Пособие по Теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пособие по Теории государства и права



Пособие по Теории государства и права


Оглавление

§1. Предмет, методология и система курса теории государства и права. 3

§2. Закономерности происхождения государства. 10

§3. Закономерности происхождения права. 13

§4. Типология государства и права. 15

§5. Понятие и сущность государства. 18

§6. Форма государства. 22

§7. Функции государства. 32

§8. Механизм государства. 36

§9. Правовое государство. 39

§10. Понятие и сущность права. 46

§11.Форма (источники) права. 49

§12. Норма права. 57

§13. Система права. 60

§14. Правотворчество. 64

§15. Систематизация законодательства. 72

§16. Толкование права. 76

§17. Реализация права. 83

§18. Правоотношения. 86

§19. Правомерное поведение. 92

§20. Правонарушение. 96

§21. Юридическая ответственность. 99

§22. Правосознание и правовая культура. 105

§23. Законность и правопорядок. 109

§24. Правовые системы современности. Российская правовая система. Внутригосударственное и международное право. 114

 

 


Закономерности происхождения государства

 

Понятие и сущность государства

Социальная власть

Социальная власть – это способность и возможность одного субъекта или группы воздействовать на волю и поведение других субъектов для достижения определенного социально значимого результата.  

 


 

Структура социальной власти


Субъекты           Объекты           Содержание                Методы

                                                                                                осуществления  

Государственная власть – это способ управления общественными массами, для которого характерен легальный аппарат принуждения.
Государственная власть как разновидность социальной власти.

 

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Публичность
Универсальность
Верховенство
Легитимность
Законодательная прерогатива
Легальность
Опора на государственное принуждение

 

 

Структура государственной власти

Субъект власти
Ресурсы
Способы осуществления


Содержание власти
Объект власти
                             

Государственное управление – это четко определенное воздействие государства, посредством своих органов управления, на общество и сферы его жизнедеятельности.  


Политическая власть – это отношения, действующие на принципе подчинения, которые складываются между различными субъектами политической системы.
Соотношение понятий «государственная власть» и «политическая власть».

 

ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Авторитет
Волевой характер
Верховенство
Всеобщность
Принудительность
Моноцентричность
Наличие методов захвата и удержания власти

Различия между понятиями «государственная власть» и «политическая власть»:

1. Каждая существующая государственная власть обладает политическим характером. Однако не любая политическая власть может быть государственной

2. Основная цель государственной власти – решение важных общественных задач и проблем. Основная цель политической власти – захват и удержание власти.

3. Государственная власть и политическая власть обладают разными методами своего осуществления.

Социальное предназначение государства.

Концепции социального назначения государства

Социал-демократическая
Коммунистическая
Консервативная
Либеральная


Под ходы к пониманию сущности государства

Подходы к пониманию сущности государства

Нормативный
Социологический
Институциональный



Форма государства

Элементы формы государства

ФОРМА ГОСУДАРСТВА
Форма правления
Форма государственного устройства
Политический режим
Форма государства – способ организации политической власти, охватывающий форму правления, политический режим и форму государственного устройства.  
Форма государства
Кто и как правит в обществе?
Как устроены и действуют властные структуры?
Как объединено население на территории?
Каким образом общество связано с государством в целом?  
С помощью каких методов и приемов осуществляется власть?
Как осуществляется политическая власть?

 

 


Форма правления – элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.  
Форма правления

 

 

Форма правления
Монархия
Республика
Ограниченная
Абсолютная
Парламентская
Смешенная
Президентская

 

Монархия – форма правления, при которой верховная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху и, как правило, передается по наследству.

 


ПРИЗНАКИ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
1. власть передается по наследству
2. власть осуществляется бессрочно
3. власть и ее реализация не зависят от населения
4. отсутствует юридическая ответственность монарха за принимаемые решения

Абсолютная монархия
Вся полнота государственной, а иногда и духовной, власти юридически и фактически сосредоточена в руках главы государства.
Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями, а граждане обладают личными и политическими правами.
Ограниченная монархия
Наряду с монархом носителем суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства.

 

 


ПРИЗНАКИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
1. выборность власти
2. установление определенного срока реализации власти
3. власть и ее реализация зависят от избирателей
4. глава государства несет ответственность за принимаемые решения

Провозглашение принципа верховенства парламента; принадлежность исполнительной власти правительству, ответственному перед формирующим его парламентом.
Смешанная республика
Постепенное усиление роли парламента или президента, как органа, сосредотачивающего в своих руках государственную власть.
Президентская республика
Значительная роль президента в системе государственных органов; соединение в его руках полномочий главы государства и главы правительства.
Парламентская республика

 

 

Признаки республиканской формы правления в РФ
Во главе государства стоит президент.
Глава государства несет юридическую ответственность.
Все решения верховной государственной власти являются обязательными для всех других органов, должностных лиц и граждан.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность.
Президент наделен обширными полномочиями: за ним закреплено право законодательной инициативы, он имеет право подписывать и обнародовать законы, с согласия ГД назначать Председателя правительства, представляет кандидатуры федеральных министров и т.д.
Глава государства и депутаты Государственной Думы избираются на определенный срок.

 


Форма государственного устройства – элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.  
Форма государственного устройства

Форма государственного устройства
Федеративная
Унитарная
Конфедерация – временный союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей, в котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих полномочий совместным органам власти для координации действий.  

 


Тип государства

Тип государства – совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.  

 

Причины многообразия форм государства
Влияние типа государства на его форму
Соотношение социальных и классовых сил в обществе
Уровень экономического развития общества
Национальные культурные традиции
Идеологический фактор
Международная обстановка



Функции государства

Понятие функции государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.  


Классификация функций

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

§ по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;

§ по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;

§ по степени общности: основные и неосновные.

§ по продолжительности действия: постоянные и временные.

Функции государства классифицируются по различным критериям.

Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

§ охранительные;

§
Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.)  
регулятивные.

 

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);  

 


Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения - ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

 

               Классификация внутренних функций государств

Внутренние функции государства – направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.  

 


                   

Функция интеграции

 в мировую экономику

 и сотрудничества

 с другими странами

 в решении глобальных проблем

§ участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;   § участие в деятельности международных экономических организаций;   § предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.  

Механизм государства

Механизм государства в широком смысле – совокупность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, осуществляющие государственное управление обществом и защиту его интересов.  
Механизм государства в узком смысле – аппарат государства, представляющий систему органов государства, создаваемый в порядке, установленным законом, наделенный властными полномочиями для решения определенных задач.  


Элементы механизма государства:

1. Государственный орган - составной элемент механизма государства, имеющий собственную структуру в соответствии с законом, финансовую и материальную базу, наделенный полномочиями по управлению конкретной сферой общественной жизни, взаимодействующий с другими частями государственного механизма, которые образуют единое целое.

2. Государственная организация – часть механизма государства, создаваемая для осуществления государством своих функций.

3. Государственные учреждения – некоммерческая организация, осуществляющая практическую деятельность по выполнению управленческих, социально-культурных функций и иных функции государства некоммерческого характера.

4. Государственные предприятия – элемент механизма государства, осуществляющие хозяйственно-экономическую деятельность, производящие продукцию, оказывающие услуги для извлечения прибыли.

5. Государственные служащие – лица, занимающие постоянную или временную должность в аппарате государства, действующие на основании и во исполнении законов от имени и по поручению государства и его органов.

6. Хозяйственные и финансовые средства - необходимые силы для эффективного и стабильного функционирования государства.

Законодательные (представительные) органы государственной власти - законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления, формирующиеся путем избрания их населением страны, действующие от его имени и несущие ответственность перед ним.  
Парламент - высший представительный и законодательный орган власти, представляющий суверенитет народа, основная функция которого – осуществление законодательной власти.

Местное самоуправление - форма народовластия, предполагающая возможность для населения самостоятельно решать вопросы местного значения с финансированием за счет местных ресурсов и действующая в пределах определенного административно – территориальной единицы.
Исполнительные органы государственной власти - органы, обеспечивающие реализацию государственной политики и выступающие как непосредственные исполнители законов.
Правительство - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который осуществляет полномочия по управлению страной.
Министерство - центральный орган управления, который обладает реальной государственной властью.
Государственный комитет - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в определенной сфере.
Органы судебной власти - независимая и самостоятельная ветвь власти, имеющая специфические компетенции, реализующая полномочия на основе осуществления правосудия.
Суд - орган государственной власти, реализующий правосудие, разрешая уголовные, гражданские и административные дела, в установленном законом порядке.  

Конституционный Суд - судебный орган самостоятельно и независимо осуществляющий конституционное судопроизводство.
Верховный Суд - высший судебный орган по гражданским уголовным, административным делам, делам по разрешению экономических споров и иным делам, рассматривающий дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Прокуратура - система органов, осуществляющая надзор за исполнением законов всеми органами государства и обеспечивающая законность и правопорядок.
Нотариат - органы государства, осуществляющие удостоверение юридических актов, засвидетельствование подлинности копии документов и подписей на документах.


Правовое государство

Развитие идей правового государства:

Мыслители: Платон, Аристотель а также Цицерон, Полибий и Гераклит.  
Античный этап

Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность, как для правителей, так и для населения.
Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.


Понятие и сущность права

ПРАВО
В общесоциальном смысле: Право – мораль, нравственность, поведение в обществе.  
В субъективном смысле: Право – поведение субъекта, зависящее от его внутренних убеждений.  
В юридическом смысле: Право – юридический инструмент, связывающий личность с государством, образуя целостную систему норм, институтов, отраслей.  
Признаки права  
Общеобязате-льность  
Формальная определенность
Системность права и связь с государством  
Нормативность  
Волевой характер  
Право – это совокупность формально-определенных норм, общеобязательных правил поведения, выражающих волю народа и обеспечивающийся принудительной силой государства.

Волевой характер права – это проявление воли и сознания людей, прежде всего государственной воли классов, в регулирование отношений между классами, группами и так далее.
Общеобязательность права – означает, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и все принимаемые ими нормы права обязательны для исполнения всеми членами общества.
Нормативность права - право прежде всего состоит из норм, которые регулируют значительный круг общественных отношений.
Формальная определенность права – нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объектированы, точно определены и применены на практике.
Системность права – право представляет собой внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, а именно образует систему.
Связь с государством – право во многом принимается и обеспечивается государственной властью, а соответственно государство является гарантом исполнения и соблюдения принятых норм права.
Объективное право – это система общеобязательных формально-определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленные на регулирование отношений, не зависящих от субъекта.
Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванные удовлетворять собственные интересы лица.
Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества.

Классовый подход к пониманию права – право выражает интересы господствующего класса и им же устанавливается.
Общесоциальный подход к пониманию права – право, выражает интересы всего общества, является средством достижения компромисса между разными классами.
Мораль – общепринятые традиции, представления в обществе о хорошем и плохом, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
ПРАВО
Исходит от государства
Выражает государственную волю политических сил, стоящих у власти
Охраняется государством  
Является регулятором общественных отношений  
Характеризуется: - Формальной определенностью; - Нормативностью - Системностью - Динамизмом - Неперсонифицированностью  
Имеет обязательный характер  


Форма (источники) права

Форма (источник) права – это совокупность способов и средств выражения воли законодательных органов государственной власти, содержащие в себе юридические правила поведения.  
Нормативно-правовой акт – это закрепленные высшим законодательным органом государственной власти общеобязательные правила поведения, направленное на создание, изменение и прекращение правоотношений.  
Правовой обычай – это закрепившееся в сознании людей правило поведения, исторически сложившееся вследствие многократного применения, обеспечиваемое принудительной силой государства.  
Нормативный договор – основанное на равенстве сторон и общности интересов соглашение правотворческих субъектов, закрепляющее правила поведения.  
Подзаконный нормативно-правовой акт - акт, издаваемые в соответствии с законом и на его основе, для конкретизации законодательных предписаний, их трактовки или установления первичных норм.  
Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке законодательным органом государственной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.  
Судебный прецедент – это решение судов по конкретным делам, имеющие юридическую силу норм права и применяемые для рассмотрения и решения аналогичных дел.  
Территория государства – это совокупность сухопутного, водного и воздушного пространства внутри границ государства, расположенные внутри государственных границ недра, а также территории дипломатических представительств за рубежом, военные, торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.  

Недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.  
Сухопутная территория государства – это находящееся в пределах границ государства пространство суши, включающее в себя недра, в том числе под сухопутной и водной поверхностью, прибрежные острова и анклавы.  
Анклав – это часть территории одного государства, полностью окруженная сухопутной территорией другого государства или государств.  
Водная территория государства – это совокупность внутренних вод, включающих в себя реки, озера, каналы, в том числе по которым проходит государственная граница (пограничные воды), а также территориальное море.  
Территориальное море – это линия прибрежных морских вод ширины, определяемой государством самостоятельно, но с учетом общепризнанных международных принципов и норм, отсчитываемой от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах.  
Внутренние морские воды – это: а) моря, полностью окруженные сушей одного и того же государства, а также моря, все побережье которых и оба берега соединения с другим морем (океаном) принадлежат одному и тому же государству б) воды морских портов; в) бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль; г) исторические морские воды, т. е. воды, принадлежащие государству в силу исторической традиции; д) воды, находящиеся между берегом и исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.  
Воздушное пространство – это пространство, находящееся на сухопутной и водной территорией государства.  

 


 

 

Виды законов

1) по их юридической силе:

· Конституция РФ,

· федеральный конституционный закон,

· федеральный закон,

· закон субъектов Федерации;

2) по субъектам законотворчества:

· принятые в результате референдума;

· принятые законодательным органом;

3) по предмету правового регулирования:

· конституционные,

· административные,

· гражданские,

· уголовные и т.п.;

4) по сроку действия:

· постоянные;

· временные;

5) по характеру:

· текущие;

· чрезвычайные;

6) по сферам действия:

· общефедеральные;

· региональные;

7) по содержанию:

· экономические,

· бюджетные,

· социальные,

· политические и т.п.;

8) по степени систематизации:

· обычные,

· кодификационные - ГК РФ, УК РФ и т.д.;

9) по объему регулирования:

· общие,

· специальные и т.д.

 

 

Действие нормативно – правового акта в пространстве зависит от
Юридической силы акта
Принявшего его государственного органа





Норма права

 

ПРИЗНАКИ НОРМЫ ПРАВА

 определяет меру внутренней и внешней свободы человека, что выражается в:

 - способности воли субъекта сознательно выбирать тот или иной вариант поведения (внутренняя свобода);

- возможности преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).

форма определения и закрепления прав и обязанностей

Структура нормы права

СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА
ГИПОТЕЗА
Структурный элемент правовой нормы, который указывает на условия, при наличии либо отсутствии которых реализуется норма

ДИСПОЗИЦИЯ
Является основным элементом правовой нормы, который содержит само правило поведения, согласно которому следует действовать участникам правовых отношений
САНКЦИЯ
Структурный элемент правовой нормы, который, в случае нарушения диспозиции нормы, указывает на последующие неблагоприятные последствия для участников правоотношений

Классификация норм права

По отраслям права:

- нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.

По сфере общественных отношений:

- нормы частного права (выражают интересы отдельных субъектов);

- нормы публичного права (регулируют деятельность государства, его органов и должностных лиц).

По характеру правил поведения, содержащихся в правовых нормах:

- управомочивающие нормы (предоставляют возможность совершать положительные действия);

- обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершить определённые действия);

- запрещающие нормы (устанавливают запрет совершать недозволенные действия).

По функциям права:

- регулятивные (устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений);

-охранительные (определяют условия применения к субъекту мер государственного воздействия, характер, а также содержание этих мер).

По форме предписания:

- категорические нормы (содержат властные предписания);

-диспозитивные нормы (предоставляют субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей).

 


Система права

Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных, но относительно самостоятельных норм, институтов и отраслей.
Системность – это общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой.
Объективность – важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, то есть зависимый от государственной воли.
Систематизация – это сознательно проводимое упорядоченное действующих правовых норм в целях удобства пользования или на практике.
Правовая система общества – это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своебразие правовой жизни данного общества.


Норма права
Отрасль права
Подотрасль права
Субинститут права
Институт права
Правовая норма – это первичный элемент права, исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.
Отрасль права – представляет собой совокупность относительно обобщенных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

Подотрасль права – это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида.
Институт права – это совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид или группу общественных отношений.
Субинститут права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права.
Материальный институт права – предметом регулирования являются общественные отношения, связанные с с материальными условиями жизни общества.
Процессуальный институт права – это институт права, который регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм материального права.
Отраслевые институты – отражают специфику предмета и метода правового регулирования соответствующих отраслей права.
Межотраслевые институты права –регулируют общественные отношения, относящиеся к нескольким отраслям права, то есть находятся на стыке отраслей.
Охранительные институты права – направлены на защиту нарушенных субъективных прав участников правоотношений.

Предмет правового регулирования – это те общественные отношения, на регулирование которых направлено совокупность правовых.
Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется воздействие на однородные общественные отношения.
Императивный метод – это метод властных предписаний, субординации, основанных на запретах, обязанностях, наказаниях.
Диспозитивный метод - это метод равноправия сторон, координации, основанные на дозволении.
Поощрительный метод - награждение за определенные заслуги.
Рекомендательный метод – это метод, основанный на совете осуществления желательного для общества и государства поведения.
Частное право – это совокупность юридических норм, охраняющие и регулирующие отношения частных лиц.
Публичное право – образует нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.


Правотворчество

 

Правообразование - процесс возникновения, формирования правовых норм, в результате которого происходит образование представлений о праве, появление необходимости в правовом регулировании общественных отношений, стан



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.134 с.)