Вопрос 7. Глагол. Методика изучения глагола в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 7. Глагол. Методика изучения глагола в начальной школе



Вопрос 8. Имя числительное и местоимение, методика их изучения в начальной школе

Вопрос 9.Простое предложение и его типы, методика их изучения.

Вопрос 10. Сложное предложение,их виды, методика изучения сложных предложений.

Вопрос 11. Современная система обучения чтению и литературе в начальной школе.

Вопрос 12. Орфография. Методика обучения русской орфографии учащихся начальных классов

Вопрос 13. Речь. Методика развития речи младших школьников

Вопрос 1. Русский язык – государственный язык Российской Федерации

Язык является самым ценным наследием, которое получили современные люди от предшествующих поколений. Термин современный русский литературный язык употребляется в нескольких значениях:

– как обозначение системы современного русского литературного языка, т.е. совокупности норм образования и функционирования единиц русского языка на современном этапе развития;

– как название науки, которая изучает звуковую, лексическую, грамматическую системы современного русского литературного языка;

– как название учебной дисциплины, которая изучает основы науки осовременном русском литературном языке.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993) русский язык является государственным языком РФ на всей её территории. Статус языка межнационального общения (с 1922 г.), а это еще одна функция русского языка – быть языком межнационального общения, русский язык получил по ряду причин. 1. Лингвистические причины - Русский язык является одним из самых развитых языков на территорииРоссийской Федерации. Он обладает богатой лексикой и грамматикой, отлаженной системой функциональных стилей. Это и позволяет использовать егово всех сферах жизни и деятельности человека. 2. Этноязыковые причины.– Русская нация самая многочисленная на территории Российской Федерации;– Русский язык широко распространен за ее пределами;– Русский язык обогатил другие младописьменные языки, на его основебыла создана письменность более чем для 70 языков.

Функции языка.

1) Общение или коммуникативная функция, сообщение. 2) Мыслительная функция. Язык – это способ мышления.3) Познавательная функция, накопительная. Язык формирует внутренний мир человека. 7) Этническая функция – язык объединяет этнос или народ, помогает сформировать национальное сознание.8) Корпоративная функция – объединяет людей в классы и группы.9) Эстетическая функция – превращает текст в произведение искусства, рассматривает текст как результат творческого акта автора, в основном это тексты художественной литературы.10) Эмоционально-экспрессивная функция – позволяет выражать в языке свои чувства, ощущения, переживания.

Русский язык принят в клуб мировых языков, наряду с английским, арабским, французским, испанским, китайским языками. Эти языки считаются официальными языками международных организаций, таких, как ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЕ. Русский язык обеспечивает доступ не только к богатствам науки и культуры России, но и других стран, выступая своеобразным посредником между разными народами. Ведь на русский язык переводится значительная часть научной и художественной литературы, выходящей в мире.

 

 

Вопрос 2. Фонетика. Фонетические средства и звуковой состав русского языка

Фонетика изучает звуковой строй языка. Строем языка являются звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи, инвентарь звуков языка, их систему, звуковые законы. Кроме звуков речи, фонетика изучает слог, ударение, интонацию. Объектом фонетики является звуковая сторона речи. Предметом фонетики является звуковое средство языка: звуки, ударение, интонация. Описательная (синхроническая) фонетика исследует звуковой строй конкретного языка на определенном этапе его исторического развития. Историческая (диахроническая) фонетика изучает изменения фонетической системы, произошедшие на протяжении более или менее длительного периода времени.Сопоставительная фонетика - сопоставление звукового строя разных языков, установление сходства и различия между ними.

Фонетические средства и звуковой состав русского литературного языка: Звук — это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом.

Фонетический слог — это один гласный звук или гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые в процессе говорения произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

Фонети́ческое сло́во, или ритми́ческая гру́ппа — самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему служебными словами, не имеющими собственного ударения, иначе говоря клитиками, для которых самостоятельное слово выступает опорным.

Ударение – это выделение одного слога из такта.

Интонация – это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение.

В русском литературном языке 5 гласных и 37 согласных фонем.

Гласные различаются по степени подъема языка и наличию (и,е,а, нелабилизованные) или отсутствию лабиализации (у, лабилизованные). Согласные делятся на сонорные и шумные. К сонорным относятся |м|, |м’|, |н|, |н’|, |л|, |л’|, |р|, |р’|, |j|, остальные - шумные. Сонорные произносятся при участии голоса с добавлением незначительного шума. Шумные произносятся при участии шума и голоса (звонкие) или только шума (глухие).

Согласные делятся также на твердые и мягкие, глухие и звонкие.

 

Вопрос 3. Лексика как система. Фразеологизмы

Слово — основная лексическая единица языка, которая является звуком или комплексом звуков, обладающим значением и употребляющимся в речи как самостоятельное целое.

Лексиколо́гия — раздел языкознания, изучающий словар­ный состав, лексику языка. Предметом изучения лексико­ло­гии являются следующие аспек­ты словарного состава языка: проблема слова как основной единицы языка, типы лексических единиц; структура словарного состава языка; функционирование лекси­че­ских единиц; пути пополнения и развития словарного состава; лексика и внеязыковая действи­тель­но­сть.

По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.

Исконно русские — это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).

Заимствованные слова — это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция):

По значению

1) Синонимы — это слова, имеющие разное звучание, но одинаковые или близкие по своим лексическим значением (пахучий — душистый — ароматный — душистый). 2) Антонимы — это слова с противоположным лексическим значением (далекий — близкий). 3) Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (пара — физическое состояние воды и пара — два). 

Однозначные слова — слова, у которых есть только одно лексическое значение. Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значения. крем (косметическое средство — крем для рук, кондитерское изделие — торт с шоколадным кремом).

В лексике русского языка существуют не только отдельные слова, обозначающие реалии окружающей нас действительности, но и спаянные словосочетания, которые называют фразеологизмами. Они являются такими же самостоятельными языковыми единицами, как и слова. Фразеологизмы состоят не менее чем из двух слов, которые обозначают нечто единое по смыслу, например: задеть за живое — глубоко волновать, заставить переживать, оскорблять самолюбие;играть в жмурки — обманывать кого-либо, утаивать истинные намерения.

На занятиях применяются самые разные методы обучения. Иногда те или иные сведения излагает учитель, например, он рассказывает о происхождении отдельных фразеологизмов. Широкое применение находит метод беседы - как в связи с наблюдением над языком, так и в связи с выполнением учащимися разнообразных упражнений. Например, при знакомстве с фразеологизмами-антонимами учащимся предлагается распределить в 2 группы данные устойчивые выражения: во весь дух, сломя голову; во все лопатки; нога за ногу; со всех ног; одним махом; одна нога здесь, другая там; через час по чайной ложке.

Вопрос 4. Словообразование. Методика изучения словообразования в начальной школе

Словообразование – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы, связанные с составом слова (морфемикой), отношения между родственными словами и основные способы словообразования. Усиление практической направленности обучения русскому языку привело к выделению в школьном курсе русского языка самостоятельного раздела «Морфемика», в котором изучается строение слова. В составе русского слова возможны 6 типов морфем: корень, приставка (префикс), суффикс, окончание (флексия), соединительная гласная (интерфикс), постфикс. Основа — часть слова, выражающая его лексическое значение. Основа выделяется путем отделения окончания и формообразующего суффикса.

В зависимости от используемых средств разделяют два основных способа словообразования:

- морфологический - с помощью различных морфем;

- неморфологический - без помощи морфем.

Каждый из них включает несколько видов.

Морфологический способ:

1. Суффиксальный способ — это образование новых слов путём присоединения к производящей основе суффиксов: гордый — гордость, глаз — глаз-н-ой.

2. Приставочный способ — это образование новых слов путём присоединения к производящему слову приставок: группа — под-группа, грузить — разгрузить.

3. Приставочно-суффиксальный способ — это образование новых слов путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса: берёза — под-берёзовик, окно — под-окон-ник.

4. Бессуффиксный способ — это образование имён существительных от основ глаголов и прилагательных, при котором производящая основа без присоединения каких-либо суффиксов становится основой существительного: выходить — выходу, заплывать — заплыв^, зелёный — зелень^, сухой — сушъ^.

5. Сложение — это способ образования новых слов соединением двух и более основ или слов.

Неморфологический  способ:

При морфолого-синтаксическом способе слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль. больной (прилагательное) – больной (существительное) вокруг (наречие) – вокруг (предлог)

При лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка, плюс меняется синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания.
за благо рассудится – заблагорассудится

При лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов.
  Методика изучения состава слова.

Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Важна тема «Состав слова» потому, что упражнения в анализе слов по морфологическому составу и упражнения по словообразованию служат незаменимым средством развития логического мышления и речи учащихся; изучение теоретического материала по составу слова обогащает ученика определенными знаниями о языке, что имеет большое образовательное значение.

 

 

Вопрос 5. Имя существительное. Методика изучения имени существительного в начальной школе

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет, выражает это значение в формах рода, числа и падежа. В предложении существительное чаще всего выступает подлежащим или дополнением, однако может употребляться в роли других членов предложения. Имя существительное отвечает на вопросыКто? Что.

Имена существительные нарицательные — это слова, которые являются названием большой группы однородных предметов (одушевл енных или неодушевл енных). Например: словом писатели называют большую группу людей, которые создают книги.

Имена существительные собственные — это слова, которые представляют названия единичных предметов. Например: Александр Сергеевич Пушкин — имя, отчество и фамилия одного из писателей.

Разряды имен существительных.

а) конкретные имена существительные называют предметы и явления.

Такие существительные имеют формы ед. и мн. ч.: кресло — кресла, носок — носки, дождь — дожди;

б) отвлечённые (абстрактные) имена существительные называют действия, признаки, состояния и т. д. смех, белизна, синева, бег, дрожь, глухота;

в) собирательные имена существительные обозначают совокупность предметов или лиц как единое целое: студенчество, старьё, листва, молодёжь.

г) вещественные имена существительные обозначают вещество или однородную по составу массу: горох, молоко, песок, железо, масло; сливки, опилки, отруби, щи.

Имена существительные одушевленные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что?
К неодушевленным также относятся такие имена существительные как группа, народ, толпа, стая, молодёжь и т.д

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.
  В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам.Изменение слов по падежам называется склонением. Существует три склонения имен существительных.

Первое склонение.

К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля), а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя).

Второе склонение.

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день), а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание).

Третье склонение.

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.023 с.)