Мрачный Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мрачный Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»



       Родившийся в Москве и перебравшийся в столицу лишь в 16 лет, Фёдор Михайлович Достоевский испытал на себе сильнейшее влияние Санкт-Петербурга. Именно здесь была написана и опубликована первая серьёзная литературная работа писателя (роман «Бедные люди», впервые опубликованный в 1846 году), именно здесь проходили заседания кружка М.В. Петрашевского, за участие в которых (точнее, за чтение запрещённого письма Белинского к Гоголю от 15.07.1847 о роли православия в истории России) был приговорён к расстрелу, в последний момент заменённому на восьмилетнюю каторжную ссылку. По истечении же срока, в 1855 году, на престол Российской Империи вступил Александр II, одним из пунктов манифеста которого значилось «дарование амнистии декабристам и всем петрашевцам», благодаря чему уже в 1859 году Фёдор Михайлович смог вернуться в Петербург и продолжить писать. В столице империи он совместно со своим братом Михаилом Михайловичем Достоевским (13.10.1820 - 10.07.1864) организует выпуск литературных журналов, в которых выходят все написанные в то время произведения писателя («Униженные и оскорбленные», «Записки из мёртвого дома» и др.). И именно в Петербурге в период с 1863 по 1866 года Ф.М. Достоевский пишет свой самый знаменитый роман «Преступление и наказание». Зная все эти факты, становится ясно, по каким причинам Фёдор Михайлович недолюбливал «Северную Венецию» и так мрачно изобразил её в упомянутом выше романе.

       Петербург Достоевского встречает читателя сразу с неприятного момента - с запаха. Как известно из первого предложения романа, события эти происходили в начале июня, что в нашем климате означает самое жаркое, «душное» время года, когда жара не даёт жителям города спокойно жить и работать. Далее автор подчёркивает, что находиться в это время в городе не просто плохо, но совсем уж ужасно, преимущественно из-за неприятных запахов: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека». В дальнейшем тема отталкивающего запаха в описании города появляется ещё раз при описании «запаха стоячей воды Невы».

Мотив погодных изменений в городе ярче всего просматривается в сюжетной линии Свидригайлова. До встречи с Родионом Романовичем в кабаке на Сенной Петербург «изнывает от духоты», отражая внутреннее состояние самого Аркадия Ивановича, его мучения и страдания во время ожидания. После разъяснения с Авдотьей Романовной и получения отказа Свидригайлов окончательно разочаровывается в жизни, меняя при этом погоду: «К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева». И, наконец, на город опускается туман прямо перед самоубийством Свидригайлова. Таким образом, петербургская погода предстаёт одновременно в двух ипостасях: как нечто, создаваемое деяниями человека, но в то же время как нечто, влияющее на своего же создателя, доводящее его до наложения на себя рук.

Не менее важно в произведении и описание домов, улиц и площадей Санкт-Петербурга. Большая часть романа происходит в современном Адмиралтейском районе, в непосредственной близости от Сенной площади. Площадь сия представлена в произведении не как обыкновенный рынок, но как злачный, отталкивающий базар, на котором бездомные дети поют уличные песни и находятся в столь бедственном положении, что удовлетворяются даже пятаком и меняют место заработка. Люди, «праздношатающиеся» на площади, сплошь неприветливы, грубы и неопрятны, ни за что не хотят продолжать разговор с Раскольниковым на какую угодно тему. Там же находится и «увеселительное заведение», трактир, в котором пьяные мужики «с хитро смеющейся харей» пристают к проституткам, среди которых некая Дуклида «<…> была молода и даже не отвратительна - одна из всей группы». В этом здании, как выяснится позднее, проживает выше упомянутый Свидригайлов, и происходит разговор между Заметовым и Раскольниковым, в котором последний впервые себя выдаёт и начинает играть со следствием. Влияние площади на Родиона Романовича колоссально - только на Сенной он смог так ловко провести разговор, при следующих встречах с Порфирием Петровичем инициатива оставалась на стороне последнего.

 Данная сцена выявляет ещё один крайне важный элемент Петербурга Достоевского - кабаки и трактиры. Всего на протяжении произведения в подобных заведениях происходят пять сцен, предшествующих ключевым событиям романа. Так, Раскольников знакомится с Мармеладовым и узнаёт о существовании Сони именно в трактире; в трактире же Родион Романович слышит болтовню двух студентов о старухе-процетнщице и её возможном убийстве, после чего отправляется на совершение преступления; уже упомянутая сцена разговора с Заметовым в кабаке на Сенной, предшествующая смерти Мармеладова; последний диалог между Раскольниковым и Свидригайловым, после чего последний объяснился с Дуней, имел место в том же самом кабаке, что и при разговоре с Заметовым; наконец, прямо перед «отъездом в Америку» Аркадий Иванович некоторое время проспал в гостинице «трактирного толка», видя кошмарные сновидения в этом непонятном месте. Из этого следует, что кабаки и трактиры представляют для автора места, в которых происходит непосредственное начало какого-то важного события - после каждого появления подобного заведения в тексте происходит или чья-то смерть, или ухудшение психологического состояния персонажей.

       Что касается описания самих домов, то следует отметить, что Фёдор Михайлович не сильно расписывал особенности домов каждого персонажа, за исключением дома старухи. Но и его описание крайне скупо и поверхностно: «С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в —ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника. <…> Лестница была темная и узкая, «черная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен». Вероятно, Фёдор Михайлович хотел сделать акцент на однообразии домов центра Петербурга, столь сильном, что отличить один от другого «представляется всякому задачей трудновыполнимой».

       Наиболее интересной частью романа, связанной с Петербургом непосредственно, мне представляется происхождение каждого наиболее важного персонажа и влияние города на него. Если задуматься, то около половины ключевых героев произведения приехали в столицу из провинции: Раскольников, Свидригайлов, Лужин, а вот Соня Мармеладова, Разумихин и Порфирий Петрович наоборот являются коренными жителями Петербурга. Ключевым различием между «приезжими» и «городскими» в произведении является отношение к тяготам жизни. И если «приезжие», как Раскольников, не выдерживают этих тягот и создают подобные теории, накладывают на себя руки, как Свидригайлов, или же выстраивают карьеру, не считаясь с другими людьми, и пробиваются на самые верха общества, как Лужин, то петербуржцы спокойно и успешно работают, как Порфирий Петрович, уходят в религию, как Соня, или ищут любые возможные способы заработка для помощи не только себе, но и нуждающимся друзьям, как Разумихин. Из этого следует, что Петербург Достоевского влияет на саму суть людей, делая городских жителей более отстранёнными от реальности, но при этом более человечными и лучшими в сравнении с «нюхнувшими пороху» людьми из провинции, стремящимися к своим целям не смотря ни на кого и ни на что.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.005 с.)