Трезвая оценка своих возможностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трезвая оценка своих возможностей



Концепция фильма

 

Начинать работу над любым фильмом нужно с написания его концепции. Концепция - это прежде всего изложение-пересказ всей сюжетной линии, благодаря которому можно оценить необходимые для работы ресурсы и в дальнейшем написать полноценный сценарий. Здесь же описываются и характеры героев, на основе которых будут строиться диалоги и действия в сценарии. Структурирование разрозненных мыслей и идей на бумаге очень важно прежде всего для самого автора.

Многие сразу приступают к написанию сценария для фильма. Это не самый оптимальный подход, поскольку концепция позволяет наметить все основные сюжетные направления и оценить их в целом не затрачивая слишком больших трудовых и временных ресурсов. Как правило, до написании сценария концепция подвергается изменениям, которые идут фильму только на пользу. Если же сразу начинать со сценария, затраченные на него силы могут стать тормозом для его модификации.

Перед тем, как приступить к написанию концепции своего проекта, нужно понять несколько простых правил, которые позволят вам снять фильм именно так, как вы запланируете.

Трезвая оценка своих возможностей

Принцип выполнимости - один из важнейших принципов любительского кино. Вы должны трезво оценивать свои возможности. Бумага стерпит всё: и летящую над горами камеру, и взрывающийся автомобиль, и созданный на компьютере город. Однако снять в итоге не получится ничего. Многое из того, что показывают даже в <дешёвых> сериалах по телевидению, недоступно для простого любителя. Насколько бы талантливым и перспективным не казался вам ваш фильм, помните: никто никогда не даст вам на него свои деньги, никому не нужна реклама в нём, ни одна благотворительная организация не поддержит ваше начинание.

Если вы включаете в фильм сцену в кафе, баре или магазине - будьте готовы <отвалить> владельцу кругленькую сумму за возможность использовать его собственность в качестве декораций. Если вы хотите построить декорации космического корабля (и у вас даже есть идеи, из чего их можно сделать) - сначала найдите того, кто отдаст в ваше распоряжение целую комнату в своей квартире на длительный срок. Если вы хотите снять ночную сцену - сначала проверьте, как снимает ваша камера в условиях недостаточной освещённости...

Не переоценивайте свои возможности, не расчитывайте на чью-то помощь, и тогда у вас будет шанс закончить свой проект.

Роли для актёров

Для начинающих съёмочных групп не существует большой альтернативы при выборе актёров на роли (как правило, человеку подбирают роль, а не человека на роль). У любого актёра, профессионального или нет, есть некое амплуа - характеры, которые удаются ему лучше всего. Понять амплуа каждого актёра до утверждения на роли - важнейшая задача для режиссёра.

На этапе написания концепции, если какие-то из актёров заранее известны, можно написать роли под конкретных людей. Это может существенно сказаться на качестве фильма, поскольку герои получатся максимально реалистичными.

В дебютных фильмах обычно заранее известна лишь пара актёров - остальных приходится искать (например, через интернет). Возникает замкнутый круг: чтобы найти добровольцев, нужна готовая концепция; чтобы написать хорошую концепцию, нужно заранее знать способности актёров. К сожалению, здесь рецепта удачи не существует. Наиболее верным будет написание предварительной концепции (без характеров героев), затем поиск активистов, и уже после личного знакомства с ними - завершение концепции.

Выбор верного жанра

Жанр фильма - это определяющее направление, от которого в любительском кино зависит очень многое. Каждый жанр предъявляет свои требования ко всем участникам проекта, и, в особенности, к актёрам. Почти любой человек (кроме стеснительных) будет отлично смотреться в комедийной роли, однако для драматической требуется совершенно иной уровень актёрского мастерства и опыта. Любая наигранность в <серьёзном> фильме очень сильно бросается в глаза и вызывает у зрителя либо неуместный смех, либо раздражение.

С ростом доступности кино- и видеотехники был изобретён приём, позволяющий маскировать бездарность съёмочной группы и актёров. Речь идёт о <концептуальном> кино, понимание которого, якобы, доступно лишь избранным. Подобные направления существуют во всех областях творчества: в изобразительном искусстве, в музыке, в литературе... Если у вас вдруг возникнет идея снять фильм в подобном жанре - бросьте читать это руководство немедленно и убейте себя об стену!

Все жанры любительского кино можно условно разделить на <серьёзные> и <несерьёзные> (разумеется, по общему настрою происходящего на экране, а не по отношению к работе). Серьёзность налагает очень высокие требования к актёрскому составу, которыми, к сожалению, сегодня не обладают даже некоторые актёры <большого кино>.

Если вы не хотите, чтобы над вашим фильмом смеялись там, где вы этого не задумывали, выберите для него <лёгкий> жанр. Особенно важен подобный выбор для дебютного проекта.

Просто и нескучно

Одна из самых частых ошибок начинающих сценаристов в том, что перипетии сюжета бывает трудно объяснить без дополнительных описаний. Длинные монологи, требующиеся для понимания зрителем сюжета, вызывают скуку (особенно при повторном просмотре фильма). В идеале сюжет должен быть выстроен таким образом, чтобы его рассказывали действия на экране, а не герои фильма. Во время написания концепции каждый раз чётко представляйте себе, как вы покажете (а не расскажете) очередной поворот истории. Не стоит чересчур усложнять и запутывать повествование.

На пользу фильму явно пойдут:

  • смена мест действия;
  • яркие и незатянутые диалоги;
  • больше действия в кадре;
  • интригующий и захватывающий сюжет.

Создать концепцию в таком стиле сложно, но возможно. Постарайтесь уделить этому аспекту наибольшее внимание!

Продолжительность

Любой любительский фильм воспринимается зрителями <тяжелее>, чем голливудские блокбастеры. В связи с этим не переборщите с продолжительностью своего фильма! Помните: то, что нескучно смотреть в течении 5 минут может отправить публику в глубокий сон уже через полчаса.

На сегодняшний день у любительских фильмов существует несколько <классических> продолжительностей:

  • клипы/приколы: менее 4 минут;
  • стандартные фан-фильмы: не более 10 минут;
  • фильмы для фестивалей и участия в конкурсах: 20-25 минут.

Учтите, что любительские фильмы с продолжительностью более получаса гораздо сложнее в производстве и до просмотра воспринимаются потенциальными зрителями более скептично. Кроме того, при распространении через интернет многие люди не захотят скачивать большой файл, опасаясь получить бездарное и неинтересное любительское видео. Лишь при появлении многочисленных положительных отзывов о фильме, его будут смотреть в таких же количествах, как и короткие клипы.

Но придумывать сюжет, рассчитывая на заданную продолжительность, не стоит. Главное - сделать его законченным, интересным и понятным, а уж какой длины он будет - совершенно не важно.

Оценка концепции

Итак, следуя описаным принципам, приступайте к изложению своих идей на бумаге. Пишите так, как вам удобнее, но с расчётом на то, что текст будут читать и другие люди.

После завершения сделайте паузу хотя бы на один день и прочтите концепцию снова. Исправьте найденные опечатки, ошибки и неудачные речевые обороты.

Пришло время выслушать оценку вашей концепции! Отправьте текст двум-трём друзьям (не участвующим в проекте), желательно с разными предпочтениями по жизни. Выслушайте их критику, не пытаясь защищать свою концепцию. Найдите те вещи, которые во всех рецензиях схожи. Это объективные недостатки вашей работы - постарайтесь их исправить даже если они кажутся малозначительными. В случае, когда рецензенты присылают совершенно разные мнения, верить им или нет - решать вам.

Модифицируйте концепцию до тех пор, пока она не окажется наилучшей. Помните, что в любой концепции можно найти минусы (и любую <идеальную> концепцию можно загубить на следующих стадиях кинопроизводства), так что остановитесь на том варианте, который покажется вам лучшим.

Когда концепция будет готова, её можно показать остальным участникам проекта. Если после этого никто не откажется работать с вами дальше, можете считать свою концепцию удачной! Можно приступать к поиску активистов через интернет и написанию сценария.

 

Правило 2. Деталь

Иногда нужно дать деталь. Например, "Спальня Мити, утро. На полу разбросано женское нижнее белье". Или "Спальня Мити, утро. На стене залитая солнцем пастельная акварель". Обратите внимание, что эти детали делают характер персонажа. Это два разных Мити!

Правило 3. Прятать описание

Описание можно спрятать в действие. "Спальня Мити, утро. Митя спускает ноги с низкой советских времен кушетки и наступает на белый шелковый лифчик". Читатель сконцентрирован на Мите, и ему не скучно читать "спрятанные" описания кушетки и лифчика.

Правило 5. Фильтруйте слова

Первый вариант сценария можно писать методом мозгового штурма. При брейн-сторме на бумагу выплескиваются все слова, которые пришли на ум, но затем сценарий переписывается и отбирается одно из, может быть, пяти. Читателю подается только отфильтрованный вариант.

Правило 8. Тропы

Все поэтические тропы в вашем распоряжении. Метафоры, сравнения, синекдохи, ономатопоэтики. Только не увлекайтесь. Тропы должны работать на сценарий, то есть в конечном итоге на эскейпизм читателя, а не демонстрировать вашу оригинальность.

Правило 11. Еще быстрей

Оживите описания смешными словами или звуками, например, ШТРЯФК! или КЛАЦ! Используйте односложные предложения типа ВЫСТРЕЛ.
Располагайте одно предложение в абзаце.

Правило 13. Еще быстрей

Употребляйте энергичные описания действий. Не "Митя пытается погладить ее, и ему, кажется, удается", а "Митя кладет руку ей на грудь". Поменьше запятых. Побольше точек. Пишите уверенно, вы должны поставить читателя перед фактом - он читает сценарий человека, знающего о чем он говорит.

Правило 16.Режьте

Убирайте слова. Убирайте прилагательные и наречия. Безжалостно. А уж сколько "и" и "но" можно вычеркнуть без ущерба для сценария:. Вычеркивайте предложения, несмотря на то, что их написали вы. Сценарий должен быть стройным. Конечно, жалко. А не жалко, если читатель бросит читать на второй странице?

 

Профессий много, но прекрасней всех кино, или, на худой конец, телевидение. Кто в этот мир попал, уж как-нибудь да постарается остаться здесь навеки. Вопрос в другом - как именно попасть в этот мир?

Во времена Сименона у каждого журналиста лежал в столе недописанный роман. Времена изменились. Мы все глядим в Родригесы и Федоры Бондарчуки. Теперь у каждого журналиста лежит где-нибудь в секретной папке на рабочем компьютере киносценарий. Однако у романа есть одно очень большое отличие от сценария. Найти читателей для романа не так сложно. Его можно послать в издательство, выложить в интернет или прочитать вслух в недобрый час забредшему в гости другу. Если роман хорош, издательство его напечатает, интернет разнесет по всему свету, а друг останется другом. Сценарий, даже очень хороший, предназначен не для чтения. То есть неплохо, конечно, если его интересно читать. Но самое главное - должно быть интересно смотреть кино, которое снимут по этому сценарию.

Как не надо

Чтобы появился хоть малейший шанс на то, что это кино будет снято, нужно выучить множество обязательных к исполнению правил. Все начинающие сценаристы совершает одинаковые ошибки, по которым знающий человек с одного взгляда определяет дилетанта. Ваш покорный слуга не исключение.

Вот они, эти ошибки.

1) Проза вместо сценария.

<Он вошел в полутемный кабинет и огляделся. Его сердце громко билось. Он подумал о том, что сейчас узнает, кто убил старушку. Даже если ему самому придется при этом погибнуть. Но сейчас это было для него неважно:> мама дорогая, какая паршивая проза. А теперь представьте, что это сценарий. Как вы думаете, до какого слова успеет дочитать режиссер, прежде чем погибнуть, как ваш герой, только не от страха, а от отвращения? До слова <вошел>.

В сценарии эта сцена должна выглядеть вот так:

<ГЕРОЙ входит в кабинет, оглядывается>.

Все остальное - от лукавого. Раскрою страшную тайну. Сценарист может даже писать с ошибками. Главное, чтобы его режиссер понимал.

2) Действие не движется.

<Герой входит в кабинет, оглядывается, убийцу не видит, принимается поливать цветы. Потом долго смотрит в окно. Потом выходит на улицу и едет кататься на велосипеде. Потом помогает старушке перейти через дорогу. И на другой стороне дороги встречает убийцу и хватает его>.

Вы скажете, что тем самым вы хотели показать зрителям, что ваш герой любит цветы, склонен к созерцанию, ведет здоровый образ жизни и помогает старушкам, в отличие от убийцы. Только все ваши зрители сбежали из кинотеатра еще во время поливки цветов. Вы не сдаетесь, вы потрясаете томиком Чехова. Дескать, у Антон Палыча три часа люди пьют на сцене чай, а тем временем рушатся их судьбы. Так, между прочим, у Антон Палыча главное-то как раз не чай, а судьбы. Научитесь так - будете драматургом номер два. После Чехова.

В общем, выбрасывайте все лишнее:

<ГЕРОЙ входит в кабинет, оглядывается. Видит убийцу, хватает его>.

3) Затянутые диалоги

Сам грешен. Написал однажды диалог на семь страниц, за что был зверски бит продюсером. Каждая сцена, каждый персонаж, каждое слово диалога в вашем сценарии должны двигать действие к развязке. А то получается что-нибудь вроде:

<Входит убийца.

ГЕРОЙ
Добрый вечер.

УБИЙЦА
Здравствуйте.

ГЕРОЙ
Неплохая сегодня погода.

УБИЙЦА
Вчера было лучше.

ГЕРОЙ
А я тут, знаете ли, цветы хотел полить.
Смотрю, цветы растут, а их никто не
поливает.

УБИЙЦА
Да, все время про них забываю.

ГЕРОЙ
А я люблю цветы. Маргаритки, розы. Эти,
как их, кувшинки: >

Дальше три страницы про цветы, потом еще три про велосипеды, а потом как-нибудь и о старушках речь зашла. И вдруг герой ему в лоб: а вы и убили-с!

Ни в коем случае! Максимум:

< ГЕРОЙ
Стой, убийца!

УБИЙЦА
Нет!

Герой хватает убийцу. >

Чувствуете разницу? То-то же.

Как надо

Для начала вы должны придумать историю. И придумать ее от начала до конца. Составьте синопсис - небольшой пересказ истории на полторы-две странички. Второй этап - поэпизодник. Опишите вкратце каждую сцену, что в ней будет происходить. В полнометражном фильме должно быть около 40 сцен, в серии телесериала - 15-20. На стадии поэпизодника уже можно понять, правильно ли построен сюжет. Он обязательно должен включать в себя следующие элементы:

1) ЭКСПОЗИЦИЯ. Где происходит действие, кто герои. Но это не должен быть получасовой пересказ биографий с кадрами семейной хроники и закадровым голосом. Герой угоняет машину, за ним гонятся полиция, он выезжает на мост и прыгает с моста с парашютом - отличная экспозиция фильма.

2) ПЕРВАЯ ПОВОРОТНАЯ ТОЧКА. Самое время задать вопрос, на который отвечает ваш фильм. Если уж мы заговорили об, помните момент, когда героя похищают спецслужбы? Вот это оно.

3) ВТОРОЙ АКТ. Герой преодолевает препятствия. Убивает врагов, пытается завоевать любовь, строит электростанцию.

4) МИДПОЙНТ. Друг оказался предателем, любимая женщина влюблена в лучшего друга, герой узнает, что вместо электростанции он делает атомную бомбу, которая уничтожит весь мир.

5) ВТОРОЙ АКТ. Друга - закатать в бетон, любимую женщину - или забыть, или отбить, атомную бомбу - взорвать в безопасном месте.

6) ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЦЕНА. Последний поединок с бывшим другом, объяснение с любимой женщиной, взрыв бомбы.

7) ТРЕТИЙ АКТ. Сражаясь с предателем, герой находит новых друзей. Борясь за любовь, утрачивает смысл жизни и выбрасывается из окна. После взрыва бомбы начинает выращивать радиоактивные яблочки.

Когда поэпизодник готов, остается только написать диалоги. Только покороче, я вас умоляю! И не забудьте об оформлении. Это прозаик может сдать в издательство рукопись на обрывке обоев.

Сценарий должен быть напечатан шрифтом Courier new. Подробнее об оформлении сценариев можно прочитать в книге Александра Червинского <Как хорошо продать хороший сценарий>. Или, к примеру, на сайте www.ruskino.ru.

Куда нести

Ну вот, вы написали гениальный сценарий и теперь не знаете, что с ним делать. И Спилберг не звонит, не интересуется, когда ему приступать к кастингу актеров. Для начала попробуйте разослать свою работу по кино- и телекомпаниям. В одной из десяти компаний ваш сценарий прочитают. Если он хорош, его сразу купят. Честно. Хороших сценариев мало и еще меньше сценаристов, у которых первый же сценарий оказался хорош.

Поэтому старайтесь участвовать во всех конкурсах, которых сейчас проводится великое множество. Цель всех этих конкурсов - найти талантливых сценаристов, а это ведь как раз вы, верно?

Но самый правильный путь - это, конечно, через знакомых. У вас нет знакомых продюсеров? Но, уверяю вас, у вас обязательно есть хотя бы один знакомый, у которого есть знакомый продюсер.

Будьте готовы встретить этого продюсера в любой момент. Говорят, в Лос-Анджелесе у каждого парикмахера лежит в кармане наготове сценарий, на случай, если в его парикмахерской захочет постричься какой-нибудь Клинт Иствуд. Если у вас нет парикмахерской - заглядывайте почаще в ЖЖ. Там точно есть продюсеры. В товарных количествах.

Александр Молчанов

ЗЫ. Да, чуть не забыл. Для того, чтобы стать сценаристом, нужно еще две вещи: талант и везение. До встречи на премьере!

 

 

Ценные кадры

Для того, чтобы снять любительский фильм любого масштаба, нужны люди. Подход к формированию коллектива для некоммерческого проекта должен быть основан в первую очередь на схожести черт характера его участников. Возможность улучшить свои навыки появится у всех в процессе работы - было бы желание!

Три самых важных качества для любого участника некоммерческого проекта - это ответственность, энтузиазм и умение работать в команде. Работа над любительским фильмом не терпит эгоистов. Единственный рычаг воздействия на таких людей - деньги - в некоммерческом проекте просто отсутствует. Если на определённом этапе съёмочного процесса у одного из восьми занятых участников появятся <более важные дела>, остальным семерым не останется ничего другого, кроме как ждать его одного...

Возможна и другая ситуация: человек отказывается делать что-то, если не будет сделано так, как хочет он (самый настоящий шантаж). В любом случае, таких людей необходимо выявлять ещё до начала съёмок и немедленно исключать из состава группы.

При создании команды будет разумно поставить на ключевые места уже проверенных людей - старых друзей или знакомых, на которых можно расчитывать. Разумеется, это возможно лишь в том случае, если друзья сами выражают желание принять участие в вашем проекте. Уговаривать никого не стоит.

Сегодня большая часть фан-фильмов создаётся с привлечением людей через интернет. Этот подход несёт в себе риски для организатора, однако имеет очень важное преимущество - позволяет найти новых друзей, что служит для всех участников съёмок очень неплохим стимулом.

Проверка активистов

Даже если несколько человек напишут вам о своём согласии участвовать в проекте, не нужно сразу же считать, что дело в шляпе. Прежде чем расчитывать на кого-либо из добровольцев, нужно хотя бы раз увидеть его <в реале>. Назначьте встречу всем активистам, которые хотят принять участие в фильме. Вы удивитесь, как мало людей туда придёт, несмотря на количество написавших на форуме... Пообщавшись с людьми, составьте своё мнение о них, обращая внимание прежде всего на их личные качества.

Первую встречу не стоит посвящать каким-то организационно-практическим вопросам о создании фильма - пусть это будет просто неформальное знакомство, прогулка или совместный поход в кино с последующим обсуждением увиденного. Отвечайте на все возникающие вопросы относительно вашего проекта, но не устраивайте дискуссий по этому поводу, предлагая вносить все предложения через ICQ.

Как показывает практика, коллективные обсуждения организационно-сюжетных вопросов вообще не приводят к полезным результатам. Если верить этому вы категорически отказываетесь - попробуйте, и убедитесь сами!

После одной-двух неформальных встреч (и после того, как концепция Вашего фильма уже позволит составить список ролей), нужно провести прослушивание актёров (кастинг). Придумайте несколько коротких сцен для двух-трёх человек, в которых одновременно будут сочетаться физические действия, реплики и эмоции. Предложите активистам разыграть эти сцены. Во время репетиций помогайте актёрам улучшить игру, комментируйте их действия и удачные находки. Затем меняйте участников, стараясь для себя отметить наиболее удачные сочетания ролей и актёров. Ваша цель на данном этапе - понять, какой образ удаётся актёру лучше всего. На стадии написания сценария вы сможете создать таких персонажей, роли которых будут исполнены наилучшим образом.

Большую сложность представляет собой оценка возможностей и надёжности людей, предложивших свою помощь в сфере создания костюмов, реквизита или компьютерной графики. Все мы знаем, что курсовые работы делаются в последнюю неделю перед сдачей - это совершенно естественная реакция, так что нам нужно разбить большую задачу (подготовка всего реквизита) на множество маленьких (создание отдельных его элементов). Важно установить сроки, в которые должен быть готов каждый костюм и предмет реквизита, и затем контролировать соблюдение каждого пункта плана. Работа над костюмами и реквизитом обычно идёт параллельно с написанием сценария, так что вы сразу можете раздать небольшие задания тем, кто вызвался помочь с реквизитом и костюмами. Дайте активистам задание и небольшой срок, чтобы оценить их подход к делу. Даже если до начала съёмок остаётся много времени, лучше приготовить все мелочи заранее, чем за неделю до съёмок узнать, что ничего не готово и делать всё нужно самому из подручных средств.

На все <должности> в проекте, за исключением актёров, лучше подобрать по два человека. При этом выполняемые ими обязанности можно разделить, а в случае возникновения непредвиденных обстоятельств один сможет заменить другого.

Команда

Перед тем, как приступить к работе над фильмом, вместе с остальными участниками проекта определите сферы ответственности и <влияния> в вашем проекте. Чёткое определение принципов организации команды всеми её участниками позволит избежать большинства конфликтов и закончить работу в том же составе, в котором она была начата. Наиболее оптимальными для любительского кино будет такая организация, при которой каждый участник сможет в полной мере раскрыть свой творческий потенциал.

  • Все вопросы, связанные с сюжетной линией, решают сценарист, режиссёр и продюсер фильма. Причём мнение сценариста важнее остальных на этапе написания сценария (<что будем снимать?>), мнение режиссёра - на съёмочной площадке (<что снимаем?>), а мнение продюсера - на этапе монтажа (<что войдёт в фильм?>). Остальные участники съёмочной группы могут предлагать свои идеи по сценарию на всех этапах съёмок, однако должны понимать, что они не обязательно будут реализованы;
  • Создание экранного образа персонажа лежит на плечах актёра. Режиссёр и сценарист указывают лишь важные для сюжета черты характера или особенности поведения, а всё остальное придумывает и создаёт сам актёр, исполняющий роль;
  • Модели костюмов и реквизит создаются ответственными за данные направления людьми на основе сценария;
  • Оператор, при отсутствии указаний от режиссёра, действует самостоятельно.

Разумеется, в некоммерческом проекте допускается совмещение обязанностей (очень часто режиссёр является и оператором), однако слишком большое количество работы взваливать на одни плечи не стоит.

В завершении этого материала необходимо заметить, что, несмотря на все приготовления, конфликты на съёмочной площадке неизбежны. Не нужно бояться споров и обид во время работы. Главное - несмотря на них, продолжать делать своё дело, чтобы после премьеры почувствовать всю их мелочность. Просто старайтесь не допускать критических ситуаций и не делайте поспешных выводов. Помните, ваша общая главная цель - выход фильма на экраны.

 

На съемочной площадке

Для того, чтобы съёмки прошли гладко, каждый их участник должен знать и следовать правилам, помогающим не испортить снимаемый материал и оптимизировать время работы. Кроме общеизвестных правил приличия (приходить вовремя, не разговаривать во время записи, выполнять просьбы режиссёра и т.д.), есть ряд не совсем очевидных (как показывает опыт) для новичков моментов, которые необходимо уяснить для проведение успешных съёмок.

Для удобства мы сначала будем приводить правила в виде коротких тезисов (их можно давать читать каждому участнику проекта), а затем разъяснять, почему нужно выполнять каждое правило.

Правила для актёров

  1. Актёр продолжает играть свою роль до тех пор, пока режиссёр не скажет <Стоп>. Даже если в реплике допущена ошибка, сценарий окончен, забыты слова и т.д.;
  2. Ни при каких обстоятельствах нельзя смотреть в камеру (если это не предусмотрено сценарием);
  3. Все реплики нужно говорить чётко, громко и с полной отдачей, даже не смотря на то, что фильм будет переозвучен;
  4. Актёрам необходимо запоминать свои действия, чтобы из дубля в дубль повторять их один к одному.

Многие актёры-любители имеют привычку радостно смотреть на режиссёра или в камеру сразу после того, как им удастся отговорить весь заученый текст. В результате при монтаже у видеофрагментов не остаётся <запаса> в конце, который очень часто бывает необходим для нормального <склеивания> сцены. Кроме того, ошибка актера в какой-то реплике не повод для него и остальной съёмочной команды начинать дубль сначала. Возможно, дальше всё будет так хорошо, что именно этот фрагмент войдёт в фильм, а ошибочная реплика будет заменена, например, другим планом.

Стоит разрешать своим актёрам импровизировать. Очень часто внезапно пришедшая мысль к актёру, вошедшему в свой образ, позволяет ему исполнить свою роль максимально естественно. Это особенно важно в проектах с актёрами без опыта.

Одна из самых больших неприятностей, которая может случиться во время съёмки дубля - это если кто-нибудь в кадре посмотрит прямо в объектив камеры (не важно, будет ли это человек на переднем или на заднем плане). Это очень заметно при просмотре и вызывает сильный дискомфорт, поскольку зритель в кино, как правило, является невидимым сторонним наблюдателем. Подобных незапланированных моментов в фильме быть не должно.

Большинство начинающих создателей фильмов не осознают сложность и важность озвучивания фильма, в результате чего актёры не стараются при произнесении своих реплик, надеясь сделать <всё как надо> на озвучивании. Подобный подход неприемлем, ибо вызывает огромное количество сложностей на стадии сведения звука и сильно портит визуальное впечатление от фильма. Все актёры должны играть <начисто> с самого начала.

И одно из самых сложных и в то же время важных правил: актёрам необходимо запоминать, какие действия (жесты) в какой момент времени они делают, чтобы в каждом дубле повторять их одинаково. Это очень важно, чтобы во время монтажа не возникало ситуации, когда <склеить> два кусочка нельзя по той причине, что в одном из них актёр поднял руку вверх, а в другом - держит их за спиной.

Правила для оператора

  1. Кнопка записи включается на камере по команде <Приготовились>, за пару секунд до того, как актёры начнут играть свои роли;
  2. В случае наличия проблем с камерой, оператор говорит об этом режиссёру до <запуска> сцены, но не после;
  3. Запись останавливается только по команде режиссёра;
  4. После каждой смены места установки камеры производится настройка баланса белого.

В момент нажатия кнопки записи, даже если камера находится на штативе, изображение немного дрожит от прикосновения. Кроме того, в большинстве камер, а особенно в любительских, между нажатием кнопки записи и реальным её началом есть небольшая задержка. Если не выдерживать паузу между нажатием и <запуском> сцены, начало сцены может быть испорчено.

Если роль режиссёра и оператора исполняет один человек, нужно самостоятельно вслух командовать себе и актёрам <Приготовились> (при этом нажать кнопку записи) и <Начали> (через пару секунд после того, как вы уберёте руку от камеры).

С правилами о неполадках и остановке съёмок всё должно быть понятно.

Ручная установка баланса белого - это то, о чём забывает большинство кинолюбителей, при этом совершенно напрасно. При каждом перемещении камеры (а значит, при смене освещения сцены) необходимо ставить перед объективом белый лист бумаги и нажимать кнопку установки баланса белого. Это даст гарантию того, что в течении съёмки одного дубля цвета не будут <прыгать> в зависимости от того, что происходит в кадре.

Правила для режиссёра

  1. За несколько секунд до <запуска> сцены необходимо давать команду <Приготовились>, давая актёрам и оператору время на подготовку к съёмке;
  2. Во время съёмки режиссёр внимательно следит за тем, чтобы актёры не допустили нежелательных ошибок.

C первым правилом всё ясно. Внимательность же очень важна для режиссёра, поскольку допущенные актёрами ошибки часто остаются незамечеными ни ими самими, ни оператором. Кроме того, именно режиссёр должен следить за соблюдением всех правил остальными участниками съёмок (включая взгляды в камеру и настройку баланса белого оператором).

Правила для всех

Для того, чтобы во время съёмок никому не приходилось отвлекаться на посторонние вещи, людям, присутствующим на съёмочной площадке, но не участвующим в съёмке, нужно следовать следущим правилам:

  1. Не разговаривать на расстоянии ближе, чем 10 метров к съёмочной площадке;
  2. Не разговаривать, не смеяться, не кашлять после команды режиссёра <Приготовились> и до команды <Стоп>;
  3. Делиться впечатлениями и замечаниями только после команды <Стоп>;
  4. Всегда находиться позади оператора;
  5. Находиться рядом с вещами и при перемещении переносить их с собой.

Важно отметить, что следить за соблюдением этих правил на съёмочной площадке, как правило, некому. Поэтому не занятые в съёмке люди должны самостоятельно контролировать ситуацию на площадке и перемещаться в зависимости от того, в какую сторону направлена камера.

Если не занятые в съёмке люди не соблюдают указаных правил, логично отправить их подальше от съёмочной площадки, где в спокойной обстановке они смогут поговорить друг с другом на столь интересующие их темы.

Соблюдение всех этих правил поможет не только закончить съёмочный день вовремя, не растягивая процесс на дополнительные часы, но и позволит избежать многих недоработок, которые станут заметны на стадии монтажа.

 

Композиция кадра

Композиция - это совокупность всех элементов кадра, их взаимное расположение и сочетание, а также применение различных изобразительных и технических методов, которые позволяют с предельной выразительностью показать замысел создателя фильма.

Конечно, постановочный сценарий накладывает определенные ограничения, однако, основными вопросами линейной композиции, на которые следует ответить перед началом съемки - это то, с какой точки лучше всего вести съемку, в какой части должна быть расположена линия горизонта, как должны быть расположены актеры и декорации, как передать пространство. Так как главная задача создателей фильма заключается в наиболее выразительной передаче замысла автора.

Поэтому, при построении кадра, решая композиционную задачу, создатель фильма должен обращать внимание на:

А) линейное построение кадра, связанное главным образом с определением точки съемки и перспективой изображения.

Б) свет и тон, отображающие форму и объемность предмета съемки, создающие необходимую уравновешенность светотеневых пятен в кадре.

 


Линейное построение кадра

Линейная схема кадра - это некий воображаемый скелет, в соответствии с которым расположены элементы кадра.

В кадре, из множества разнонаправленных линий могут наглядно выделяться горизонтальные, вертикальные, диагональные или круговые линии.

Если в качества фона кадра используется высотная застройка, тогда главными линиями будут вертикальные. Следует отметить, что несколько поперечных линий в виде улиц - не нарушают общую композицию, а иногда даже подчеркивают её.

Горизонтальное строение кадра осуществляется с помощью объектов, которые простираются по горизонтали. Это может быть река, дорога, мост, движение пешеходов и транспорта.

Довольно часто создатели фильмов прибегают к диагональному построению кадра, так как такой прием позволяет передать стремительность движения, преодоление препятствий, процесс подъема и спуска объекта спуска. Примером такого построения кадра может быть процесс подъема автомобиля на горку, прыжок горнолыжника с трамплина и т.п.

Однако, не стоит злоупотреблять таким построением кадра, так как, производя съемку, просто повернув камеру на некоторый угол вдоль оптической оси её объектива - будет получен всего лишь перекос камеры относительно линии горизонта, который приведет к тому, что, снятые таким образом объекты, на экране будут двигаться, находясь под неестественным углом по отношению к горизонтали. В то же время, следует отметить, что даже такие кадры, иногда приходятся снимать специально.

А в случае, если происходит съемка, например, людей идущих в хороводе или автомобилей, движущихся по кольцу, - тогда главными линиями будут круговые или овальные.

Вышеуказанные композиционные схемы - это всего лишь условные характеристики наиболее часто встречающихся композиционных решений.

Построение кадра, в первую очередь, должно определятся его содержанием и смыслом, так как тупая подгонка строения кадра под стандартные композиционные схемы - приводит к созданию эффекта его видимой искусственности.

 


Естественное и искусственное освещение
(особенности съемки)

Основными характерыми разновидностями света являются: рисующий, моделирующий, заполняющий, фоновый и контровой.

Рисующий - это пучок света, состоящий из параллельнно направленных лучей, который используют для формирования у зрителя представления о том, где находится его источник, а также для того, чтобы показать объемность объектов, однако, учтите тот факт, что он образует довольно контрастные тени и полутени.

Моделирующий - этот вид света во многом подобен рисующему, однако он несколько сглаживает тени, за счет использования менее ярких источников света с рассеивающими сетками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.122 с.)