые условные обозначения состояния погоды: чистый прямоугольник – ясно, заштрихованный прямоугольник;— пасмурно, две крупные точки — сильный дождь, одна точка — небольшой дождь, шестилучевая снежинка — снег, буква М — мороз, буква Т — тепло.

Признаки времен года дополняются в соответствии с учебной программой и развитием учащихся. Рекомендуется продолжать чтение календаря за прошедший год и за неделю. К этому времени дети уже знакомы с понятиями «неделя» и «части суток». Когда закреплено понятие «неделя», можно из недель составлять месяц. С помощью учителя в начале каждого месяца ученики проводят обобщение.

Для оформления календаря за месяц можно использовать лист картона. В его верхней части делается надпись «Календарь природы», указывается месяц, класс, школа. Ниже рядами (по неделям) наклеиваются листки календаря на каждый день.

В декабре, с установлением зимы, учитель показывает детям табличку:

Осенние месяцы: 1) сентябрь, 2) октябрь, 3) ноябрь» и вывешивает на доске календари за все три месяца осени.

На уроках арифметики можно посчитать, сколько в каждом месяце было дождливых и солнечных дней. На уроках чтения, развития речи можно провести рассказ по картине «Золотая осень» и беседу по вопросам: Каким бывает лес осенью? Что происходит с деревьями? Что вы находили под дубом, кроме листьев? (Желуди.) Что видели на рябине? (Ягоды.) Как люди готовятся к зиме? Какими стали дни? (Короткими — зажигаем рано свет.)

Для зарисовок и записей внизу и с боков календаря оставляются поля шириной 10—15 см. С помощью рисунков и записей в календаре природы учащиеся отмечают все, что отмечалось в I классе, а также следующее: конец листопада, сильные морозы, метели, оттепель, появление листьев, прилет птиц, ледоход, сезонные работы на огороде и в саду.

На лето детям дается задание: записать, каких видели птиц, собрать и засушить листья, цветы.

В III классе наблюдения усложняются и расширяются. Учащиеся усваивают новые понятия: «облака», «тучи» (из туч идет дождь), «роса», «туман», «ливень», «град». После изучения этих явлений природы учитель на доске вывешивает их условные обозначения.

В осенние месяцы учащиеся наблюдают за положением солнца на небе в разное время дня, знакомятся с осенними работами в поле. У них расширяется и дополняется запас слов, связанный с признаками осени (небо — серое, хмурое, облачное, голубое, синее; листья — желтые, красные, багровые, сухие, легкие, опавшие и т. д.).

Зимой детям дается понятие метели (обозначается условным знаком — «стрелками».).

Учащиеся III класса, помимо явлений, о которых они узнали в I и II классе, отмечают замерзание реки, пруда, ледоход, последние снежинки, последний заморозок на поверхности почвы, появление проталин, ручьев, первые кучевые облака, прилет грачей, начало набухания почек, цветения вербы, лютиков, мать-и-мачехи, колошения озимой ржи, первую грозу, первый гром.

Наблюдения за погодой ведутся ежедневно, а дополнения вносятся по мере возникновения интересных явлений. На лето ученикам дается задание: прочитать какую-нибудь книжку о природе; собрать полезные растения, камешки, ракушки; можно раздать детям по цветочному семечку (например, астры), для того чтобы вырастить в горшочке цветок. Более успевающие ученики могут в конце августа написать сочинение из нескольких предложений на тему «Где я был летом и что видел интересного».

В IV классе все названные природные явления должны быть охвачены значительно полнее и глубже, В частности, если детям предыдущих классов трудно было определить, когда установилась зима, потому что снег много раз покрывал землю, а потом таял, то в IV классе этот вопрос решается вполне определенно. Ученики должны уже знать характерные признаки лета, осени (уменьшение дня, удлинение ночи, похолодания, частые дожди, грязь на улице, листопад, отлет птиц, уборка урожая, подготовка жилищ к зиме), зимы (длинные ночи, короткие дни, морозы, метели, снег, голые деревья, зимние работы людей, зимние игры) и, наконец, весны (потепление, таяние снега, ледоход, разлив реки, распускание почек на деревьях, появление насекомых, прилет птиц, первая зеленая трава и весенние цветы, сельскохозяйственные работы, весенние игры детей).

Необходимость обобщения сведений из календарей природы за сезон диктуется задачей научить детей разбираться в характерных особенностях весны, лета, осени и зимы и сравнивать их. В результате такой работы дети учатся узнавать каждое время года не по одному-двум, а по ряду признаков. Например: «Зимой холодно, стоят морозы, падает снег, дни короткие, а ночи длинные; люди одеваются тепло, ездят на санях, река замерзает, деревья стоят без листьев, покрытые снегом (только ели да сосны зеленые), и т. д».

Лучше всего обобщать данные за предыдущий сезон после того, как наступающее время года уже достаточно ярко выражено. Для этого необходимо иметь следующий материал:

1. Календари природы за истекшие 3 месяца.

2. Репродукции картин с изображением изучаемого времени года,

3. Экспонаты, собранные во время экскурсий.

4. Детские-рисунки, сочинения.

5. Стихи, загадки, пословицы, относящиеся к данному сезону.

Приведем пример урока, на котором ученики IV класса обобщали сведения за истекшую зиму по календарю природы. Урок проводился 22 марта в одной из московских школ.

Оборудование урока: плоды рябины, клена, липы, шишки сосны и ели; картины.

На доске три календаря за зимние месяцы, над ними написано: «Зима: 1) декабрь, 2) январь, 3) февраль». Учитель проводит беседу по следующим вопросам:

§ Какое сейчас наступило время года?

§ Какое время года окончилось?

§ Сколько в году месяцев? Какие?

§ Какие вы знаете зимние месяцы?

§ Посмотрите на календарь и скажите, когда началась зама. Какого числа?

§ Как вы узнали, когда наступила зима? (Зима наступила 11 декабря, так как выпал снег, который больше не таял.)

§ Как еще видно по календарю, что наступила зима?

Ученики отвечают, что на рисунках и картинках, наклеенных в календаре за декабрь, изображены узоры на окнах, люди в теплой одежде и обуви, дети катаются на санках, лыжах, коньках.

§ Что сейчас видно на дворе? (Тает снег, показалась земля, воробьи весело чирикают и купаются в лужах.)

Учитель объясняет, что февраль принято считать последним зимним месяцем, но в этом году зима не закончилась в феврале.

§ Когда же кончилась зима? (Зима кончилась 13 марта, когда стало капать с крыш, на дворе появились лужи, пошел дождь.)

§ Какая была зима в этом году? (Холодная, суровая. Стояли сильные морозы в январе и феврале.)

Учитель предлагает посчитать по календарю количество морозных, ясных и пасмурных дней.

§ Сколько было зимой пасмурных дней?

§ В каком месяце было много ясных дней? (В феврале. Это был самый холодный месяц.)

§ А в каком месяце было много пасмурных дней? (В декабре. Этот месяц был не очень холодный.)

§ Какие праздники были зимой? (5 декабря — День Конституции, 30 декабря в школе была елка, 23 февраля — День Советской Армии.)

В заключение дети еще раз повторяют характерные признаки зимы.

Подводя итоги за сезон, учащиеся могут сопоставить, на сколько дней раньше или позже прошлого года выпал первый снег и когда замерзла река, появились первые бабочки, распустились листья на березе.

В IV классе ученикам дается понятие температуры воздуха, они знакомятся с термометром, учатся отсчитывать градусы. Для этого каждый учащийся должен сделать из картона «градусник» (настоящий термометр устанавливается за окном в коридоре или в классе). Дежурный по классу один раз в день в определенный час, установленный учителем, записывает в календарь температуру воздуха. Дети наблюдают за облачностью, осадками. Если класс не очень слабый, учитель может предложить ученикам провести дополнительные наблюдения, например за оттенками цвета неба. С помощью учителя рисования можно сделать красочную таблицу оттенков неба (голубое, синее, светло-голубое) и зари (желтая, розовая, красная). Хотя такие таблицы понятны далеко не всем умственно отсталым учащимся и не обязательны для усвоения, они полезны, так как развивают наблюдательность, внимание у детей, художественный вкус. Кроме того, умение различать цвет неба и зари поможет ученикам научиться предсказывать погоду по местным признакам и приметам.

Учитель может выбрать несколько примет, характерных для местности, в которой расположена школа, выписать и проверить их с учениками.

Например:

§ После ясной погоды заря при заходе солнца багрово-красная — к плохой погоде.

§ Вечерняя заря ярко-желтая, золотистая — к хорошей погоде.

§ Днем небо белесое — к дождю.

§ Круги вокруг солнца — к ненастью.

§ Солнце садится на чистом небе — на следующий день будет хорошая погода.

§ Солнце заходит за густые тучи с красными краями — к плохой погоде.

В IV классе дети систематически наблюдают за высотой солнца и ветром: учатся различать сильный ветер, слабый, умеренный. Это важно, так как ветер играет значительную роль в изменении погоды и, кроме того, наблюдение за его направлением и силой обогащает запас представлений учащихся. На уроках чтения учитель может дать ученикам глаголы и словосочетания, относящиеся к ветру (гудит, шумит, завывает, разносит сухие листья, дует сильно).

На уроках развития речи можно дать детям задание описать погоду. Такого рода задания очень полезны: учащиеся внимательнее присматриваются к окружающим явлениям, ищут наиболее точные определения.

В IV классе детям можно предложить следующие вопросы и задания:

§ С каких растений на пришкольном участке собраны семена?

§ Когда на каких деревьях началось заметное пожелтение листьев?

§ На каких деревьях облетели листья раньше, на каких позднее?

§ Когда начался отлет птиц? Куда? Почему?

§ Когда исчезли комары, бабочки, мухи?

§ Выкопайте какое-либо растение и посадите в горшочек. Нарисуйте овощи, фрукты, грибы и ягоды, которые собирали или знаете.

§ Когда выпал первый снег?

§ Когда снег покрыл всю местность?

§ Когда замерзла река?

§ С какого числа начал прибывать день?

§ Отметьте в календаре появление инея на деревьях, сильные морозы, оттепели, гололедицу. Измерьте толщину снегового покрова.

§ Когда начался ледоход?

§ Почему появились сосульки?

§ Когда прилетели грачи, скворцы?

§ Когда была первая гроза, гром?

§ Когда зацвели одуванчики, яблони?

§ Когда сажают картофель, сеют огурцы?

§ Когда появились первые бабочки, жуки?

Рядом с календарем природы можно устроить небольшую полочку, на которой дети будут помещать те или иные натуральные предметы, характеризующие приход новогo времени года (например, ветки с набухшими почками, распустившимися листьями и цветами, растения в горшочках, первых бабочек, жуков). Под ними помещается надпись с указанием даты, имени и фамилии учащегося, заметившего первым данное явление.

Во время наблюдений надо постоянно обращать внимание учащихся на связь между погодой, трудом и жизнью населения, работой транспорта, на ту борьбу, которая ведется в нашей стране с неблагоприятными климатическими условиями, с грозными явлениями природы.

На лето детям дается задание: собрать гербарии различных растений, отметить дни, когда прошли грозы с ливнями, была радуга, сделать зарисовки или вырастить какое-либо растение.

Осенью организуется выставка летних работ учащихся. Лучшие работы и сочинения учеников отмечаются на пионерской линейке.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Программы вспомогательной школы». М., «Просвещение», 1965. стр. 36—46.

2. В. А. Грузинская. Методика географии во вспомогательной школе. М„ Учпедгиз, 1949, стр. 37—58.

3. В. А. Постовская. Предметные уроки и экскурсии в I— IV классах вспомогательной школы. М., Учпедгиз, 1963.

4. Т. И. Пороцкая. А. В. Янчева. Наблюдения за природой в I—VIII классах вспомогательной школы. «Специальная школа», вып. 1, 1965.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.066 с.)