Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды психологического влияния
Продолжение табл. 3
Итак, еще раз вспомним, что результативность влияния в большей степени зависит от степени умелости инициатора влияния в использовании невербальных и паралингвистических средств. Важно грамотно организовать пространство общения, понять, какая дистанция является комфортной для собеседника, и выбрать комфортную для себя. Кроме того, нужно учесть контекст предстоящего акта взаимодействия и выбрать наиболее подходящую позицию — «над», «наравне» или «под».
Рассмотрим каждое из условий. Что предполагает грамотная организация пространства? Известно, что само расположение мебели может либо способствовать целям общения, либо препятствовать их реализации. Например, если в кабинете столы сотрудников просматриваются хорошо, это дает возможность руководителю контролировать процесс и, естественно, пресекает всякое неформальное общение. Если же ваша цель — расположить собеседника к себе, скорее всего, вы организуете пространство так, что ваши стулья одинаковой высоты будут расставлены через угол стола. Вам необходимо создать рабочую атмосферу для принятия взаимовыгодного решения? Тогда участники общения расположатся вокруг стола.
Вступая во взаимодействие, некоторые люди неосознанно предпочитают сохранять определенное расстояние — дистанцию. Выделяют деловую, личностную и интимную дистанции. Позиционное взаимодействие предполагает три составляющие. Первая позиция — «над»— обусловлена тем, что один из общающихся активен, инициативен, именно в его руках находятся нити контроля и планирования. Чаще всего это ситуация взаимодействия в процессе прямого обучения, активную позицию при этом занимает взрослый. Вторая позиция («наравне») характерна для взаимодействия равноправных партнеров, проявляющих активность и старающихся учитывать цели и интересы друг друга. Третья позиция («под») наиболее типична для ситуаций «начальник — подчиненный», если рассматривать ее со стороны сотрудника. Коммуникативно компетентный человек будет выбирать ту или иную позицию в зависимости от конкретной ситуации, проявляя при этом гибкость и интуитивно ощущая необходимость их смены. На начальном этапе взаимодействия техника общения предполагает принятие того или иного выражения лица, позы, подбор вступительных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, настраивающих партнера на восприятие передаваемой информации. Выбирая позу, как и выражение лица, нужно понимать, что они являются средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Техника общения — это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы — предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное. Среди невербальных средств общения наиболее информативны жесты. Выделяется четыре типа жестов в зависимости от их предназначения. Первый тип — жесты-символы. К ним относится, например, американский символ «О'К» или известный всем знак победы — «виктория». Следует помнить, что жесты-символы неоднозначны: они могут определяться различиями в культурах, традициях, иметь разные смыслы.
Второй тип — жесты-иллюстраторы. Используются для пояснения сказанного, усиливают и подчеркивают ключевые моменты сообщения, в результате чего они лучше запоминаются. Наиболее типичный пример — указание направления рукой. Но жестикуляция не должна быть слишком интенсивной, иначе собеседники могут почувствовать себя неловко, хотя и не будут понимать причину своего неудобства и раздражения. Третью группу составляют жесты-регуляторы, играющие важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов — рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Она говорит о многом, в частности, о дружелюбии и готовности к контакту. Важны интенсивность и длительность рукопожатия. Так, короткое вялое рукопожатие и очень сухие руки могут свидетельствовать о безразличии. Влажные руки говорят о сильном волнении. Долгое рукопожатие, сопровождаемое улыбкой, приветливым взглядом, демонстрирует дружелюбие. К жестам-регуляторам относится также дистанция между партнерами. Четвертый тип — жесты-адаптеры. Сопровождают обычно наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, переживания. Так, если человек расстроен, он может теребить мочку уха или одежду, а в затруднительных ситуациях — почесывать затылок. Огромную роль в общении играет мимика — выражение лица человека. Пожалуй, наиболее универсальное из мимических средств общения — улыбка. Она выражает радость встречи, говорит о дружелюбии и расположении, сопровождает слова приветствия. Другое сильнейшее «оружие» общения — взгляд. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, враждебным и т.д. Слишком частый отвод взгляда в сторону может свидетельствовать о том, что человек нервничает или разговор его мало интересует и он старается его закончить. Не менее значимы позы участников беседы. Они, прежде всего, отражают их положение: реальное или психологическое равенство или зависимость. О стремлении быть ведущим в беседе могут свидетельствовать такие позы: одна рука на бедре, другая опирается на косяк двери или стенку; или голова чуть приподнята, руки сложены у талии. При желании же подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если при дружеской беседе один из партнеров сидит, подперев голову рукой, то другой почти автоматически делает то же самое, как бы сообщая: «Я такой же, как и ты». Особенно значимы поза, взгляд, улыбка человека в первые минуты знакомства. Еще не произнесено ни единого слова, а первая оценка собеседнику уже дана. Прежде всего, необходимо показать заинтересованность в предстоящей беседе, открытость и готовность к общению. Не следует принимать позу, характеризующуюся как закрытую и/или агрессивную: насупленные брови, наклоненная вперед голова, широко расставленные на краю стола локти, сжатые в кулак или сцепленные пальцы. Присаживаясь и поднимаясь со стула, не производите шума. Стул переставляют, взяв его за спинку. Не садитесь на край стула, не раскачивайтесь на нем. Во время беседы сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад, не облокачиваясь на стол. Скрещивание рук на груди допустимо, но этот жест может быть воспринят собеседником как недовольство или желание прекратить разговор. Поднятые плечи или втянутая голова означают напряженность, производят впечатление замкнутости. Подпирать голову рукой при разговоре некрасиво: это может означать скуку или усталость. Для расположения собеседника лучше всего склонить голову набок: это создает впечатление, что человек внимательно слушает. В то же время не стоит делать того, что может быть расценено как затягивание времени, попытка уйти от ответа (закуривать сигарету, протирать стекла очков). Интерпретация мимики, жестов, поз и других компонентов невербального общения не всегда бывает одинаковой: необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание.
В целом же хорошие манеры предполагают личный выбор каждого человека: в одних обстоятельствах им следуют очень строго, в других — менее строго. Следует найти меру, чтобы не выглядеть неестественной куклой или истуканом. Для этого не надо запоминать сотни правил, достаточно одного — уважительно относиться к другим. Нужно помнить, что в основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал другому — за столом, на улице, в общественных местах, чтобы все чувствовали себя хорошо. Воспитывать нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах: бережное отношение к миру, к людям, к природе, к вещам. Тем более, что знание правил этикета не является гарантией правильного поведения. Как сказал мудрец: «твоя свобода размахивать руками кончается у кончика чужого носа». В процессе общения применяются виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи, — это «техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения». Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны, умение адекватно судить о том, как партнер воспринимает тебя в общении. Практическое применение техники и приемов общения, кроме культурных, обусловлено еще и возрастными особенностями. Так, у детей-дошкольников они отличны от взрослых, ведь дети более импульсивны и непосредственны, в общении преобладают невербальные средства. Само общение часто имеет чрезмерно эмоциональный характер. Профессиональность общения проявляется на этапе преднастройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Так, часто учителей легко узнать только по одной интонации. У руководителей или административных работников часто тоже складывается определенный стереотип. Говорит ли это о компетентности в общении?.. Скорее, это свидетельствует об отсутствии гибкости. Коммуникативные навыки непосредственно влияют на характер человека, формирующийся в детстве. Классифицировать характеры с их специфическими особенностями достаточно проблематично. Поэтому условная классификация характеров, предлагаемая А.В. Добрович, основана на классификации черт, достаточно ярко проявляющихся в контактах. Для лучшего понимания необходимо сгруппировать их по нескольким позициям: «доминантность — недоминантность», «мобильность — ригидность», «экстраверсия — интроверсия».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.018 с.) |