Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наглядные пособия на уроках географии
Наглядные пособия в преподавании географии имеют огромное значение, тем более что большинство географических объектов и явлений недоступно для непосредственного восприятия учащихся. Учить географии без наглядных пособий невозможно, так как даже самые красочные словесные описания ничего не дадут умственно отсталому ученику, если у него нет образа предмета. Картины, муляжи, учебные фильмы и другие наглядные пособия помогают образовать в сознании детей отчетливое представление о предмете, закрепить знание карты. На уроках географии наиболее широко используются географические картины, иллюстрации из учебника. С их помощью учащиеся знакомятся с отдельными географическими объектами, явлениями или целым комплексом явлений. Например, такие картины, как «Извержение Везувия», «Ниагарский водопад», знакомят детей с внешним видом этих явлений, а картины «В тундре весной», «В пустыне», «На Мурманском побережье» знакомят их уже с комплексом явлений. Эти наглядные пособия дают конкретные представления, благодаря которым у учащихся формируются общегеографические понятия. Известный географ А. С Барков утверждает, что «географическая картина дает зрительный образ страны. Она дополняет карту и географическое описание»; хотя книга, глобус, карта и необходимы, они не могут дать такого ощутимого представления о реальных географических явлениях и предметах, как картины и фотографии. (См.: А. С. Барков. Вопросы методики и истории географии. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, стр.179.) Учителю не следует рассказывать содержание картины, гораздо полезнее, если ученики сделают это самостоятельно с помощью наводящих вопросов. В этом случае изображенные на картине предметы глубже останутся в памяти учащихся. Картины, фотографии, иллюстрации применяются учителем как при объяснении нового материала, так и при повторении и опросе учащихся. Хорошими наглядными пособиями могут быть и репродукции с картин известных художников: Шишкина, Левитана, Айвазовского. В качестве раздаточного материала можно воспользоваться наборами открыток. Необходимо также использовать на уроках иллюстрации из альбомов, сделанных самими учащимися. Работа по картине связывается с картой (например, определить по карте, где расположено изображенное на картине место, в каком тепловом поясе). Полезно предложить детям устно дополнить содержание картины.
В работе с картиной у учащихся развивается мышление, внимание, наблюдательность, создается более ясное представление об изучаемом, воспитываются эстетические чувства. Исследуя вопрос об изучении причинно-следственных зависимостей на уроках географии во вспомогательной школе, В. Н. Синев показал, что географическая картина способствует установлению умственно отсталыми школьниками причинных связей, если искомая причина наглядно показана. Вместе с тем в любом случае картина играет роль стимула к высказыванию. Объемные наглядные пособия (модели, макеты, коллекции полезных ископаемых, гербарии) по сравнению с другими наглядными пособиями дают более полное представление учащимся об изучаемых объектах. Этих пособий обычно значительно меньше в распоряжении учителя, чем картин. Однако под руководством учителя умственно отсталые дети могут сами довольно успешно изготовлять пособия такого рода (например, макеты тундры, тайги и других природных зон, реки, колодца), а также (моделировать из влажного песка, пластилина, глины, папье-маше на географической площадке или в классе холм, овраг, вулкан и т. п. Методика всех этих работ подробно описана Т. Н. Головиной. (См.: Т. Н. Головина. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение», 1965.) К наглядным пособиям относятся также графические изображения: схемы, например «Смена дня и ночи», «Затмение Солнца», «Затмение Луны» (VII класс); простейшие чертежи, например «План класса» (V класс). Графические изображения перерисовываются сначала учителем на доску, а затем учениками в тетради. Они, следовательно, тесно связаны с рисунком учителя на доске. Рисунок на классной доске зачастую незаменим при объяснении предмета, явления, о котором рассказывает учитель. Особенно ценно, когда учитель создает рисунок по ходу своего объяснения. В этом случае рисунок поясняет слова учителя, а его рассказ поясняет содержание рисунка. Одновременность словесного и графического описания предмета повышает внимание детей и способствует лучшему его восприятию. Например, при знакомстве учащихся с устройством термометра учитель рисует столбик, «наполненный» ртутью или спиртом, и планку, на которую наносит деления, обозначающие градусы. Выделение этих частей предмета на рисунке облегчает его восприятие.
Учитель должен тщательно подготовиться к рисунку на доске. В один урок не следует давать больше одного-двух несложных и обычно схематичных рисунков, поясняющих объяснение учителя. Например, вулкан лучше всего показать сначала на картине, затем рассмотреть рисунок в учебнике, показать кинофильм и только после этого разрез вулкана на доске. На уроках географии также применяется вычерчивание на доске простейших картосхем, контуров, — это помогает учащимся понять и закрепить новый учебный материал. А. С. Барков считает, что учитель географии, входя в класс, прежде всего должен взять в руки мел, чтобы рисовать на доске. По мнению этого ученого, схематическая и эскизная карты на доске дают простой и наглядный способ выражения. Таким схематическим изображением в высокой степени фиксируется внимание учащихся и достигается конкретность представлений, а сравнение с точной картой приучает учеников вглядываться в карту и лучше ее запоминать. Рисуя на доске, учитель пользуется цветными мелками, это повышает выразительность рисунка, усиливает интерес и внимание детей к изображаемому. Не следует рисовать на доске то, что ученикам хорошо известно. Не надо забывать, что рисунок, имея огромное значение для закрепления и понимания учебного материала, не заменяет стенных картин, диапозитивов, книжных иллюстраций, географических карт.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.005 с.) |