Норма права как первичный элемент системы права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Норма права как первичный элемент системы права



Норма права – это первичный элемент системы права; общеобязательное правило поведения, которое устанавливается и обеспечивается государством, закрепляется в официальных актах, направлено на регулирование общественных отношений.  

 


ПРИЗНАКИ НОРМЫ ПРАВА

 определяет меру внутренней и внешней свободы человека, что выражается в:

 - способности воли субъекта сознательно выбирать тот или иной вариант поведения (внутренняя свобода);

- возможности преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).

форма определения и закрепления прав и обязанностей

Формально-определенное правило поведения

Устанавливается, санкционируется и охраняется государством

системность (объединение всех норм права в различные отрасли и институты права, которые в совокупности составляют систему права)

Структура нормы права

СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА
ГИПОТЕЗА
Структурный элемент правовой нормы, который указывает на условия, при наличии либо отсутствии которых реализуется норма

ДИСПОЗИЦИЯ
Является основным элементом правовой нормы, который содержит само правило поведения, согласно которому следует действовать участникам правовых отношений
САНКЦИЯ
Структурный элемент правовой нормы, который, в случае нарушения диспозиции нормы, указывает на последующие неблагоприятные последствия для участников правоотношений

Норма права не может выполнять свои государственно-регулятивные функции при отсутствии хотя бы одного из ее структурных элементов.

Например, если в норме не указаны такие обстоятельства, при которых она будет действовать (отсутствие гипотезы), то такая норма будет «безжизненной», ведь участникам правоотношений неизвестно, при каких условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом (диспозицией). Если же в норме нет диспозиции, то это «пустая» норма, она теряет качество социальной нормы. Отсутствие в структуре нормы санкции, которая обеспечивается мерами государственного принуждения, лишает ее качества правовой нормы, так как важнейшим признаком нормы права является охрана ее государством. Таким образом, норма права может быть государственным регулятором общественных отношений только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.

Способы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов

 СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОЙ НОРМЫ В СТАТЬЯХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
ОТСЫЛОЧНЫЙ
Этот способ имеет место тогда, когда статья нормативного акт не излагает всей нормы права, а отсылает к другой статье этого же нормативного акта
БЛАНКЕТНЫЙ
При этом способе статья отсылает не к конкретной статье, а к другому нормативному акту или нескольким нормативным актам
ПРЯМОЙ
Такой способ, при котором норма права излагается непосредственно в статье нормативного акта

Классификация норм права

По отраслям права:

- нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.

По сфере общественных отношений:

- нормы частного права (выражают интересы отдельных субъектов);

- нормы публичного права (регулируют деятельность государства, его органов и должностных лиц).

По характеру правил поведения, содержащихся в правовых нормах:

- управомочивающие нормы (предоставляют возможность совершать положительные действия);

- обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершить определённые действия);

- запрещающие нормы (устанавливают запрет совершать недозволенные действия).

По функциям права:

- регулятивные (устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений);

-охранительные (определяют условия применения к субъекту мер государственного воздействия, характер, а также содержание этих мер).

По форме предписания:

- категорические нормы (содержат властные предписания);

-диспозитивные нормы (предоставляют субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей).

 


Система права

Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных, но относительно самостоятельных норм, институтов и отраслей.
Системность – это общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой.
Объективность – важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, то есть зависимый от государственной воли.
Систематизация – это сознательно проводимое упорядоченное действующих правовых норм в целях удобства пользования или на практике.
Правовая система общества – это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своебразие правовой жизни данного общества.


Норма права
Отрасль права
Подотрасль права
Субинститут права
Институт права
Правовая норма – это первичный элемент права, исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.
Отрасль права – представляет собой совокупность относительно обобщенных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

Подотрасль права – это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида.
Институт права – это совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид или группу общественных отношений.
Субинститут права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права.
Материальный институт права – предметом регулирования являются общественные отношения, связанные с с материальными условиями жизни общества.
Процессуальный институт права – это институт права, который регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм материального права.
Отраслевые институты – отражают специфику предмета и метода правового регулирования соответствующих отраслей права.
Межотраслевые институты права –регулируют общественные отношения, относящиеся к нескольким отраслям права, то есть находятся на стыке отраслей.
Охранительные институты права – направлены на защиту нарушенных субъективных прав участников правоотношений.

Предмет правового регулирования – это те общественные отношения, на регулирование которых направлено совокупность правовых.
Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется воздействие на однородные общественные отношения.
Императивный метод – это метод властных предписаний, субординации, основанных на запретах, обязанностях, наказаниях.
Диспозитивный метод - это метод равноправия сторон, координации, основанные на дозволении.
Поощрительный метод - награждение за определенные заслуги.
Рекомендательный метод – это метод, основанный на совете осуществления желательного для общества и государства поведения.
Частное право – это совокупность юридических норм, охраняющие и регулирующие отношения частных лиц.
Публичное право – образует нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.


Правотворчество

 

Правообразование - процесс возникновения, формирования правовых норм, в результате которого происходит образование представлений о праве, появление необходимости в правовом регулировании общественных отношений, становление взглядов о регулировании отношений в обществе, принятие норм права.  
Правотворчество - деятельность государственных органов, должностных лиц, населения, направленная на закрепление волеизъявления указанных лиц в источниках права, выражающаяся в подготовке, создании, изменении и прекращении действия правовых норм.  

 



Демократизм правотворчества - участие населения в образовании правовых норм, учет волеизъявления граждан и выражения интересов широкого круга лиц в законе.
Законность правотворчества - соответствие принимаемых правовых норм Конституции РФ, а также издание нормативных актов в порядке, установленном законом.
Научность правотворчества - соответствие принимаемых нормативных актов достижениям науки, а также учет политической и социально-экономической ситуации в обществе.
Профессионализм правотворчества - наличие у субъектов правотворчества высокого уровня компетенции, достаточного опыта работы для занятия деятельностью по созданию норм права.
Гласность правотворчества - доступность процесса по созданию правовых норм для общества, публикация законопроектов в печатных изданиях, возможность обсуждения законопроектов заинтересованными лицами.
ФОРМЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
Принятие нормативно-правовых актов специально уполномоченными органами государства и органами местного самоуправления  
Принятие нормативно-правовых актов путем референдума  
Заключение нормативных соглашений  


Делегированное правотворчество - деятельность исполнительного органа государственной власти, осуществляемая по заданию законодательного органа, направленная на принятие нормативных актов по вопросам, входящим в его компетенцию, с целью быстрого решения общественных задач и проблем.
Подзаконное правотворчество - принятие правовых норм субъектами, не относящимися к высшим законодательным органам государства по вопросам, входящим в их компетенцию, направленную на регулирование отдельных сфер общественных отношений.
Законотворчество - деятельность высших органов законодательной власти государства, выражающаяся в подготовке, обсуждении, принятии законов - нормативно-правовых актов высшей юридической силы.

Стадия правотворчества - совокупность связанных между собой действий, из которых складывается процесс создания нормативно-правовых актов.
Законотворческий процесс - центральная часть правотворчества, заключающаяся в строго определенной последовательности действий специально уполномоченных субъектов правотворчества, направленной на издание нормативно-правовых актов.  
Стадии законотворческого процесса  
Законодательная инициатива  
Обсуждение законопроекта  
Принятие закона
Официальное опубликование закона  
Вступление закона в юридическую силу  

Законодательная инициатива - стадия законотворческого процесса, предусматривающая внесение законопроекта или предложения об издании закона в законодательный орган государственной власти определенными законом органами и гражданами, порождающая обязанность парламента принять законопроект к рассмотрению.
Обсуждение законопроекта - стадия законотворческого процесса, предусматривающая работу над проектом закона на пленарных заседаниях и в комитетах.
Опубликование закона - размещение текста нормативного акта в официальном печатном издании.
Принятие закона - стадия законотворческого процесса, состоящая из трех элементов.
ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА
Принятие закона Государственной Думой РФ  
Одобрение закона Советом Федерации РФ
Подписание закона Президентом

Юридическая техника - комплекс сложившихся приемов, средств и правил составления, оформления, опубликования, упорядочения и толкования правовых актов.
Виды юридической техники
Техника правоприменения
Законодательная техника


Средства юридической техники
Юридические термины
Правовые презумпции
Юридические конструкции
Юридические фикции

Правовая презумпция - закрепленное в действующем законодательстве положение, устанавливающее наличие или отсутствие юридического факта, пока не доказано иное.
ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Специальные
Общеупотреби-тельные
Юридические
Юридическая фикция - признание в установленных законом случаях ложного положения реальным, существующим и имеющим обязательный характер.
Юридическая конструкция - средство юридической техники, заключающееся в логическом построении нормативного материала, моделировании общественных отношений.
Юридические термины - слова и выражения, которые используются в правовых актах, точно определяющие юридические понятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.024 с.)