Поиск активистов в интернете 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поиск активистов в интернете



Перед тем как начать собирать людей для работы над фильмом, вы сами должны быть твёрдо уверены, что дело будет доведено до конца. В отличие от остальных, для вас не должно существовать никаких <отмазок> - это ваш проект, и вы несёте за него наибольшую ответственность. Если вы твёрдо уверены, что лично вам хватит сил и умений, чтобы довести проект до конца, приступайте к разработке того, что позволит вам доказать это другим.

Прежде всего, вы уже должны иметь всё необходимое оборудование. Если у вас нет видеокамеры, штатива или компьютера - найдите их раньше, чем вы где-либо упомяните своё намерение снимать кино. Кроме того, на момент начала сбора людей, у вас должен быть готов хотя бы черновик концепции фильма.

Как показывает статистика, из десяти анонсированных фан-фильмов только один доходит до премьеры. Подобная тенденция вызывает высокую степень недоверия людей на форумах к анонсам новых проектов. Вам придётся не просто сообщить о своём желании снять фильм, но и доказать свои возможности.

Хорошим подтверждением ваших намерений и способностей будет создание короткого ролика (на 2-3 минуты), который покажет ваш подход к делу и засвидетельствует наличие всех необходимых технических средств. Такой ролик будет полезен и в качестве практики перед основными съёмками. Подобное видео можно снять с двумя актёрами из числа своих друзей или вообще без актёров (если вы сможете придумать соответствующий сюжет). Не стоит выкдадывать несвязанные отрывки тестовых съёмок: это вызовет у зрителей лишь негативную реакцию. В демо-ролике должен быть хотя бы минимальный сюжет, чтобы его было интересно смотреть.

Конечно, самой лучшей стратегией для привлечения людей в проект будет создание небольшого, но законченного фан-фильма только лишь своими силами (с привлечением друзей <из реала>, без анонсов на форумах). Когда такой фильм будет сделан, стоит выложить его в интернет отдельно, без упоминаний намерений снять <большое кино>. Взгянув на реакцию аудитории, через некоторое время можно будет сделать анонс своего нового проекта. Желающих принять участие в нём будет куда больше, чем в случае с <голыми> обещаниями.

Для того, чтобы собрать людей для съёмок фильма, обычно используют тематические форумы. В сообщении с анонсом вашего проекта обязательно необходимо указать:

  • город, в котором будет сниматься фильм;
  • жанр фильма;
  • описание сюжета фильма двумя-тремя абзацами (а не двумя-тремя предложениями);
  • месяцы, когда вы планируете начать и закончить съёмки, дни недели, в которые они будут проходить;
  • какие ресурсы у вас уже имеются;
  • какие ресурсы вам требуются.

Лучше выступать не от своего имени, а от имени съёмочной группы (людям приятнее присоединиться к команде, чем сняться в <фильме Павла Румянова>). В анонсе ни в коем случае нельзя упоминать, что проект уникален и неповторим, после выхода принесёт славу всем актёрам и т.п. - подобное вызывает, в лучшем случае, улыбку. Помните, что все нормальные люди участвуют в любительском фильме прежде всего ради процесса, а не ради результата.

Пример анонса на форуме (с сокращённым описанием сюжета, взятым из концепции):

Творческая группа <Настоящие> приглашает жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области принять участие в съёмках комедийного фан-фильма под рабочим названием <Герои>. Сюжет фильма расказывает о том, как группа молодых людей, отправившись в путешествие по Финскому заливу, внезапно попадает на необитаемый остров. Каким образом и почему это произошло - им ещё предстоит выяснить. Сотовые телефоны не работают, еды практически нет. Пытаясь найти признаки цивилизации, герои отправляются вглубь острова. Тут и начинается самое страшное... Фильм планируется снять этим летом, часть сцен в помещениях - осенью. В течении зимы будем работать над спецэффектами и озвучиванием, а весной, если что-то потребуется доснять, доснимем. Премьера намечена на июль следующего года. В настоящий момент у нас имеются концепция сценария, необходимое оборудование для съёмок и часть костюмов (интересующиеся могут скачать демо-ролик, снятый нами для тестирования оборудования). Актёрский состав на данный момент укомплектован на 50%. Нам бы хотелось найти людей, которые хотели бы сняться в фильме в одной из ролей и помочь с изготовлением костюмов. Мы так же ищем кого-нибудь, у кого есть выход на любую лодочную станцию. Ну и, конечно, все, кто считает, что может чем-то помочь - пишите!

После такого анонса вам наверняка зададут несколько вопросов. Отвечайте на них оперативно и подробно, ведь прежде всего именно вы заинтересованы в привлечении людей в проект. Не врите людям относительно имеющихся ресурсов (даже если вы уверены, что сможете найти их в ближайшее время)! Помните, что однажды пообещав, но не выполнив своего обещания, доверие к вам резко упадёт.

Проверка активистов

Даже если несколько человек напишут вам о своём согласии участвовать в проекте, не нужно сразу же считать, что дело в шляпе. Прежде чем расчитывать на кого-либо из добровольцев, нужно хотя бы раз увидеть его <в реале>. Назначьте встречу всем активистам, которые хотят принять участие в фильме. Вы удивитесь, как мало людей туда придёт, несмотря на количество написавших на форуме... Пообщавшись с людьми, составьте своё мнение о них, обращая внимание прежде всего на их личные качества.

Первую встречу не стоит посвящать каким-то организационно-практическим вопросам о создании фильма - пусть это будет просто неформальное знакомство, прогулка или совместный поход в кино с последующим обсуждением увиденного. Отвечайте на все возникающие вопросы относительно вашего проекта, но не устраивайте дискуссий по этому поводу, предлагая вносить все предложения через ICQ.

Как показывает практика, коллективные обсуждения организационно-сюжетных вопросов вообще не приводят к полезным результатам. Если верить этому вы категорически отказываетесь - попробуйте, и убедитесь сами!

После одной-двух неформальных встреч (и после того, как концепция Вашего фильма уже позволит составить список ролей), нужно провести прослушивание актёров (кастинг). Придумайте несколько коротких сцен для двух-трёх человек, в которых одновременно будут сочетаться физические действия, реплики и эмоции. Предложите активистам разыграть эти сцены. Во время репетиций помогайте актёрам улучшить игру, комментируйте их действия и удачные находки. Затем меняйте участников, стараясь для себя отметить наиболее удачные сочетания ролей и актёров. Ваша цель на данном этапе - понять, какой образ удаётся актёру лучше всего. На стадии написания сценария вы сможете создать таких персонажей, роли которых будут исполнены наилучшим образом.

Большую сложность представляет собой оценка возможностей и надёжности людей, предложивших свою помощь в сфере создания костюмов, реквизита или компьютерной графики. Все мы знаем, что курсовые работы делаются в последнюю неделю перед сдачей - это совершенно естественная реакция, так что нам нужно разбить большую задачу (подготовка всего реквизита) на множество маленьких (создание отдельных его элементов). Важно установить сроки, в которые должен быть готов каждый костюм и предмет реквизита, и затем контролировать соблюдение каждого пункта плана. Работа над костюмами и реквизитом обычно идёт параллельно с написанием сценария, так что вы сразу можете раздать небольшие задания тем, кто вызвался помочь с реквизитом и костюмами. Дайте активистам задание и небольшой срок, чтобы оценить их подход к делу. Даже если до начала съёмок остаётся много времени, лучше приготовить все мелочи заранее, чем за неделю до съёмок узнать, что ничего не готово и делать всё нужно самому из подручных средств.

На все <должности> в проекте, за исключением актёров, лучше подобрать по два человека. При этом выполняемые ими обязанности можно разделить, а в случае возникновения непредвиденных обстоятельств один сможет заменить другого.

Команда

Перед тем, как приступить к работе над фильмом, вместе с остальными участниками проекта определите сферы ответственности и <влияния> в вашем проекте. Чёткое определение принципов организации команды всеми её участниками позволит избежать большинства конфликтов и закончить работу в том же составе, в котором она была начата. Наиболее оптимальными для любительского кино будет такая организация, при которой каждый участник сможет в полной мере раскрыть свой творческий потенциал.

  • Все вопросы, связанные с сюжетной линией, решают сценарист, режиссёр и продюсер фильма. Причём мнение сценариста важнее остальных на этапе написания сценария (<что будем снимать?>), мнение режиссёра - на съёмочной площадке (<что снимаем?>), а мнение продюсера - на этапе монтажа (<что войдёт в фильм?>). Остальные участники съёмочной группы могут предлагать свои идеи по сценарию на всех этапах съёмок, однако должны понимать, что они не обязательно будут реализованы;
  • Создание экранного образа персонажа лежит на плечах актёра. Режиссёр и сценарист указывают лишь важные для сюжета черты характера или особенности поведения, а всё остальное придумывает и создаёт сам актёр, исполняющий роль;
  • Модели костюмов и реквизит создаются ответственными за данные направления людьми на основе сценария;
  • Оператор, при отсутствии указаний от режиссёра, действует самостоятельно.

Разумеется, в некоммерческом проекте допускается совмещение обязанностей (очень часто режиссёр является и оператором), однако слишком большое количество работы взваливать на одни плечи не стоит.

В завершении этого материала необходимо заметить, что, несмотря на все приготовления, конфликты на съёмочной площадке неизбежны. Не нужно бояться споров и обид во время работы. Главное - несмотря на них, продолжать делать своё дело, чтобы после премьеры почувствовать всю их мелочность. Просто старайтесь не допускать критических ситуаций и не делайте поспешных выводов. Помните, ваша общая главная цель - выход фильма на экраны.

 

На съемочной площадке

Для того, чтобы съёмки прошли гладко, каждый их участник должен знать и следовать правилам, помогающим не испортить снимаемый материал и оптимизировать время работы. Кроме общеизвестных правил приличия (приходить вовремя, не разговаривать во время записи, выполнять просьбы режиссёра и т.д.), есть ряд не совсем очевидных (как показывает опыт) для новичков моментов, которые необходимо уяснить для проведение успешных съёмок.

Для удобства мы сначала будем приводить правила в виде коротких тезисов (их можно давать читать каждому участнику проекта), а затем разъяснять, почему нужно выполнять каждое правило.

Правила для актёров

  1. Актёр продолжает играть свою роль до тех пор, пока режиссёр не скажет <Стоп>. Даже если в реплике допущена ошибка, сценарий окончен, забыты слова и т.д.;
  2. Ни при каких обстоятельствах нельзя смотреть в камеру (если это не предусмотрено сценарием);
  3. Все реплики нужно говорить чётко, громко и с полной отдачей, даже не смотря на то, что фильм будет переозвучен;
  4. Актёрам необходимо запоминать свои действия, чтобы из дубля в дубль повторять их один к одному.

Многие актёры-любители имеют привычку радостно смотреть на режиссёра или в камеру сразу после того, как им удастся отговорить весь заученый текст. В результате при монтаже у видеофрагментов не остаётся <запаса> в конце, который очень часто бывает необходим для нормального <склеивания> сцены. Кроме того, ошибка актера в какой-то реплике не повод для него и остальной съёмочной команды начинать дубль сначала. Возможно, дальше всё будет так хорошо, что именно этот фрагмент войдёт в фильм, а ошибочная реплика будет заменена, например, другим планом.

Стоит разрешать своим актёрам импровизировать. Очень часто внезапно пришедшая мысль к актёру, вошедшему в свой образ, позволяет ему исполнить свою роль максимально естественно. Это особенно важно в проектах с актёрами без опыта.

Одна из самых больших неприятностей, которая может случиться во время съёмки дубля - это если кто-нибудь в кадре посмотрит прямо в объектив камеры (не важно, будет ли это человек на переднем или на заднем плане). Это очень заметно при просмотре и вызывает сильный дискомфорт, поскольку зритель в кино, как правило, является невидимым сторонним наблюдателем. Подобных незапланированных моментов в фильме быть не должно.

Большинство начинающих создателей фильмов не осознают сложность и важность озвучивания фильма, в результате чего актёры не стараются при произнесении своих реплик, надеясь сделать <всё как надо> на озвучивании. Подобный подход неприемлем, ибо вызывает огромное количество сложностей на стадии сведения звука и сильно портит визуальное впечатление от фильма. Все актёры должны играть <начисто> с самого начала.

И одно из самых сложных и в то же время важных правил: актёрам необходимо запоминать, какие действия (жесты) в какой момент времени они делают, чтобы в каждом дубле повторять их одинаково. Это очень важно, чтобы во время монтажа не возникало ситуации, когда <склеить> два кусочка нельзя по той причине, что в одном из них актёр поднял руку вверх, а в другом - держит их за спиной.

Правила для оператора

  1. Кнопка записи включается на камере по команде <Приготовились>, за пару секунд до того, как актёры начнут играть свои роли;
  2. В случае наличия проблем с камерой, оператор говорит об этом режиссёру до <запуска> сцены, но не после;
  3. Запись останавливается только по команде режиссёра;
  4. После каждой смены места установки камеры производится настройка баланса белого.

В момент нажатия кнопки записи, даже если камера находится на штативе, изображение немного дрожит от прикосновения. Кроме того, в большинстве камер, а особенно в любительских, между нажатием кнопки записи и реальным её началом есть небольшая задержка. Если не выдерживать паузу между нажатием и <запуском> сцены, начало сцены может быть испорчено.

Если роль режиссёра и оператора исполняет один человек, нужно самостоятельно вслух командовать себе и актёрам <Приготовились> (при этом нажать кнопку записи) и <Начали> (через пару секунд после того, как вы уберёте руку от камеры).

С правилами о неполадках и остановке съёмок всё должно быть понятно.

Ручная установка баланса белого - это то, о чём забывает большинство кинолюбителей, при этом совершенно напрасно. При каждом перемещении камеры (а значит, при смене освещения сцены) необходимо ставить перед объективом белый лист бумаги и нажимать кнопку установки баланса белого. Это даст гарантию того, что в течении съёмки одного дубля цвета не будут <прыгать> в зависимости от того, что происходит в кадре.

Правила для режиссёра

  1. За несколько секунд до <запуска> сцены необходимо давать команду <Приготовились>, давая актёрам и оператору время на подготовку к съёмке;
  2. Во время съёмки режиссёр внимательно следит за тем, чтобы актёры не допустили нежелательных ошибок.

C первым правилом всё ясно. Внимательность же очень важна для режиссёра, поскольку допущенные актёрами ошибки часто остаются незамечеными ни ими самими, ни оператором. Кроме того, именно режиссёр должен следить за соблюдением всех правил остальными участниками съёмок (включая взгляды в камеру и настройку баланса белого оператором).

Правила для всех

Для того, чтобы во время съёмок никому не приходилось отвлекаться на посторонние вещи, людям, присутствующим на съёмочной площадке, но не участвующим в съёмке, нужно следовать следущим правилам:

  1. Не разговаривать на расстоянии ближе, чем 10 метров к съёмочной площадке;
  2. Не разговаривать, не смеяться, не кашлять после команды режиссёра <Приготовились> и до команды <Стоп>;
  3. Делиться впечатлениями и замечаниями только после команды <Стоп>;
  4. Всегда находиться позади оператора;
  5. Находиться рядом с вещами и при перемещении переносить их с собой.

Важно отметить, что следить за соблюдением этих правил на съёмочной площадке, как правило, некому. Поэтому не занятые в съёмке люди должны самостоятельно контролировать ситуацию на площадке и перемещаться в зависимости от того, в какую сторону направлена камера.

Если не занятые в съёмке люди не соблюдают указаных правил, логично отправить их подальше от съёмочной площадки, где в спокойной обстановке они смогут поговорить друг с другом на столь интересующие их темы.

Соблюдение всех этих правил поможет не только закончить съёмочный день вовремя, не растягивая процесс на дополнительные часы, но и позволит избежать многих недоработок, которые станут заметны на стадии монтажа.

 

Композиция кадра

Композиция - это совокупность всех элементов кадра, их взаимное расположение и сочетание, а также применение различных изобразительных и технических методов, которые позволяют с предельной выразительностью показать замысел создателя фильма.

Конечно, постановочный сценарий накладывает определенные ограничения, однако, основными вопросами линейной композиции, на которые следует ответить перед началом съемки - это то, с какой точки лучше всего вести съемку, в какой части должна быть расположена линия горизонта, как должны быть расположены актеры и декорации, как передать пространство. Так как главная задача создателей фильма заключается в наиболее выразительной передаче замысла автора.

Поэтому, при построении кадра, решая композиционную задачу, создатель фильма должен обращать внимание на:

А) линейное построение кадра, связанное главным образом с определением точки съемки и перспективой изображения.

Б) свет и тон, отображающие форму и объемность предмета съемки, создающие необходимую уравновешенность светотеневых пятен в кадре.

 


Линейное построение кадра

Линейная схема кадра - это некий воображаемый скелет, в соответствии с которым расположены элементы кадра.

В кадре, из множества разнонаправленных линий могут наглядно выделяться горизонтальные, вертикальные, диагональные или круговые линии.

Если в качества фона кадра используется высотная застройка, тогда главными линиями будут вертикальные. Следует отметить, что несколько поперечных линий в виде улиц - не нарушают общую композицию, а иногда даже подчеркивают её.

Горизонтальное строение кадра осуществляется с помощью объектов, которые простираются по горизонтали. Это может быть река, дорога, мост, движение пешеходов и транспорта.

Довольно часто создатели фильмов прибегают к диагональному построению кадра, так как такой прием позволяет передать стремительность движения, преодоление препятствий, процесс подъема и спуска объекта спуска. Примером такого построения кадра может быть процесс подъема автомобиля на горку, прыжок горнолыжника с трамплина и т.п.

Однако, не стоит злоупотреблять таким построением кадра, так как, производя съемку, просто повернув камеру на некоторый угол вдоль оптической оси её объектива - будет получен всего лишь перекос камеры относительно линии горизонта, который приведет к тому, что, снятые таким образом объекты, на экране будут двигаться, находясь под неестественным углом по отношению к горизонтали. В то же время, следует отметить, что даже такие кадры, иногда приходятся снимать специально.

А в случае, если происходит съемка, например, людей идущих в хороводе или автомобилей, движущихся по кольцу, - тогда главными линиями будут круговые или овальные.

Вышеуказанные композиционные схемы - это всего лишь условные характеристики наиболее часто встречающихся композиционных решений.

Построение кадра, в первую очередь, должно определятся его содержанием и смыслом, так как тупая подгонка строения кадра под стандартные композиционные схемы - приводит к созданию эффекта его видимой искусственности.

 


Естественное и искусственное освещение
(особенности съемки)

Основными характерыми разновидностями света являются: рисующий, моделирующий, заполняющий, фоновый и контровой.

Рисующий - это пучок света, состоящий из параллельнно направленных лучей, который используют для формирования у зрителя представления о том, где находится его источник, а также для того, чтобы показать объемность объектов, однако, учтите тот факт, что он образует довольно контрастные тени и полутени.

Моделирующий - этот вид света во многом подобен рисующему, однако он несколько сглаживает тени, за счет использования менее ярких источников света с рассеивающими сетками.

Заполняющий - это рассеянный свет, который не создает теней на объектах съемки, позволяет осветить затенненные участки. Рисующий и заполняющий источники света обычно располагают по разные стороны относительно оптической оси объектива камеры.

Фоновый свет - применяют для освещения объектов, находящиеся на фоне главных.

Контровой - применяют в тех случаях, когда в первую очередь, необходимо показать световой контур снимаемого объекта.

Основная особенность проведения съемки в естественных условиях - это практически полное отсутствие возможности влиять по своему желанию на уровень контраста и освещенности объектов съемки. Порой, встречаются объекты, на различных частях которых присутствуют настолько большие перепады освещенности, что камера в состоянии четко зафиксировать либо только темные части объекта, при полной засветке её светлых частей, либо только светлые, при полном затемнении слабо освещенных. Одним из способов снижения уровня контраста таких объектов является использование дополнительных источников света или применение отражателей, направленных на затененные поверхности. Такие отражатели можно изготовить, например, из листов фанеры, окрашенных алюминиевой краской или же листы бумаги (например, ватман). В принципе, отражатели могут быть практически любой конструкции, но предпочтение следует отдавать равномерно рассеивающим, так как иные отражатели могут создавать нежелательные блики.

Еще один момент, который необходимо учитывать в ходе проведения съемок при естественном освещении - это то, что уровень освещенности в естественных условиях непрерывно изменяется, поэтому действовать следует довольно быстро.

При проведении съемок в помещениях, в большинстве случаев, применяют искусственное или смешанное освещение. Поэтому, здесь следует отметить, что именно использование искусственного освещения, изменение его направления и силы позволяют легче всего решить вопрос воспроизведения формы и объема снимаемых объектов, их фактуры, соотношение тональностей, правильно передать глубину пространства и движение объектов, скрыть или показать какие-либо объекты, создать атмосферу тайны или её отсутствие, усилить образ мужественности, омолодить или состарить, изменить эмоциональной восприятие выражения лица снимаемого человека.

При проведении съемок в темное время суток, имеет смысл использовать дополнительные источники света, так как усилители слабого сигнала, имеющиеся в современных камерах, - вносят дополнительные искажения (видеошумы), ухудшая качество изображения.

Однако, основным правилом, которого следует придерживаться при решении вопроса эффективного освещения сцены - это то, что освещать следует только главное.

 

Цвет и тон

Цвет и тон объектов съемки и фона - это одни из изобразительных инструментов, которыми должен научиться пользоваться создатель фильма. Цвет объекта съемки - характеризует окраску объекта съемки. Тон цвета - это степень насыщенности какого-то одного цвета, которая проявляется в различной отражающей способности (светлые тона - лучше отражают свет, а темные - хуже).

Тональная композиция - это взаимосвязь света и тени, а также соотношение светлых и темных цветовых пятен, которые, наряду с исполнением прочих необходимых условий, - способствуют более глубокому раскрытию содержания снимаемой сцены.

Главным условием получения удачной композиции - является уместность элементов её составляющих.

Так, например, поздний вечер - не предполагает наличия в кадре большого количества ярких тонов, конечно, если это не фары автомобиля или другого искусственного источника света.

С другой стороны, ясный солнечный день - не предполагает больших участков кадра, окрашенных в темные тона (за исключением подворотен, неосвещенных оконных проемов и пр.).

Следует помнить, что, чем темнее фон, тем ярче будут выглядеть на нем менее темные тональные цветовые пятна. И наоборот - светлое тональное пятно, размещенное на светлом фоне, - будет выглядеть бледным и невыразительным.

Поэтому, всегда следует учитывать, что яркость того или иного тонального пятна во многом зависит от тона, преобладающего в конкретном кадре.

Снимая многоплановый объект, следите за тем, что бы тональные переходы способствовали правильному восприятию времени, пространства и перспективы, что бы темные и светлые участки акцентировали основные элементы кадра.

При чем, в общем случае, приемы тональной композиции следует использовать таким образом, что бы наиболее ярко тонально выделенный участок кадра совпадал со смысловым центром кадра.

Одним из самых выразительных способов использования свойств цвета и тона - является съемка плана в черно-белой гамме (как черно-белый фильм), однако главный объект кадра, на котором должно быть сконцентрировано внимание зрителя позднее окрашивается в естественный цвет (например, с помощью компьютерной техники). Такой прием довольно часто используют при съемке рекламных роликов.

 

Объем и форма

В большинстве случаев, объекты съемки являются объемными. В то же время, изображение объектов, полученное в результате съемки, является плоским, то есть двумерным.

Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед оператором съемки, является правильная передача объема и формы объекта съемки.

Для верного отображения объема большое значение имеет интенсивность и направление, а также цвет и тон излучения источника света. Необдуманное использование освещения может исказить визуальные размеры и пропорции снимаемого объекта. Так, чем мощнее источник света, тем контрастнее будет изображение, и следовательно, на изображении объекта съемки будет видно меньше деталей и тональных переходов. Поэтому для смягчения контраста применяют дополнительные активные (светильники) и пассивные (отражатели) источники света.

Для достижения поставленной цели, оператор должен найти такую точку съемки, использовать такое освещение, которое позволит наилучшим образом проявить линии, грани и особенности поверхности снимаемого объекта, которые позволят судить о его объеме, даже в двумерном изображении.

При этом, точка установки светильника имеет большое значение, так как, например, нижний свет, в отличие от верхнего, - создает длинные тени, а свет, направленный, со стороны объектива, - создаёт тень, которая на изображении не видна. В то же время, наиболее выразительными, являются тени, образованные с помощью бокового освещения.

Кроме этого, следует отметить, что грамотное использование теней позволяет показать зрителю наличие в сцене объектов, находящихся за пределами угла обзора объектива.

Например: в комнате темно, однако из освещенного дверного проема на пол комнаты падает свет (при этом камера размещена сбоку по отношению к дверному проёму и падающему лучу света), за тем, через некоторое время после начала показа кадра, слышатся шаги приближающегося к ней человека, в луче света появляется человек, но он пока ещё находится за пределами комнаты и вне области обзора объектива, однако луч света проецирует тень от его тела на пол комнаты. В результате, необходимый эффект достигнут - в сцене показано присутствие объекта, находящегося за пределами кадра.

Кроме этого, использование теней позволяет ввести зрителей в заблуждение. Так, в одной из "страшилок", убийца с ножом в руках подкрадывается, к ничего не подозревающей жертве, принимающей в это время душ. При этом, источник света проецирует на ширму душа силуэт человека у которого в руке зажат занесенный перед ударом нож. Потенциальная жертва, услышав посторонний шорох, оборачивается по направлению к ширме, и - о ужас! Зрители - оцепенели! Убийца срывает ширму, а далее, - только истошные крики погибающей жертвы и море крови.

Дополнительно усилить эмоциональное напряжение - возможно путем увеличения геометрических размеров тени неизвестного (например - за счет низкого расположение источника света).

В фильме "Полицейская академия", данный сценарный ход был обыгран несколько иначе. Его отличие состояло в том, что, принимающий душ курсант полицейской академии, видя силуэт занесенного ножа, находясь в состоянии шока, срывает ширму, и видит, что его сосед по комнате принес ему тюбик с зубной пастой (который перед этим был размещен в пространстве таким образом, что позволял спроецировать на ширму тень, подобную тени от ножа для колки льда)! Зрители - в восторге! Однако, напряженный момент, - все же был обеспечен!

При съемке плоских объектов - уделяйте внимание передаче фактуры его материала. Всегда помните, что при детальной съемке решающее значение имеет резкость изображения. Однако, если объемный объект хорошо освещен, и наиболее выразительными являются его формы, тогда точность наводки на резкость отступает на второй план.

В заключение этого раздела хотелось бы отметить, о том, что учиться надо у лучших, однако, не стоит всегда тупо копировать их приемы, так как композиционных приемов множество, а построение конкретной сцены должно быть подчинено только одной цели - реалистичному отображению замысла создателя фильма.

Повторение - это всего лишь способ научиться, однако, только лишь повторяя чужие достижения - не возможно их превзойти.

 

Перспектива и точка съемки

Эффект перспективы проявляется в том, что размер удаленных объектов кажется меньше, а цвет - менее ярок, чем, если их обозревать с меньшего расстояния. Кроме этого, линии, которые в действительности являются параллельными, на снимке выглядят так, как будто они в перспективе сходятся в одну точку (пример, сходящиеся в перспективе рельсы железной дороги).

Изменение точки съемки - может существенно изменить композицию кадра, при чем в пределах одной и той же натуры, так как каждая точка съемки имеет свою линию горизонта и открывает свою перспективу. Поэтому, умелое использование свойств перспективы предоставляет оператору возможность достигать тех или иных результатов.

Например, в случае, если необходимо продемонстрировать высоту зданий или леса, тогда наилучшей точкой для размещения камеры будет - самая низкая точка, при этом, линия горизонта будет расположена в кадре максимально низко, а небосвод заполнит большую часть кадра, при этом, объект съемки вытянется вверх на максимальную высоту.

Обратите внимание, например, на то, каким образом показывают величину Эйфелевой или Останкинской телебашни - минимум земли, максимум воздуха, а сами башни, по высоте, занимают весь вертикальный размер кадра, при этом, малоэтажная застройка только подчеркивает значительность их размеров.

С другой стороны, если выбрать более высокую точку съемки, тогда поднимется линия горизонта, а объектив камеры захватит объекты, находящиеся на земле, при чем их геометрические размеры будут выглядеть несколько меньше, чем на самом деле.

Если производить съемку объектов сверху вниз (так, чтобы оптическая ось объектива была расположена перпендикулярно по отношению к плоскости снимаемой территории), тогда их изображение будет подобно географической карте крупного масштаба, так как высота этих объектов будет практически незаметна, а их длина и ширина - будет показана с соблюдением масштаба.

Помните о том, что при значительном приближении к объекту съемки наклоненной съемочной камеры, его перспективное изображение, может показаться искаженным, так как оно не привычно для человеческого глаза.

Таким образом, использование различных точек съемки позволяет показать снимаемые объекты в различных ракурсах.

В общем случае, построение кадра следует производить таким образом, что бы его смысловой центр можно было бы найти сразу, а второстепенные детали и декоративные элементы не отвлекали зрителя от главного.

Основным правилом, которого имеет смысл придерживаться при выборе точки и ракурса съемки - это то, что ракурс съемки должен совпадать с ракурсом взгляда постороннего наблюдателя либо, в случае необходимости, - действующего лица.

 

Что такое глубина резкости?

Глубина резкости - характеризует способность объектива съемочной камеры одновременно передать четкое изображение предметов, находящихся на различном удалении от объектива съемочной камеры.

Недостаточность глубины резкости проявляется в невозможности получить одинаково четкое изображение объектов, находящихся на различном удалении от объектива съемочной камеры.

Очень сложно произвести, например, фотосъемку группы людей, камерой, у которой объектив имеет недостаточную глубину резкости, так как изображение первого ряда, построенных для фотографирования людей, будет четким, а изображение всех последующих за ним - размытым.

При съемке крупным планом - тоже может возникнуть аналогичная ситуация, когда изображение глаз снимаемого человека будут четким, а изображение его ушей - размытым.

В такой ситуации лучше использовать короткофокусный (широкоугольный) объектив, так как он обладает значительно большей величиной глубины резкости, чем длиннофокусный. При чём, чем больше светосила объектива - тем меньше у него глубина резкости изображения.

В то же время, следует отметить, что глубину резкости объектива можно изменять, посредством регулировки положения его диафрагмы. Чем больше она открыта, тем меньше глубина резкости, и наоборот.

Следует отметить, еще и о том, что передняя часть полной глубины резкости объектива (относительно части снимаемого объекта, на которую наводится резкость с максимальной четкостью) - имеет вдвое меньшую длину, чем её задняя часть.

Поэтому, для того, чтобы получить изображение группы объектов (приемлемого качества), находящихся на различном удалении от объектива, - следует:

- во-первых - по возможности, использовать короткофокусный объектив;

- во-вторых - по возможности, прикрыть диафрагму объектива (многие современные камеры не позволяют изменять положение диафрагмы);

- в-третьих - производить фокусирование объектива съемочной камеры на объект, который находится в первой трети расстояния между самым близким и самым удаленным объектом от объектива камеры.

В случае, если необходимо снять с одинаковой четкостью несколько объектов, которые находятся на различном удалении от объектива съемочной камеры, при чем глубина резкости объектива не позволяет получить более менее четкое изображение одновременно всех объектов, - тогда имеет смысл произвести наводку резкости таким образом, чтобы получить приблизительно равномерную нечеткость изображения всех снимаемых объектов.

Пусть Вас не вводит в заблуждение термин - "автофокус", так как съемочные камеры с автофокусом, также, как и все остальные, обладают ограниченной величиной глубины резкости.

 

Градации масштаба плана съемки
("крупность" плана съемки)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.127 с.)