Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк.



В 1912 г. Филонов представил свои картины на выставке примити­вистов «Ослиный хвост», позднее сблизился с футуристами. Художник пытался в те годы теоретически обосновать свои взгляды, а неза­долго до призыва в армию в 1914 г. сделал первую попытку объединить сторонников нового направления -«аналитического искусства».

В марте 1914 г. группа Филонова выпустила манифест «Интимная мастерская живописцев и рисоваль­щиков». В нём говорилось: «Цель наша — работать картины, рисунки, сделанные со всей прелестью упор­ной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу».

Творчество Филонова 10-х гг. показывает, как постепенно созда­вался образ «аналитической карти­ны». В полотне «Крестьянская семья» («Святое Семейство», 1914 г.), близ­ком традициям примитивизма, круп­ные, чуть неуклюжие фигуры глав­ных героев окружены некой условной моделью пейзажа — деко­ративно-яркими цветами и травами. Персонажи кажутся сложенными из абстрактных по форме мелких дета­лей, образующих сложную мозаику. Фигуры людей неподвижны, но мир вокруг них пребывает в постоянном движении крохотных частиц.

Период зрелости «аналитическо­го искусства» пришёлся на 20-е и на­чало 30-х гг. Работы Филонова ста­ли откровенно пропагандистскими, стандартные понятия советской идеологии художник стремился представить как абстрактную карти­ну великого революционного пре­образования мира. Об этом говорят их названия: «Формула мировой ре­волюции» (1923 г.), «Формула импе­риализма» (1925 г.), «Формула петро­градского пролетариата» (конец 20-х гг.) и др.

 

«АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»

В 1912 г. Филонов написал статью «Канон и закон», где впервые изложил основные принципы выработанного им художественного стиля. Впослед­ствии они стали широко известны по работе 20-х гг. «Идеология аналити­ческого искусства». Своё творчество художник противопоставил кубизму, очень популярному в России 10-х гг. По мнению Филонова, новое направ­ление преодолевало главный недостаток кубизма — неподвижность геоме­трических форм на полотне. Мир должен быть показан в движении; карти­на, написанная по законам «аналитического искусства», должна передавать формы предметов в состоянии «органического роста». У зрителя могло появиться впечатление, что то или иное тело создаётся у него на глазах, вырастая в масштабах так, как растёт дерево (мастер назвал это «движе­нием организма против механизма»). Кроме ощущения движения живопись также должна обнаруживать мельчайшие «атомы и молекулы», из которых строится форма (этот процесс художник именовал «сделанностью»). Чело­век, считал Филонов, обладает двумя формами зрения — «глазом видящим» и «глазом знающим». «Видящий глаз» воспринимает цвет и внешнюю фор­му тел, а «знающий» — скрытое внутреннее движение атомов.

Павел Филонов. Крестьянская семья (Святое Семейство). 1914 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Павел Филонов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.111 (0.006 с.)