Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональная некомпетентность и дефицит эмпатии⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
Одной из важных причин агрессивного и криминального поведения подростков является недостаток эмоциональной компетентности, неспособность понять мысли и чувства окружающих (да и собственные мысли, чувства, переживания), разобраться в своих эмоциях и эмоциях других людей. На первом месте в комплексе эмоциональной некомпетентности стоит недостаток эмпатии: сочувствия, сопереживания. Подросток не умеет поставить себя на место жертвы. Эта особенность психики характерна и для взрослых преступников, но у подростков она выражена гораздо ярче, сильнее, т. к. основана на незрелости соответствующих мозговых структур. Например, известный французский подростковый криминолог Лоран Мучилли (Laurent Mucchielli) сравнил около 100 квартирных краж в т. н. «большом» Париже (включающем основные пригороды), совершенных тремя группами взрослых профессиональных взломщиков квартир, с таким же количеством тех же преступлений, совершенных несколькими подростковыми группами. Взрослые взломщики из 100 вскрытых домов и квартир в 23 ничего не похитили: сочли их владельцев людьми малообеспеченными. Там, где похищения имели место, они ничего не ломали и не разрушали. Подростковые же группы грабили все вскрытые квартиры, и в 100 процентах случаев что-либо ломали, разрушали и крушили: большие вазы, статуэтки, предметы мебели. Такой вандализм имел место и в тех квартирах, где тинейджерам удалось хорошо поживиться, похитить ценные вещи; то есть бессмысленное вандальное поведение не представляло собою непосредственную, импульсивную реакцию на собственную неудачу. Среди ограбленных ими квартир были и квартиры людей бедных, скромных пенсионеров. Взломщиков-подростков это не останавливало. Не отдавая себе отчета в болезненности состояния своих жертв, в тяжести их ощущений и переживаний, подростки совершают преступления с жестокостью, не являющейся сколь-нибудь необходимой для достижения цели. Сексолог – родителям
Помогите сыну наладить любовную и интимную жизнь. Увлеченность девушкой, влюбленность и тем более любовное чувство, уменьшают и внутренние переживания агрессии и жестокости, и внешние их проявления.
Перед нами очередная парадоксальность подросткового возраста: в одном юном человеке уживаются противоположные свойства характера и психологические механизмы, которые в психике взрослого одновременно существовать не могут. Мы, практические врачи-психотерапевты, в своей практике постоянно видим, что даже те тинейджеры, в которых уже стали проявляться отсутствие эмпатии, жестокость и агрессивность, все же способны увлечься и влюбиться. Взрослые мужчины с антисоциальными установками, с выраженными чертами жестокости увлечься или влюбиться не могут, не способны: у них отсутствует механизм идеализации девушки-человека, приписывание ей большого количества положительных качеств, выделение ее из массы других девушек.
А вот подростки даже с антисоциальными наклонностями увлекаются и влюбляются, при этом романтическое чувство уменьшает их агрессивность. И взрослые мужчины в ситуации эмоциональной привязанности или любви перенимают у женщины присущие прекрасному полу свойства характера: большую, по сравнению с мужской, палитру чувств и переживаний, большую способность к пониманию эмоциональных состояний другого человека, более развитую речь и многое другое. В свою очередь, женщины перенимают многие черты мужского характера, например решительность, способность постоять за свои интересы, кому-то отказать в какой-то просьбе. Они включают в свой поведенческий репертуар элементы мужского поведения, расширяя его спектр. Происходит своеобразный процесс взаимного обучения, обучения в повседневном общении и взаимодействии. Он происходит у взрослых людей со сформировавшимися установками и сложившимися характерами, которые стали систематически встречаться или жить с партнершей, когда их возраст составляет уже и 30, и 35 лет. Тем более он происходит у подростков, чья способность к обучению, к усвоению новых взглядов, новых приемов и методов поведения намного выше, чем у взрослых. Наблюдения психологов, врачей-психотерапевтов, специальные исследования показывают, что тинейджеры очень быстро осваивают новые для себя способы и восприятия, и переживаний, и практического поведения. И у взрослых регулярные, эмоционально положительно окрашенные встречи с женщиной наибольшую пользу приносят тем, кто обладает асоциальными установками и склонен к асоциальному поведению, кто во многих случаях уже какие-то проступки и совершил, но, слава богу, пока находится на свободе. Многочисленные исследования «взрослых» криминологов убедительно показали и продолжают показывать, что положительное влияние женщины – главный, а часто – решающий фактор в отходе взрослого (как правило, молодого) человека от «скользкого» антисоциального пути, на который он встал или только собирается встать.
Известный американский психотерапевт-криминолог Кристофер Киркус, стоящий во главе довольно большой группы ученых, изучил более 300 юношей в возрасте от 18 до 23 лет, осужденных на условные сроки от двух до пяти лет. Все юноши, включенные в изучаемую группу, проживали в так называемых «благополучных» семьях. 127 из них за время наблюдения совершили повторные правонарушения и отправились за решетку. Принципиальным отличием тех, кто удержался от последующих негативных поступков, К. Киркус считает формирование у них эмоциональной привязанности к девушке. Эти эмоциональные привязанности носили различный характер – от большой любви и создания супружеской пары до романтического увлечения, но именно наличие сколь-нибудь длительных отношений с представительницей противоположного пола психологически «оздоровило» изученных К. Киркусом юношей. Тем более этот механизм «работает» с тинейджерами, воздействие женской (девичьей!) психики на которых и быстрее, и глубже. Задача родителей: всемерно способствовать формированию у своего сына эмоциональных отношений с девушкой. Здесь у вас много возможностей: прежде всего вы можете похвалить девушку, которой ваш сын интересуется или уже увлекся, можете подчеркнуть определенные ее достоинства, качества характера, внешность и т. д. Ваши высказывания не должны быть навязчивыми – просто выскажите свое положительное мнение о девушке и удержитесь от критики. Если ваш мальчик с девушкой расстанется, то в это время ваши критические наблюдения очень пригодятся: при разрыве отношений человеку, тем более тинейджеру, нужно девальвировать потерю, уменьшить ее цену, и вы ему поможете. Не смотрите на девушку, с которой ваш сын встречается в девятом, десятом или одиннадцатом классе, как на будущую невестку: исследования показывают, что школьная любовь, даже самая великая, многолетняя, очень редко заканчивается супружеством. Очень важно создавать сыну благоприятные условия и для общения с девушкой, и для перехода к интимным отношениям. Не приходите с работы раньше времени и проследите, чтобы этого не делал ваш супруг или партнер. На субботу и воскресенье постарайтесь уехать на дачу, если нет собственной – на дачу к друзьям. Если с вами живет бабушка, время от времени уводите ее на прогулку или в гости. Всегда точно информируйте сына о времени вашего возвращения и не приходите ни на минуту раньше. Выделяйте сыну деньги на посещение кино и кафе вместе с его подругой. И самое главное – будьте надежным и доброжелательным источником достоверной информации об интимных отношениях, чтобы сын, не колеблясь, обращался к вам за советом. Должен сказать, что в своей практике я уже полтора десятилетия наблюдаю, как многие родители совершенно самостоятельно, без каких-либо подсказок со стороны психологов или врачей-психотерапевтов, приходят к простому выводу: если сын занят общением, а тем более интимными отношениями с девушкой, то риск его антиобщественного поведения резко снижается. Часто к этому выводу их подталкивали сообщения о каких-то негативных поступках знакомых и друзей их сына. И они стали создавать условия для успешных отношений своего мальчика с понравившейся девушкой: от словесных высказываний до регулярного освобождения квартиры и финансового спонсирования посещений ими кино и кафе. Несколько знакомых мне супружеских пар вообще систематически покупали своему сыну и его девушке, начиная с десятого класса, путевки в подмосковные пансионаты, а летом – на курорты Египта и Турции. Семьи эти вовсе не были материально столь уж благополучными, но средств для встреч сына с девушкой не жалели.
Из практики
Одна из матерей десятиклассника на мой вопрос о том, почему из скромного семейного бюджета они выделяют столько средств для общения сына с его девушкой, для их совместных поездок, решительно ответила: «Пусть ходит с девушкой в кино и кафе, пусть они едут на уикенд в пансионат, летом – на море, только бы подальше от дворовой компании. В ней уже один парень в специнтернате, двое – на учете в милиции. Не хочу, чтобы мой сын с ними общался. Запретить мы не можем, а вот отвлечь, увести от двора подальше – это в наших силах. Сами проводим отпуск то в Москве, то на даче у друзей, но для сына средства найдем!»
В условиях современного большого города уберечь сына-подростка от ошибок, от проступков, за которые потом придется долго и тяжело расплачиваться, ох как нелегко. Помогите сыну сформировать эмоциональную привязанность к девушке, построить с ней хорошие интимные отношения – и вы благополучно проведете вашего подростка через опасные годы пубертата.
Послесловие
Все мы, и я в том числе, предпочли бы, чтобы наши дети начинали интимную жизнь в более зрелом возрасте, лет в 18–19. Как врач-сексолог скажу, что, если бы их сексуальный дебют состоялся на 3–5 лет позже, наслаждение от близости было бы существенно ярче: созрели бы и половые органы, и нервный аппарат этих органов, и мозговые структуры, осуществляющие и половое поведение, и получение удовольствия от интимной сферы жизни. Как врач-психотерапевт и отец бывшего «трудного» подростка, с абсолютной убежденностью заявляю, что более позднее начало сексуального пути избавило бы их от множества ошибок и неприятностей, связанных со столь ранним дебютом.
Но не в наших силах что-либо изменить в положении дел в этой сфере; ситуация такова, какова она есть. Мы бессильны перед лицом биологической акселерации, перед лицом ускорения физического и физиологического развития. Мы ничего не можем поделать с тем, что физически сильный и энергичный мальчик, который сильнее и энергичнее многих взрослых мужчин, обладает психикой ребенка, да еще с мощным «довеском» протеста и агрессивности. Возраст сексуального дебюта медленно, но неуклонно снижается; все большая доля подростков в школьные годы живет интимной жизнью, и эта жизнь становится более интенсивной. И на протяжение двух, а то и трех десятилетий – примерно до 2005 года – врачи-психотерапевты, психологи и озабоченные родители в буквальном смысле лили слезы по этому поводу, рвали на себе волосы, подчеркивая опасности, связанные с ранним вступлением тинейджеров в процесс «сексуальной революции», с ранним началом их пути в «большой секс». Эти опасности и сегодня остаются вполне актуальными: психические травмы, заболевания, передающиеся половым путем, раннее нежелательное материнство и отцовство. Но к середине прошлого десятилетия в отечественной и зарубежной психотерапии и психологии накопилось немало научных данных, свидетельствующих о том, что мальчики-подростки, состоящие в достаточно длительных интимных отношениях, существенно меньше вовлекаются в антисоциальное и противоправное поведение. К этому времени и ученым, и практическим работникам, посвятившим свою профессиональную жизнь тинейджерам, и криминологам Европы и США стало ясно, что истинные, настоящие опасности, подстерегающие мальчиков на их пути во взрослость, находятся вовсе не в сексуальной сфере. Реальные опасности, обусловленные трагическим сочетанием высочайшего уровня тестостерона с анатомической незрелостью центров мозга, отвечающих за оценку риска и способность к откладыванию удовольствий – это импульсивность реакций, низкий самоконтроль, склонность к протестным действиям, агрессивность, стремление к немедленному удовлетворению возросших материальных потребностей. Особенности характера мальчика в 14–18 лет, о которых я подробно рассказываю в книге, делают его кандидатом в правонарушители даже в тех случаях, когда он растет в благополучной семье, даже тогда, когда у него хорошие отношения с родителями и в школе он учится с интересом. Что уж говорить о тинейджерах, растущих в семьях конфликтных и неблагополучных, о тех, кого воспитывает одна мать! Еще одной настоящей, способной искалечить всю будущую жизнь мальчика, выступает опасность саморазрушающего поведения в нескольких его ипостасях: любовь к риску (скейтбординг, велосипед, паркур и т. п.), опасность потребления алкоголя и наркотиков.
В Западной и Центральной Европе на протяжении последних 30 лет мы наблюдаем медленное, но постоянное снижение преступности среди взрослых; страны этих регионов вкладывают огромные средства, прилагают титанические усилия к предупреждению преступности, особенно повторной (знаю об этом не понаслышке, многие мои коллеги по работе на кафедрах психологических факультетов в Лондоне и Париже трудятся в этой области, и добрая половина моих студентов по окончании факультета работает практическими психотерапевтами в полиции. Насколько титаническими оказываются усилия, судить трудно, но вот средства вкладываются действительно гигантские!). Еще большие силы и средства выделяют страны Запада на предотвращение противоправного поведения подростков, тем не менее все аспекты этого поведения: от примитивного вандализма и мелкого воровства до грабежей, непредумышленных и предумышленных убийств – обнаруживают неуклонный рост абсолютно во всех странах Европы и в США без каких-либо исключений. В крупнейших городах Франции один полицейский психолог (обязательно с университетским образованием и пройденным дополнительным полугодовым курсом «Девиантное – отклоняющееся – поведение тинейджеров»!) приходится на 12 «трудных» подростков, и зарплата у этого психолога выше профессорской, а его социальные льготы нам, профессорам, даже не снились. Такой «ювенолог» встречается с каждым своим подопечным 2–3 раза в неделю, не менее одного раза в неделю бывает у них дома и в школе (лицее), словом, опекает тинейджеров так, как ни один наш инспектор по делам несовершеннолетних не может опекать даже собственного ребенка. Но, вопреки всем этим усилиям, преступность и его французских, и в целом европейских (как и наших) тинейджеров с каждым годом все увеличивается и молодеет… Но вот та часть мальчиков, которая с 15–16 лет стала регулярно встречаться с девушкой (или девушками; как я уже говорил, многие из них ведут серийно-моногамный образ жизни, конечно же, относительно моногамный), от антисоциального и противоправного поведения стоит в стороне, от участия в агрессивных действиях своих сверстников, товарищей и даже друзей воздерживается. Эти подростки заняты более интересным и важным делом: они открывают для себя любовные отношения, открывают психику другого человека – девушки, они открывают ее тело – и женское тело в целом, ее поведение и ее ощущения в сексе. Им не до планов нападения на подвыпивших прохожих или взлома киоска с сигаретами. И, как показывают многочисленные исследования европейских и российских специалистов, воздерживаются от таких предосудительных поступков чаще не под влиянием родителей, а под влиянием девушек, которые к агрессивному поведению в подростковом возрасте склонны раз в 100 меньше, чем мальчики. Вступление в любовную и интимную жизнь порождает у мальчика множество вопросов: «Сколько минут должна продолжаться близость?», «Как долго мне нужно ласкать свою подругу перед близостью?», «Что делать, если она вступает в близкие отношения только ради меня, а сама удовольствия не получает?» и два десятка других, ответы на которые для него жизненно важны. Сверстники, к которым он обращается в первую очередь, только вводят его в заблуждение, Интернет запутывает окончательно, и большинство мальчиков с какими-то вопросами об интимных контактах обращаются к родителям. Получат они содержательный ответ на свой вопрос – обратятся за советом и в следующий раз, поделятся своими радостями и проблемами, обратятся и за информацией, и за практической помощью. Натолкнутся только на нравоучения, критику и запреты – и вы ничего об этой важнейшей для них сфере жизни и не узнаете. В цивилизованных странах мальчики обращаются с такими вопросами к преподавателю, ведущему курс сексуального просвещения (как бы этот курс ни назывался), и преподавателю выделены специальные оплаченные часы для индивидуальных консультаций. На российских просторах пока нет и не предвидится ни такого курса, ни таких преподавателей – и мальчик, рано или поздно, лучше пораньше, придет с этими вопросами к вам, «предкам». Я надеюсь, что после прочтения этой и других моих книг вы не только квалифицированно ответите на вопросы сына, но и всячески поддержите и интерес, и вовлеченность сына в любовные и интимные отношения. Надеюсь, что вы, ответственные родители, станете создавать сыну благоприятные условия для общения с девушкой, прежде всего – не реже двух раз в неделю на несколько часов освобождать для него квартиру, чтобы он, тревожный подросток, твердо знал: в эти часы в квартиру никто не зайдет. Надеюсь, вы снабдите сына небольшими средствами для посещения вместе с девушкой кино и кафе. И самое главное: сын будет чувствовать ваше положительное отношение и к его девушке, и к его ориентации на любовную и интимную жизнь в старших классах школы в целом. Отношение, высказанное четкими и недвусмысленными словами (намеков подросток еще не понимает!) и практическими делами. И тогда возможные – очень вероятные – опасности и беды пубертатного периода обойдут и вашего сына, и вас самих – стороной. [1] АКСЕЛЕРÁЦИЯ, и, мн. нет, ж. [фр. accélération < лат. accelerātio ускорение, нарастание]. (мед.) Ускорение полового созревания, увеличение физического роста непропорционально возрасту.
[2] Urbi et orbi – буквально, «к городу (Риму) и к миру» – стандартная фраза, в прошлом открывавшая Римские провозглашения. В настоящее время термин используется, чтобы обозначить папский документ, который адресован городу Риму и всему католическому миру.
[3] Мизогинизм – патологическая ненависть к женщинам и всему женскому.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.018 с.) |