Методы, средства и формы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы, средства и формы обучения



Методы обучения - сборник советуют общее научное обоснование способов решения образовательных задач и целесообразного осуществления педагогического взаимодействия с учениками учителя.

Существует много подходов к выбору методов обучения в отечественной педагогической литературе.

Ю.К. Бабанский, отметив, что оба метода обучения являются методами обучения, предложил выделить следующие группы:

- методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности (словесная, наглядная, практическая, репродуктивная, эвристическая, индуктивная, дедуктивная);

- методы стимулирования и мотивации обучения (похвала, поощрение, создание ситуации успеха и т. д.);

- методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, лабораторный, программный контроль и т. д.).

Вице - адмирал Сластёнин предложил классификацию общих методов проведения педагогического процесса, которая имеет следующий вид:

- методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, дебаты, работа с книгой, метод примера;

- методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения: упражнения, тренинги, метод создания образовательных ситуаций, педагогические требования, обучение, наблюдение, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы;

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: конкуренция, поощрение, наказание и т.д.;

- методы контроля эффективности педагогического процесса: специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольно-лабораторная работа, машинный контроль, самоконтроль и др.

B.t. Лихачев предложил классификацию, исходя из логики целостного педагогического процесса, необходимости немедленно организовать все виды деятельности детей - учебные, трудовые, организационные, бытовые:

методы организации и самоорганизации детского коллектива: коллективная перспектива, игра, единые требования, самоуправление, конкуренция, самообслуживание;

методы повседневного общения, взаимодействия и взаимодействия: уважение личности ребенка (как принцип и условие нормального воспитания, постепенно трансформирующееся во взаимное уважение детей и педагогов), педагогические требования, убеждение, осуждение, понимание, доверие, мотивация, сопереживание, предупреждение, критика, конфликт;

методы детской любительской деятельности - методы самоорганизации:

- дух (самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение);

- чувства и разум (самовыражение, самообучение, самоконтроль);

- воля и поведение (самоограничение, самоконтроль, самостимуляция;

Методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимуляции и самообразованию:

- обращение к сознанию (пример, объяснение, ожидание радости, актуализация сна, снятие напряжения);

- обращение к чувствам - к совести, достоинству, чувству собственного достоинства, чести, чувству справедливости, сострадания, стыда, милосердия, страха, отвращения и т. д.;

- обращение к воле и действию (требование, предложение, упражнение, поощрение, наказание).

Существует традиционное разделение общих методов обучения (также называемых методами педагогического общения) на три группы:

- методы формирования сознания личности - рассказ, беседа, дискуссия, лекция, пример;

- методы организации деятельности учащихся и формирования опыта социального поведения - обучение, упражнения, требования, задания, создание учебных ситуаций;

- методы стимулирования поведения и деятельности - поощрение, наказание, конкуренция.

Обучение обеспечивается набором используемых методов: убеждение, физические упражнения, поощрение, личное образование, принуждение.

Метод убеждения - основной метод обучения - это воздействие педагога на рациональную сферу сознания учащихся. Обеспечивает формирование мировоззрения на основе призывов к опыту, чувствам, эмоциям, интеллекту.

Слово верования предполагает такие способы, как доказательство, опровержение и объяснение, а агентами являются логические выводы, факты и цифры, примеры и эпизоды практики. Убеждение делом («проповедь действием») предполагает такие способы, как убеждение ученика в личном опыте и опыте других людей; из форм убеждения важны действия и поступки учеников и педагога, а также оперативные события окружающей действительности.

Метод упражнений - система, регулирующая поведение учащихся в типичной ситуации: организация повседневной жизни, учебный процесс, деятельность, позволяющая накапливать опыт правильного поведения в обществе.

Метод примеров - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и поведение учащихся системой позитивных примеров. Целью такого влияния является создание основы для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулов и средств самообразования.

Способ поощрения - внешнее эффективное продвижение, целями которого можно считать закрепление достигнутых результатов и поощрение активной, инициативной творческой деятельности, а также морального саморегуляции и развития способности критически оценивать свои действия.

Реакция на поощрение является признаком состояния личности, которая включает в себя чувство собственного достоинства, амбиции, истинные мотивы деятельности, направления развития. Существует расширенное поощрение, когда поощряется не само действие, а его мотив или только начатая работа. Считается, что такой аванс увеличивает стимул к действию.

Основными условиями эффективности метода поощрения являются его обоснованность и справедливость, поощрение в основном за ведущую деятельность, своевременность, разнообразие стимулов, постепенное повышение значимости типа стимулов, торжественность акта поощрения, его гласность.

Метод принуждения представляет собой систему мер, цель которой состоит в том, чтобы мотивировать учащихся выполнять определенные действия (обязанности) против их воли.

Основными формами принуждения являются категорическое требование, запрет, коррекция поведения с помощью общественного мнения (группового мнения), наказание. Категориальные требования должны быть объяснены и обоснованы; Условием эффективности является их обязательное выполнение. Эффективность бана (табу) обусловлена ​​его обоснованностью, безусловностью, контролем. Кроме того, личный авторитет и личный пример педагога играют важную роль в обеспечении соблюдения запрета.

Педагоги-гуманисты отрицают эффективность наказания и считают, что его не следует применять ни при каких обстоятельствах, поскольку любое наказание негативно влияет на развитие личности ребенка, вызывает моральные чувства, подавляет личность, личностную активность, может привести к серьезным последствиям (психическое заболевание, самоубийство).,

С философской точки зрения средством обычно называют все, что человек использует в процессе движения к цели. Фонды образования являются «орудиями» материальной и духовной культуры, которые используются для решения образовательных задач. Средства включают символические символы, материальные средства, способы общения, мир жизни ученика, коллектива и социальной группы как организующих условия обучения, технические средства, культурные ценности, природу (одушевленную и неодушевленную).

«Средства обучения», - говорит Т.А. Стефановская, - деятельность, характерная для этого возраста; педагогическая среда (микросреда); предметы, устройства для осуществления любой деятельности ".

Любой предмет материальной и духовной культуры выполняет функцию средства образования, если он связан с информацией, которая:

- необходим для развития внутреннего мира личности;

- представлены в переносном или изобразительном (устном или письменном) виде;

- касается объекта, включенного в соответствующую деятельность педагога и учеников (А.Ф. Меняев).

Чем богаче набор средств обучения, тем лучше результат. Зависимость уровня образования от системы средств образования является одним из фундаментальных законов педагогики.

Средства материальной культуры - игрушки, одежда, посуда - развивают практический интеллект и служат для воспитания верований, навыков, привычек культурного поведения.

Средства духовной культуры - речь, книги, газеты, живопись - являются основными в воспитании сознания (моральном, эстетическом, повседневном), а также в развитии теоретического мышления и других высших психических функций.

В отечественной педагогике первыми высказываются мнения о деятельности как средства воспитания К.Д. Ушинский (четыре вида деятельности: учеба, игры, работа и жизнь ребенка).

В соответствии с идеями ПФ Каптерев, все многообразие человеческой деятельности можно свести к четырем видам: общение, игры, учеба и работа. Рассматриваемые в этой статье НЕ НЕОБХОДИМО, чтобы присущие каждому случаю множественные функции - трансформирующие, познавательные, информативные, ценностно-ориентированные, энергетические. Любая деятельность, используемая в качестве средства обучения, является ценной, поскольку она выполняет их все в отношении лица, участвующего в ней.

Методы и средства обучения неразрывно связаны с формами, соответствуют друг другу и часто объединяются в названии, например: экскурсия (форма) в музей (средства).

Понятие «форма» пришло в педагогику из философии. Традиционная философская концепция формы состоит в том, чтобы определить ее как структуру некоторого содержания. Педагогическая форма - это стабильно завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его составляющих.

Форма образовательного процесса - это доступное для внешнего восприятия изображение взаимодействия детей с учителями, сформированное благодаря используемым средствам, выстроенным в определенном логическом обеспечении способами работы с детьми (NE пчеловод).

В поисках формы учитель исходит из содержания: он выбирает оптимальные средства, которые наилучшим образом несут бремя внешнего замысла идеи.

Ребенок переходит от формы к содержанию: он воспринимает внешнее, движется к сути; он очарован формой, а затем принимает идею.

Педагогическая теория и практика создали много форм организации педагогического процесса: сегодня их насчитывается более тысячи.

Педагогический поиск форм обучения связан с некоторыми условиями:

Любая форма должна быть сфокусирована на трех каналах восприятия, чтобы аудиальные, визуальные эффекты и кинестетика получали достаточное духовное питание для внутренней деятельности.

В современной педагогической литературе выделяют следующие виды форм обучения: учебная деятельность, игровой, коллективный труд (Н.Ф. Голованова).

Событие - это специально организованный педагогический акт, мероприятие или мероприятие с целью непосредственного воспитательного воздействия на учащихся. Педагогическое воздействие является необходимым инструментом педагога как субъекта педагогического процесса. Ребенок, осваивая положение субъекта в деятельности и общении, в течение некоторого времени нуждается в целенаправленной организации своей жизни, ситуациях понимания происходящего.

Воспитание детей использует огромное разнообразие игр. При организации игры педагог должен выбрать ее в соответствии с конкретной ситуацией образования. Основная идея игры заключается в том, чтобы образовательное воздействие приобретало косвенные, скрытые для детей формы.

Коллективная работа сильно отличается от мероприятия и игры. Это включает в себя преобразование реальности на благо людей. Компонентами воспитательной работы являются продуктивность, социальная значимость, коллективность и креативность.

Коллективная работа - это проявление гражданской творческой заботы. Любой бизнес должен быть проверен по определению: для кого? к радости кого?

 

2. Современная система эстетического воспитания и художественного образования в Беларуси

Система художественного образования в Республике Беларусь создавалась и совершенствовалась на протяжении многих веков. Особую роль в этом развитии сыграл советский период, когда изобразительное искусство, музыка и, в самом конце 1980-х, мировая художественная культура были включены в качестве обязательных предметов в учебные программы общеобразовательных школ. Создан единый учебный цикл «Искусство», который позволил обеспечить базовую интеграцию школьников в эстетические ценности на протяжении всего периода обучения: от 1 до 11 классов. В 1990-х годах в волне либерализации всех сфер общественной жизни количество школ с художественными тенденциями увеличилось в несколько раз по сравнению с советским периодом. Менее чем за два десятилетия в таких школах сложились прочные традиции художественного образования и эстетического воспитания, сформировался штат квалифицированных и опытных учителей, а также были разработаны оригинальные учебные планы и программы для преподавания специальных дисциплин. Таким образом, школы с художественными наклонностями стали обеспечивать не только общее эстетическое воспитание учащихся, но и глубокую предпрофессиональную подготовку одаренных учеников, организованную на принципах академической системы образования. Ранее, в советский период, академизм художественного образования был характерен только для художественных и музыкальных школ, действующих в системе Министерства культуры, и таких уникальных учебных заведений, как школа-интернат. Ахремчик для художественно одаренных детей. В связи с вышесказанным представляется необходимым уточнить понятия академической и досуговой формы организации образовательного процесса. Академическое включает четко определенное содержание, дату его реализации, форму и требования для контроля усвоения знаний, требования стандартов для выпускников, тип юридического документа, подтверждающего успешное завершение Суда и дающий право на работу или продолжение конкретного профиля Суда. Досуг более или менее строго обрисовывает только содержание образования. Другие требования очень бесплатны (например, вместо тестов и экзаменов - концерты, выставки) или имеют поощрительные формы (вместо юридически действительных сертификатов, почетных дипломов, сертификатов и т. Д.). В советский и постсоветский период досуговые формы художественного образования и эстетического воспитания (клубы, студии) работали в школах, внешкольных и клубных заведениях. И к началу 2000-х гг. Было ясно, что уровень профессионализма учителей и подготовки студентов к досуговым формам обучения обычно отстает от академических аналогов. В 2008 году в процессе отмены запланированного перехода к 12-летнему общему образованию были внесены изменения в основной учебный план и учебные планы школ с углубленным изучением предметов, в том числе школ с художественным и эстетическим уклоном. В результате система эстетического воспитания и художественного воспитания школьников, сложившаяся за полвека, получила серьезный удар. Потери можно рассматривать в двух направлениях. Первый и самый болезненный пробел заключается в том, что общеобразовательные школы в Республике Беларусь утратили систему начального знакомства учащихся с миром эстетических ценностей, поскольку предметы «музыка» и «изобразительное искусство» преподаются только до 5 класса, а предмет «мировая художественная культура» категория является факультативной и фактически не изучается в подавляющем большинстве школ. Кроме того, уровень преподавания даже тех предметов, которые остаются в учебном плане, является низким, поскольку специалисты, получившие художественное и педагогическое образование, покидают школы, которые не в состоянии обеспечить учителей достаточным объемом педагогической нагрузки. По сути, школы падают до уровня художественного образования, характерного для 1950-х годов. Следует признать, что опыт, накопленный в XXI веке в преподавании предметов эстетического цикла в общеобразовательных школах, не всегда был продуктивным. Желание преподавать искусство не как погружение в специальной области, связанной с отдыхом и досугом, но как наука искусства, привели к тому, что субъекты «музыка», «изо» и «MHC» были в самом конце школьных рейтинга. Знание - это центристский подход, с которым давно боролись в системе Министерства образования и который возобладал здесь. Между тем штат квалифицированных учителей рисования, подготовленных в учебных заведениях Министерства культуры, часто не находил работу в школе, так как представители администрации школы привыкли «загружать» предметы из эстетического цикла учителей других предметов. Второй аспект проблемы заключается в том, что система школ с художественным уклоном, которая развивалась и совершенствовалась более 20 лет, была разрушена за считанные месяцы. Перевод специальных творческих дисциплин на должность по выбору привел к сокращению времени, отводимого на их изучение, к потере форм контроля и возможности документального подтверждения развития определенных объемов учебного контента. Это негативно сказалось на мотивации учебной деятельности и дисциплине студентов. Академизм исчез, и вместе с этим лучшие достижения в профессиональном овладении искусством стали быстро исчезать из школ. С 1 сентября 2011 года эти черты академизма, утраченные общеобразовательными школами, приобрели внешкольные учреждения, получившие статус учреждений дополнительного образования. Казалось бы, все хорошо: есть возможность хотя бы частично использовать накопленный опыт и персонал, способный работать с художественно одаренными детьми в других структурах, подотчетных Министерству образования. Но здесь возникает другое несоответствие. В новом статусе учреждения дополнительного образования ведут непродуктивную конкуренцию с художественными школами, подотчетными Министерству культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.018 с.)