Источники угрозы психологической безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники угрозы психологической безопасности



 

В

н

е

ш

н

и

е

 

 

и

с

т

о

ч

н

и

к

и

1. Физические 1) неблагоприятные погодные условия; 2) сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе; 3) скудость питания, его однообразие и плохая организация; 4) несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь – отсутствие режима проветривания; 5) враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка
2. Социальные 1) манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности, что проявляется в стремлении взрослых все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений; 2) межличностные отношения детей с другими детьми (отношение к кому-либо из детей как к изгою при попустительстве взрослых, а иногда и с их подачи); 3) интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней; 4) преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых; 5) отсутствие понятных, доступных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе

Внутренние источники

1) привычки негативного поведения как следствие неадекватного воспитания; 2) осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности, что способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению негативных черт характера; 3) отсутствие автономности – прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности; 4) индивидуально-личностные особенности ребенка негативного характера, например трусость или демонстративность; 5) патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.п.

Вследствие нарушения психологической безопасности у ребенка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся:

ª в трудностях засыпания и беспокойном сне;

ª в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла;

ª в беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

ª в рассеянности, невнимательности;

ª в беспокойстве и непоседливости;

ª в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых;

ª в проявлении упрямства;

ª в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь;

ª в еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

ª в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх сверстников;

ª в игре с половыми органами;

ª в подергивании плечами, качании головой, дрожании рук;

ª в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

ª в повышенной тревожности;

ª в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

Причины возникновения тех или иных переживаний ребенка кроются в его взаимоотношениях, с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей и, получая признание окружающих, радуется этому. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях. Также возможны и иные проявления: в особой избирательности действий, поступков, отношении к другим людям. Такие реакции приобретаются также в процессе непосредственного общения со взрослыми.

Характер взаимоотношений ребенка со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От его статуса зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта. У детей свои критерии оценки членов коллектива и они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников.

По мнению А.И. Захарова, среди факторов, которые становятся причинами развития психических заболеваний у детей дошкольного возраста, выделяются, прежде всего, факторы социально-культурного, социально-психологического, социально-экономического характера.

 

Таблица 9

 

Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка (А.И. Захаров)

 

Факторы социально-культурного характера Среди основных причин — ускорение темпа современной жизни, дефицит времени, недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Как следствие — загруженность родителей, невротизация взрослых, недостаточная осведомленность о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи
Социально-экономические факторы Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли в раннем возрасте (до 3 лет)
Социально-психологические факторы Дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских отношений

Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребенка и развивается заболевание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.009 с.)