Тема. Поэтика русской народной сказки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Поэтика русской народной сказки



Практическое занятие № 1

Тема. Поэтика русской народной сказки

Вопросы для обсуждения:

1. Общие художественные особенности русской народной сказки;

2. Художественные особенности сказок о животных;

3. Художественные особенности волшебных сказок;

4. Художественные особенности бытовых и авантюрных сказок;

5. Возможности русских народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература: учеб. для студ. высш. педагог. учеб. заведений. М., 2008.

2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М., 2007.

 

Дополнительная:

1. Аникин В.П. Русская народная сказка – М.: Худож. лит., 1984.

2. Минералова И.Л. Детская литература. Учебное пособие для вузов. М., 2005.

 

Задания:

1. Опишите общие художественные особенности русской народной сказки, проиллюстрируйте их примерами, можно использовать произведения из «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста»:

- характерные признаки сюжета: поступательное развитие действия, художественное время и пространство;

- понятие архитектоники и ее элементы;

- особенности художественного мира сказок: стилистические формулы, ретардация, особенности описания героев;

- интонационные особенности.

2. Опишите художественные особенности сказок о животных, проиллюстрируйте эти особенности примерами, можно использовать произведения из «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста»;

3. Опишите художественные особенности волшебных сказок, проиллюстрируйте эти особенности примерами, можно использовать произведения из «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста»;

4. Опишите художественные особенности бытовых и авантюрных сказок, проиллюстрируйте эти особенности примерами, можно использовать произведения из «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста»;

5. Опишите возможности русских народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: какие нравственные проблемы можно обсуждать с детьми на материале сказок, к каким нравственным выводам можно подвести детей в ходе обсуждения сказок.

 

Практическое занятие № 2

Тема. Литературная сказка XIX века

Вопросы для обсуждения:

1. Сказки А.С. Пушкина и П.П. Ершова и в программах дошкольного образования;

2. Сказки А.С. Пушкина в детском чтении: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

3. Сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок» в детском чтении.

4. Возможности произведений А.С. Пушкина и П.П. Ершова в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература: учеб. для студ. высш. педагог. учеб. заведений. М., 2008.

2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М., 2007.

 

Дополнительная:

1. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: книга для учителя – Москва: Просвещение, 1989.

2. Минералова И.Л. Детская литература. Учебное пособие для вузов. –М., 2005.

 

Задания:

1. Проанализируйте программы «От рождения до школы» и «Детство»; какие сказки А.С. Пушкина и П.П. Ершова рекомендованы для чтения детям в разных группах ДОО; в чем особенность знакомства детей с произведениями авторов по программе «Детство».

2. Проведите анализ сказок А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». При анализе сказок раскройте следующие аспекты: связь произведений с устным народным творчеством; система образов (реалистических и фантастических, или сказочных; особенности пейзажа), характеры героев; идея, композиция произведений; юмор и сатира в сказках; богатство и выразительность языка;

3. Проведите анализ сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок», раскрыв те же аспекты, что и в предыдущем задании, в дополнение рассмотрите способы организации художественного времени и пространства;

4. Опишите возможности произведений А.С. Пушкина и П.П. Ершова в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: какие нравственные проблемы можно обсуждать с детьми на материале произведений, к каким нравственным выводам можно подвести детей в ходе обсуждения произведений.

 

Практическое занятие № 3

Вопросы для обсуждения:

1. Литературная деятельность С.Я. Маршака;

2. Произведения С.Я. Маршака в программах дошкольного образования;

3. Стихи С.Я. Маршака для детей;

4. Переводческая деятельность С.Я. Маршака;

5. Пьеса «Двенадцать месяцев».

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература: учеб. для студ. высш. педагог. учеб. заведений. М., 2008.

2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М., 2007.

3. Минералова И.Л. Детская литература. Учебное пособие для вузов. М., 2005.

 

Дополнительная

4. Кузнецова Н.И. Детские писатели: (Справочник для учителей и родителей). М., 1995.

5. Писатели нашего детства. 100 имен: биограф. словарь: в 3 ч.М., 2000.

6. Путилова Е.О. Детское чтение для сердца и разума: очерки по истории детской литературы. СПб., 2005.

 

Задания:

1. Подготовьте краткий очерк о литературной деятельности С.Я. Маршака.

2. Проанализируйте программы «От рождения до школы» и «Детство»; какие произведения С.Я. Маршака рекомендованы для чтения детям в разных группах ДОО; в чем особенность знакомства детей с произведениями автора по программе «Детство».

3. Подготовьте выразительное чтение и анализ стихотворений С.Я. Маршака: 2-3 по вашему выбору из рекомендательного списка программ «От рождения до школы» и «Детство» рекомендуется выбирать различные произведения разным студентам, чтобы в ходе семинара прослушать анализ различных стихотворений);

4. Подготовьте краткий очерк о переводческой деятельности С.Я. Маршака, подготовьте выразительное чтение переводов из английский детской поэзии;

5. Подготовьте анализ пьесы «Двенадцать месяцев».

Практическое занятие № 4

Тема. Художественная литература о природе для детей

Вопросы для обсуждения:

1. Художественные произведения о природе отечественных писателей XX века: В.В. Бианки, Д.Н. Мамина-Сибиряка, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, Н.И. Сладкова; Г.Я. Снегирева, И.С. Соколова-Микитова, Е.И. Чарушина;

2. Художественные произведения о природе в программах дошкольного образования;

3. Возможности художественных произведений о природе в воспитании детей дошкольного возраста.

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература: учеб. для студ. высш. педагог. учеб. заведений. М., 2008.

2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М., 2007.

3. Минералова И.Л. Детская литература. Учебное пособие для вузов. М., 2005.

 

Дополнительная

4. Кузнецова Н.И. Детские писатели: (Справочник для учителей и родителей). М., 1995.

5. Писатели нашего детства. 100 имен: биограф. словарь: в 3 ч.М., 2000.

6. Путилова Е.О. Детское чтение для сердца и разума: очерки по истории детской литературы. СПб., 2005.

 

Задания:

1. Подготовьте краткие сообщения (2-4 минуты) для детей дошкольного возраста о писателях (см. список в вопросе 1.) с целью формирования интереса к творчеству писателя;

2. Проанализируйте программы «От рождения до школы» и «Детство»; какие произведения о природе рекомендованы для чтения детям в разных группах ДОО; в чем отличие программ в формировании рекомендательных списков книг для чтения;

3. Подготовьте анализ рассказов о природе (по одному произведению 2-3 авторов). При выполнении задания используйте рекомендации к анализу рассказов, представленные в планах самостоятельной работы;

4. Опишите возможности художественных произведений о природе в воспитании детей дошкольного возраста: какие вопросы нравственного, экологического, эстетического воспитания можно обсуждать на материале данных произведений. Обоснуйте ваше мнение на примере конкретных текстов.

 

Лабораторная работа 1

Тема. Алгоритм разработки конспекта занятия по литературному образованию дошкольников

 

Цель: формирование у студентов умений составлять конспект занятия по литературному образованию дошкольников.

 

Оборудование: интерактивная доска, дидактические материалы.

 

Ход занятия:

1. Постановка цели и задач занятия;

2. Актуализация знаний студентов о конспекте занятий в ДОО;

3. Формирование у студентов умений составлять конспект на основе алгоритма: формулирование цели и задач, разработка содержания, отбор методов и приемов, подбор средств; самоанализа конспекта;

4. Подведение итогов: обобщение изученного, формулировка выводов.

 

Задания для подготовки к лабораторной работе:

1. Ознакомиться с конспектами занятий, представленными в пособиях В.В. Гербовой и Л.М. Гурович.

2. Провести анализ одного из конспектов: осмыслить цель занятия, задачи (если сформулированы), оценить достаточность и необходимость содержания, соответствие методов и приемов цели (задачам) и возрасту детей, эффективность используемых средств; структуру занятия.

 

Литература

Основная:

1. Гербова В.В.: Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.

2. Гурович Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. ‒ Москва: Просвещение, 1992.

 

Дополнительная:

3. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература: учеб. для студ. высш. педагог. учеб. заведений. М., 2008.

4. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М., 2007.

5. Минералова И.Л. Детская литература. Учебное пособие для вузов. М., 2005.

Лабораторная работа 2

К.И. Чуковского

 

Цель: продолжить формирование у студентов умений составлять конспект занятия по литературному образованию дошкольников, формирование умений проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

 

Оборудование: интерактивная доска, дидактические материалы.

 

Ход занятия:

1. Постановка цели и задач занятия;

2. Актуализация знаний студентов об алгоритме составления конспектов для детей дошкольного возраста;

3. Презентация подготовленных студентами занятий по творчеству К.И. Чуковского для детей определенной группы ДОО в соответствии с программой;

4. Анализ представленных студентами занятий;

5. Подведение итогов: обобщение изученного, формулировка выводов.

 

Задание для самостоятельной работы:

Разработайте конспект занятия по творчеству К.И. Чуковского. Возраст детей и произведение определяется самостоятельно в соответствии с программой. Подготовьтесь к презентации занятия.

 

Литература

Основная:

1. Гербова В.В.: Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.

2. Гурович Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. ‒ Москва: Просвещение, 1992.

 

Дополнительная:

3. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература: учеб. для студ. высш. педагог. учеб. заведений. М., 2008.

4. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М., 2007.

5. Минералова И.Л. Детская литература. Учебное пособие для вузов. М., 2005.

 

 


 

Сказки.

«Козлятки и волк», обр. К. Ушинского

«Теремок», обр. М. Булатова

«Маша и медведь», обр. М. Булатова

 

Фольклор народов мира

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина

«Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева

«Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского

«Ой ты заюшка-пострел…», «Ты, собачка, не лай…», пер. с молд. И. Токмаковой

«Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина

«Снегирек», пер. с нем. В. Викторова

«Сапожник», польск., обр. Б. Заходера

 

Произведения поэтов и писателей России

Проза.

Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»

Л. Толстой. «Три медведя»

В. Сутеев. «Кто сказал "мяу"»

В. Бианки. «Лис и мышенок»

Г. Балл. «Желтячок»

Н. Павлова. «Земляничка»

 

Сказки.

«Колобок», обр. К. Ушинского

«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого

«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской

«Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок – черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова

«Лиса и заяц», обр. В. Даля

«У страха глаза велики», обр. М. Серовой

«Теремок», обр. Е. Чарушина

 

Фольклор народов мира

Сказки.

«Рукавичка», «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой

«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева

«Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы

«У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной

«Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни

«Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой

«Пых», белорус., обр. Н. Мялика

«Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой

«Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой

«Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова

Произведения поэтов и писателей России

Проза.

К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»

Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»

Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»)

М. Зощенко. «Умная птичка»

Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»)

К. Чуковский. «Так и не так»

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»)

Н. Носов. «Ступеньки»

Д. Хармс. «Храбрый еж»

Л. Толстой. «Птица свила гнездо…», «Таня знала буквы…», «У Вари был чиж…», «Пришла весна…»

В. Бианки. «Купание медвежат»

Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»

С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»)

В. Сутеев. «Три котенка»

А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки»

 

Произведения поэтов и писателей разных стран

Проза.

Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской

Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой

Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько

Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина

А. Босев. «Трое», пер. с болг. В. Викторова

Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой

Й. Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чешск. Г. Лукина

О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц

О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой

Сказки.

«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького

«Война грибов с ягодами», обр. В. Даля

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого

«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова

«Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова

«Лиса и козел», обр. О. Капицы

«Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля

«Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы

 

Фольклор народов мира

Сказки.

«Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова

«Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. снем. А. Введенского, под ред. С. Маршака

«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе

Братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака

 

Произведения поэтов и писателей России

Проза.

В. Вересаев. «Братишка»

А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги)

М. Зощенко. «Показательный ребенок»

К. Ушинский. «Бодливая корова»

С. Воронин. «Воинственный Жако»

С. Георгиев. «Бабушкин садик»

Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»

Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»)

В. Бианки. «Подкидыш»

Н. Сладков. «Неслух»

Литературные сказки.

М. Горький. «Воробьишко»

В. Осеева. «Волшебная иголочка»

Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»

К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»

Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги)

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»

В. Бианки. «Первая охота»

Д. Самойлов. «У слоненка день рождения»

Басни.

Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям…», «Мальчик стерег овец…», «Хотела галка пить…»

 

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки.

А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера

Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной

Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде

Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской

Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько

 

Сказки.

«Лиса и кувшин», обр. О. Капицы

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого

«Заяц-хвастун», обр. О. Капицы

«Царевна-лягушка», обр. М. Булатова

«Рифмы», авторизованный пересказ Б. Шергина

«Сивка-Бурка», обр. М. Булатова

«Финист – Ясный сокол», обр. А. Платонова

 

Фольклор народов мира

Сказки.

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена)

 

Произведения поэтов и писателей России

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы)

Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»

Н. Носов. «Живая шляпа»

Б. Алмазов. «Горбушка»

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»

К. Паустовский. «Кот-ворюга»

Литературные сказки.

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы)

Б. Заходер. «Серая звездочка»

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

П. Бажов. «Серебряное копытце»

Н. Телешов. «Крупеничка»

В. Катаев. «Цветик-семицветик»

 

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки.

Х. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с финск. Э. Успенского

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной

 

Дополнительная литература

Русские народные сказки.

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева)

«Докучные сказки»

Зарубежные народные сказки.

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова

«Желтый лист», кит., пер. Ф. Ярлина

Проза.

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»

Л. Пантелеев. «Буква "ы"»

М. Москвина. «Кроха»

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»

Литературные сказки.

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы)

О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде

«Шляпа волшебника», пер. В Смирнова

Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»

Сказки и былины.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок)

«Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева)

«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова

«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой

«Снегурочка» (по народным сюжетам)

«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок)

«Семь Симеонов – семь работников», обр. И. Карнауховой

«Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой

«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского

 

Фольклор народов мира

Сказки.

Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе

«Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина

«Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова

«Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского

«Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон

«Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой

 

Произведения поэтов и писателей России

Проза.

А. Куприн. «Слон»

М. Зощенко. «Великие путешественники»

К. Коровин. «Белка» (в сокр.)

С. Алексеев. «Первый ночной таран»

Н. Телешов. «Уха» (в сокр.)

Е. Воробьев. «Обрывок провода»

Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»

Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»

С. Романовский. «На танцах»

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»

К. Паустовский. «Теплый хлеб»

В. Даль. «Старик-годовик»

П. Ершов. «Конек-Горбунок»

К. Ушинский. «Слепая лошадь»

К. Драгунская. «Лекарство от послушности»

И. Соколов-Микитов. «Соль земли»

Г. Скребицкий. «Всяк по-своему»

 

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки.

Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен

Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина

А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой

С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской

 

Дополнительная литература

Сказки.

«Белая уточка», рус., из сборника сказок А. Афанасьева

«Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева

Проза.

Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»

А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»

М. Пришвин. «Курица на столбах»

Ю. Коваль. «Выстрел»

Литературные сказки.

А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы)

Б. Поттер. «Сказка про ДжемаймуНырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой

М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой


Практическое занятие № 1

Тема. Поэтика русской народной сказки

Вопросы для обсуждения:

1. Общие художественные особенности русской народной сказки;

2. Художественные особенности сказок о животных;

3. Художественные особенности волшебных сказок;

4. Художественные особенности бытовых и авантюрных сказок;

5. Возможности русских народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература: учеб. для студ. высш. педагог. учеб. заведений. М., 2008.

2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М., 2007.

 

Дополнительная:

1. Аникин В.П. Русская народная сказка – М.: Худож. лит., 1984.

2. Минералова И.Л. Детская литература. Учебное пособие для вузов. М., 2005.

 

Задания:

1. Опишите общие художественные особенности русской народной сказки, проиллюстрируйте их примерами, можно использовать произведения из «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста»:

- характерные признаки сюжета: поступательное развитие действия, художественное время и пространство;

- понятие архитектоники и ее элементы;

- особенности художественного мира сказок: стилистические формулы, ретардация, особенности описания героев;

- интонационные особенности.

2. Опишите художественные особенности сказок о животных, проиллюстрируйте эти особенности примерами, можно использовать произведения из «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста»;

3. Опишите художественные особенности волшебных сказок, проиллюстрируйте эти особенности примерами, можно использовать произведения из «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста»;

4. Опишите художественные особенности бытовых и авантюрных сказок, проиллюстрируйте эти особенности примерами, можно использовать произведения из «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста»;

5. Опишите возможности русских народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: какие нравственные проблемы можно обсуждать с детьми на материале сказок, к каким нравственным выводам можно подвести детей в ходе обсуждения сказок.

 

Практическое занятие № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.208 с.)