Прага против Петербурга: Литературная дуэль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прага против Петербурга: Литературная дуэль



Прага против Петербурга: Литературная дуэль

Выполнил: Гераскин Е.

ученик 10 класса

Научный руководитель: Тодоров Юлий Христович

Учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы № 229

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 

Санкт-Петербург

2021

Содержание:

Тезаурус…………………………………………………………………………………………3

Актуальность, цель, гипотеза, объект, предмет, методы исследования……………………4

Глава 1. Теоретический обзор

1.1 Введение……………………………………………………………………………………5

1.2 Исторический контекст……………………………………………………………………5

1.3 Образ города в литературе…………………………………………………………………6

1.4 «Петербургский текст»……………………………………………………………………8

1.5 «Пражский текст»…………………………………………………………………………10

1.6 Русская Прага и «Пражский Скит»………………………………………………………11

Сравнительная часть

2.1 Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»………………………12

2.2 Прага Кафки в романе «Процесс»………………………………………………………...15

2.3 Петербург Белого в романе «Петербург»…………………………………………………17

2.4 Прага Майринка в романе «Голем»……………………………………………………….20

2.5 Литературные параллели…………………………………………………………………..23

Выводы ………………………………………………………………………………………… 24

Библиографические источники………………………………………………………………..26

 

 

Тезаурус:

 

Текст -

 

Актуальность: Сегодняшняя мировая ситуация не предоставляет людям возможности путешествовать. А ведь путешествие - самый эффективный способ познания мира. Тем не менее, современный мир даёт человеку способы замены путешествия - виртуальные путешествия и литературные. И если с первыми всё предельно ясно, то вторые, ввиду своей специфики, не просто визуализируют город, но и создают его образ в глазах читателя. Я очень уважаю литературу и питаю искреннюю любовь к Петербургу и Праге, а потому у меня возник вопрос. Кто более выразительный и интересный образ своего города - писатели-пражане или писатели-петербуржцы?   

Цель исследования: Доказать, что пражские писатели создали образ Праги, сходный с созданным петербургскими писателями образом Санкт-Петербурга.

Гипотеза: Мы предполагаем, что писатели-пражане создали образ своего города схожим с образом города писателей-петербуржцев.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить библиографические источники;

2. Определиться с предпочтительными авторами;

3. Изучить их биографию и связь с описываемыми городами;

4. Выбрать подходящие литературные произведения;

5. Ознакомиться с произведениями;

6. Сравнить описание Праги и Петербурга;

7. Проанализировать роль города в произведениях;

8. Сделать выводы.

Объект исследования: литература конца 19 - начала 20 века

Предмет исследования: чешские и русские литературные произведения, создающие образы Праги и Петербурга.

Методы исследования: библиографический, сравнение, анализ, синтез, индукция.

 

Глава 1. Теоретический обзор

Введение

Санкт-Петербург и Прага... С одной стороны столь далёкие друг от друга города, но стоит приглядеться чуть внимательнее, и легко обнаруживаются их общие черты. Оба города были или являются столицами своих государств. И Петербург, и Прага строились как европейские столицы, а потому имеют схожую архитектуру (особенно в центральной части), планировку улиц, площадей и парков, схожие достопримечательности. Но, что самое главное для исследуемой мною темы, оба города обладают крайне схожей атмосферой, заметной как для петербуржцев в Праге, так и наоборот. Эта атмосфера сложна для описания, но лучше всего её раскрывают сочетания таких понятий, как «старина», «уют», «мистика» и «разнообразие».                                                                         Не мало и различий меж этими двумя прекраснейшими городами. Из таких самое заметное и бросающееся в глаза заключается в превосходстве Праги в возрасте над градом Петра. В столице Чехии ход истории ощущается больше, что проявляется в самых разных деталях: главный замок города (Карлов Град) построен в более древнем архитектурном стиле (преимущественно готика), нежели Эрмитаж (барокко), между открытием Карлова моста в Праге и основанием Петербурга прошло три столетия и многое другое, что старит город на Влтаве и омолаживает город на Неве.                                                                            Столь разные и одновременно столь похожие, Прага и Петербург стали местами действия множества разнообразных произведений, в их числе множество книг, фильмов, картин, внёсших свой вклад в мировую культуру. Но определённые писатели, создавая свои труды, использовали город, в котором происходили определённые события, не только как декорации в театре, но ещё и для углубления истории. Интересно, что даже в такой сфере образы Петербурга и Праги у совершенно разных писателей, не смотря на приличное количество различий, имели многие общие черты. Выяснением данных черт и отличающихся и посвящена моя работа.

Исторический контекст

О столице Чехии и бывшей столице Российской империи к 2021 году было создано большое количество произведений культуры. Чтобы сделать критерии сравнения более идентичными, мною был выбран период времени, на протяжении которого были написаны одни из наиболее значимых романов как для русской, так и для чешской литературы. Я имею ввиду промежуток от последней трети девятнадцатого века до начала второй трети двадцатого века.

Это время - уникальное в мировой истории. Буквально за половину столетия произошли такие важнейшие по своей сути и влиянию на будущее исторические процессы, как разделение сферы влияния европейских государств над своими колониями, империалистическое развитие ведущих мировых держав, Серебряный век русской культуры, появление течения экспрессионизма в мировой культуре, Первая Мировая война, две революции в Российской Империи, захват власти партией большевиков и дальнейшее образование Советского Союза, распад Австро-Венгерской империи на независимые государства. Все эти события, происходившие в конце XIX - начале XX века, имели непосредственное влияние на живших в то время людей, что наиболее заметно в литературных произведениях того времени.                                                                        Ни одну из эпох человеческой истории нельзя рассматривать только в одном, исключительном ракурсе. Но более всего однобокий подход нецелесообразен при рассмотрении именно этого временного периода. С одной стороны, это было ужасное время - Первая Мировая война, распады империй, повсеместные революции и гражданские войны, голод и нищета тому подтверждением. С другой же стороны - это период необычайного расцвета искусства, живописи, архитектуры: именно в это время проходит Серебряный век русской поэзии, появляются новые литературные жанры, вовсю строятся новейшие дома стиля модерн, открываются всё новые и новые художественные галереи по всему миру.                                                                                                                  Именно на стыке веков мировая литература получила одни из лучших произведений как из чешской (австрийской) культуры, так и из русской. Именно в это время творят такие писатели общечеловеческого масштаба, как Лев Николаевич Толстой (09.09.1828 - 20.11.1910), Антон Павлович Чехов (29.01.1860 - 15.07.1904), Ярослав Гашек (30.04.1883 - 03.01.1923), Карел Чапек (09.01.1889 - 25.12.1938) и многие другие. Поэтому не удивительно, что такой литературный приём, как включение образа города в повествование в наивысших своих проявлениях приходится как раз на выбранное мной время. 

Образ города в литературе

Традиция изображения города в мировой литературе восходит своими корнями к Античности. Ещё в диалоге «Государство» Платон, описывая строение идеальной страны, прибегал, по сути, к рассмотрению города. Это связано с тем, что государства, на которые была разделена Греция в то время, представляли собой города, называемые Полисами. Тем не менее, данные описания города, подобные которым встречаются и в текстах Аристотеля, не соответствуют той ролевой модели, при которой описываемый город участвует в повествовании наряду с героями произведения. В произведениях Античности город был не более, чем фоном описываемых событий, явлений или образов.                      Позднее к городам в своих утопиях обратились мыслители эпохи Возрождения. Томас Мор (07.02.1478 - 06.07.1535) в «Утопии» и в особенности Томмазо Кампанелла (05.09.1568 - 21.05.1639) в «Городе солнца» исследуют город в идеальном государстве более, чем их античные предшественники. Писатели XVI - XVII веков делают акцент на взаимосвязи между жителем и городом, объявляя, что лучшая жизнь может быть только в лучшем городе. Но и эта, роль Нового Времени, не соответствует искомым нами требованиям.                                                                                                                           Как утверждает кандидат филологических наук, сотрудник ННГУ Набилкина Л.Н. (1975 г. рождения) в своей статье «Образ города в мировой литературе», городской «образ постепенно приобрёл негативные, апокалиптические черты. Сложились два подхода к изображению города – гуманистический и дегуманизированный, отчуждённый. <…> Первый подход мы встречаем у писателей, восприятие которых пронизано духом оптимизма, уверенностью в будущем. Второй появился в конце XIX–начале XX в., когда человечество начало терять свой оптимизм, а отдельный индивид стал погружаться в самоизоляцию, одиночество, мрачное уныние». Именно в девятнадцатом веке город в мировой литературе меняет свою роль с декораций, в которых происходят события, на их непосредственного участника, порой даже более весомого, чем многие второстепенные герои.                                                                                                                                                     Большую роль в преобразовании роли города в произведении сыграл Николай Васильевич Гоголь (19.03.1809 - 04.03.1852), создавший ряд произведений о Санкт-Петербурге, объединённый под названием «Петербургские повести». Такое название было выбрано из-за важности города в сюжете произведений. Говоря обобщённо, по мнению Николая Васильевича, все описываемые истории могли произойти только и исключительно в городе на Неве, что подтверждается отсутствием такого рода цикла о Риме, в котором русский классик прожил около десяти лет своей жизни и о котором писал (письмо к Жуковскому В.А. от 30.10.1837): «Если бы Вы знали, с какою радостью я бросил Швейцарию и полетел в мою душеньку, в мою красавицу Италию. Она моя! Никто в мире ее не отнимет у меня! Я родился здесь. – Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось». Как видно, даже в письме Гоголь ставит город Петра в один ряд с такими словами, как «снега», «подлецы» и «департамент», что красноречиво говорит об отношении великого русского писателя к столице Российской империи того времени.                                                                                                 Из примеров более близких к современности образ города как часть повествования наиболее ярко выражен в романе колумбийского писателя и обладателя Нобелевской премии по литературе Габриэля Гарсиа Маркеса (06.03.1927 - 17.04.2014) «Сто лет одиночества», действие которого происходит в вымышленном городе Макондо. Судьба этого города символична и отсылает как к истории семьи Буэндиа (главные действующие лица романа), так и к метафоре на реальную историю всей Латинской Америки. На примере Макондо механизмы связи образа города (и в данном случае эволюции образа) с сюжетом произведения видны наиболее отчётливо и понятно. Так, когда род Буэндиа ещё только зарождается, только заселяется в новом месте, деревушка Макондо ничего из себя не представляет. Но по прошествии времени, вместе с расширением рода, она отстраивается, обустраивается и постепенно превращается в настоящий город. Когда полковник Аурелиано Буэндиа выходит на тропу гражданской войны, стены Макондо обрастают фортификационно оборонительными сооружениями. Во времена же братьев Аурелиано и Хосе Аркадио Вторых вместе с обогащением рода Буэндиа в город попадает цивилизация, привезённая туда американскими бизнесменами.

Петербургский текст»

       Владимир Николаевич Топоров (05.07.1928 - 05.12.2005), выдающийся советский и российский филолог, лингвист и литературовед, наиболее прославился в истории российской науки благодаря введению своего понятия «Петербургский текст». Этот выдающийся человек утверждал, что созданный «совокупностью текстов русской литературы “петербургский текст” обладает всеми теми специфическими особенностями, которые свойственны текстам вообще и — прежде всего — семантической связанностью <…> хотя он писался (и будет писаться) многими авторами». Здесь Владимир Николаевич описывает самую главную черту вообще любого «городского текста». Единый образ города создавался благодаря многообразию различных подходов авторов к данному вопросу. И, хотя в дальнейшем литературовед ссылается преимущественно на Фёдора Михайловича Достоевского (11.11.1821 - 28.01.1881), им одним создание образа Петербурга не ограничивается.                                                                                                Первым к данной проблеме обратился ещё мэтр Золотого века русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799 - 10.02.1837) в поэме «Медный всадник», в «Пиковой даме», в небольшом отрывке из романа в стихах «Евгений Онегин». Примечательно, что в каждом произведении Петербург представлен в различных ипостасях, но всегда согласуется с духом времени и уважением к фигуре основателя города, первому российскому императору Петру Алексеевичу Романову (1672 - 1725). Хотя в «Пиковой даме» и «Евгении Онегине» город не сильно участвует в событиях, всё же эти произведения выводят «Северную Венецию» на уровень столицы в масштабах мировой литературы, в которой высокое (прекрасные спектакли из «Евгения Онегина») сочетается с низким, страшным (кончина главного героя «Пиковой дамы»), скука Онегина соседствует с казалось бы бурлящей жизнью столичного аристократа. А в «Медном всаднике» «Петра творенье» представлено уже в ипостаси участника событий, с одной стороны прекрасного и величавого, но с другой совершенно не считающегося с жизнью «маленького» человека, метафорично губящего людей своей стихией, как он погубил возлюбленную Евгения. Таким образом, Александр Сергеевич ввёл в русскую культуру традицию изображать Петербург разнопланово и неоднозначно, показывая как самые прекрасные его черты, так и самые ужасные.                                                             Как уже было сказано выше, Северную столицу включал в списки участников драматических событий своих повестей и Николай Васильевич Гоголь. Именно он полноценно ввёл конфликт жестокого города Петербурга с «маленьким человеком» Акакием Акакиевичем в русскую литературу, что в дальнейшем будет использовано многими известными писателями и поэтами, наиболее ярко же - Фёдором Михайловичем Достоевским. Петербург Гоголя постепенно начинает терять прекрасные черты города от Пушкина, вместо них приобретая более мистические, отчасти готические очертания. В данном отношении город на Неве Гоголя сильно схож с городом на Влтаве Майринка. Но всё же положительные черты утеряны Гоголем не столь сильно, потому что в другой повести из цикла, «Невском проспекте», главный герой всё же отдаёт должное, восторгается красотой, пышностью и размахом главного городского проспекта. Из этого следует, что образ «города Петра» начал преображаться, меняясь от города полных противоположностей к городу преобладания тьмы над светом.                                В двадцатом веке поэтов Серебряного века Санкт-Петербург (Петроград) интересовал не меньше, чем их предшественников из века девятнадцатого. Особенно на данном поприще выделяются символисты, как подметила в своей статье ««Петербургский текст» и русский символизм» Зара Григорьевна Минц, советский литературовед, специалист по трудам А. Блока и истории русских символистов. Зара Григорьевна заметила, что символисты используют тексты своих предшественников в деле создания единого образа Петербурга посредством использования прямых цитат, распространения и продолжения смешенных мыслей классиков девятнадцатого века, что позволило вывести «Петербургский текст» в состояние и статус метатекста, наравне с произведениями античной мифологии, Евангелием и другими. Подводя итог своим рассуждениям, выдающаяся исследовательница утверждает: «Классические произведения «петербургской темы» воспринимаются «новым искусством» как некий единый текст. В известном смысле можно сказать, что именно символизм и превратил (художественно «навязав» это ощущение читателю, а затем и исследователям) достаточно пёстрое наследие XIX в. в «петербургский текст»».                                                                                       И в традиции русской литературы девятнадцатого века, и двадцатого изображение Петербурга стало неким стандартом для писателей, появилась определённая цель в создании «Петербургского текста» высшего образца, в котором город был бы отражён лучше, чем у предшественников. И с моей точки зрения к таким вершинам писательского творчества можно отнести два романа из двух эпох. Первый - это девятнадцатый век, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, а второй - век двадцатый, «Петербург» Андрея Белого. Именно эти произведения я отобрал для проведения сравнения между литературным Петербургом и Прагой.

Пражская школа»

       Чешская традиция изображения главного города страны и национальной гордости восходит корнями ещё к древнейшим сказкам, легендам и сказаниям жителей Праги, преумножавшимся и переходившим из поколения в поколение, пока работой по полному их сбору в начале двадцатого века не занялся чешский писатель, педагог Адольф Вениг (13.08.1874 - 19.03.1940). Его труд вылился в создание книги «Сказания старой Праги. Чудеса и тайны древнего города», являющейся сборником чешских легенд, действие которых происходит или отражается на Праге. По этой книге можно судить, что столица Чешского государства её жителями во все времена воспринималась как город мистический, полный сказаний, легендарных героев и невероятных событий.                           Не смотря на возрождение чешской литературы приблизительно с середины девятнадцатого века, связанной с восстановлением чешского языка в письменной форме, как европейский язык, произведений, в которых Прага играла бы столь же значительную роль в сюжете, сколь Петербург в произведениях русских классиков, практически не появилось. За исключением т.н. «Пражской школы», то есть писателей-экспрессионистов, писавших свои работы преимущественно на немецком языке, потому приписываемых скорее к немецкой литературе, чем к чешской. Тем не менее, у двух самых ярких представителей данной школы действие их главных романов происходит в Праге или в неназванном городе, по описанию скопированном с Праги, то есть фактически в переработанной авторской мыслью столице Чехии. Я имею ввиду Франца Кафку с романом «Процесс» и его коллегу, Густава Майринка с романом «Голем». И именно эти два произведения были взяты мной для сравнения с произведениями русских писателей о Петербурге.

Параллели

       В процессе работы над данным исследованием я обнаружил наличие определённых закономерностей в рассматриваемых произведениях. В ходе исследования я преимущественно обращал внимание на сюжетную основу романов, помогающую авторам отразить образы описываемых ими городов, поэтому не мог не отметить общие черты некоторых произведений. Наличие определённых общих черт можно объяснить, если прибегнуть к помощи истории. Другие же малообъяснимы и, по моему предположению, связаны с тем, что писатели рассматривали описываемые ими города со своей точки зрения, которые порой у похожих людей совпадают.

       Так, простым для объяснения является характеризующий образ не только места, но и времени факт наличия в романах писателей-пражан (Ф. Кафки и Г. Майринка) описания полицейского произвола, отсутствия законности и справедливости в суде и общих проблем с законом. В «Големе» часть романа, отведённая на заключение Атнасиуса Перната в тюрьме, является наиболее реалистичной частью произведения (т.к. Майринк имел собственный опыт двухмесячного заключения под стражей по ложному обвинению в начале 1900-х годов), весь сюжет «Процесса» посвящён именно этой теме и образно раскрывает всю судебную систему Австро-Венгерской империи того времени. Более того, в романе чешского писателя Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» главный герой также сталкивается со злоупотреблениями суда и внутренней разведки. Очевидно, что на исходе своего существования в составе Австро-Венгерской империи жители Праги испытывали проблемы с защитой своих прав от произвола внутри государственного аппарата, что и было отражено во всех вышеперечисленных книгах.

К малообъяснимым параллелям в произведениях я могу отнести мнение писателей об описываемом городе. По этому признаку в один ряд можно поставить «Преступление и наказание» и «Процесс», ведь оба автора не любили те города, о которых идёт речь в романах. Достоевский и Кафка описывают Петербург и Прагу соответственно исключительно в мрачных тонах, рисуя образы тёмных подворотен, неприветливых фасадов, удушающих внутренних пространств и мрачных жителей, от которых можно ожидать чего угодно.

Этой «мрачной» паре авторов противопоставлена более жизнерадостная, при этом исполненная мистицизма пара Андрея Белого и Густава Майринка. Эти писатели хотели не опорочить описываемые города, а, наоборот, возвысить, показать, что традиция изображения Праги и Петербурга в исключительно тёмных тонах не имеет под собой объективных обоснований. Поэтому авторы изобразили города с самых разных точек зрения: от дворницкой до сенаторского особняка в «Петербурге» и от еврейского гетто до наиболее элитного района Праги в «Големе».  

       В этом сравнении интересен тот факт, что если Прага Кафки вполне схожа с Прагой Майринка, за тем лишь исключением, что первая слегка мрачнее второй, то Петербург Андрея Белого и Петербург Фёдора Михайловича Достоевского - это два абсолютно разных города, повторяющиеся элементы в которых кажутся скорее случайностями, нежели общими точками одного и того же места.

Выводы

       Проанализировав и сопоставив литературные источники, было выяснено, что,

1) Образы Петербурга и Праги в литературе конца девятнадцатого - начала двадцатого века крайне схожи и преимущественно представляют города готические;

2) Образы городов в литературных произведениях соответствуют тому мнению, которое сформировали авторы этих произведений относительно описываемых мест;

3)  Образ Праги Густава Майринка столь же схож с Петербургом из одноимённого произведения Андрея Белого, сколь схож образ города из «Преступления и наказания» с образом из «Процесса»;

4) В начале двадцатого века писатели стремились не только расширить, но и слегка изменить устоявшийся взгляд на образы столиц Чехословакии и Российской империи;

5) Образ города в мировой художественной литературе эволюционировал ещё с произведений Античности, но окончательно сформировался как важная часть повествования лишь к началу двадцатого века.

       Образ места происходящих событий, в том числе города, выполняя одновременно и повествовательную (как отражение сюжета), и описательную (как мизансцена) функцию, на протяжении последних двух столетий развивается крайне эффективно, но пик написания произведений с ярко выраженной ролью города по какой-то причине выпал на 1908-15-е года, ведь в это время: был опубликован «Петербург» (1914 год), работа над которым велась с 1910-11, вышел «Голем» (1915 год), наброски которого автор обдумывал ещё с 1908-го года, был дописан «Процесс» (1913-15 года), который, правда, не будет опубликован при жизни автора.

В эти же годы в Российской империи набирало обороты книгопечатание, поэтому «силуэт», «контур» Петербурга из «Преступления и наказания» сильно довлел над всеми образованными людьми России того времени. Это «моральное давление» со стороны Достоевского возымело свой эффект, породив на свет своего рода антипод мрачным питерским трущобам Фёдора Михайловича - «Петербург» Андрея Белого, в котором писатель постарался отразить все самые яркие, впечатляющие черты столицы.  

        А вот образ Праги в мировой литературе до начала двадцатого века практически отсутствовал, из-за чего вызывает удивление тот факт, что в одно и то же время Прага была написана в тёмно-серых тонах Францем Кафкой и в ярких, разнообразных окрасках Густавом Майринком. Стоит заметить, что Франц, по словам его близкого друга Макса Брода, читал «Голема» и отзывался о романе в том ключе, что книга хорошо раскрывает образ старого Еврейского квартала, который молодой писатель застал будучи ребёнком. Больше же свидетельств похвал других аспектов романа от Кафки нет - это значит, что автор «Процесса» при чтении наибольшее внимание обратил на самую мрачную сторону произведения, не разглядев её двойника, о котором я уже писал выше. Даже из этого умозаключения становится ясно, как друг Макса Брода относился к своему родному городу, что подтверждает создаваемый «Процессом» образ Праги.

 

 

Библиографические источники:

 

1. Белый, А. Петербург / А. Белый. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. - 448 с.

2. Гарсиа Маркес Г. Море исчезающих времён / Г. Гарсиа Маркес; пер. с ипс. под ред. В. Андреева. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 928 с.

3. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М. Достоевский. - М.: Издательство «АСТ», 2018. - 544 с.

4. Кафка, Ф. Замок. Процесс. Америка. Три романа в одном томе / Ф. Кафка; пер. с нем. Р.Я. Райт-Ковалевой, М.Л. Рудницкого. - М.: Издательство «Эксмо», 2015. - 704 с.

5. Кафка, Ф. Превращение / Ф. Кафка; пер. с нем. И. Татариновой, С. Апт, Ю. Архипова, В. Станкевич. - М.: Издательство «Эксмо», 2018. - 256 с.

6. Майринк, Г. Голем / Г. Майринк; пер. с нем. Д. Выгодского. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 336 с.

Прага против Петербурга: Литературная дуэль

Выполнил: Гераскин Е.

ученик 10 класса

Научный руководитель: Тодоров Юлий Христович

Учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы № 229

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 

Санкт-Петербург

2021

Содержание:

Тезаурус…………………………………………………………………………………………3

Актуальность, цель, гипотеза, объект, предмет, методы исследования……………………4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.036 с.)