Сущность финансового контроля, виды и методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность финансового контроля, виды и методы



Финансовый контроль – это контроль, за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально – экономического развития страны и отдельных регионов.[1]

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства. Формирование на территории России единой системы финансового контроля важно для цивилизованного развития отечественной экономики в условиях рынка, так как в правовом государстве не может и не должно быть зон, которые свободны от финансового контроля. Финансовым контролем называют систему наблюдения и проверки финансовой деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. (Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ)

 Сбор сведений, свод, формирование и представление отчетности об использовании бюджета производится уполномоченным органом исполнительной власти или исполнительным органом местного самоуправления.

Результативность государственного финансового контроля является важным компонентом оценки эффективности использования государственных средств, являющейся современной тенденцией развития всей системы ГФК, а поэтому принятие мер по повышению результативности контроля будет способствовать усилению его действенности, что скажется положительно и на процессе модернизации государственных финансов.

ГФК – это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов.[2]

1. Образование единой системы информационного обеспечения органов государственного финансового контроля.

2. Разработка механизма взаимодействия и четкого разграничения полномочий и ответственности между органами государственного финансового контроля РФ для исключения параллелизма и дублирования в работе.

3. Определение главных положений взаимодействия органов государственного и муниципального финансового контроля с правоохранительными органами.

4. Необходимо усилить контроль за соблюдением законодательства РФ при проведении валютных, экспортно-импортных и других внешнеэкономических операций, в частности связанных с незаконным вывозом за рубеж отечественного капитала, а также проверка исполнения государственных международных обязательств.

 5. Противодействие легализации доходов, которые были получены преступным путем.

 6. Установление порядка проведения финансового контроля органами законодательной и исполнительной власти РФ и формирование единой системы мониторинга финансовых операций как базы информационного обеспечения государственного финансового контроля.

 7. Совершенствование методов контроля для минимизации условий, которые способствуют потерям и нецелевому использованию государственных средств, обеспечение возврата использованных в незаконном порядке государственных средств и поступления доходов от их использования в государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

8. Внедрение изменений в законодательство РФ: уголовное, бюджетное, гражданское и административное.

 9. Согласованное планирование контрольных мероприятий всеми органами государственного финансового контроля в текущем году на очередной год.

 10. Формирование единой методологии и методики проведения контрольных мероприятий для всех органов государственного финансового контроля, а также единых критериев обобщения результатов контрольных мероприятий.

Решение вышеуказанных задач позволит при соблюдении приоритетов построения демократического правового государства обеспечить целевое и эффективное использование государственных средств, уменьшить число злоупотреблений и правонарушений, связанных с использованием государственного имущества. Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации еще не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромные неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж. В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами. Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.004 с.)