Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Элементы методологии научного исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поскольку работа над дипломным проектом (выпускной квалификационной работой – ВКР) имеет своим основным содержанием самостоятельное научное исследование, студент-дипломник должен обладать достаточно четким представлением о методологических основах научно-исследовательской деятельности. По очевидным причинам в рамках данной главы невозможно подробное обсуждение этой весьма обширной темы, поэтому авторы-составители ограничились здесь изложением ряда вопросов, имеющих наиболее существенное значение для организации студентом своей исследовательской работы. Для более основательного изучения данной темы можно обратиться к руководствам по философии науки и к тем разделам учебников и обобщающих работ по специальным дисциплинам, в которых рассматриваются их методологические проблемы: так, например, пишущим работы на лингвистические темы имеет смысл обратиться к части IV работы Н. Ф. Алефиренко «Современные проблемы науки о языке» [Алефиренко, 2005, с. 314 – 388].
Любая исследовательская деятельность базируется на некоторых общих принципах и подходах. Сам же процесс научного исследования можно представить в виде вполне определенной последовательности взаимосвязанных и логически взаимообусловленных компонентов:
1. Выбор темы исследования (в данном случае – темы ВКР) и обоснование актуальности этой темы. 2. Постановка цели и вытекающих из нее конкретных задач исследования. 3. Определение объекта и предмета исследования. 4. Выбор наиболее адекватных методов исследования. 5. Разработка конкретного процесса исследования. 6. Анализ результатов проведенного исследования.
7. Выводы и оценка полученных результатов.
Данная схема позволяет наметить этапы деятельности студента-дипломника в процессе написания ВКР.
Итак, среди первых и главных этапов – выбор темы, которым и обусловливается круг чтения необходимой для написания данной ВКР научно-теоретической литературы. Может оказаться нелегко уже с самого начала четко определить границы темы. Для того чтобы исследовать относительно узкий вопрос, обозначенный темой, иногда необходимо познакомиться с нею в широком плане, изучить значительное количество учебных руководств и научных работ. Выбор темы для исследования не должен быть чисто формальным делом. Важно, чтобы студент выбрал такую тему, которая его действительно интересует. Сразу же после выбора темы необходимо приступить к чтению литературы по теме и, по возможности, к составлению плана работы. При этом необходимо выделять в прочитанном главное, сравнивать различные точки зрения, обобщать содержание прочитанного. Такое чтение помогает осмыслить проблему в целом и упорядочить представления о предмете исследования. Чтобы получить общее представление о проблеме, можно кратко фиксировать релевантное содержание читаемых работ или их частей. Поиск необходимой информации облегчает общее ознакомление с работой по ее оглавлению, беглый просмотр ее в целом или частично. После просмотрового ознакомления с текстом следует перейти к чтению в порядке расположения материала, если это необходимо, или к чтению соответствующей части произведения, причем полезно делать выписки материалов, представляющих интерес для данной ВКР, можно также сразу же записывать и свои замечания и мысли, возникающие в связи с прочитанным. Делать это лучше на одной стороне листов одинакового формата, что позволит впоследствии группировать накопленный материал в любом порядке. Такое распределение материала по отдельным проблемам и вопросам помогает, в конечном счете, очертить общий круг вопросов, рассматриваемых в доступной литературе в рамках данной темы. Такая группировка, если она проводится в течение всего процесса изучения материала, может, кроме того, помочь и в составлении окончательного плана ВКР.
При собственно записи материала важно иметь в виду следующее: во всех случаях необходимо с достаточной полнотой записывать те данные, которые потребуются при оформлении ссылок и составлении библиографического списка: это, в частности, фамилия автора, егоинициалы, название книги или статьи, данные о переводе и имя переводчика, место, издательство и год издания, серия и номер выпуска (если есть), а также страница, с которой сделана запись. Это особенно важно, если выписывается цитата. Однако выписывать много цитат, как правило, не следует. Цитаты обычно приводятся для иллюстрации и подтверждения собственных доводов либо для критического разбора того или иного положения, поэтому они должны быть особенно существенными для рассмотрения данного вопроса. Изучение литературы по теме лучше начинать с общих работ (в том числе учебников и учебных руководств, обобщающих монографий и т. п.), чтобы получить представление об основных вопросах, с которыми связана избранная тема, а затем уже вести поиск более специального материала. Материал новых исследований можно найти, в частности, в научных журналах, таких как, например, «Вопросы философии», «Вопросы языкознания», «Филологические науки», «Иностранные языки в школе» и других. Чтобы облегчить себе работу по написанию ВКР, важно уяснить целесообразную последовательность действий, и одно из первых – это библиографический поиск научно-теоретических источников и составление картотеки (списка) источников по теме. Хорошо составленная картотека (список) помогает «охватить» тему в целом и на этой основе составить в дальнейшем план работы. Поиск необходимой литературы обычно начинают со знакомства с каталогами доступных библиотек.
Обязательное требование к теме научной работы – ее актуальность. Исследователь должен четко разъяснить, почему изучение данной темы представляется важным с точки зрения нынешнего состояния соответствующей области науки, т. е. каким образом необходимость исследования данной темы обусловлена внутренней логикой развития той области науки, которой эта тема принадлежит, чтó именно в состоянии данной науки требует изучения избранной темы. При этом не следует смешивать понятия актуальности и новизны исследования: последняя характеризует непосредственно сам новый вклад, вносимый данным исследованием в науку, и, как уже отмечалось, необходима в любой научной работе, но важно помнить, что если какой-то вопрос еще никто не изучал, то это, строго говоря, отнюдь не значит, что вопрос этот актуален,
– возможно, его именно потому и не исследовали, что он не представляется существенным с точки зрения проблематики, вышедшей на первый план в данной области науки [Марьянович, 2005, с.163]. Освещение актуальности в тексте введения к ВКР не должно быть многословным. Достаточно показать главное – самоё суть проблемы, которая обусловливает актуальность темы. Следует показать границу между изученным и неизученным, обозначить конкретную проблему, которую нужно в этой связи разрешить. При этом целесообразно кратко сообщить о состоянии разработки выбранной темы, для чего обычно дают краткий обзор литературы по тематике ВКР. «История вопроса» не должна превращаться в простой перечень фамилий авторов, следует стремиться кратко охарактеризовать их вклад в разработку темы. Такой обзор литературы по теме должен также показать и степень знакомства исследователя со специальной литературой. В первую очередь должны быть названы и проанализированы наиболее ценные публикации ведущих ученых по теме дипломной работы.
От обоснования актуальности выбранной темы можно перейти к формулировке общей цели исследования, а затем определить конкретные задачи, которые предстоит решить для достижения этой цели. Цель исследования должна соответствовать его теме и при ее формулировке нередко используют такие глаголы и выражения, как установить (зависимость …, характер …), раскрыть (механизм …,специфику …), определить …, классифицировать …, выявить …,
предложить типологию …, разработать …, сравнить … и т. п.Разумеется, возможны и формулировки с использованием соответствующих существительных. Сформулировав цель, ее «разбивают» на ряд задач исследования, последовательное решение которых логически приводит к достижению цели. Задачи обычно формулируются в форме перечисления (определить …, проанализировать …, разработать классификацию … и т. п.) и соотносятся с разделами текста ВКР (его главами или, обычно, параграфами). Каждой объявленной задаче, как правило, должен соответствовать определенный вывод, отражающий результат ее решения [Марьянович, 2005, с.163 - 164].
Объект и предмет исследования не следует смешивать. Вопределенном смысле, можно сказать, что они соотносятся как общее и частное, но этого, по-видимому, недостаточно. Важно иметь в виду, что, как удачно выражается В. В. Ильин, объект – это «фрагмент мира самого по себе» (т. е. то, что непосредственно, «объективно» существует в мире), тогда как предмет – это «фрагмент мира для нас» (т. е. тот аспект объекта, который мы изучаем). Именно поэтому один и тот же объект и может быть предметом исследования нескольких разных дисциплин: так, человек может изучаться биологией, биохимией, социологией и т. д. – объект здесь один, а предметы исследования разные [Ильин, 2001, с.456].
Принципы и методы научного исследования изучаются методологией. В отечественной науке принято исходить из того, чтометодология включает три уровня: (1) общая философская методология как учение о наиболее общих, философских по своей природе принципах и предпосылках исследования; (2) общенаучная методология, охватывающая принципы и методы, применяемые в различных группах наук; (3) частная методология как учение о методах данной науки [Мельничук, 1990, с.299].
Под методом исследования в лингвистике понимают «совокупность исследовательских приемов, методик и операций, используемых для достижения исследовательских задач в соответствии с определенной лингвистической теорией и принципами (методологией) познания» [Алефиренко 2005, 395]. Это определение показательно в том смысле, что оно фиксирует такой существенный момент в современном понимании метода, как его взаимосвязь с теорией: становление лингвистической теории предполагает формирование специального метода, который выступает одним из «продуктов» теории, но одновременно обработка и осмысление языкового материала теорией во многом обусловлены спецификой соответствующего метода. При этом здесь не следует говорить об одно-однозначном соответствии: одна и та же теория может соотноситься с несколькими методами, а один и тот же метод может применяться, с известными модификациями, разными теориями [Алефиренко, 2005, с. 396].
Следует различать научную методику (приемы наблюдения, сбора и описания материала, отбора единиц для анализа и т. п.) и технические приемы исследования (составление лексической картотеки, анкетированиеинформантов, составление таблиц, карт, диаграмм и т. д.) [Алефиренко, 2005, с. 396].
Характеристика методов исследования является обязательным элементом введения к ВКР, а их выбор – важный этап исследовательской работы.
В лингвистике, таким образом, применяются как собственно лингвистические методы, так и заимствованные из других наук. Охарактеризуем кратко наиболее значимые методы лингвистики, основываясь на уже неоднократно цитированной работе Н. Ф. Алефиренко «Современные проблемы науки о языке» [Алефиренко, 2005, с.314 – 388], обратиться к которой, для основательного изучения данного вопроса мы настоятельно рекомендуем студенту-дипломнику.
Сравнительно-исторический метод давно используется влингвистике при изучении родственных языков для восстановления их прошлого состояния и с целью раскрытия закономерностей их развития [Алефиренко, 2005, с.341]. Вариацией сравнительно-исторического метода является так называемый историко-сравнительный метод, приемы которого используются для изучения разновременных форм какого-либо отдельного языка [Там же, с.348]. Сравнительно-сопоставительный (иначе: сопоставительный, или типологический) метод изначально применялсякак способ исследования грамматического строя неродственных языков, но позже заметно расширил свою сферу и теперь применяется при изучении фактов как родственных, так и неродственных языков с целью выявления у них общих и отличительных признаков и свойств [Там же, с.352 – 353]. Главными исследовательскими приемами сравнительно-сопоставительного метода считаются (1) установление основания для сопоставления, (2) сопоставительная интерпретация, (3) типологическая характеристика [Там же, с.353].
Могут быть специально выделены структуральные методы [Там же, с.360 – 382], которые включают следующие:
(1) метод дистрибутивного анализа, направленный на описание плана выражения некоторого языка, на классификацию языковых единиц по их дистрибуции, т. е. их распределению относительно друг друга в речи и окружению [Там же, с.360 – 361];
(2) метод трансформационного анализа, исходящий из того, что преобразования некоторого высказывания могут обеспечить выявление семантико-синтаксических различий между его компонентами [Там же,с. 365];
(3) метод непосредственно составляющих (НС), в конечном счете направленный на полное моделирование синтаксической структуры определенного языка с конечным числом возможных комбинаций символов НС [Там же, с.374];
(4) метод компонентного анализа, цель применения которого – определение семантической структуры языковых единиц через
выделение сем как «элементарных смыслов» и установление закономерных связей и отношений между ними [Там же, с.375].
Значительную роль играет лингвостатистический метод, применяемый для изучения языка и речи через раскрытие присущих им разнообразных количественных характеристик [Там же, с.383]. Так, благодаря его использованию можно вскрыть определенные статистические закономерности, характеризующие частоту появления тех или иных языковых элементов в речи при тех или иных условиях [Там же, с.387].
В конце введения к ВКР принято раскрывать ее структуру, отражающую, в конечном счете, логику данного исследования. Как правило, ВКР пишется по частям. Иногда лучше начинать с основной части работы, а не с введения, которое иногда удается лучше написать после того, как дипломная работа в ее основной части уже завершена. В главах основной части ВКР подробно и в порядке логической последовательности, обусловленной внутренней логикой самого исследования, рассматриваются выделенные в теме вопросы. В этих главах раскрывается содержание вопросов, выделенных в теме, анализируется научная литература по соответствующему вопросу, описывается и анализируется материал исследования, делаются обобщения, подводятся итоги и выводы, к которым пришел автор ВКР. Изложение основного материала должно быть подробным, понятным, логичным и хорошо иллюстрированным примерами, с большим количеством ссылок на литературу. ВКР заканчивается «заключением». Оно должно быть не механическим суммированием выводов, приведенных ранее в конце глав, а последовательным и логически стройным изложением полученных итогов исследования. Полезно охарактеризоватьстепень соответствия итогов общей цели и конкретным задачам ВКР, сформулированным во введении. Заключение, как правило, не должно быть слишком объемным и обычно уже не содержит цитат. Иногда имеет смысл также указать на возможные перспективы дальнейшего изучения проблемы.
Само собой разумеется, что существует определенная специфика в написании ВКР, обусловленная дисциплинарной принадлежностью работы. Так, например, студентам, работающим над дипломными проектами в области методики преподавания иностранных языков, следует обратить внимание на некоторые специфические моменты, касающиеся методов исследования, определения практической значимости работы, личного вклада дипломника, апробации и т. д., а также на ряд хорошо зарекомендовавших себя стереотипных формул, применяемых при изложении названных моментов во Введении ВКР.
В ВКР по методике преподавания иностранных языков научные руководители обычно рекомендуют студентам следующим образом подходить к характеристике методов исследования. Начать эту часть Введения можно словами «С целью выполнения выше обозначенных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован ряд взаимодополняющих методов исследования: …». Среди применяемых в исследованиях по методике преподавания иностранных языков методов могут фигурировать:
• анализ философской, науковедческой, социологической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• сравнительный анализ российских и зарубежных концепций …;
• анализ действующих отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов (УМК) по английскому языку для … классов средних общеобразовательных школ (гимназий с углубленным изучением иностранных языков);
• обобщение и систематизация полученных материалов;
• изучение нормативно-правовых, учебно-программных и методических документов, регламентирующих … на федеральном и региональном уровнях;
• сравнительный анализ, проектирование различных образовательных ситуаций и их решений, тестирование, метод мониторинга, включающий в себя диагностику и констатацию динамики формирования …;
• непрерывное наблюдение (прямое и опосредованное); наблюдение за деятельностью учащихся во время педагогической (учебно-воспитательной и стажерской) практики в гимназии № … г. Мурманска в период с … по …[например, с февраля по ноябрь 2014 г.], анкетирование, опросы, интервьюирование, анализ и обобщение педагогического опыта учителей, работающих в гимназии № …;
• опытно-экспериментальная работа;
• статистико-математические методы обработки полученных данных.
При написании ВКР по методике преподавания иностранных языков полезно также учитывать следующие широко распространенные способы формулирования ряда ключевых моментов Введения:
Практическая значимость данной работы заключается в том, чторезультаты исследования могут быть использованы при чтении курса лекций по теории и методике обучения иностранным языкам в педагогических вузах, при организации семинарских и практических занятий в рамках данного курса в системе повышения квалификации работников образования.
Личный вклад автора. Анализ основных положений в области …,проведенное исследование, а также две успешно пройденные педагогические практики позволили создать данную квалификационную работу.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практической конференции студентов и аспирантов Мурманского государственного педагогического университета (апрель 2015 г.), на заседании методического объединения учителей иностранного языка в гимназии № … (ноябрь / декабрь 2014 г.).
Глава 2. Подготовка к написанию дипломной работы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.95.236 (0.011 с.) |