Родительские директивы, оценки и установки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родительские директивы, оценки и установки



(на основе классификации Н.Л. Кряжевой)

 

Негативные установки Последствия Позитивные установки
- Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить! Замкнутость, отчужденность, конформность, безынициативность, угодливость, льстивость, стереотипизация поведения - Будь собой, и тогда у тебя будет много друзей!
- Горе ты мое! Заниженная самооценка, чувство вины, конфликтные взаимоотношения с родителями и окружающими, отчуждение, аутоагрессия - Радость ты моя!
- Нытик! Плакса! Эмоциональная ригидность, внутренняя озлобленность, чрезмерная восприимчивость, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность - Поплачь, станет легче
- Ну что за ребенок! Все готов раздать! Накопительство, жадность, эгоизм, заниженная самооценка - Молодец, что делишься с друзьями!
- Не твоего ума дело! Робость, отчужденность и конфликты в общении с родителями, эмоциональная отгороженность, замкнутость, задержка психического развития, нарушение самосознания и идентификации - А ты как думаешь?
- Одевайся теплее, замерзнешь и заболеешь! Тревожность, страхи, мнительность - Закаляйся, будь здоров!
- Ты — копия своего папочки (мамочки)! Неадекватная самооценка, упрямство, агрессия, противоречивость, трудности в общении с родителями - Папа у нас замечательный! — Мама у нас умница!
- Неумейка! Откуда у тебя только руки растут! Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, конформность, низкая мотивация к активности - Тебе надо попробовать еще раз, и все обязательно получится!
- Не кричи так! Оглохнешь! Повышенное психоэмоциональное напряжение, завуалированная агрессия, конфликтность - А давай пошепчемся на ушко...
- Противная девчонка! Все они вредные и капризные! (для мальчиков) - Негодник! Все мальчишки драчуны и хулиганы! (для девочек) Осложнения межполового общения, нарушения психосексуального развития - Все люди равны между собой, но как они не похожи, и это замечательно!
- Ты просто грязнуля и замарашка! Страхи, небрежность по отношению к себе и своему внешнему виду, неразборчивость в межличностных отношениях - Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и опрятен!
- Ты плохой — обижаешь маму! Вот уйду от тебя к другому (другой)! Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушения сна - Ты самый любимый, и я тебя никогда не брошу!
- Жизнь такая трудная... Вырастешь — тогда поймешь! Безволие, трусость, подозрительность, пессимизм, неумение преодолевать самые незначительные препятствия - Все будет хорошо, ведь жизнь так прекрасна!
- Уйди с глаз моих, не маячь, пойди займись чем-нибудь! Озлобленность, скрытность, отчужденность - Давай разберемся вместе, иди ко мне!
- Не ешь много сладкого, а то растолстеешь и тебя никто любить не будет! Нарушение образа «Я», комплекс неполноценности, неуверенность, застенчивость, нарушения взаимоотношений, подозрительность, мнительность - Кушай на здоровье!
В этом мире можно надеяться только на себя — все вокруг обманщики! Подозрительность, страхи, нарушение межличностных контактов, тревожность, страхи, пессимизм - На свете много добрых людей, которые готовы прийти на помощь!
- Ну в кого ты такой?! Настоящий гадкий утенок! Застенчивость, нарушение образа «Я», трудности в общении, заниженная самооценка, неверие в собственные силы и способности - Как ты мне нравишься!
- Чего ты своевольничаешь?! Надо у взрослых разрешения спрашивать! Робость, безынициативность, безволие, тревожность, зависимость от чужого мнения - Ты такой молодец, можешь и сам все сделать!
- Да подожди ты! Вечно ты не вовремя! Скрытность, отчужденность, излишняя самостоятельность, снижение порога дозволенного, повышенное психоэмоциональное напряжение - Если хочешь, я могу помочь тебе
- Никогда не сноси обиды, давай сдачу! Агрессивность, низкий уровень произвольной регуляции, несдержанность, раздражительность, ощущение вседозволенности - Люди всегда могут найти общий язык и договориться друг с другом!

Приложение 6

 

Правила речевого поведения

 

Вот некоторые правила (для говорящего, для слушающего и для присутствующих при общении), которые необходимо знать и соблюдать педагогу и которые он должен привить своим воспитанникам.

 

Для говорящего:

Ø доброжелательно относитесь к собеседнику; избегайте негативных оценок его личности, особенно в вульгарной форме;

Ø узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь;

Ø правильно выбирайте тему разговора: она должна быть интересна и понятна партнерам;

Ø не выпячивайте свое «Я», приглушайте самомнение; старайтесь поставить в центр внимания не себя и свои оценки событий, а личность слушающего, его осведомленность и интерес к теме разговора;

Ø не начинайте разговор с вопросов, по которым расходитесь с партнером, а подчеркните вначале те аспекты, по которым вы сходитесь;

Ø умейте внушить партнеру по общению сознание его значительности: искусство признания достоинств (а не унижения или разоблачения) тех, кто нас окружает, должно быть усвоено и доведено до автоматизма.

Для слушающего:

ª внимательно выслушивайте говорящего;

ª отдавайте предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности;

ª слушайте доброжелательно и терпеливо, как бы авансируя доверие собеседнику; окончательный вывод сделаете позже;

ª не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось, и тем более не стремитесь перевести слушание в собственное говорение; помните — важнее получить информацию, чем передать ее.

Для присутствующего:

ü если собеседники, ведущие диалог, не включают вас в общение, то вы — по этикету — должны «изобразить пустое место», т.е. выражением лица, позой продемонстрировать отсутствие интереса к чужому разговору;

ü если общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствие третьего и содержит намек на его подключение к общению, воспользуйтесь этим: это позиция косвенного адресата;

ü если присутствующий, являясь невольным слушателем, обладает информацией, интересующей всех, или может устранить неточность или заблуждение в разговоре, то по его инициативе допускается его включение в круг общения. В этом случае следует деликатно «вклиниться» в речевое пространство словами: «Простите, что вмешиваюсь». Главное здесь — не допустить бестактности.

Приложение 7

 

Выход из душевного экстрима

 

1. Если вы впали в аффект, дайте себе возможность выплеснуть душащие вас эмоции наедине с самим собой — поплачьте, постучите по столу и т.д. Другими словами — дайте выход своим эмоциям.

2. Выдохните свой гнев в буквальном смысле (глубоко подышите 20 раз перед открытой форточкой; потом сделайте 10 приседаний).

3. Когда буря уляжется, сознательно дисциплинируйте свои отрицательные мысли и переживания, стремитесь целенаправленно размышлять о случившемся, а не о том, что могло бы произойти.

4. Расслабьтесь (сядьте удобно, добейтесь максимального мышечного расслабления, представьте красивый пейзаж, постарайтесь как бы перенестись туда, наслаждайтесь отдыхом и покоем, побудьте в таком состоянии 5—7 минут).

5. Усилием воли и сознательным желанием остановите поток негативных переживаний о прошлом, эти усилия лучше направить на дело, не имеющее отношения к причине расстройства, что будет способствовать деятельному переключению и отвлечению.

6. Перед началом активной деятельности простите своего обидчика — наверняка, у него были причины для такого поведения. Если же причин таковых нет — на глупца обижаться тем более не стоит!

 

Приложение 8

 

Лечебные афоризмы

 

Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них. (Марк Аврелий)

Лучше совершенно точно ошибаться, чем приблизительно утверждать правильный ответ. (Дж. Тьюки)

Если части человечества привесить хвосты, так те, кому хвостов не досталось, почувствуют себя обездоленными. (Джонатан Свифт)

Несчастен не тот, у кого нет, а тот, кто хочет все. (Григорий Бакланов)

Не задавай вопросов — не получишь лжи. (Из жизни)

В жизни возможны две трагедии: первая — не осуществить своей страстной мечты, вторая — добиться ее осуществления. (Оскар Уайльд)

Классиков надо не только почитать, но и иногда и почитывать. (Эмиль Краткий)

Соблюдай три «М» — мера, место, момент. (Совет римских консулов)

Самое трудное в жизни: накормить сытого, одеть одетого, учить неуча. (Из жизни)

Лучше быть благоразумным с большинством, чем безумным в одиночку. Некоторым же нравится быть единственным в своих чудачествах. (Бальтасар Гарсиан)

Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть. (Теодор Рузвельт, президент США)

Всегда не хватает времени на то, чтобы выполнить работу как надо, но на то, чтобы ее переделать, время находится. (Закон Мескимена)

Легко быть великаном, когда вокруг тебя одни карлики.

Критика подобна почтовому голубю — она всегда возвращается обратно. (Дейл Карнеги, писатель, психолог)

Чем проще человек выражается, тем легче его понимают. (Фенимор Купер, писатель)

Нет фактов, только интерпретации. (Фридрих Ницше, философ)

Опыт — это маленький фонарик, висящий у нас за спиной и освещающий уже пройденный путь. (Конфуций, древнекитайский мыслитель)

Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки. (Лоуренс Дж. Питер, писатель)

Когда я не могу управлять событиями, я предоставляю им самим управлять собой. (Генри Форд, изобретатель, промышленник)

Какие бы выражения вы ни применяли, вы никогда не сможете сказать чего-либо такого, что не характеризовало бы вас. (Ралф Эмерсон, философ и поэт)

Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не стоит обращать внимания. (Уильям Джемс, философ и психолог)

Говорите глазу, а не уху. Глаз самый чуткий орган, приводящий к чувству мысли. (Константин Станиславский, режиссер, актер)

Жаль, что нет учебного заведения, где учили бы слушать. Ведь хорошо управляющему надо уметь слушать не меньше, чем говорить. (Ли Якокка, президент корпорации «Крайслер»)

Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений. (Дж. Рокфеллер, миллиардер)

 

Приложение 9

 

Мудрость воспитания

 

В воспитании кроется великая тайна человеческой природы. (Демокрит)

Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы. (К. Гельвеции)

Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их. (Л. Толстой)

Уча учи нравом, а не словом. (Древнерусский афоризм)

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью — человечность. (В.Белинский)

Не знать — не стыдно, стыдно не хотеть знать. (Турецкая пословица)

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. (Р. Эмерсон)

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. (Н. Чернышевский)

Лаской почти всегда добьешься большего, чем грубой силой. (Эзоп)

Детей наказывай стыдом, а не кнутом. (Русская пословица)

Не успех, а усилие заслуживает награды. (Д. Рескин)

Животных учат кнутом, человека — примером. (Индонезийская пословица)

Принуждение убивает желание. (Корейская поговорка)

Слова волнуют, примеры влекут. (Античный афоризм)

Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья. (Цицерон)

Кто избавился от излишеств, тот избавился от лишений. (И. Кант)

Учитель учит до тех пор, пока учится сам. (К.Д. Ушинский)

Педагогическая честность, порядочность, отсутствие фальши — мерило педагогической совести и педагогической справедливости. (В. Вичев)

Справедливость — основа доверия ребенка к воспитателю. (В.А. Сухомлинский)

Сперва любить — потом учить. (К. И. Май)

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. (Л.Н. Толстой)

Не бойся друзей, — в худшем случае они могут предать, не бойся врагов, — в худшем случае они могут убить. Бойся равнодушных, ибо с их молчаливого согласия порождается и то, и другое. (Б. Ясенский)

 

Совесть, Благородство и Достоинство —

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

но зато умрешь как человек.

                                                                                                                   (Б. Окуджава)

Приложение 10

Свод золотых правил



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.028 с.)