Формы контроля общества над государством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы контроля общества над государством



 

Закон определяет, что общественный контроль осуществляется и имеет такие формы общественного контроля, как общественный контроль, общественная проверка и общественная экспертиза. Контроль также осуществляется во взаимосвязи институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления. Эта взаимосвязь имеет форму общественных обсуждений, общественных слушаний и других.

Анализ нормативных актов, касающихся организации и осуществления общественного контроля, позволяет сделать вывод о наличии общих, специальных или косвенных форм общественного контроля.

На наш взгляд, к общим формам общественного контроля можно отнести те, которые доступны любому частному лицу на безусловной основе. Эта доступность обеспечивается тем, что последние находят свое закрепление в нормах Конституции РФ[17], которые, будучи непосредственно применимыми, в результате могут использоваться любым лицом при любых обстоятельствах.

Вопреки общепринятым формам осуществления общественного контроля используются конкретные формы определенных условий. В качестве последнего мы можем назвать, например, членство в общественной организации или включение человека в совет сообщества или наблюдательный комитет.

Что касается косвенных форм общественного контроля, то они «включают» в действие по инициативе не отдельных лиц, а субъектов государственного управления[18].

Рассмотрим каждую из этих групп организационных форм общественного контроля более подробно.

Общие организационные формы общественного контроля. Конституция РФ предоставляет лицам, независимо от их социального положения, возраста, принадлежности, национальности и т.д., общественный контроль над субъектами государственного управления, особенно в форме:

- обращений,

- запросов на публичную информацию и массовых собраний.

Согласно ст.33 Конституции РФ, граждане имеют право подавать индивидуальные или коллективные ходатайства или лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Конкретизация получения этих прав нашла отражение в Законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[19], который предусматривает, что частные лица могут обращаться к субъектам государственного управления с предложениями, комментариями, запросами, требованиями и жалобами. В рамках любого из этих типов обращений  отдельные лица могут требовать участия в государственном управлении, требовать соответствующие объяснения или комментария о совершенных (не совершенных) действиях или решениях независимо от того, имеет ли заявитель непосредственное отношение или нет.

Эта форма общественного контроля достаточно эффективна, но ее эффективность была бы выше, как если бы национальному законодательству была бы назначена юридическая ответственность должностных органов государственной власти за нарушение сроков реагирования физических лиц или за его отсутствие. Также представляется необходимым расширить типы обращений граждан. Таким образом, представляется целесообразным, на наш взгляд, включение в существующий список петиций, поскольку это узаконило бы массовые обращения к субъектам государственного управления с той же проблемой.

Важным элементом административно-правового статуса физических лиц является их право на доступ к публичной информации, в рамках реализации которой также может осуществляться общественный контроль над субъектами публичного управления[20].

Право на доступ к публичной информации, гарантированное на конституционном уровне, нашло дальнейшее уточнение Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где, в частности, указывается, что физические лица имеют право на доступ к публичной информации, которая включает в себя отраженную и задокументированную любым способом и в любых средствах массовой информации информацию, которая была получена или создана в ходе осуществления органами государственной власти своих обязанностей в соответствии с применимым законодательством или это находится во владении правительственных учреждений и другой общественной информации.

Таким образом, лица, предоставляющие субъекту право запрашивать информацию из требования предоставить публичную информацию, могут контролировать любые аспекты функционирования последней.

В качестве следующей обще-организационной формы общественного контроля необходимо признать массовые собрания, что является наиболее демократичным способом общественной оценки действий (решений) субъектов государственного управления[21].

Право лиц на участие в мирных собраниях закреплено в ст. 31  Конституции РФ, которая гласит, что граждане имеют право собираться мирно без оружия и проводить собрания, митинги и демонстрации.

В то же время мы отмечаем, что реализация названного закона сейчас находится на не слишком высоком уровне, что, в основном, связано с отсутствием соответствующего закона. Итак, для повышения эффективности этой формы общественного контроля видна необходимость внесение соответствующих изменений в действующее законодательство[22].

К категории общеорганизационных форм общественного контроля, по нашему мнению, следует отнести и публичные дебаты. Однако такая форма общественного контроля в настоящее время существует, фактически, только на теоретическом уровне, поскольку, опять же, не существует нормативного акта, который бы устанавливал организацию и проведение публичных дебатов.

Специальные организационные формы общественного контроля

Специальные организационные формы общественного контроля, как было отмечено выше, требуют некоторой подготовительной работы со стороны отдельных лиц и сообществ. В ходе этого процесса происходит «авторизация» общественного контроля над субъектами государственного управления, которая осуществляется от имени последнего. Таким образом, из этого можно сделать вывод, что эти формы общественного контроля в определенной степени зависят от решений (действий) субъектов государственного управления, что вызывает некоторые сомнения в их эффективности и действенности.

К этим формам общественного контроля можно отнести прежде всего общественные советы. Основными задачами общественных советов являются:

- создание условий для реализации конституционного права на участие в государственных делах,

- общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти,

- содействие исполнительному органу общественного мнения в разработке и реализации государственной политики.

Следует упомянуть и об институте общественных наблюдателей, благодаря которому на сегодняшний день осуществляется общественный контроль над функционированием государственного управления в период проведения выборов[23].

Особое внимание следует обратить на институт общественной экспертизы органов[24]. В рамках этой экспертизы институты гражданского общества могут давать оценку деятельности исполнительной власти, эффективности и результативности директивных органов, подготовку предложений по решению последних значимых социальных проблем.

Косвенные организационные формы общественного контроля

Такие формы общественного контроля можно условно назвать таковыми, потому что они инициированы не обществом, а субъектами государственного управления. Однако, несмотря на это, за их счет реализуется довольно важная задача - информирование общественности о состоянии и перспективах функционирования государственного управления. Полученная таким образом информация может быть использована позже для широкой публики, так сказать, полномасштабного гражданского контроля над конкретным субъектом государственного управления.

Говоря о косвенных формах общественного контроля, мы имеем в виду прежде всего обязанность субъектов государственного управления информировать общественность о своей деятельности.

Итак, делая общий вывод из вышесказанного, отметим, что на сегодняшний накоплен значительный объем организационных форм общественного контроля над субъектами публичного управления, которые отличаются друг от друга значительным количеством характеристик. Такое разнообразие контрольных мероприятий, безусловно, необходимо приветствовать, поскольку оно достигается за счет мобильности и гибкости институтов гражданского общества в обеспечении актуальности, эффективности и законности функционирования государственной администрации. Однако наряду с этим отметим, что значительное количество форм общественного контроля в настоящее время существует в основном на теоретическом уровне, поскольку нормативные акты не определяют порядок их реализации на практике. Исправление этой ситуации должно стать одним из приоритетов нашей страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.005 с.)