Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краеведение в преподавании географин
Учебная и внеклассная работа по географии как в массовой, так и во вспомогательной школе строится на краеведческом принципе. Краеведение — изучение во всех отношениях местного края, района — играет важную роль в подготовке учащихся к трудовой деятельности, связывает преподавание географии с жизнью, помогает конкретизировать в процессе обучения основные положения Программы КПСС. Знание родного края особенно важно для учащихся вспомогательной школы. Большинство таких школ имеет интернаты, проживающие в них дети не имеют тех возможностей передвижения по местности, которые имеют «приходящие». Кроме того, выпускники вспомогательных школ почти всегда остаются жить и работать в тех местах, где учились. Дети любят ездить далеко и считают, что все вокруг им известно и нет ничего интересного. Поэтому в развитии интереса школьников к родному краю многое зависит от учителя. Каждый школьник должен знать свой город, заботиться о его благоустройстве и чистоте. В любой школе имеются возможности для изучения окружающей действительности. Краеведческий принцип положен в основу всего педагогического процесса с I по VIII класс. При ознакомлении учащихся с географией своей местности применяется важнейшее дидактическое правило — «от близкого к далекому, от известного к неизвестному». С какими именно предметами и явлениями надо ознакомить умственно отсталых учащихся, указано в программе для вспомогательной школы, но во многих случаях они названы лишь для, примера, так как учитывается, что школы находятся в различном природном окружении. Это обязывает учителя при планировании работы тщательно обдумать, какие же типичные для данной местности предметы должны быть использованы в первую очередь. Так, при изучении названий деревьев в школе, расположенной в окружении хвойного леса, учитель в первую очередь познакомит детей с елью и сосной, а в школе, находящейся в полосе лиственного леса, он прежде всего покажет ученикам березу, дуб, липу. На Черноморском же побережье Крыма изучение этой темы, вероятно, начнется с ознакомления с кипарисом. Конечно, некоторые растения и ряд животных должны знать, все дети (например, березу, ель, рожь, пшеницу, лошадь, корову). В случае, если они не встречаются в данной местности, учитель знакомит с ними учащихся не в первую очередь и с помощью различных наглядных пособий.
Таким образом, упор на использование местного материала при формировании географических понятий у учащихся позволяет сделать обучение географии более доступным и практически направленным. Кроме того, краеведение может стать одним из сильных средств воспитывающего обучения. В программу предметных уроков для I—IV классов вспомогательной школы включен краеведческий материал, в V — VIII классах этот материал сокращается, вследствие чего иногда неправомерно ему не уделяют должного внимания. Например, наблюдения за природными явлениями проводятся только в младших классах и не ведутся в старших, несмотря на конкретные указания в объяснительной записке к программе. Поэтому естественно, что все сведения краеведческого характера, полученные на предметных уроках в младших классах, необходимо повторять и закреплять и у старшеклассников. Во II классе программа предусматривает знакомство учащихся с улицей, на которой расположена школа, с обозначением названия ее и номеров домов. Ученики должны знать адрес школы и своего дома. В III классе на предметных уроках отводится время на тему «Наш район» (выясняется, какие в нем есть клубы, театры, библиотеки, фабрики, заводы, вокзалы, больницы, аптеки, почтовые отделения). Такой обширный материал, как правило, не усваивается умственно отсталыми учащимися за 1—2 урока. В IV классе могут проводиться экскурсии для ознакомления со своей местностью, а также экскурсии на стройки или на разработки песка и глины, к местным водоемам. В V классе на основе знакомства с местностью, в которой расположена школа, изучаются темы «Формы поверхности Земли и вода» и «План и карта». Кроме того, с детьми можно организовать краеведческие походы, во время которых дети, приобретая дополнительно знания о родном крае, получат конкретные, представления о лесосплаве, водном транспорте, рыборазведении и о многом другом. Краеведческие походы прививают любовь к природе, знакомят учащихся с особенностями родного края, культурой и бытом населения, замечательными людьми края и примерами их труда, вносят в преподавание жизненность и конкретность. В походах учащиеся приобретают много различных жизненно полезных умений и трудовых навыков.
Экскурсии и походы воспитывают выносливость, находчивость, дисциплинируют. В результате, например, экскурсии к ближайшей реке учащиеся узнают ее название; если это возможно, знакомятся с историей этого названия; узнают, откуда река берет начало, куда впадает, ее размеры. Учитель покажет ученикам и назовет растения, если они есть на берегу реки, выяснит у рыбаков, какая в ней водится рыба, расскажет, как используется река в хозяйстве, какие изменения внес человек. Полезно научить детей определять, жесткая или мягкая вода. Для этого в бутылку с речной водой бросают кусочек мыла и взбалтывают, наблюдая за растворением мыла и появлением пены. Во время такой экскурсии ученики также делают схематические зарисовки, краткие записи, собирают образцы растений у берега. Можно попросить у рыбаков несколько рыбешек для изготовления влажных препаратов. На экскурсии по теме «Лес» ученики должны узнать: § Какие древесные породы преобладают в местном лесу? § Какие деревья и кустарники растут в нем? § Значение леса как места сбора ягод, грибов, орехов? § Какие растения используются для приготовления лекарств? § Какие животные водятся в лесу? § Какие животные являются промысловыми? § Какие животные вредят садам, полям, огородам, и лесам? § Какие животные нападают на человека и на домашних животных? § Назвать животных, которые разносят болезни. Экскурсию на фабрику, завод или в МТС полезно проводить учителю географии совместно с учителями истории и трудового обучения. На этой экскурсии учащиеся выясняют: § Когда построен завод (или фабрика, МТС и т. д.)? § Откуда он получает топливо, воду, электроэнергию? § Откуда поступает сырье и отдельные детали? § На чем работает электростанция завода? § Какую продукцию выпускает завод и куда ее направляет? Кроме того, ученики делают краткие записи, рисунки, приносят в школу образцы сырья продукции, затем оформляют эти материалы. На экскурсиях в колхоз или совхоз учитель обращает внимание школьников на изменения, происшедшие в сельском хозяйстве, на то, как удобряется земля, какая борьба ведется с сорняками, вредителями полей, Собирая сведения о местном хозяйстве, знакомясь с трудом рабочих и колхозников, дети начинают понимать значение его в жизни общества, уважать труд, людей, изменяющих облик страны во имя лучшего будущего. По договоренности учителя с местными предприятиями учащиеся VI—VIII классов могут выполнять для них различные задания. Местный краеведческий материал используется не только на уроках географии, но и на уроках история, естествознания, чтения. Задача учителя — научить учеников видеть и по возможности понимать зависимости в природе и жизни людей на конкретных примерах своей местности. Наряду с вопросами «отчего?», «почему?», корригирующими личность умственно отсталого ребенка, необходимо ставить вопрос «а как у нас?»
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.009 с.) |