Тема. Литературная сказка XIX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Литературная сказка XIX века



Вопросы для обсуждения:

1. Сказки А.С. Пушкина и П.П. Ершова и в программах дошкольного образования;

2. Сказки А.С. Пушкина в детском чтении: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

3. Сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок» в детском чтении.

4. Возможности произведений А.С. Пушкина и П.П. Ершова в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература: учеб. для студ. высш. педагог. учеб. заведений. М., 2008.

2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М., 2007.

 

Дополнительная:

1. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: книга для учителя – Москва: Просвещение, 1989.

2. Минералова И.Л. Детская литература. Учебное пособие для вузов. –М., 2005.

 

Задания:

1. Проанализируйте программы «От рождения до школы» и «Детство»; какие сказки А.С. Пушкина и П.П. Ершова рекомендованы для чтения детям в разных группах ДОО; в чем особенность знакомства детей с произведениями авторов по программе «Детство».

2. Проведите анализ сказок А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». При анализе сказок раскройте следующие аспекты: связь произведений с устным народным творчеством; система образов (реалистических и фантастических, или сказочных; особенности пейзажа), характеры героев; идея, композиция произведений; юмор и сатира в сказках; богатство и выразительность языка;

3. Проведите анализ сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок», раскрыв те же аспекты, что и в предыдущем задании, в дополнение рассмотрите способы организации художественного времени и пространства;

4. Опишите возможности произведений А.С. Пушкина и П.П. Ершова в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: какие нравственные проблемы можно обсуждать с детьми на материале произведений, к каким нравственным выводам можно подвести детей в ходе обсуждения произведений.

 

Практическое занятие № 3

Тема. Творчество С.Я. Маршака

Вопросы для обсуждения:

1. Литературная деятельность С.Я. Маршака;

2. Произведения С.Я. Маршака в программах дошкольного образования;

3. Стихи С.Я. Маршака для детей;

4. Переводческая деятельность С.Я. Маршака;

5. Пьеса «Двенадцать месяцев».

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература: учеб. для студ. высш. педагог. учеб. заведений. М., 2008.

2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М., 2007.

3. Минералова И.Л. Детская литература. Учебное пособие для вузов. М., 2005.

 

Дополнительная

4. Кузнецова Н.И. Детские писатели: (Справочник для учителей и родителей). М., 1995.

5. Писатели нашего детства. 100 имен: биограф. словарь: в 3 ч.М., 2000.

6. Путилова Е.О. Детское чтение для сердца и разума: очерки по истории детской литературы. СПб., 2005.

 

Задания:

1. Подготовьте краткий очерк о литературной деятельности С.Я. Маршака.

2. Проанализируйте программы «От рождения до школы» и «Детство»; какие произведения С.Я. Маршака рекомендованы для чтения детям в разных группах ДОО; в чем особенность знакомства детей с произведениями автора по программе «Детство».

3. Подготовьте выразительное чтение и анализ стихотворений С.Я. Маршака: 2-3 по вашему выбору из рекомендательного списка программ «От рождения до школы» и «Детство» рекомендуется выбирать различные произведения разным студентам, чтобы в ходе семинара прослушать анализ различных стихотворений);

4. Подготовьте краткий очерк о переводческой деятельности С.Я. Маршака, подготовьте выразительное чтение переводов из английский детской поэзии;

5. Подготовьте анализ пьесы «Двенадцать месяцев».

Практическое занятие № 4

Тема. Художественная литература о природе для детей

Вопросы для обсуждения:

1. Художественные произведения о природе отечественных писателей XX века: В.В. Бианки, Д.Н. Мамина-Сибиряка, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, Н.И. Сладкова; Г.Я. Снегирева, И.С. Соколова-Микитова, Е.И. Чарушина;

2. Художественные произведения о природе в программах дошкольного образования;

3. Возможности художественных произведений о природе в воспитании детей дошкольного возраста.

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература: учеб. для студ. высш. педагог. учеб. заведений. М., 2008.

2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М., 2007.

3. Минералова И.Л. Детская литература. Учебное пособие для вузов. М., 2005.

 

Дополнительная

4. Кузнецова Н.И. Детские писатели: (Справочник для учителей и родителей). М., 1995.

5. Писатели нашего детства. 100 имен: биограф. словарь: в 3 ч.М., 2000.

6. Путилова Е.О. Детское чтение для сердца и разума: очерки по истории детской литературы. СПб., 2005.

 

Задания:

1. Подготовьте краткие сообщения (2-4 минуты) для детей дошкольного возраста о писателях (см. список в вопросе 1.) с целью формирования интереса к творчеству писателя;

2. Проанализируйте программы «От рождения до школы» и «Детство»; какие произведения о природе рекомендованы для чтения детям в разных группах ДОО; в чем отличие программ в формировании рекомендательных списков книг для чтения;

3. Подготовьте анализ рассказов о природе (по одному произведению 2-3 авторов). При выполнении задания используйте рекомендации к анализу рассказов, представленные в планах самостоятельной работы;

4. Опишите возможности художественных произведений о природе в воспитании детей дошкольного возраста: какие вопросы нравственного, экологического, эстетического воспитания можно обсуждать на материале данных произведений. Обоснуйте ваше мнение на примере конкретных текстов.

 

Лабораторная работа 1

Тема. Алгоритм разработки конспекта занятия по литературному образованию дошкольников

 

Цель: формирование у студентов умений составлять конспект занятия по литературному образованию дошкольников.

 

Оборудование: интерактивная доска, дидактические материалы.

 

Ход занятия:

1. Постановка цели и задач занятия;

2. Актуализация знаний студентов о конспекте занятий в ДОО;

3. Формирование у студентов умений составлять конспект на основе алгоритма: формулирование цели и задач, разработка содержания, отбор методов и приемов, подбор средств; самоанализа конспекта;

4. Подведение итогов: обобщение изученного, формулировка выводов.

 

Задания для подготовки к лабораторной работе:

1. Ознакомиться с конспектами занятий, представленными в пособиях В.В. Гербовой и Л.М. Гурович.

2. Провести анализ одного из конспектов: осмыслить цель занятия, задачи (если сформулированы), оценить достаточность и необходимость содержания, соответствие методов и приемов цели (задачам) и возрасту детей, эффективность используемых средств; структуру занятия.

 

Литература

Основная:

1. Гербова В.В.: Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.

2. Гурович Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. ‒ Москва: Просвещение, 1992.

 

Дополнительная:

3. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература: учеб. для студ. высш. педагог. учеб. заведений. М., 2008.

4. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М., 2007.

5. Минералова И.Л. Детская литература. Учебное пособие для вузов. М., 2005.

Лабораторная работа 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.009 с.)