Схожести и отличия законов Торы и кодексов Месопотамии 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схожести и отличия законов Торы и кодексов Месопотамии



Схожести и отличия законов Торы и кодексов Месопотамии

Фрейлах С.А

 

 

Краткие обозначения кодексов Месопотамии (междуречья):

К.Х – кодекс Хаммурапи _ § 1.

Л.И - законы Липит-Иштара _ §1.

У.Н - законы Ур-Намму _ §=1.

Х.З – хеттские законы _ §/1.

С.А - среднеассирийские законы - город Ашшур _ §-1.

С.А (В+О) – 2я табличка; С.А (С+G) – 3я табличка.

• - добавочные пояснения

≈ примерные года

- 2319 (минус перед числом) это годы до нашей эры.

 

 

Соответствие названий 5 книг Торы

 

Берешит Бытие Genesis (Gen)
Шмот Исход Exodus (Ex)
Ваикра Левит Leviticus (Lev)
Бемидбар Числа Numbers (Num)
Дварим Второзаконие Deuteronomy (Deut)

Источники

Первые кодексы законов, которые предшествовали кодексу Хаммурапи это:

1- Тексты реформ правителя Лагаша Уруинимгины (≈ - 2319 - 2311 года);

2 - Сборник законов Ур-Намму - царя Шумера и Аккадa (≈ - 2112 - 2094 года);

3 - Законы Эшнунны ≈ - 1900 года;

4- Кодекс законов царя Липит-Иштар правителя города Исина (Шумер и Аккад ≈ - 1935-1924 года);

5- Кодекс Хаммурапи ≈ - 1750 года;

6- Хеттские законы ≈ - 1500 года;

7- Среднеассирийские (Ашшурские) законы ≈ - 1300 года.

       • Из чего мы видим, что законы Хаммурапи не начались на пустом месте, а им предшествовали другие источники и общая традиция понимания прав и обязанностей в Шумере, Аккаде и Вавилоне.  

 

Упоминание других книг (сефэр) в Торе:

1- Книга войн Б-га (Бемидбар 21:14);

2- Вот книга порождений Адама (Берешит 5:1) –Книга союза (Шмот 24:7) – имеется ввиду сама книга (Тора), части которой были самостоятельными свитками - сефер;

3- Тор дарована 6 Сивана 2448 года от сотворения мира. По общему = - 1312 год. Сегодня: 5781/2021 т.е., дарована Тора 3333 года назад.

Упоминание других книг, не вошедших в Танах:

1- Книга справедливости (Йегошуа 10:13);

2- Книга царей Йегуды и Израиля (Диврей га-ямим 2я, в 25:26).

       • Из чего видно, что тексты существовали и во время Торы, а возможно и раньше записи самой Торы, как единого текста.   

 

 

Кем даны законы:

- К.Х Законы Вавилонскому правителю Хаммурапи были вручены богом Неба и Справедливости Эллилем (Эль) – цит.: "дабы справедливость в стране была явлена, беззаконным и злым на погибель, дабы сильный слабого не притеснял".

- Л.И Законы Липит-Иштара даны богом отцом богов Ан (и) богом Энлилем, которые призвали царя Липит-Иштара.

-Тора Моше Б-г (ЯХ…Э) начертал на 2 каменных скрижалях 10 законов на горе Синай, а после в разное время Б-г надиктовывает законы, и Моше их записывает в Тору.

 

 

Причина соблюдения закона:

- К.Х «(Вот) справедливые законы, которые Хаммурапи, могущественный царь, установил и (тем) даровал стране твердый порядок и надлежащее управление. Хаммурапи, совершенный царь я (семь!). Черноголовыми, которых Эллиль даровал мне, (и) пастырство над которыми дал мне Мардук… По повелению Шамаша, великого судии небес и земли, справедливость моя в стране да восторжествует…».

• Эта – Справедливость и порядок ценны сами по себе, где собственно справедливость и выражает закон, а царь Хаммурапи закон хранит и оберегает.    

- Л.И «чтобы установить справедливость в стране, устранить жалобы, дать отпор врагу (и) предупредить восстания силой оружия, (и) принести благоденствие шумерам и аккадцам… [чтобы] я сделал отца опорой детям, (и) детей опорой отца; я повелел отцу стоять рядом с детьми (и) детям стоять рядом с отцом; в доме отца (и) в доме брата…»

- Тора. Это сохранение завета (договора) с Б-гом, где есть - УСЛОВИЯ:

Ваикра 26:3-13 «Если будете соблюдать Мои заповеди… Я пошлю вам дожди вовремя и земля даст урожай, и деревья дадут плоды. Молотьба будет до сбора винограда, а сбор до сева. Будете хлеб есть досыта. Я пошлю стране мир… враги падут от вашего меча… Вы будете есть старый урожай, а потом выбросите старый [что бы освободить место] для нового. 26:11 Я установлю среди вас Мою обитель и душа Моя не будет гнушаться вами. Я буду ходить среди вас и стану вашим Б-гом, а вы Моим народом».  

Дварим 6:1-20 «Соблюдать все заповеди… что бы продлилась ваша жизнь… и тогда будет вам хорошо и станете многочисленны на земле, которая источает молоко и мёд… и станете есть досыта… тогда придёте в прекрасную страну, которую Б-г поклялся отдать вашим праотцам, и овладеете ею, и все ваши враги будут обращены в бегство, как обещал Б-г».

За нарушение условий – САНКЦИИ:

Ваикра 26:16-33 «Нашлю на вас смятение, чахотку, лихорадку… напрасно будете сеять семена, хлеб съедят ваши враги… враги победят вас… небо будет как железо, а земля как медь… Нашлю зверей – они лишат вас детей, истребят скот… Я поражу за ваши грехи семикратно… Наведу мор… 10 женщин будут печь у одной печи. Хлеб будете делить по весу… будете поедать плоть ваших сыновей… Я превращу ваши города в руины… Я рассею вас между народами… Я вселю в сердце робость… земля ваших врагов поглотит вас. А кто уцелеет зачахнут в земле ваших врагов из-за своей вины и вины отцов».

Дварим 4:27 «Б-г рассеет вас среди народов. Из вас останется лишь малое число – среди народов, к которым Б-г уведёт вас. Там вы будите служить богам, созданными руками человека - [идолам] из дерева и камня, которые не видят, не слышат, не видят и не обоняют».

• Из чего видно, что Тора - это договор на условиях. В случае с К.Х и И.Л, это добровольный дар бога Эллиля, который решил вручить людям порядок ради спокойствия и мира.     

 

 

Оглашение закона

- К.Х «Обиженный человек, у которого судебный спор возникает, пусть придет перед статую мою, именуемую “Справедливый царь”, и стелы моей начертание пусть он заставит огласить, указы мои драгоценные пусть он услышит, и стела моя (надлежащий) указ пусть ему покажет, пусть он увидит свой закон пусть успокоит своё сердце».

- Дварим 31:10 «Каждый седьмой год, в год прощения [долгов], в праздник Суккот, когда весь Израиль придёт, что бы предстать перед Б-гом, на том месте, которое Он изберёт читай это Учение вслух всему Израилю. Соберите весь народ – мужчин, женщин и детей, а так же переселенцев, которые живут в ваших городах, что бы они слушали и учились, что бы они боялись Б-га, вашего Б-га, и неукоснительно соблюдали все слова этого Учения».

 Дварим 20:5 «Стражи пусть объявят народу так: Если…»

• Законы писали на стелах городов выставляя их на торговых площадях, или на вершине горы. Дварим 27:2 «После того, как вы перейдёте Иордан [и вступите в страну], которую Б-г даёт вам, установите себе [там] большие камни и покройте их известью. Начертайте на них слова Учения этого… установите эти камни на горе Эйваль»

 

 

Права разных групп

- К.Х выделяет разные права среди групп населения: 1-Лугаль (правитель) и военачальники (элита); 2- Жрецы и храмовые служащие; 3- Редумы/Баирумы (воины); 4- Мушкенумы (земледельцы, простолюдины); 5- рабы: а)временные; б) полноценные т.е., военнопленные. По степени компенсаций выделяются: 1) Высш., юр. Статус: Авилумы; 2) Ниже: сын/дочь Авилума; 3) Служилое сословие: Мушкенумы; 4) Зависимое сословие: Вардумы.

- Тора не выделяет разные группы, а есть: 1- соплеменники (брат твой) и есть имеющие меньшие прав 2- рабы: а) временные; б) постоянные. 

• К.Х представляет собой элитарное общество с правителем во главе, он же часто и верховный жрец. Тора не выделяет отдельные элиты, за исключением требований к Коэнам (священникам) и Левитам, кои должны хранить себя в ритуальной чистоте и имеют ограничения в праве возможности иметь свой родовой надел в Израиле (Дварим 18:1).  

 

Права воинов

- К.Х § 32. Если редума (воина) или баирума (ловец), который в царском походе взят в плен, тамкар (торговый агент) выкупил и дал ему возможность достигнуть своей общины, (то), если в его хозяйстве средства для выкупа имеются, он сам себя должен выкупить, если в его хозяйстве средств для выкупа нет, храмом его общины он должен быть выкуплен, если в храме его общины средств для его выкупа нет, дворец его выкупит, (но) его поле, его сад и его дом для его выкупа не должны быть отданы.

- Дварим 24:5 «Если человек только женился, он не должен уходить на войну, и никаких других обязанностей на него тоже нельзя возлагать. Пусть он остается свободен для своего дома на протяжении одного года - радует жену свою, которую взял».

Санитарные правила воинов. Дварим 23:13 «Пусть у вас будет место вне стана, куда бы вы могли ходить по нужде. Пусть у каждого из вас будет лопатка… т.к., Б-г идёт посреди вашего стана»

• Интересно почему именно эти правила должны быть записаны Торой? Это связано с понятием о ритуальной чистоте, которая была близко понимаема и к физической чистоте. Однако духовно/ритуально осквернится от выделений человека всё-таки нельзя.  

Призыв на войну – Дварим 20:8 «Стражи должны сказать народу так: "тот, кто боязлив и малодушен, пусть идёт и возвратится домой, чтобы он не заразил своих соплеменников трусостью". А когда стражи скажут народу всё это, пусть во главе народа встанут военачальники».

Судьи

- К.Х роль судей исполняют чиновники. Суды устанавливались правителем в номе/полисе, а после завоевания других городов, из необходимости властей дать один закон, назначали судей из местной элиты, либо присылали доверенных царю лиц.

- В Торе судьями становились наиболее уважаемые люди из числа князей (наси) и пророков. Пророки и судьи в одном лице были в период судей, а правила решений распространялись на родственные племена/колена. Причём повеление установить судей исходит из самой Торы.

Дварим 16:18 «Назначьте себе судей и стражей во всех ваших городах, которые Б-г ваш отдаёт вам, в каждом из ваших колен, и пусть они судят по справедливости».

Шмот 18:21 «выбери достойных, богобоязненных, правдивых и неподкупных и назначь над 1000, кого над 100, кого над 50, кого над 10. Они будут судить народ в любое время, а важное дело передадут тебе (Моше)». (аналог: Дварим 1:13)

Судьи получают общие указания:

Шмот 23:6 «Не суди несправедливо бедняка в его тяжбе. Сторонись неправедного дела, дабы безвинного и правого не привести к смерти, ведь Я не оправдаю виновного! Взяток не бери. Взятка превращает зрячих в слепых, искажает праведные показания» (аналог: Дварим 16:18).

Шмот 23:3 «Но и нищему не потворствуй в его тяжбе» - Дварим 19:21 «Не поддавайся жалости!».  

Ваикра 19:15 «Не совершай несправедливости в суде. Не будь пристрастен в пользу бедного и не угождай знатному – суди ближнего по правде» (аналог: Дварим 1:17).

Дварим 24:17 «Не искажай закон для переселенца и сироты».

• Судьи имели гораздо большую свободу в своих решениях, чем современные судьи, где роль собственного принятия решений сегодня сильно регламентировано законом и контролем за их деятельностью. Однако в то время их свобода решения была шире, поэтому моральна сторона судьи должна была быть высокой, и поэтому в Торе много упоминаний о моральности для судей.  

 

Судья передумал

- К.Х § 5. Если судья дело его решил, приговор вынес, документ с печатью велел изготовить, а потом решение своё изменил, судью этого в изменении решенного дела надлежит изобличить, и претензию, которая по этому делу предъявлена, в двенадцатикратном размере он должен удовлетворить, и в собрании с кресла судейского своего его должно заставить встать, и он не должен вернуться и с судьями в суде не должен (более) заседать.

- Ваикра 4:22 «Если вождь (колена) согрешит, нарушив по ошибке одну из запрещающих заповедей Б-га и окажется виновен, пусть приведёт жертву козла без порока…»

Наказания (прочие)

40 без 1 удара палкой

- Дварим 25:3 «Если заслужил наказание пусть, пусть судья прикажет нанести 40 ударов, но не более. Т.к., если больше сорока, то брат твой будет унижен у тебя на глазах».

 

Отсечение руки – редкая казнь

- Дварим 25:11 «Если подерутся двое… и жена одного схватит другого за срамное место, то отрубите ей кисть руки – не жалейте её».

-С.А §-7. Если женщина подняла руку на мужчину и была в том уличена, она должна уплатить 30 мин олова, и ей должно дать 20 палочных ударов.

§-8. Если женщина в драке повредила семенник мужчины, ей должно отрезать палец. А если несмотря на то, что врач наложил повязку на семенник, второй тоже воспалился и омертвел или если в драке поврежден и другой семенник, ей должно вырвать оба соска.

• Повреждение семенников и столь суровое наказание было видимо из-за опасения нанести вред возможности у пострадавшего иметь потомство и само это действие со стороны женщины выглядит неблагоприятным. Здесь уместно заметить, что есть усиление сказанному закону «не жалей её», что предполагает сложность с исполнением этой нормы. Более того в позднейшей литературе (мишна, талмуд) эта тема крайне редка, что говорит о фактическом неисполнении данной нормы закона. В то же время в Среднеассирийских законах данная тема разработана более подробна и симметрично по наказанию, где если человек не мог иметь детей, то женщина должна не иметь возможности вскармливать своих детей.   

 

 

Проклятие (арур)

Дварим 27:14 «Пусть левиты громко возгласят, обращаясь ко всем израильтянам: "да будет проклят (арур) тот, кто сделает изваяние… оскорбит отца или мать… передвинет межу ближнего… собьёт слепого с пути… будет несправедливо судить переселенца, сироту и вдову… ляжет с женой отца… ляжет с животным… ляжет со своей сестрой, дочерью отца, дочерью матери… ляжет со своей тёщей… тайно убьёт своего ближнего… возьмёт мзду за убийство человека… кто не станет следовать словам этого учения и исполнять их. И пусть народ скажет Амен"»

• Что подразумевает под собой наказание в виде проклятия - не ясно. Возможно, что это мера для устрашения. Подобное не встречается в кодексах Междуречья.  

 

 

Наказания (жены)

- С.А §-57. Будь то избиение, будь то... жены человека, что записаны в табличке (в виде наказания), должно совершаться перед судьями.

• Власть пытается умерить жестокость семейных расправ, требуя осуществлять их в присутствии судей.

§-58. При всех наказаниях, будь то вырывание, будь то отрезание чего-либо у жены человека, пусть будет извещён и жрец-каллу, пусть он придёт, как записано в табличке.

§-59. Сверх наказаний для жены человека, записанных в табличке, человек может бить свою жену, таскать за волосы, повреждать и прокалывать её уши. Вины в том нет.

       - Тора наказания жены не выделяет отдельно, а рассматривает увечья на общих основаниях. Увечья равным и увечья рабам.  

 

 

Мститель/Ревнитель

Кто осуществлял наказание - смертные приговоры. Обычно это полномочия власти и общин (Бемидбар 35:12 «… что бы убивший не погиб прежде, чем предстанет перед общиной на суд»). Однако это не всегда так. Часто убийцу родственника мог умертвить родственник убитого (кровный мститель - осуществляя кровную месть).

Бемидбар 35:16-22 «Если орудием железным ударил и тот умер, то убийца он, — смерти будет предан убийца. Если камнем в руке, которым можно убить, ударил и тот умер, то убийца он, — смерти будет предан убийца. Если орудием деревянным в руке, от какого умереть можно, ударил его, и тот умер, то убийца он, — смерти будет предан убийца. Кровомститель, он умертвит убийцу; встретив его, может его умертвить. И если из ненависти толкнет его или (что-либо) бросит в него злоумышленно, и тот умрет, или по вражде ударит его рукой, и тот умрет, — то смерти будет предан ударивший, убийца он; Кровомститель умертвить может убийцу, встретив его».

Бемидбар 25:6-15 «Один человек привёл мидьянитянку – на глазах общины… Пинхас сын Эльазара, Сын Арона… с копьём в руке… поразил их обоих в чрево. И прекратился мор… (Пинхас) возревновал Моей (Б-га) ревностью… Для его потомства теперь будет вечное священство».

Дварим 19:11 «Если кто-либо, будучи врагом своему ближнему, подстерёг его, напал на него и убил, а потом бежал в один из этих городов (предназначенных для убивших случайно), то пусть старейшины города, в котором он [жил] пошлют за ним, заберут его оттуда и передадут в руки мстителя за кровь – и да будет он предан смерти. Не жалей его!»

 

Ответственность

- С.А §-2. Если женщина — жена ли человека, дочь ли человека — произнесла богохульство или непристойность, только эта женщина понесет наказание. К её мужу, её сыновьям и к её дочерям претензий предъявлять не должно.

- Шмот 20:5 «Я Б-г твой – Б-г Ревнитель, карающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого поколения у тех, кто ненавидит Меня, и творящий милость до тысячного поколения тем, кто любит Меня и соблюдает Мои заповеди»

Шмот 34:6 «Б-г милосердный и милостивый, долготерпеливый! Великий в любви и верности! Хранящий милость для тысяч, прощающий вину, преступления и грех, но не оставляющий без наказания, взыскивающий за вину отцов с детей и внуков – до третьего и четвёртого поколения» 

Бемидбар 14:18 «Б-г долготерпелив и милостив, прощает вину и преступления, Он очищает, но Он не очистит того, кто не раскаялся. Он вспомнит детям вину отцов, до третьего и четвёртого поколения»

Дварим 5:9 «Я Б-г твой – Б-г Ревнитель, карающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого поколения у тех, кто ненавидит Меня, и творящий милость до тысячного поколения тем, кто любит Меня и соблюдает Мои заповеди»

• Идентичный текст в разных книгах Торы Шмот 20:5 и Дварим 5:9.

Дварим 24:16 «Нельзя придавать отцов смерти за вину сыновей, а сыновей нельзя придавать смерти за вину отцов – человек может быть наказан смертью только за свой грех!»

Йехезкель (18:14-20): «Ведь все души — Мои они! Как душа отца, так и душа сына — Мои они… Душа согрешающая, она умрёт; сын не понесёт вины отца, а отец не понесёт вины сына. Праведность праведника на нём пребудет, а нечестие нечестивого пребудет на нём!»

• Мы видим две противоречивые нормы в Торе связанные с ответственностью отцов и детей. Возможно – это наложение двух разных традиций (ранней/поздней). Либо, что тот, кто верит в Б-га и Ему служит, то ему будут прощены его собственные грехи (индульгенция), а тот, кто не верит, тому и детям будут вменены его грехи. Т.к., сказано в Дварим 7:9 «Знайте, что Б-г ваш Б-г верный до тысячного поколения хранящий союз и являющий милость к тем, кто любит Его и соблюдает Его заповеди, и воздающий тем, кто Его – ненавидит – уничтожающий их! Он не замедлит воздать Своим ненавистникам!»

Однако скорей всего, в первом случае (Шмот 20:5; Дварим 5:9; Шмот 34:6) речь идёт о вине перед Б-гом за нарушение ритуальных заповедей (жертвоприношения, десятины, посещение Храма и.т.д), за которые взыскивается в поколениях самим Б-гом, а во втором случае (Дварим 24:16) речь идёт о нарушении социальных заповедей (убийство, воровство, обман и.т.д) и их наказание не распространяется на потомков и осуществляется непосредственно судом.    

 

 

Частная собственность

- К.Х Царь и Храмы могли становится ведущими владельцами земли. Так практика переселений приводила к потере владения землёй, у общин, когда правитель меняя местами общины в разных селениях присваивал себе землю, а новым постояльцам задавал её в аренду. Ту землю, которую царь жаловал она не отчуждалась. Храмы имели большое влияние и приобретали себе земли без опасения быть присвоенной правителями. Следующие владельцы по масштабам после царя и Храмов - это общины из разных семей и близкородственные общины (более мелкие). Не редко правитель издавал указы о прощении долгов. Так же правители Месопотамии, пытались облегчить долговое положение населения, К.Х § 48, где разрешали перенести уплату долга в случае стихийного бедствия на следующий год, а рост за этот бедственный год отменялся. Покупка и продажа земли не действительна без письменного договора.

- Тора предполагает частную собственность, но не переходящую. Земли колен должны возвращаться к своим приемникам этих колен (родовая территория). Т.к. есть истинный собственник земли, которого установил Б-г (Берешит 25:23 «Земля не может быть продана безвозвратно, потому, что земля – Моя, а вы у Меня, как переселенцы…»). Отсюда гипотетически правитель не мог присвоить себе не принадлежащие его роду надел. Источник закона о родовом наделе земли могла быть скотоводческая традиция распределения земли, где семьи не приводили на выпас свой скот к родственникам в их поля – дабы быстро не осушать колодцы и траву лугов. Так, когда земля больше не могла носить скот из-за их числа на одной территории Авраам говорит Лоту Берешит 13:9 «Давай ты отделишься от меня: если ты налево, я направо, если ты направо, я на лево».  Иерусалимский Храм также выступал в виде собственника и обладал своей землёй и казной. Прощение долгов происходило каждые 7 лет и 50, а не зависит от указа царя. Участки и дома внутри городов продавались безвозвратно по истечению года, кроме Левитов, которые имели право в любой момент времени выкупить свои дома обратно.

       Отношение к имуществу выражено следующим образом. Вещи не только нельзя красть, но даже думать о краже запрещено. Шмот 20:14 «Не желай присвоить ни дом, ни жену, ни раба/рабыню, быка, осла, ничего из принадлежащего ближнему твоему».

• Общим в К.Х и Торе является, то что прощались долги. В первом случае это носило указ царя, а во втором это постоянное время Дварим 15:1 «В конце каждого седьмого года совершай отмену долгов… Можешь взыскивать с иноплеменника, а долг брата твоего отмени». Тора выделяет родовую землю, как неприкосновенные наделы, гарантируя их сохранность пусть и номинальную. 

Купля-продажа земли было явлением в Месопотамии не частым и в глазах людей носила негативный характер. Во-первых, выкуп земли часто был под давлением покупателя. Во-вторых - влекло понижение гражданских прав, с землевладельца к наёмному гражданину. В-третьих - это означало прекращение культа предков на родовой земле. Табличек с купле-продажей земли обнаружено крайне мало.  

В торговле

- К.Х § 108. Если корчемница в уплату за сикеру зерно не принимает, гирей, большей (установленного веса) серебро принимает, или обменный эквивалент сикеры по отношению к зерну уменьшает, эту корчемницу должны уличить и в воду её должны бросить.

§ 109. Если у корчемницы злодеи в её заведении собираются, а злодеев этих она не схватила и во дворец не представила, эта корчемница  - должна быть убита.

- Дварим 25:13 «Да не будет у тебя в сумке двух разных каменных гирь – большой и малой. Да не будет у тебя в доме двух разных мер эйфы – большой и малой. Гиря у тебя должна быть точного веса, мерный сосуд должен быть правильного размера».

Ваикра 25:14 «Если будете что-либо продавать или покупать у ближнего, не обманывайте друг друга»

• Корчмы обычно держали женщины, ибо в К.Х сказано лишь о владельцах женщинах идёт речь, а не о мужчинах и то, что наказание за обвес карался утоплением, так же являлось смертной казнью - предусмотренной только для женщин. 

 

 

Межа (уважение к чужому)

- Х.З §/168. Если кто-нибудь нарушит границу поля, то он должен привести 1 akkalas, а хозяин поля может отрезать поле размером в 1 пессар и взять его себе; тот, кто нарушит границу поля, должен дать 1 овцу, 10 хлебов, 1 пиху пива, и поле будет снова чистым (от греха, возникшего в связи с нарушением межи).

- С.А. (В+О) § 8. Если человек нарушил большую межу однообщинников, и его в том клятвенно обвинили и уличили, он должен отдать захваченное поле втройне. Ему должно отрубить один палец и дать ему 100 палочных ударов, и в течение месяца он должен выполнять царскую работу.

- Бемидбар 19:14 «Не двигай межу ближнего, проведённую предками в ваших владениях»

Бемидбар 27:17 «Да будет проклят тот, кто передвинет межу ближнего!»

 

 

Свидетели

- К.Х § 3. Если человек в судебном процессе для свидетельства о преступлении выступил, но слова сказанного не подтвердил, (то), если процесс этот - процесс о жизни (обвиняемого), человек этот (обвинитель) должен быть убит.

§ 13. Если у этого человека свидетели (сейчас) не могут быть вызваны, судья отсрочку до шести месяцев должен ему предоставить, и если на шестой месяц свидетелей своих он не приведет, человек этот – злодей, наказание, полагающееся по этому делу, он должен понести.

- У.Н §-25. Если человек выступил свидетелем (в суде) и уличен во лжи, он уплатит пятнадцать шекелей серебра.

§-26. Если человек выступил свидетелем (в суде), но отказался принести клятву, он возместит спорную сумму.

- Дварим 19:18 «Если судьи обнаружили, что этот свидетель дал ложные показания, то сделайте с ним, то что он замыслил сделать брату своему».

Ваикра 5:1 «Если кто согрешит, тем что, будучи свидетелем, видел или знал [нечто], но слыша заклятие, всё же не сообщил [в суд обстоятельства дела], то он будет виновен»

• Принцип меру за меру действует в свидетельских показаниях.

 

 

Испытания

- У.Н §-10. Если человек возвёл на другого человека обвинение в... (колдовстве) и подверг его испытанию Рекой и бог Реки очистил его, то тот, кто подверг его испытанию, должен уплатить три шекеля серебра.

§-11. Если человек возвёл на жену другого человека обвинение в прелюбодеянии, но бог Реки очистил её, обвинитель должен уплатить одну треть мины серебра.

- К.Х § 132. Если на жену человека из-за другого мужчины указывают пальцем, но с мужчиной чужим на (её) лоне она не была схвачена, ради своего мужа она должна погрузиться в Реку.

- Бемидбар 5:14 «Мужчину обуяет дух ревности и он станет ревновать свою жену, которая осквернилась, или… не осквернилась – пусть приведёт свою жену к священнику и принесёт за неё жертву…Священник возьмёт сосуд с водой, возьмёт пыли с пола святилища бросит в эту воду. Поставит женщину перед Б-гом, растрепать волосы на её голове... в руке священника горькая вода, несущая проклятие. Пусть священник клянёт её… Священник напишет эти проклятия на свиток и соскребёт их в горькую воду и дать женщине выпить».

       • Так же существовала клятва, как испытание, когда человек клялся именем Б-га. Разницы между испытанием Рекой и клятвой именем Б-га в сознании людей не было т.к., если при испытании человек погибал, то сразу выяснялось: виновен он, или нет. В случае если человек клялся, то это наказание – смерть неминуемо свершится, но только чуть позже, ибо наказывал сам Б-г.  

 

 

Убийство

- Х.З §/1. Если кто-нибудь убьёт в ссоре мужчину или женщину, то он должен его похоронить и дать 4 головы (рабов или членов своей семьи), мужчин или женщин, а также отвечает своим домом.

§/2. Если кто-нибудь убьёт в ссоре раба или рабыню, то он должен его похоронить и дать 2 головы, мужчин или женщин, и также отвечает своим домом.

§/3. Если кто-нибудь ударит мужчину или свободную женщину и тот умрёт, то если лишь рука его провинится (неумышленно), он должен его похоронить и дать 2 головы, а также отвечает своим домом.

§/4. Если кто-нибудь ударит раба или рабыню и тот умрёт, то если лишь рука его провинится, он должен его похоронить и дать 1 голову, а также отвечает своим домом.

- С.А § 10. Если мужчина ли, женщина ли вошли в дом человека и убили мужчину ли, женщину ли, убийц должно передать хозяину дома. Если ему угодно, он может их убить; если ему угодно, он может возместить себе потерю, забрав все их имущество. Если в их доме нет ничего, что можно было бы отдать, сына или дочь они отдадут...

• В Хеттских и Среднеассирийских законах нет строгого принципа «мера за меру» за убийство, а есть возможность выкупа.

 - Тора предусматривает возможность неумышленного убийства и такому человеку надлежит жить в специально отведённых городах, где его не имеет право настигнуть кровный мститель убитого. Условия неумышленного убийства: Дварим 19:4 «если кто-то убил ближнего неумышленно и ранее не был его врагом. [Например] если отправились с ближним в лес рубить дрова, занёс топор для рубки дерева, а топор слетел с топорища, попрал в ближнего и тот умер, то пусть такой [человек] скроется в одной из этих городов и останется жив» (аналог в Бемидбар 35:16-24).

Бемидбар 36:33 «Не оскверняйте землю, на которой вы [обитаете] – ведь кровь оскверняет землю. Землю нельзя очистить от крови, которая пролита на ней, кроме как кровью того, кто пролил [эту] кровь»

 

 

"Мера за меру" (принцип) и выплаты

- К.Х § 196. Если человек ослепил глаз сыну человека, его глаз должны ослепить.

§ 197. Если он сломал человеку кость, ему должны сломать кость.

§ 198. Если глаз мушкенуму он ослепил или кость мушкенуму сломал, он должен отвесить 1 мину серебра.

§ 199. Если он ослепил глаз раба человека или сломал кость раба человека, половину его цены он должен отвесить.

§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, ему (самому) должны выбить зуб.

§ 201. Если он выбил зуб мушкенуму, он должен отвесить 1/3 мины серебра.

§ 202. Если человек ударил человека, который выше него, (то) всенародно он должен быть бит шестьюдесятью ударами плети из воловьей кожи.

§ 203. Если кто-либо из людей кого-либо из людей, кто равен ему, по щеке ударил, он должен отвесить одну мину серебра.

§ 204. Если мушкенум по щеке мушкенума ударил, он должен отвесить 10 шекелей серебра.

§ 205. Если раб человека кого-либо из людей по щеке ударил, ему должны отрезать ухо.

§ 206. Если человек человека во время драки ударил и нанес ему рану, этот человек должен поклясться: “Я не ударил его умышленно” и оплатить врача.

§ 207. Если (же) от удара тот умер, он опять-таки должен поклясться и, если (потерпевший) – сын человека, он (виновный) должен отвесить 1/2 мины серебра.

§ 208. Если (потерпевший) – мушкенум, он должен отвесить 1/2 мины серебра.

- У.Н §=15. Если человек другому человеку оружием конечность повредил, он уплатит десять шекелей серебра.

§=16. Если человек другому человеку сломал орудием кость, он уплатит одну мину серебра.

§=17. Если человек другому человеку ножом отрезал нос, он уплатит две трети мины серебра.

§=18. Если пальцы ему он отрезал... за каждый палец он уплатит... шекелей серебра.

§=19. Если зубы ему он выбил, он уплатит два шекеля серебра (за каждый зуб?)...

- Х.З §/7. Если кто-нибудь ослепит свободного человека или выбьет ему зуб, то раньше отдавали 1 мину серебра, а теперь он должен дать 20 полушекелей серебра, и также отвечает своим домом.

§/8. Если кто-нибудь ослепит раба или рабыню или выбьет ему зуб, то он должен дать 10 полушекелей серебра, и также отвечает своим домом.

§/11. Если кто-нибудь сломает руку или ногу свободному человеку, то он должен дать ему 20 полушекелей серебра, и также отвечает своим домом.

§/12. Если кто-нибудь сломает руку или ногу рабу или рабыне, то он должен дать 10 полушекелей серебра, а также отвечает своим домом.

§/13. Если кто-нибудь откусит нос свободному человеку, то он должен дать 1 мину серебра, а также отвечает своим домом.

§/14. Если кто-нибудь откусит нос рабу или рабыне, то он должен дать 3 полушекеля серебра, а также отвечает своим домом.

§/15. Если кто-нибудь покалечит ухо свободному человеку, то он должен дать 12 полушекелей серебра, а также отвечает своим домом.

§/16. Если кто-нибудь покалечит ухо рабу или рабыне, то он должен дать 3 полушекеля серебра.

- Шмот 21:12 «Кто ударит человека и он умрёт будет предан смерти. Если случайно убил, то пусть идёт в назначенное место. Если замышлял и умертвил умышленно, то даже от жертвенника Моего заберите – предайте смерти».

Шмот 21:18 «ударил один другого, и тот слёг в постель и после встал с костылём, то оплатит ему время бездействия и лечение».

Шмот 21:26 «ударит раба или рабыню и повредит глаз/зуб, то за этот глаз/зуб должен отпустить на волю».

Шмот 21:20 «ударил раба, рабыню палкой и тот умер на месте, то следует отомстить (казнь от меча). Но если проживёт день или два (и умрёт), то мстить не следует т.к. раб его серебро».

Ваикра 24:17 «Если кто-нибудь лишит жизни другого человека, [убийцу] следует придать смерти. Если кто-нибудь убьёт скотину, он должен возместить ущерб, [отдав] животное за животное. Если кто-нибудь нанесёт увечье ближнему, пусть поступят с ним так, же, как поступил он. Перелом за перелом, глаз за глаз, зуб за зуб. Какое увечье он нанёс человеку, такое же должно быть нанесено и ему. Тот, кто убьёт человека, следует придать смерти. Один закон да будет у вас и для переселенца, и для коренного жилья, ибо Я – Б-г ваш»

Бемидбар 35:30 «Всякого, кто убьёт человека, следует придать смерти согласно [показаниям] свидетелей. [Показаний], которые даст один свидетель, [недостаточно для того,] что бы предать человека смерти. Не берите выкупа за душу убийцы, злодея, которому надлежит умереть; следует предать его смерти. У того, кто бежит в город убежище, не берите выкупа, с тем что бы [разрешить] ему вернутся и жить на его земле, ещё до смерти первосвященника. Не оскверняйте землю на которой вы [обитаете], - ведь кровь оскверняет землю. Землю нельзя очистить от крови, которая пролита на ней, кроме как кровью того, кто пролил эту [кровь]»

Ваикра 27:29 «Всякий обречённый (херем), который обречён (/приговорён) на смерть не может быть выкуплен (или посвящён Храму): он должен быть умерщвлён»

Дварим 19:21 «Не поддавайся жалости! Жизнь за жизнь. Глаз за глаз. Зуб за зуб. За руку – рука. За ногу - нога»

• Данный принцип ʺмеры за меруʺ (талиона) должен был ограничить «кровную месть» и установить мерность наказаний и штрафов. С одной стороны, он предполагает увечье за увечье, жизни за жизнь, но в то же время устанавливает систему выплат. Так же данное правило защищало бедных, когда богатые слои не могли откупится за жизнь другого человека. Однако не исключено, что непосильные выплаты устанавливаемые за жизнь человека (Шмот 21:29) возлагали ответственность не сколько на личность, сколько на общину в целом. Например - речь хеттского царя Телепина (XVI в. до н.э.): §/49 «А дело крови таково. Если кто-нибудь повинен в убийстве, то слово за хозяином крови. Если он скажет: “пусть он умрет”, то виновный должен умереть. Если же он скажет: “пусть он даст воздаяние” (выкуп, виру), то он должен дать воздаяние. Но к царю никакого обращения быть не должно»  

Интересно, что Иосиф Флавий говорит, что многое зависит от потерпевшего, применить ли «око за око» или получить денежное вознаграждение, хотя в Торе брать выкуп за кровь не разрешено, кроме как в случае с бодливым быком.

 

 

Выкидыш от увечья

- К.Х § 209. Если человек дочь человека ударил (и тем) причинил ей выкидыш, 10 шекелей серебра за плод её чрева он должен отвесить.

§ 210. Если эта женщина умерла, дочь его должны убить.

-С.А §-21. Если человек ударил дочь человека и тем причинил ей выкидыш, и его в том клятвенно обвинили и уличили, он должен уплатить 2 таланта и 30 мин олова, ему должно дать 50 палочных ударов, и в течение месяца он будет выполнять царскую работу.

§-50. Если человек ударил жену человека и причинил ей выкидыш, должно поступить с женой человека, причинившего выкидыш жене другого человека, так, как он поступил с ней. За её плод он должен возместить жизнь за жизнь. Если же эта женщина умерла, человека должно убить, а за её плод он должен возместить жизнь за жизнь. А если муж этой женщины не имел сына, а тот ударил его жену, и она выкинула, за плод её ударившего должно убить, но если её плод — девочка, он должен возместить жизнь за жизнь.

§-51. Если человек ударил женщину, которая не выращивает детей, и причинил ей выкидыш, наказание таково: 2 мины олова он должен отдать.

 §-52. Если человек ударил проститутку, и причинил ей выкидыш, должно нанести ему удар за удар, и он



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.015 с.)