Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Развитие естественно-научной теории
Мыслители: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.
| Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели - сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от "непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека".
| Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в. III. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.
|
Мыслители: И. Кант (1724-1804) и Г. Гегель (1770-1831)
| Развитие мыслей немецких ученых
Государство Кант понимал как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Право у Канта было тесно связано с моралью. И правовые, и моральные нормы имеют один источник - категорический императив: По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер.
| В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как "царство реализованной свободы", одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом.
|
Мыслители: Г. Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и США) и др.
| 20 век – Марксистская теория
Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социального правового государства.
| В Конституции Российской Федерации 1993 г. наше государство провозглашено в качестве правового, что следует отнести к программным положениям.
|
Правовое государство – это организация власти, которая создает наиболее благоприятные условия для полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также является связывающим звеном для сдерживания государственной власти в целях недопущения злоупотребления ими своими полномочиями.
| Принципы правового государства - это основополагающие идеи, на основании которых строиться сущность правового государства.
| Главные аспекты идей правового государства
| Правовое государство создается для ограничения правом действия государственной власти
| Правовое государство создается для наиболее полного обеспечения свобод и прав человека
|
Принципы правового государства
| Обеспечение прав и свобод человека и гражданина
| Недопущение злоупотребления полномочиями государственной власти
| Федерализм
Высокий уровень правосознания
| Разделение властей
Взаимная ответственность государства и личности
| Верховенство закона
Наличие гражданского общества
| Разделение властей – основополагающий принцип, согласно которому политическая власть должна быть поделена между несколькими субъектами для предотвращении тирании.
| Сущность гражданского общества – объединение и выражение интересов граждан, их свобод, запросы, а не волю правящих элит, власти, государства.
| Легитимность – согласие народа с властью, когда он добровольно признает за ней право принимать обязательные решения.
|
Гражданство – устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
| Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит.
| Принцип дозволения - это ставка на доверие и добросовестность самих субъектов общественных отношений, на механизмы и стимулы, которые определяют их поведение.
| Система сдержек и противовесов – совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти.
| Федерализм – это признание государственного устройства - федерации, которое может внести свой вклад в дело ограничения властей, путем ввода разделения властей еще по вертикали.
| Верховенство закона - господство нормативного акта, принимаемого высшим законодательным органом власти, над иными подзаконными актами.
|
Понятие и сущность права
В общесоциальном смысле:
Право – мораль, нравственность, поведение в обществе.
| В субъективном смысле:
Право – поведение субъекта, зависящее от его внутренних убеждений.
| В юридическом смысле:
Право – юридический инструмент, связывающий личность с государством, образуя целостную систему норм, институтов, отраслей.
| Формальная определенность
| Системность права и связь с государством
| Право – это совокупность формально-определенных норм, общеобязательных правил поведения, выражающих волю народа и обеспечивающийся принудительной силой государства.
|
Волевой характер права – это проявление воли и сознания людей, прежде всего государственной воли классов, в регулирование отношений между классами, группами и так далее.
| Общеобязательность права – означает, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и все принимаемые ими нормы права обязательны для исполнения всеми членами общества.
| Нормативность права - право прежде всего состоит из норм, которые регулируют значительный круг общественных отношений.
| Формальная определенность права – нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объектированы, точно определены и применены на практике.
| Системность права – право представляет собой внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, а именно образует систему.
| Связь с государством – право во многом принимается и обеспечивается государственной властью, а соответственно государство является гарантом исполнения и соблюдения принятых норм права.
| Объективное право – это система общеобязательных формально-определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленные на регулирование отношений, не зависящих от субъекта.
| Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванные удовлетворять собственные интересы лица.
| Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества.
|
Классовый подход к пониманию права – право выражает интересы господствующего класса и им же устанавливается.
| Общесоциальный подход к пониманию права – право, выражает интересы всего общества, является средством достижения компромисса между разными классами.
| Мораль – общепринятые традиции, представления в обществе о хорошем и плохом, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
| Выражает государственную волю политических сил, стоящих у власти
| Является регулятором общественных отношений
| Характеризуется:
- Формальной определенностью;
- Нормативностью
- Системностью
- Динамизмом
- Неперсонифицированностью
| Имеет обязательный характер
|
Форма (источники) права
Форма (источник) права – это совокупность способов и средств выражения воли законодательных органов государственной власти, содержащие в себе юридические правила поведения.
| Нормативно-правовой акт – это закрепленные высшим законодательным органом государственной власти общеобязательные правила поведения, направленное на создание, изменение и прекращение правоотношений.
| Правовой обычай – это закрепившееся в сознании людей правило поведения, исторически сложившееся вследствие многократного применения, обеспечиваемое принудительной силой государства.
| Нормативный договор – основанное на равенстве сторон и общности интересов соглашение правотворческих субъектов, закрепляющее правила поведения.
| Подзаконный нормативно-правовой акт - акт, издаваемые в соответствии с законом и на его основе, для конкретизации законодательных предписаний, их трактовки или установления первичных норм.
| Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке законодательным органом государственной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
| Судебный прецедент – это решение судов по конкретным делам, имеющие юридическую силу норм права и применяемые для рассмотрения и решения аналогичных дел.
| Территория государства – это совокупность сухопутного, водного и воздушного пространства внутри границ государства, расположенные внутри государственных границ недра, а также территории дипломатических представительств за рубежом, военные, торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.
|
Недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
| Сухопутная территория государства – это находящееся в пределах границ государства пространство суши, включающее в себя недра, в том числе под сухопутной и водной поверхностью, прибрежные острова и анклавы.
| Анклав – это часть территории одного государства, полностью окруженная сухопутной территорией другого государства или государств.
| Водная территория государства – это совокупность внутренних вод, включающих в себя реки, озера, каналы, в том числе по которым проходит государственная граница (пограничные воды), а также территориальное море.
| Территориальное море – это линия прибрежных морских вод ширины, определяемой государством самостоятельно, но с учетом общепризнанных международных принципов и норм, отсчитываемой от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах.
| Внутренние морские воды – это:
а) моря, полностью окруженные сушей одного и того же государства, а также моря, все побережье которых и оба берега соединения с другим морем (океаном) принадлежат одному и тому же государству
б) воды морских портов;
в) бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль;
г) исторические морские воды, т. е. воды, принадлежащие государству в силу исторической традиции;
д) воды, находящиеся между берегом и исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.
| Воздушное пространство – это пространство, находящееся на сухопутной и водной территорией государства.
|





Виды законов
1) по их юридической силе:
· Конституция РФ,
· федеральный конституционный закон,
· федеральный закон,
· закон субъектов Федерации;
2) по субъектам законотворчества:
· принятые в результате референдума;
· принятые законодательным органом;
3) по предмету правового регулирования:
· конституционные,
· административные,
· гражданские,
· уголовные и т.п.;
4) по сроку действия:
· постоянные;
· временные;
5) по характеру:
· текущие;
· чрезвычайные;
6) по сферам действия:
· общефедеральные;
· региональные;
7) по содержанию:
· экономические,
· бюджетные,
· социальные,
· политические и т.п.;
8) по степени систематизации:
· обычные,
· кодификационные - ГК РФ, УК РФ и т.д.;
9) по объему регулирования:
· общие,
· специальные и т.д.




Действие нормативно – правового акта в пространстве зависит от
| Принявшего его государственного органа
|

Норма права
|