Пути совершенствования государственного финансового контроля Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути совершенствования государственного финансового контроля Российской Федерации



В условиях финансовой нестабильности вопрос о контроле за расходованием государственных финансовых ресурсов приобретает особенно высокий общественный статус, так как контролирующие органы обеспечивают выполнение важного запроса общества на получение объективной информации о деятельности органов власти по управлению финансовыми ресурсами, способствуют повышению эффективности всей системы государственного управления. Необходимо отметить, что именно ключевая цель – повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, являющаяся актуальной практически для всех стран, преследуется в рамках проводимой в настоящее время в РФ бюджетной реформы. Государственный финансовый контроль в современной России характеризуется состоянием незавершенности. Большинство специалистов и ученых согласны с тем, что стране нужна цельная и стройная система государственного финансового контроля, однако пока такая система полностью не сложилась, хотя и наметилась положительная тенденция и реализация конкретных мероприятий по построению эффективной системы государственного финансового контроля.

Таблица 2.2.1 Проблемы организации государственного финансового контроля в России

Проблемы организации государственного финансового контроля

Пути решения проблем государственного финансового контроля
Структурные Методологические Информационные 1) формирование правовой базы путем принятия ФЗ «Об основах государственного контроля в РФ» 2) создание единой концепции осуществления государственного финансового контроля 3) разработка и внедрение общих стандартов осуществления контрольных мероприятий, завершение процесса стандартизации 4)создание единой информационной системы
1)несоблюдение принципа системности, отсутствие организации системы государственного финансового контроля 2)отсутствие нормативно-правовой базы организации государственного финансового контроля 3)неупорядоченность контроля, параллелизм в работе органов государственного финансового контроля, слабое взаимодействие между контролирующими органами 1) отсутствие единых стандартов и методологий проведения контрольных мероприятий 2) произвольный характер контроля 3) нехватка специалистов 1)отсутствие единой информационной базы о выявленных нарушениях 2)низкий уровень взаимодействия с международными органами, в целях обмена опытом  

 

Для решения организационных проблем государственного финансового контроля необходимо:

· разработать и утвердить концепцию государственного финансового контроля, которая будет являться основой при формировании и совершенствовании законодательной базы контрольной деятельности и фундаментом при разработке и принятии ФЗ «Об основах государственного финансового контроля в РФ».

· на основании концепции государственного финансового контроля принять общую стратегию развития государственного финансового контроля на краткосрочный и среднесрочный периоды.

·   ежегодно утверждать единый для всех органов государственного финансового контроля ежегодный сводный план проверок;

· завершить процесс стандартизации государственного финансового контроля, путем принятия общих, рабочих и внутренних стандартов. Потребность в стандартизации объективна еще потому, что существует как у субъекта контроля, так и у его объекта.

· создать единую информационную базу контрольных органов независимо от их ведомственной принадлежности;

· разделить контрольные полномочия, функции контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности на базе единых принципов, правил и процедур их проведения, которые должны найти отражение в стандартах;

· разграничить функции органов государственного финансового контроля в соответствии со структурой государственной власти;

· исключить дублирование контрольных мероприятий путем согласования планов работы до начала календарного года;

· усиление взаимодействия контрольных органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами;

· довести до совершенствования кадровое обеспечение государственного финансового контроля посредством подготовки, повышения квалификации и профессионализма специалистов, осуществляющих контрольную работу;

· укрепить международное сотрудничество, в рамках которого будет происходить обмен идеями и опытом.

Реализация предложенных направлений совершенствования государственного финансового контроля позволит обеспечить функционирование государственного финансового контроля в Российской Федерации как целостной системы и поднять на новый качественный уровень управление государственными финансовыми ресурсами, а также усилит роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности.

Итак, для того чтобы государственный финансовый контроль в России был действительно эффективным и соответствовал уровню экономически развитых государств, необходимо проделать много важных и существенных преобразований. Создание системы государственного финансового контроля, отвечающей потребностям государственного управления на современном этапе, предполагает реализацию совокупности мер правового, организационного и методологического характера. И все это требует безотлагательного и поэтапного решения. С учетом результатов научных исследований отечественного государственного финансового контроля, международной науки и практики, особенностей современного российского социума, исторического наследия и исходных позиций, правовых норм должна быть разработана цельная концепция реформирования и развития государственного финансового контроля в Российской Федерации, создания его системы в современных условиях построения развитого рынка.


 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.

 Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что теперь сделано Бюджетным кодексом, но и законодательно закрепить их задачи, право, сферу действия. Следует заметить, что Счетная палата РФ предают большое значение решению проблемы создания в стране всеобъемлющей и надежной системы государственного финансового контроля, разработке единственной концепции государственного финансового контроля. По мнению Счетной палаты РФ, контрольно-счетные органы, учитывая круг их полномочий (внешний контроль всего управления государственные финансовые на соответствующем уровне бюджетной системы, в том числе, контроль эффективности внутренней контрольной службы), их подотчетность органам законодательной власти, т.е. всему обществу, могли бы встать координирующем центром, объединяющим усилия всех органов государственного финансового контроля на каждом уровне бюджетной системы. Объединение контрольно-счетных органов всех уровней в единую систему, построенную на принципах их равноправия и тесного взаимодействия в информационной, методической, экспертно-аналитической и других сферах, позволила бы, в полном соответствии с принципами бюджетного федерализма, охватить внешним контролем управление всеми государственными финансами Российской Федерации. Однако, такая система сможет обеспечивать надежный и всеобъемлющий государственный финансовый контроль лишь тогда, когда в каждом регионе Российской Федерации будут действовать, профессионально сильные контрольно-счетные органы, способные не только выполнить квалифицированную проверку законности правильности распределения финансовых средств ведение бухгалтерских счетов, но и, что более важно, провести грамотный анализ всей бюджетно-финансовой системы региона, определить области, требующие повышенного внимания контрольных органов, сплотить вокруг себя другие контрольные органы и обеспечить необходимое разделение задач и сотрудничество между ними в интересах государства и всего общества.

Становление таких контрольно-счетных органов в каждом звене бюджетной системы России обязательный шаг на пути к построению в России всеобъемлющей и надежной системы государственно финансового контроля. Таким образом, создание на всей территории Российской Федерации единого поля государственного финансового контроля – важнейшая государственная задача.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алехин Б.И. Теория экономического анализа. Введение в статистические операции, М.: Финансы и статистика, 2018 – 198 с..

2.Белых В.С., Виниченко С.И. Юридическое право: Краткий учебный курс. Серия: Краткие учебные курсы юридических наук. - М., 2018 г. - 192 с.

3.Бердникова Т. Б. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие. Серия: Высшее образование. - М.: Инфра-М, 2019 г. - 270 с.

4.Финансовая деятельность/ Ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. Р.В. Корнеевой, проф. В.А. Галанова. - М.: Финансы и статистика, 2018. – 240 с.

5.Биржевое дело: Учебник для студентов высших учебных заведений/ В.А. Галанов, А.И. Басов, Е.В. Афанасьев и др.; Под ред. Галанова В.А., Басова А.И., Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова.- М.: Финансы и статистика, 2018.- 304с.: ил.

6.Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие - М.: Федеративная Книготорговая Компания, 2018. – 344 с.

7.Дегтярева О. И. Учет и бухгалтерское дело. - М.: Юнити-Дана, 2019 г. 680 с.

8.Дефоссе Г. «Государственный финансовый контроль». – Минск: Экоперспектива, 2017. – 280 с.

9.Добрынина Л.Н., Малявина А.В. Фондовый рынок. - М. 2018 г. - 288 с. лекций. - М.: БГЭУ, 2018 г. - 148 с.

10.Коротков В.В.Фондовые биржи и акции. – М: Перспектива, 2019. - 224 С.

11.Маренков Н. Л.Финансы и Кредит. - М.: Едиториал, 2020 г. - 454 с.

12.Масленников, В.В. Финансы организаций: Учебное пособие. - М. 2019г. - 304 с.

13.Миркин, Я.М. Экономическая теория государственных финансов: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 624с.

15.Миркин Я.М. Финансы: Профессиональный курс в Финансовой Академии при Правительстве РФ. - М.: Перспектива, 2018. – 536 с.

16.Основы государственного регулирования финансового рынка: Алан Рот, Александр Захаров, Яков Миркин, Ричард Бернард, Петр Баренбойм, Бруксли Борн. – М.:ЗАО Юридический Дом Юстицинформ, 2018. – 512 с.

17.Резго Г. Я., Кетова И. А., М.: Финансы и статистика, 2018 г. - 272 с.

18.Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. - М., 2018. - 418 с.

19.Финансы, издательство «ПРОСПЕКТ». Под редакцией В.А. Галанова, А. И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 352 с.

20.Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов (под ред. проф. Дегтяревой О.И., проф. Коршунова Н.М., проф. Жукова Е.Ф.) Изд-во ЮНИТИ-ДАНА. 2016 г.- 501 с.

21.Салин В.Н., Добашина И.В. Учебное пособие. - М., 2017 г. - 176 с.

22.Ценные бумаги: Учебник для студ.экон.специальностей вузов / В.И. Колесников, В.С. Торкановский, Л.С. Тарасевич и др.; Под редакцией В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. - М.: Финансы и статистика, 2019. – 448 с.


 

Приложения

Приложение 1-Таблица 2.1 Динамика проверок счетной палаты объектов завершенных мероприятий за 2017-2019 гг.

Приложение 2-Таблица 2.2 Динамика завершающихся мероприятий проверенных Счетной палаты за 2017-2019 гг.

Приложение 3-Таблица 2.3 Динамика рассмотрения материалов Счетной палаты в правоохранительных органах и органах государственной безопасности за 2017-2019 гг.

Приложение 4- Таблица 2.2.1 Проблемы государственного финансового контроля России.

 


 

Проблемы организации государственного финансового контроля

Пути решения проблем государственного финансового контроля
Структурные Методологические Информационные 1) формирование правовой базы путем принятия ФЗ «Об основах государственного контроля в РФ» 2) создание единой концепции осуществления государственного финансового контроля 3) разработка и внедрение общих стандартов осуществления контрольных мероприятий, завершение процесса стандартизации 4)создание единой информационной системы
1)несоблюдение принципа системности, отсутствие организации системы государственного финансового контроля 2)отсутствие нормативно-правовой базы организации государственного финансового контроля 3)неупорядоченность контроля, параллелизм в работе органов государственного финансового контроля, слабое взаимодействие между контролирующими органами 1) отсутствие единых стандартов и методологий проведения контрольных мероприятий 2) произвольный характер контроля 3) нехватка специалистов 1)отсутствие единой информационной базы о выявленных нарушениях 2)низкий уровень взаимодействия с международными органами, в целях обмена опытом  

Таблица 2.2.1 Проблемы государственного финансового контроля России.

 


[1] «Государственный финансовый контроль» [Электронный ресурс] URL: https://www.grandars.ru/student/finansy/finansovyy-kontrol.html

[2] «Правовые основы государственного финансового контроля» [Электронный ресурс] URL: https://studme.org/161204066431/pravo/gosudarstvennyy_finansovyy_kontrol_ego_pravovoe_organizatsionnoe_obespechenie



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.022 с.)