Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения для развития умения произвольно регулировать соматическое состояние
В процессе профессиональной деятельности особое внимание нужно уделить выражению спокойствия, уверенности, доброжелательности и способам проявления их в мимике, пантомимике, одежде учителя. Задумайтесь, как верно сказано: «даже в том, как вы войдете к детям, как посмотрите, как поздороваетесь, как отодвинете стул, как пройдете по группе, во всех этих мелочах — сила вашего влияния на ребенка. Во всех ваших движениях, жестах, взгляде дети должны чувствовать сдержанную силу, очень большую уверенность в себе. Именно такой, спокойный, приветливый, уверенный, вы наиболее выразительны как человек, именно такой вы наиболее сильны как воспитатель». В психолого-педагогических исследованиях высказывается твердое мнение, что в деятельности педагога особую роль играет эмоционально-творческая сфера, что педагогическое мастерство воспитателя во многом определяется его умением свободно управлять своим самочувствием, снимать физическое и психическое напряжение. Для формирования умения действовать естественно, снимать излишнее напряжение педагогу следует познакомиться с методикой аутогенной тренировки. Известно, что физическое и психическое состояние человека взаимно обусловлены: чем сильнее напряжение мышц, тем интенсивнее нервные импульсы, «бегущие» в большие полушария. Снижение мышечного тонуса ведет к снижению возбуждения, к спокойному состоянию. А так как профессия педагога требует естественно спокойного и ровного взаимодействия с детьми, то взрослому необходимо научиться волевыми усилиями снимать излишнее напряжение мышц и в нужный момент мобилизоваться. Наши ученые-педагоги, психологи, физиологи разработали систему специальных упражнений на расслабление мышц различных органов тела. В первой части упражнений рекомендуется акцентирование сознания на напряжении мышцы или группы мышц в течение 3—4 секунд. Во второй — на расслаблении. Эффективность упражнений повышается при помощи самоприказов. Например, напрягая мышцы рук, сосредоточившись на этом ощущении, необходимо сказать про себя: «Мышцы рук максимально напряжены». При выполнении расслабления необходимо внушать себе: «Мышцы рук совершенно расслаблены». Каждое упражнение выполняется 3—4 раза.
Практика показывает, что с помощью систематических упражнений можно овладеть прочными умениями в расслаблении мышц различных органов тела и снятии расслабления. Как свободно мы управляем мышцами кисти руки, произвольно напрягая и расслабляя их (это следствие того, что рука — главный орган труда, манипуляции), так же свободно можно научиться управлять любыми мышцами или группами их. Упражнения на снятие мышечного напряжения Упражнение 1 Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плечи (3—4 с). Не забудьте о мысленном действии при этом (вы хотите быть сильным, крепким, ваши мышцы сильно напряжены). А теперь расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятникообразные движения. Упражнение 2 Наклонитесь вперед, поднимите руки, пальцы сожмите в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи (3—4 с). После этого расслабьтесь, руки свободно падают вниз, совершая маятникообразные движения. Упражнение 3 «Поза» и «Маска» релаксации: сядьте в позу отдыха. Расположитесь удобно и свободно, не застывая в первоначально выбранной позе, чувствуя себя непринужденно (вызовите представление приятного отдыха после долгой прогулки). Опершись на спинку стула, ноги слегка разведите и согните в коленях. Эта поза дает возможность успокоиться. Для расслабления мускулатуры лица выполняем «маску» релаксации. Легко опустите веки, язык мягко приложите к корням верхних передних зубов изнутри (звук Т), дайте нижней челюсти слегка отвиснуть, ощутив ее вес. Подаются команды (самоприказы): расслабьте лоб, брови; мягко опустите веки; щеки расслаблены; челюсти разжаты, нижняя челюсть свободно опущена вниз; губы расслаблены — верхняя, нижняя; расслабьте мышцы шеи — голова откинута назад; расслабьте плечи — плечи опускаются; руки, кисти рук — правую, левую; расслабьте живот — он мягкий, расслабленный; ноги расслабьте — правую, левую, пальцы ног. Дыхание свободное, спокойное, медленное, ровное. Вы отдыхаете. Мысленно повторяется круг команд, проверяя, не забыли ли где-нибудь «зажимы».
В момент расслабления вообразите (воссоздайте) картину отдыха (вы отдыхаете на даче, на пляже...). Зафиксируйте состояние покоя, прислушайтесь к своим ощущениям. Отдохнув 2—3 минуты, выходите из состояния расслабления — потянитесь, сядьте прямо. Энергично дается команда: «Сплести пальцы рук перед собой! Выверните кисти ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки». Упражнение на снятие расслабления повторяется 2—3 раза. Содержание этого упражнения можно рекомендовать записать на магнитофонную ленту и предложить студентам выполнять его на основе прослушивания записи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.019 с.) |