Невербальные проявления внутреннего состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невербальные проявления внутреннего состояния



(по М.Ю. Коноваленко)

 

Открытые жесты   (являются свидетельством психологической открытости, желания общения и продуктивных контактов. Проявляются в нескрещенных и незамкнутых позициях рук и ног) Руки Открытые ладони     Ладонь, повернутая вверх     Ладонь, повернутая вниз («смотрит» в пол) Рукопожатия Ладонь, повернутая вверх (ладонь снизу — под ладонью партнера) Ладонь, повернутая вниз (ладонь сверху, на ладони партнера)     - откровенность, открытость собеседнику (большинство людей не могут говорить неправду, если их ладони открыты) - просящий жест; с такой позицией легче добиться выполнения просьбы, так как она не демонстрирует давления со стороны того, кто просит - властность; со стороны того, кто использует подобную позицию, ощущается психологическое давление   - готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается   - стремление к доминированию, попытка взять ситуацию под контроль. Способ нейтрализации доминирующей позиции: если ваша ладонь оказалась внизу, сделайте шаг навстречу и приблизьтесь к партнеру. Когда вы приблизитесь, ваше положение ладоней, естественно, изменится и автоматически перейдет в вертикальное положение

Продолжение табл. 4

  Ладонь ребром вниз (вертикальное положение) Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну ладонь собеседника) Ноги Носок ноги   Широко расставленные ноги - позиция равенства     - стремление показать свою искренность, дружелюбие, доверительность - показатель заинтересованности: своим направлением указывает на того, в ком человек заинтересован или кого находит привлекательным: 1) в позиции стоя: агрессия, в том числе и сексуальная, уверенность, готовность к действиям, активность; 2) в позиции сидя: уверенность внутренняя расслабленность, демонстрация сексуальности
Закрытые позиции   (говорят о психологической закрытости, тенденции к отгороженности от ситуации. Проявляются в виде скрещенных рук и ног)   Руки Руки, перекрещенные на груди   Скрещенные на груди руки со сжатыми в кулаки ладонями   Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья (обхватывание рук) Скрещенные руки с позицией больших пальцев, вертикально направленных вверх Одна рука перехватывает другую руку, вертикально идущую вдоль тела, в области предплечья, локтя или плеча: более легкая форма перекрещенных рук Руки свободно опущены, но одна как бы пожимает другую Одной рукой человек делает жест, будто поправляет пуговицу на рукаве другой руки, браслет часов, манжету Человек двумя руками держит букет цветов, сумочку (женщина), чашку с чаем и т.п. Переплетенные пальцы, сцепленные руки Пирамида (ладони направлены друг к другу, кончики пальцев смыкаются)       - попытка спрятаться, отгородиться от ситуации. Негативная реакция. Человек чувствует себя неуверенно и небезопасно. Большинство людей принимают эту позу тогда, когда они не согласны с тем, что слышат. Помните, что до тех пор, пока человек будет держать руки скрещенными на груди, он будет настроен отрицательно. Напряженное внутреннее состояние заставляет его принять эту позу, а ее сохранение поддерживает внутреннее напряжение - усиленный жест скрещенных рук. Враждебная и наступательная позиция. Возможность психической атаки - сдерживание негативных ощущений, например, перед визитом к стоматологу     - чувство защищенности (перекрещенные руки), превосходство, уверенность (демонстрация больших пальцев)   - часто используется в обществе незнакомых людей или при отсутствии уверенности в себе     - попытка сохранить эмоциональное спокойствие   - скрытая нервозность   - попытка скрыть внутреннее напряжение, нервозность   - негативное отношение   - уверенность в себе, уверенное отношение к чему-либо. Это положение принимается, когда человек высказывает свои мысли или идеи. Если пирамида смотрит вниз, то человек, как правило, не говорит, а слушает. В целом этот жест расценивается как положительный  

Продолжение табл. 4

  Руки за спиной   Роль большого пальца   Руки в карманах, большие пальцы снаружи     Ноги Перекрещивание ног (жест нога за ногу) Перекрещенные ноги и перекрещенные руки Американская позиция «четверка» (лодыжка одной ноги лежит на колене другой ноги) Перекрещенные ноги и сплетенные пальцы на коленях Перекрещенные лодыжки     - одна обхватывает другую в области ладони - самоуверенность, властность, чувство превосходства; - одна рука обхватывает запястье другой — попытка самоконтроля; - одна рука перехватывает верхнюю зону предплечья, другой руки — попытка самоконтроля, но выраженная сильнее, чем в предыдущем случае - демонстрация агрессивности, силы, напора, чувства превосходства - уверенность, самомнение, атакующий жест. У женщин — агрессия, доминирующий характер. Большие пальцы, торчащие из задних карманов, — доминирующий характер - защита, тенденция к замкнутости. В целом жест интерпретируется в зависимости от ситуации - неодобрение, неприятие, недовольство, усиленная защита - активность, уверенность, самоуверенность, присутствует дух соперничества, противоречия     - самососредоточение, замкнутость     - защита, напряжение, негативное отношение, нервозность, страх. Когда ваш собеседник зажимает свои лодыжки, это равнозначно закусыванию губы. Он сдерживает негативное отношение, неприятные эмоции, страх, волнение
Динамические позиции   (динамическими называются такие позиции, которые не могут квалифицироваться как закрытые или открытые, так как они отражают психическое состояние иного спектра, хотя внешне могут представлять имитацию закрытых или открытых жестов)   Голова Голова держится прямо или чуть приподнята Голова чуть приподнята, веки немного прикрыты или уголки глаз прищурены, взгляд направлен вниз Голова немного наклонена в сторону Голова чуть опущена, взгляд исподлобья Руки за голову в сочетании с позицией ног в виде «четверки»   Взгляд Направлен в центр лба и не опускается ниже глаз собеседника Распределяется между глазами и ртом Скользит от глаз вниз по телу и обратно Взгляд искоса     Частое моргание Руки и лицо Почесывание подбородка Захватывание носа в щепоть чуть пониже переносицы в сочетании с закрытыми глазами   - нейтральная позиция   - высокомерие, пренебрежение превосходство -      проявление интереса   - неодобрительное отношение к ситуации, настороженность - стремление продемонстрировать владение ситуацией, самоуверенность, чувство превосходства. Этот жест характерен для «всезнаек»   - деловой взгляд     - светский взгляд   - интимный взгляд   - в сочетании с улыбкой — заинтересованность, в сочетании с опущенными бровями — враждебность - признак защиты, растерянности   - размышление и оценка - сосредоточение  

Окончание табл. 4

  Рука у щеки   Указательный палец касается носа, остальные прикрывают рот Указательный палец касается щеки, а остальные располагаются под подбородком Рука поглаживает шею Потирание уха Лицо чуть склонено вбок и опирается на ладонь или кулак Тело Посадка на стул верхом   Одна нога приподнята и на что-то опирается, тело чуть согнуто и подано вперед Руки упираются в поясницу, ноги широко расставлены Собирание несуществующих ворсинок - щека опирается на сложенные в кулак пальцы, а указательный палец выпрямлен по направлению к виску — размышление, задумчивость - подозрительность, скрытность, недоверие     - критическая оценка   - недовольство, отрицание, гнев. Защитный жест - нетерпение, желание перебить. Нервозность - «телефонная поза» — внутренний монолог. Скука     - демонстрация превосходства, агрессии. Если вы имеете дело таким собеседником, встаньте смотрите на него сверху вниз. Этим вы его обезоружите - жест собственника, победителя     - демонстрация агрессии и сексуальной агрессии - человек не согласен с мнением другого, но не решается высказать свою точку зрения. Жест неодобрения

 

Будем помнить, что, во-первых, большинству людей обманывать труднее, чем говорить правду, это, в свою очередь, нервирует, а следовательно, ложь можно легко распознать, зная определенные нюансы. Во-вторых, признаки искажения информации имеют общие черты, но в некоторой степени индивидуальны для каждого (естественно, накладывают свои отпечатки темперамент, культурные особенности и т.д.).

В начале главы мы определились, что искажение информации можно определить как по невербальным, так и по вербальным каналам.

Уже долгое время в психологии изучаются механизмы невербального поведения. Такой активный интерес к ним оправдан: сигналы, передаваемые нашим телом, имеют высокую степень достоверности, так как их достаточно трудно контролировать. Непроизвольный жест или модуляция голоса могут дать гораздо более правдивую информацию, чем слова. Все внешние реакции нашего тела опосредованы деятельностью вегетативной нервной системы. Ее контроль проявляется в том, что лгущий человек начинает громко сглатывать, появляются першение и покашливание, у него учащается дыхание, усиливается потоотделение, краснеет или бледнеет лицо, увеличивается напряжение вследствие тонуса мышц.

Многое могут рассказать глаза вашего собеседника. При эмоциональном возбуждении, будь то чувство стыда или гнева, усиливается моргание. Испытывая стыд, человек также опускает глаза или отводит их в сторону. Непроизвольное расширение зрачков может быть следствием волнения, гнева или страха. Появление слез также часто неконтролируемо человеком и выдает сильные переживания как позитивного (наслаждение, облегчение), так и негативного (страдание, печаль) характера.

В процессе общения необходимо обращать внимание на следующие моменты:

— содержание речи и ее лингвистические характеристики;

—  скорость речи;

— интонационная выразительность;

— выразительные паузы;

— оговорки и речевые ошибки.

Особо коснемся вопроса о том, как можно увеличить эффективность взаимодействия. Он относится к области нейролингвистического программирования. Данная область психологической практики основывается на том, что у каждого человека своя репрезентативная система, т.е. он воспринимает и перерабатывает информацию с помощью одной из трех модальностей – визуальной, аудиальной или кинестетической модальностей.

Итак, человек-визуалист мыслит образами. Чтобы воспринять и осознать информацию, ему необходимо это представить, облечь в какую-то конкретную форму, нарисовать «картинку». Это помогает ему понять мысль, посланную ему собеседником, а также высказать свою. В своей речи он использует такие выражения, как «посмотрите, представьте, ярко, видите» и т.д. У студентов такого типа чаще всего на экзаменах всплывают в памяти листы конспектов. Аудиалы должны услышать информацию, логически обработать ее, они хорошо запоминают звуковые сигналы. Человек часто использует такие выражения, как «послушайте, громко, созвучно, логично». Кинестетическая модальность представляет собой восприятие информации на уровне чувств. Для таких людей необходимо тактильно «прочувствовать» говорящего, прикоснуться к нему. В их речи наиболее часто можно услышать такие выражения, как «чувствовать, тяжело, тепло, уютно, прикоснуться» и т.д. (см. табл. 5).

Таблица 5

 

Показатели определения доминирующей модальности восприятия

 

Модальность восприятия Употребляемые выражения Темп речи Тональность Движения глаз
Визуальная Представьте, видите, видимо, яркий, наглядный, перспектива, прозрачно, очевидно и т.п. Ускоренный Повышенная Вертикально вверх и в левый угол (вспоминание образа); в правый угол (конструирование образа)
Аудиальная (слуховая) Созвучно, послушайте, громко, логично, внятно Размеренный, ровный Монотонная По горизонтали в левый нижний угол (внутренний диалог)
Кинестетическая (чувственная) Чувствую, легко, трудно, удобно, приятно, теплый, холодный Замедленный Пониженная В правый нижний угол

 

Мы уже говорили о том, что профессия воспитателя относится к группе профессий «человек — человек». Одним из ведущих качеств успешного профессионала является проницательность, которая позволяет комфортно чувствовать себя в различных стрессорных ситуациях, лучше понимать другого человека, мотивы его поступков, планировать свои действия. По своей сути проницательность — это наблюдательность, умение подмечать определяющие (а иногда и малозаметные) характеристики, детали. В свою очередь, наблюдательность основывается на высокоразвитой любознательности, познавательной активности. Но сама по себе наблюдательность позволяет лишь собирать определенные факты. В практической жизни, кроме того, необходимо еще и умение анализировать собранную информацию, приводить ее в единую систему. Это поможет создать общий образ человека, понять, какой человек на самом деле и каким стремится казаться. Данные категории могут существенно отличаться друг от друга. Но необязательно это расхождение является следствием лицемерия, такой стиль поведения может и не осознаваться человеком. Заметить это, понять причины — вот основная цель.

Огромную роль в поведении человека играют его природные качества, которые проявляются в своем большинстве в темпераменте. Следовательно, зная темперамент человека и его основные черты, можно с той или иной долей вероятности предугадать особенности поведения человека в той или иной ситуации. Темперамент — врожденная характеристика, следовательно, особенности проявления темперамента можно наблюдать уже в раннем и дошкольном возрасте.

 

Таблица 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.398 с.)