Участие США в локальных конфликтах во Второй половине хх В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие США в локальных конфликтах во Второй половине хх В.



Появление новых методов реализации внешнеполитического курса вовсе не означало отказ от привычных методов ведения войны. Несмотря на то, что сверхдержавы официально не объявляли друг другу войну, так как это неминуемо переросло бы в ядерный конфликт с гарантированным уничтожением всего живого на планете, однако военные действия использовались для ослабления противника в отдельно взятом регионе и укреплении там своих позиций. Следовательно, локальные конфликт был отнюдь не редким явлением периода «холодной войны».

Война в Корее (1950-1953 гг.) явилась первым военным столкновением двух блоков после Второй мировой войны. К ее особенностям, прежде всего, следует отнести то, что она проходила на фоне недавнего использования в этом регионе такого абсолютного оружия, как атомное. Она развернулась на второстепенном для противоборствующих блоков театре войны и носила локальный характер, то есть была ограниченной войной по территории и применяемому оружию. [40]

С 1910 по 1945 г. Корея являлась японской колонией и была освобождена после разгрома Японии. По межсоюзническим соглашениям капитуляцию японских войск к северу от 38-й параллели принимали советские вооружённый силы, а к югу – американские.

На севере страны стали проводиться социально-экономические реформы по образцу СССР, в то время как в южной части формировался прозападный режим. В результате в 1948 году произошёл раскол государства: на юге в мае была создана Республика Корея во главе с Ли Сын Маном, на севере – в сентябре Корейская Народно-Демократическая Республика во главе с Ким Ир Сеном.

Создать объединенное временное правительство Кореи не удалось. Советское руководство все более явно брало курс на включение Северной Кореи в зону своего влияния. Это также способствовало образование Китайской Народной Республики в 1949 году, что естественно противоречило интересам США, поэтому Вашингтону было особенно важно распространить свой авторитет на территории Кореи и ослабить позиции Советского союза.

Утром 25 июня 1950 года, заручившись одобрением Москвы и Пекина, руководство КНДР начало военный действия, направленные на объединение страны во главе с коммунистическим правительством севера.

Корейская война превратилась в серьёзный международный кризис. Уже 25 июня по требования США собрался Совет Безопасности ООН, квалифицировавший действия КНДР как агрессию. 27 июня президент США Гарри Трумэн отдал приказ американским ВС оказать поддержку Южной Кореи, а 30 июня было принято решение послать в Корею сухопутные войска США. Также 7 июля СБ ООН принял резолюцию о формировании вооружённых сил ООН, основой которых составляла армия США, во главе с американским генералом Д. Макартуром. Вместе с тем заметно увеличил свою помощь Северной Корее и Советский Союз. СССР регулярно поставлял КНДР необходимое вооружение, а также в северокорейской армии имелись советские военные советники.

В дальнейшем военные действия в Корее развивались с переменным успехом, наступательная инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. Летом 1951 года линия фронта стабилизировалась в районе 38-й параллели, от куда и начинались военные действия.

В итоге в июле 1953 года было заключено соглашение между КНДР и Южной Кореей и между странами была образована демилитаризованная зона шириной 4 километра.

Война в Корее не принесла победы ни одной из сторон и Северо-Восточная Азия окончательно была разделена на сферы влияния СССР и США. Более того, военные действия подхлестнули гонку вооружений и на Западе, и на Востоке, так как сверхдержавы показали свою готовность использовать военные методы для защиты собственных интересов.[41] 

Карибский (Ракетный) кризис 1962 года. Противостояния между советским и западными блоками подошло к своей самой опасной черте в 1962 году в ходе «Карибского (Ракетного) кризиса». В этот момент в мире существовала реальная угроза начала ядерной войны, последствия которой были бы крайне печальными для всего человечества.

В 1959 г. на Кубе произошёл государственный переворот, и к власти в стране пришёл Фидель Кастро, который был настроен на сотрудничество с СССР. Коммунистическое государство в 150 километрах от берега США было действительной угрозой для Вашингтона. Американское руководство незамедлительно начало подготовку операции по свержению режима Кастро, однако она была провальной. Сам же Кастро понимал, что сближение с Москвой – это единственный путь защиты Кубы от вмешательства США. В свою очередь Советский Союз также был заинтересован в сотрудничестве с режимом Кастро, так как это открывало возможность создания военной базы на Кубе в противовес ВС НАТО, которые размещали свои базы вокруг границ СССР. Дело в том, что американские ядерные боеголовки были размещены в Турции, что позволяло, в то время как советским ракетам для поражения территории США требовалось почти полчаса. Такой разрыв во времени мог оказаться роковым. Создание советской базы началось весной 1962 г., и вскоре туда началась секретная переброска ракет среднего радиуса действия. Несмотря на тайный характер операции (имевший кодовое название «Анадырь») американцы узнали о том, что находится на борту советских судов, идущих к Кубе.

4 сентября 1962 г. президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ядерных в непосредственной близости со своими границами. СССР заявлял, что на Кубе устанавливается всего лишь исследовательское оборудование. Но 14 октября американский самолет-разведчик сфотографировал с воздуха стартовые площадки для ракет. 22 октября президент Кеннеди обращении к нации сообщил, что Соединённые Штаты начинают военно-морскую блокаду Кубы, потребовав от СССР немедленно удалить оттуда свои ракеты. Хрущев вскоре осознал, что Кеннеди будет стоять на своей позиции до конца и 26 октября направил президенту послание, в котором признавал наличие на Кубе мощного советского оружия. Но в то же время Хрущев пытался убедить Кеннеди, что СССР не собирается нападать на Америку. Позиция же Белого дома оставалась прежней – немедленный вывод ракет. Обстановка в Карибском море все более накалялась.

День 27 октября стал самым критическим за все время кризиса. Тогда советской зенитной ракетой над островом был сбит один из многочисленных самолетов-разведчиков США. Его пилот погиб. Ситуация накалилась до предела, а президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и начать высадку на Кубу. Однако все это время между Москвой и Вашингтоном осуществлялись неофициальные контакты, стороны рассматривали различные предложения с целью отойти от опасной черты. 28 октября, советское руководство решило принять американское условие, заключавшееся в том, что СССР выводит свои ракеты с Кубы, после чего США снимает блокаду острова. Кеннеди взял обязательство не нападать на «остров Свободы». Кроме того, было достигнуто согласие на вывод американских ракет из Турции. Открытым текстом советское послание было передано для президента США. После 28 октября Советский Союз вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики, а США сняли морскую блокаду острова.[42]

 Кубинский кризис показал великим державам, что продолжение гонки вооружений может привести к ужасающим последствиям. Поэтому преодолением кубинского кризиса дало импульс разрядке напряженности: каждый из противников понял, что противостоящая сторона стремится избежать ядерной войны. США и СССР стали лучше осознавать пределы допустимого противостояния в «холодной войне», необходимость искать компромисс по вопросам двусторонних отношений.

Участие США в военном конфликте во Вьетнаме (1965 – 1973 гг.). Индокитай был достаточно важным стратегическим элементом для политики США по сдерживанию коммунизма. Поэтому, когда в 1954 г. Вьетнам получил статус независимого государства, Вашингтону было необходимо укреплять свои позиции в данном регионе.

Вьетнамский кризис был аналогичен Корейскому – в государстве произошёл раздел на 2 сферы влияния. На севере концентрировались сторонники коммунистов, выступавших за полное освобождение страны, на юге – антикоммунистические прозападные силы.

Также необходимо учитывать общее обострение международной напряжённость в начале 1960-х годов: Берлинский кризис, срыв встречи руководителей четырёх держав в Париже в мае 1960 г. из-за инцидента со сбитым американским разведывательным самолётом, Карибский кризис, рассмотренный ранее. Более того, в этот период между СССР и КНР появились некоторые разногласия, так что международная обстановка создавала достаточно благоприятные возможности для политики США в Юго-Восточной Азии.

США оказывали всяческую помощь южновьетнамскому режиму: финансовую, военно-техническую, идеологическую. Южный Вьетнам приобрёл значение оплота в борьбе против коммунизма в Юго-Восточной Азии. В Вашингтоне получила распространение концепция «домино» – с потерей Южного Вьетнама рухнет вся созданная ими конструкция сдерживания коммунизма в этом регионе.

В 1964 году стало ясно, что правительство Вашингтона склоняется к вовлечению США в войну на стороне правительства Южного Вьетнама. Поэтому после того, как Американский разведывательный корабль был обстрелян северовьетнамскими катерами на границе территориальных вод Демократической Республики Вьетнам. Уже 7 августа по инициативе президента Линдона Джонсона американский конгресс почти единодушно принял «Тонкинскую резолюцию», которая уполномочила правительство принять «все необходимые военные меры для защиты Соединённых Штатов в Индокитае».

В феврале 1965 г. американская авиация начала массированные бомбардировки ДРВ с целью разрушить ее инфраструктуру и сломать моральный дух населения. Однако наступление США не было столь успешным и военные действия на территории Вьетнама затянулись, что вызывало явное недовольство в некоторых союзных с США государствах. Постепенно недовольство начало возникать и в самих Соединённых Штатов.

В это же время Советский Союз оказывал ДРВ политическую, экономическую и военную помощь. В Северный Вьетнам шли поставки советской военной техники, туда были направлены советские военные советники. За время вьетнамской войны около 80% всей экономической помощи и примерно 65% военной помощи ДРВ было предоставлено именно Советским Союзом.

В итоге в ноябре 1968 г. новым президентом США был избран республиканец Ричард Никсон, который провозгласил новую «Гуамскую доктрину», которая отражала намерение нового руководства США сохранить влияние во Вьетнаме путём стратегии так называемой «вьетнамизации». Она подразумевала «сдерживание коммунизма» с применением в первую очередь своей стратегической силы, то есть Соединённые Штаты обязывались обеспечить ядерный щит союзной стране или стране, чье выживание жизненно важно с точки зрения США, в случае возникновения угрозы со стороны ядерной державы. В случае же неядерной агрессии государства могли рассчитывать на различного рода помощь кроме так называемой «живой силы», то есть солдат. Тем самым Вашингтон предполагал сократить уровень потерь в американских войсках и тем самым оградить правительство от критики со стороны собственного населения и международного сообщества.

В соответствии с этим начался постепенный вывод американских ВС из Вьетнама. 27 января 1973 г. в Париже были достигнуты соглашения о прекращении войны и восстановления мира во Вьетнаме. Они предусматривали полное прекращение военных действий. Однако противостоявшие силы выполнили условия мирных соглашений. Северный Вьетнам продолжил наступление, а кризис южновьетнамского режима углублялся. 2 июля 1976 г. произошло воссоединение Севера и Юга в единую Социалистическую республику Вьетнам со столицей в Ханое, что означало окончательную победу Севера.

Итоги для Вашингтона были неутешительными. Несмотря на то что они бросили в Индокитай громадный экспедиционный корпус, использовали все свои технологические возможности, потеряли 58 тысяч человек, Соединённые Штаты не смогли удержать Южный Вьетнам и укрепить свои позиции в Юго-Восточной Азии. США были вынуждены менять внешнеполитическую тактику и гораздо более осторожно подходить к втягиванию в региональные конфликты.

Несмотря на вьетнамскую войну, советское руководство пошло на разрядку напряженности в отношениях с США.[43] Значение данного периода и последующие события были рассмотрены ещё в первой главе.

Безусловно, это не все локальные конфликты в которых участвовали Соединенные Штаты, однако наиболее важные для хода истории «холодной войны». Как можно заметить, военное вмешательство стало играть всё менее и менее значимую роль во внешней политике США. Оно не стало решающим фактором в победе над противником в виде коммунизма. Конечно, вооружение как таковое не потеряло своего большого значения, но теперь оно начало выполнять, прежде всего, функцию сдерживания и устрашения. Это также подтверждает «доктрина Никсона».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.012 с.)