Краеведение в преподавании географин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краеведение в преподавании географин



Учебная и внеклассная работа по географии как в массовой, так и во вспомогательной школе строится на краеведческом принципе.

Краеведение — изучение во всех отношениях местного края, района — играет важную роль в подготовке учащихся к трудовой деятельности, связывает преподавание географии с жизнью, помогает конкретизировать в процессе обучения основные положения Программы КПСС.

Знание родного края особенно важно для учащихся вспомогательной школы. Большинство таких школ имеет интернаты, проживающие в них дети не имеют тех возможностей передвижения по местности, которые имеют «приходящие». Кроме того, выпускники вспомогательных школ почти всегда остаются жить и работать в тех местах, где учились.

Дети любят ездить далеко и считают, что все вокруг им известно и нет ничего интересного. Поэтому в развитии интереса школьников к родному краю многое зависит от учителя.

Каждый школьник должен знать свой город, заботиться о его благоустройстве и чистоте. В любой школе имеются возможности для изучения окружающей действительности.

Краеведческий принцип положен в основу всего педагогического процесса с I по VIII класс.

При ознакомлении учащихся с географией своей местности применяется важнейшее дидактическое правило — «от близкого к далекому, от известного к неизвестному».

С какими именно предметами и явлениями надо ознакомить умственно отсталых учащихся, указано в программе для вспомогательной школы, но во многих случаях они названы лишь для, примера, так как учитывается, что школы находятся в различном природном окружении. Это обязывает учителя при планировании работы тщательно обдумать, какие же типичные для данной местности предметы должны быть использованы в первую очередь. Так, при изучении названий деревьев в школе, расположенной в окружении хвойного леса, учитель в первую очередь познакомит детей с елью и сосной, а в школе, находящейся в полосе лиственного леса, он прежде всего покажет ученикам березу, дуб, липу. На Черноморском же побережье Крыма изучение этой темы, вероятно, начнется с ознакомления с кипарисом. Конечно, некоторые растения и ряд животных должны знать, все дети (например, березу, ель, рожь, пшеницу, лошадь, корову). В случае, если они не встречаются в данной местности, учитель знакомит с ними учащихся не в первую очередь и с помощью различных наглядных пособий.

Таким образом, упор на использование местного материала при формировании географических понятий у учащихся позволяет сделать обучение географии более доступным и практически направленным. Кроме того, краеведение может стать одним из сильных средств воспитывающего обучения.

В программу предметных уроков для I—IV классов вспомогательной школы включен краеведческий материал, в V — VIII классах этот материал сокращается, вследствие чего иногда неправомерно ему не уделяют должного внимания. Например, наблюдения за природными явлениями проводятся только в младших классах и не ведутся в старших, несмотря на конкретные указания в объяснительной записке к программе. Поэтому естественно, что все сведения краеведческого характера, полученные на предметных уроках в младших классах, необходимо повторять и закреплять и у старшеклассников.

Во II классе программа предусматривает знакомство учащихся с улицей, на которой расположена школа, с обозначением названия ее и номеров домов. Ученики должны знать адрес школы и своего дома.

В III классе на предметных уроках отводится время на тему «Наш район» (выясняется, какие в нем есть клубы, театры, библиотеки, фабрики, заводы, вокзалы, больницы, аптеки, почтовые отделения). Такой обширный материал, как правило, не усваивается умственно отсталыми учащимися за 1—2 урока.

В IV классе могут проводиться экскурсии для ознакомления со своей местностью, а также экскурсии на стройки или на разработки песка и глины, к местным водоемам.

В V классе на основе знакомства с местностью, в которой расположена школа, изучаются темы «Формы поверхности Земли и вода» и «План и карта». Кроме того, с детьми можно организовать краеведческие походы, во время которых дети, приобретая дополнительно знания о родном крае, получат конкретные, представления о лесосплаве, водном транспорте, рыборазведении и о многом другом.

Краеведческие походы прививают любовь к природе, знакомят учащихся с особенностями родного края, культурой и бытом населения, замечательными людьми края и примерами их труда, вносят в преподавание жизненность и конкретность. В походах учащиеся приобретают много различных жизненно полезных умений и трудовых навыков.

Экскурсии и походы воспитывают выносливость, находчивость, дисциплинируют.

В результате, например, экскурсии к ближайшей реке учащиеся узнают ее название; если это возможно, знакомятся с историей этого названия; узнают, откуда река берет начало, куда впадает, ее размеры. Учитель покажет ученикам и назовет растения, если они есть на берегу реки, выяснит у рыбаков, какая в ней водится рыба, расскажет, как используется река в хозяйстве, какие изменения внес человек. Полезно научить детей определять, жесткая или мягкая вода. Для этого в бутылку с речной водой бросают кусочек мыла и взбалтывают, наблюдая за растворением мыла и появлением пены. Во время такой экскурсии ученики также делают схематические зарисовки, краткие записи, собирают образцы растений у берега. Можно попросить у рыбаков несколько рыбешек для изготовления влажных препаратов.

На экскурсии по теме «Лес» ученики должны узнать:

§ Какие древесные породы преобладают в местном лесу?

§ Какие деревья и кустарники растут в нем?

§ Значение леса как места сбора ягод, грибов, орехов?

§ Какие растения используются для приготовления лекарств?

§ Какие животные водятся в лесу?

§ Какие животные являются промысловыми?

§ Какие животные вредят садам, полям, огородам, и лесам?

§ Какие животные нападают на человека и на домашних животных?

§ Назвать животных, которые разносят болезни.

Экскурсию на фабрику, завод или в МТС полезно проводить учителю географии совместно с учителями истории и трудового обучения. На этой экскурсии учащиеся выясняют:

§ Когда построен завод (или фабрика, МТС и т. д.)?

§ Откуда он получает топливо, воду, электроэнергию?

§ Откуда поступает сырье и отдельные детали?

§ На чем работает электростанция завода?

§ Какую продукцию выпускает завод и куда ее направляет?

Кроме того, ученики делают краткие записи, рисунки, приносят в школу образцы сырья продукции, затем оформляют эти материалы.

На экскурсиях в колхоз или совхоз учитель обращает внимание школьников на изменения, происшедшие в сельском хозяйстве, на то, как удобряется земля, какая борьба ведется с сорняками, вредителями полей,

Собирая сведения о местном хозяйстве, знакомясь с трудом рабочих и колхозников, дети начинают понимать значение его в жизни общества, уважать труд, людей, изменяющих облик страны во имя лучшего будущего. По договоренности учителя с местными предприятиями учащиеся VI—VIII классов могут выполнять для них различные задания.

Местный краеведческий материал используется не только на уроках географии, но и на уроках история, естествознания, чтения. Задача учителя — научить учеников видеть и по возможности понимать зависимости в природе и жизни людей на конкретных примерах своей местности. Наряду с вопросами «отчего?», «почему?», корригирующими личность умственно отсталого ребенка, необходимо ставить вопрос «а как у нас?»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.009 с.)