Эмоциональная некомпетентность и дефицит эмпатии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональная некомпетентность и дефицит эмпатии



 

Одной из важных причин агрессивного и криминального поведения подростков является недостаток эмоциональной компетентности, неспособность понять мысли и чувства окружающих (да и собственные мысли, чувства, переживания), разобраться в своих эмоциях и эмоциях других людей. На первом месте в комплексе эмоциональной некомпетентности стоит недостаток эмпатии: сочувствия, сопереживания. Подросток не умеет поставить себя на место жертвы.

Эта особенность психики характерна и для взрослых преступников, но у подростков она выражена гораздо ярче, сильнее, т. к. основана на незрелости соответствующих мозговых структур. Например, известный французский подростковый криминолог Лоран Мучилли (Laurent Mucchielli) сравнил около 100 квартирных краж в т. н. «большом» Париже (включающем основные пригороды), совершенных тремя группами взрослых профессиональных взломщиков квартир, с таким же количеством тех же преступлений, совершенных несколькими подростковыми группами. Взрослые взломщики из 100 вскрытых домов и квартир в 23 ничего не похитили: сочли их владельцев людьми малообеспеченными. Там, где похищения имели место, они ничего не ломали и не разрушали. Подростковые же группы грабили все вскрытые квартиры, и в 100 процентах случаев что-либо ломали, разрушали и крушили: большие вазы, статуэтки, предметы мебели. Такой вандализм имел место и в тех квартирах, где тинейджерам удалось хорошо поживиться, похитить ценные вещи; то есть бессмысленное вандальное поведение не представляло собою непосредственную, импульсивную реакцию на собственную неудачу. Среди ограбленных ими квартир были и квартиры людей бедных, скромных пенсионеров. Взломщиков-подростков это не останавливало.

Не отдавая себе отчета в болезненности состояния своих жертв, в тяжести их ощущений и переживаний, подростки совершают преступления с жестокостью, не являющейся сколь-нибудь необходимой для достижения цели.

Сексолог – родителям

 

Помогите сыну наладить любовную и интимную жизнь.

Увлеченность девушкой, влюбленность и тем более любовное чувство, уменьшают и внутренние переживания агрессии и жестокости, и внешние их проявления.

 

Перед нами очередная парадоксальность подросткового возраста: в одном юном человеке уживаются противоположные свойства характера и психологические механизмы, которые в психике взрослого одновременно существовать не могут. Мы, практические врачи-психотерапевты, в своей практике постоянно видим, что даже те тинейджеры, в которых уже стали проявляться отсутствие эмпатии, жестокость и агрессивность, все же способны увлечься и влюбиться. Взрослые мужчины с антисоциальными установками, с выраженными чертами жестокости увлечься или влюбиться не могут, не способны: у них отсутствует механизм идеализации девушки-человека, приписывание ей большого количества положительных качеств, выделение ее из массы других девушек.

А вот подростки даже с антисоциальными наклонностями увлекаются и влюбляются, при этом романтическое чувство уменьшает их агрессивность. И взрослые мужчины в ситуации эмоциональной привязанности или любви перенимают у женщины присущие прекрасному полу свойства характера: большую, по сравнению с мужской, палитру чувств и переживаний, большую способность к пониманию эмоциональных состояний другого человека, более развитую речь и многое другое. В свою очередь, женщины перенимают многие черты мужского характера, например решительность, способность постоять за свои интересы, кому-то отказать в какой-то просьбе. Они включают в свой поведенческий репертуар элементы мужского поведения, расширяя его спектр.

Происходит своеобразный процесс взаимного обучения, обучения в повседневном общении и взаимодействии. Он происходит у взрослых людей со сформировавшимися установками и сложившимися характерами, которые стали систематически встречаться или жить с партнершей, когда их возраст составляет уже и 30, и 35 лет. Тем более он происходит у подростков, чья способность к обучению, к усвоению новых взглядов, новых приемов и методов поведения намного выше, чем у взрослых. Наблюдения психологов, врачей-психотерапевтов, специальные исследования показывают, что тинейджеры очень быстро осваивают новые для себя способы и восприятия, и переживаний, и практического поведения.

И у взрослых регулярные, эмоционально положительно окрашенные встречи с женщиной наибольшую пользу приносят тем, кто обладает асоциальными установками и склонен к асоциальному поведению, кто во многих случаях уже какие-то проступки и совершил, но, слава богу, пока находится на свободе. Многочисленные исследования «взрослых» криминологов убедительно показали и продолжают показывать, что положительное влияние женщины – главный, а часто – решающий фактор в отходе взрослого (как правило, молодого) человека от «скользкого» антисоциального пути, на который он встал или только собирается встать.

Известный американский психотерапевт-криминолог Кристофер Киркус, стоящий во главе довольно большой группы ученых, изучил более 300 юношей в возрасте от 18 до 23 лет, осужденных на условные сроки от двух до пяти лет. Все юноши, включенные в изучаемую группу, проживали в так называемых «благополучных» семьях. 127 из них за время наблюдения совершили повторные правонарушения и отправились за решетку. Принципиальным отличием тех, кто удержался от последующих негативных поступков, К. Киркус считает формирование у них эмоциональной привязанности к девушке. Эти эмоциональные привязанности носили различный характер – от большой любви и создания супружеской пары до романтического увлечения, но именно наличие сколь-нибудь длительных отношений с представительницей противоположного пола психологически «оздоровило» изученных К. Киркусом юношей.

Тем более этот механизм «работает» с тинейджерами, воздействие женской (девичьей!) психики на которых и быстрее, и глубже.

Задача родителей: всемерно способствовать формированию у своего сына эмоциональных отношений с девушкой. Здесь у вас много возможностей: прежде всего вы можете похвалить девушку, которой ваш сын интересуется или уже увлекся, можете подчеркнуть определенные ее достоинства, качества характера, внешность и т. д. Ваши высказывания не должны быть навязчивыми – просто выскажите свое положительное мнение о девушке и удержитесь от критики. Если ваш мальчик с девушкой расстанется, то в это время ваши критические наблюдения очень пригодятся: при разрыве отношений человеку, тем более тинейджеру, нужно девальвировать потерю, уменьшить ее цену, и вы ему поможете.

Не смотрите на девушку, с которой ваш сын встречается в девятом, десятом или одиннадцатом классе, как на будущую невестку: исследования показывают, что школьная любовь, даже самая великая, многолетняя, очень редко заканчивается супружеством.

Очень важно создавать сыну благоприятные условия и для общения с девушкой, и для перехода к интимным отношениям. Не приходите с работы раньше времени и проследите, чтобы этого не делал ваш супруг или партнер. На субботу и воскресенье постарайтесь уехать на дачу, если нет собственной – на дачу к друзьям. Если с вами живет бабушка, время от времени уводите ее на прогулку или в гости. Всегда точно информируйте сына о времени вашего возвращения и не приходите ни на минуту раньше. Выделяйте сыну деньги на посещение кино и кафе вместе с его подругой. И самое главное – будьте надежным и доброжелательным источником достоверной информации об интимных отношениях, чтобы сын, не колеблясь, обращался к вам за советом.

Должен сказать, что в своей практике я уже полтора десятилетия наблюдаю, как многие родители совершенно самостоятельно, без каких-либо подсказок со стороны психологов или врачей-психотерапевтов, приходят к простому выводу: если сын занят общением, а тем более интимными отношениями с девушкой, то риск его антиобщественного поведения резко снижается. Часто к этому выводу их подталкивали сообщения о каких-то негативных поступках знакомых и друзей их сына. И они стали создавать условия для успешных отношений своего мальчика с понравившейся девушкой: от словесных высказываний до регулярного освобождения квартиры и финансового спонсирования посещений ими кино и кафе. Несколько знакомых мне супружеских пар вообще систематически покупали своему сыну и его девушке, начиная с десятого класса, путевки в подмосковные пансионаты, а летом – на курорты Египта и Турции. Семьи эти вовсе не были материально столь уж благополучными, но средств для встреч сына с девушкой не жалели.

Из практики

 

Одна из матерей десятиклассника на мой вопрос о том, почему из скромного семейного бюджета они выделяют столько средств для общения сына с его девушкой, для их совместных поездок, решительно ответила: «Пусть ходит с девушкой в кино и кафе, пусть они едут на уикенд в пансионат, летом – на море, только бы подальше от дворовой компании. В ней уже один парень в специнтернате, двое – на учете в милиции. Не хочу, чтобы мой сын с ними общался. Запретить мы не можем, а вот отвлечь, увести от двора подальше – это в наших силах. Сами проводим отпуск то в Москве, то на даче у друзей, но для сына средства найдем!»

 

В условиях современного большого города уберечь сына-подростка от ошибок, от проступков, за которые потом придется долго и тяжело расплачиваться, ох как нелегко. Помогите сыну сформировать эмоциональную привязанность к девушке, построить с ней хорошие интимные отношения – и вы благополучно проведете вашего подростка через опасные годы пубертата.

 

Послесловие

 

Все мы, и я в том числе, предпочли бы, чтобы наши дети начинали интимную жизнь в более зрелом возрасте, лет в 18–19. Как врач-сексолог скажу, что, если бы их сексуальный дебют состоялся на 3–5 лет позже, наслаждение от близости было бы существенно ярче: созрели бы и половые органы, и нервный аппарат этих органов, и мозговые структуры, осуществляющие и половое поведение, и получение удовольствия от интимной сферы жизни. Как врач-психотерапевт и отец бывшего «трудного» подростка, с абсолютной убежденностью заявляю, что более позднее начало сексуального пути избавило бы их от множества ошибок и неприятностей, связанных со столь ранним дебютом.

Но не в наших силах что-либо изменить в положении дел в этой сфере; ситуация такова, какова она есть. Мы бессильны перед лицом биологической акселерации, перед лицом ускорения физического и физиологического развития. Мы ничего не можем поделать с тем, что физически сильный и энергичный мальчик, который сильнее и энергичнее многих взрослых мужчин, обладает психикой ребенка, да еще с мощным «довеском» протеста и агрессивности. Возраст сексуального дебюта медленно, но неуклонно снижается; все большая доля подростков в школьные годы живет интимной жизнью, и эта жизнь становится более интенсивной. И на протяжение двух, а то и трех десятилетий – примерно до 2005 года – врачи-психотерапевты, психологи и озабоченные родители в буквальном смысле лили слезы по этому поводу, рвали на себе волосы, подчеркивая опасности, связанные с ранним вступлением тинейджеров в процесс «сексуальной революции», с ранним началом их пути в «большой секс». Эти опасности и сегодня остаются вполне актуальными: психические травмы, заболевания, передающиеся половым путем, раннее нежелательное материнство и отцовство.

Но к середине прошлого десятилетия в отечественной и зарубежной психотерапии и психологии накопилось немало научных данных, свидетельствующих о том, что мальчики-подростки, состоящие в достаточно длительных интимных отношениях, существенно меньше вовлекаются в антисоциальное и противоправное поведение. К этому времени и ученым, и практическим работникам, посвятившим свою профессиональную жизнь тинейджерам, и криминологам Европы и США стало ясно, что истинные, настоящие опасности, подстерегающие мальчиков на их пути во взрослость, находятся вовсе не в сексуальной сфере. Реальные опасности, обусловленные трагическим сочетанием высочайшего уровня тестостерона с анатомической незрелостью центров мозга, отвечающих за оценку риска и способность к откладыванию удовольствий – это импульсивность реакций, низкий самоконтроль, склонность к протестным действиям, агрессивность, стремление к немедленному удовлетворению возросших материальных потребностей.

Особенности характера мальчика в 14–18 лет, о которых я подробно рассказываю в книге, делают его кандидатом в правонарушители даже в тех случаях, когда он растет в благополучной семье, даже тогда, когда у него хорошие отношения с родителями и в школе он учится с интересом. Что уж говорить о тинейджерах, растущих в семьях конфликтных и неблагополучных, о тех, кого воспитывает одна мать! Еще одной настоящей, способной искалечить всю будущую жизнь мальчика, выступает опасность саморазрушающего поведения в нескольких его ипостасях: любовь к риску (скейтбординг, велосипед, паркур и т. п.), опасность потребления алкоголя и наркотиков.

В Западной и Центральной Европе на протяжении последних 30 лет мы наблюдаем медленное, но постоянное снижение преступности среди взрослых; страны этих регионов вкладывают огромные средства, прилагают титанические усилия к предупреждению преступности, особенно повторной (знаю об этом не понаслышке, многие мои коллеги по работе на кафедрах психологических факультетов в Лондоне и Париже трудятся в этой области, и добрая половина моих студентов по окончании факультета работает практическими психотерапевтами в полиции. Насколько титаническими оказываются усилия, судить трудно, но вот средства вкладываются действительно гигантские!). Еще большие силы и средства выделяют страны Запада на предотвращение противоправного поведения подростков, тем не менее все аспекты этого поведения: от примитивного вандализма и мелкого воровства до грабежей, непредумышленных и предумышленных убийств – обнаруживают неуклонный рост абсолютно во всех странах Европы и в США без каких-либо исключений.

В крупнейших городах Франции один полицейский психолог (обязательно с университетским образованием и пройденным дополнительным полугодовым курсом «Девиантное – отклоняющееся – поведение тинейджеров»!) приходится на 12 «трудных» подростков, и зарплата у этого психолога выше профессорской, а его социальные льготы нам, профессорам, даже не снились. Такой «ювенолог» встречается с каждым своим подопечным 2–3 раза в неделю, не менее одного раза в неделю бывает у них дома и в школе (лицее), словом, опекает тинейджеров так, как ни один наш инспектор по делам несовершеннолетних не может опекать даже собственного ребенка. Но, вопреки всем этим усилиям, преступность и его французских, и в целом европейских (как и наших) тинейджеров с каждым годом все увеличивается и молодеет…

Но вот та часть мальчиков, которая с 15–16 лет стала регулярно встречаться с девушкой (или девушками; как я уже говорил, многие из них ведут серийно-моногамный образ жизни, конечно же, относительно моногамный), от антисоциального и противоправного поведения стоит в стороне, от участия в агрессивных действиях своих сверстников, товарищей и даже друзей воздерживается. Эти подростки заняты более интересным и важным делом: они открывают для себя любовные отношения, открывают психику другого человека – девушки, они открывают ее тело – и женское тело в целом, ее поведение и ее ощущения в сексе. Им не до планов нападения на подвыпивших прохожих или взлома киоска с сигаретами. И, как показывают многочисленные исследования европейских и российских специалистов, воздерживаются от таких предосудительных поступков чаще не под влиянием родителей, а под влиянием девушек, которые к агрессивному поведению в подростковом возрасте склонны раз в 100 меньше, чем мальчики.

Вступление в любовную и интимную жизнь порождает у мальчика множество вопросов: «Сколько минут должна продолжаться близость?», «Как долго мне нужно ласкать свою подругу перед близостью?», «Что делать, если она вступает в близкие отношения только ради меня, а сама удовольствия не получает?» и два десятка других, ответы на которые для него жизненно важны. Сверстники, к которым он обращается в первую очередь, только вводят его в заблуждение, Интернет запутывает окончательно, и большинство мальчиков с какими-то вопросами об интимных контактах обращаются к родителям. Получат они содержательный ответ на свой вопрос – обратятся за советом и в следующий раз, поделятся своими радостями и проблемами, обратятся и за информацией, и за практической помощью. Натолкнутся только на нравоучения, критику и запреты – и вы ничего об этой важнейшей для них сфере жизни и не узнаете. В цивилизованных странах мальчики обращаются с такими вопросами к преподавателю, ведущему курс сексуального просвещения (как бы этот курс ни назывался), и преподавателю выделены специальные оплаченные часы для индивидуальных консультаций. На российских просторах пока нет и не предвидится ни такого курса, ни таких преподавателей – и мальчик, рано или поздно, лучше пораньше, придет с этими вопросами к вам, «предкам».

Я надеюсь, что после прочтения этой и других моих книг вы не только квалифицированно ответите на вопросы сына, но и всячески поддержите и интерес, и вовлеченность сына в любовные и интимные отношения. Надеюсь, что вы, ответственные родители, станете создавать сыну благоприятные условия для общения с девушкой, прежде всего – не реже двух раз в неделю на несколько часов освобождать для него квартиру, чтобы он, тревожный подросток, твердо знал: в эти часы в квартиру никто не зайдет. Надеюсь, вы снабдите сына небольшими средствами для посещения вместе с девушкой кино и кафе. И самое главное: сын будет чувствовать ваше положительное отношение и к его девушке, и к его ориентации на любовную и интимную жизнь в старших классах школы в целом. Отношение, высказанное четкими и недвусмысленными словами (намеков подросток еще не понимает!) и практическими делами. И тогда возможные – очень вероятные – опасности и беды пубертатного периода обойдут и вашего сына, и вас самих – стороной.


[1]  АКСЕЛЕРÁЦИЯ, и, мн. нет, ж. [фр. accélération < лат. accelerātio ускорение, нарастание]. (мед.) Ускорение полового созревания, увеличение физического роста непропорционально возрасту.

 

[2]  Urbi et orbi – буквально, «к городу (Риму) и к миру» – стандартная фраза, в прошлом открывавшая Римские провозглашения. В настоящее время термин используется, чтобы обозначить папский документ, который адресован городу Риму и всему католическому миру.

 

[3]  Мизогинизм – патологическая ненависть к женщинам и всему женскому.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.018 с.)