Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика организации работы по программе.
Программа разработана для детей 2 -4 классов с задержкой психического развития, имеющих речевое заключение–нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи (соответствующим III уровню речевого развития), предназначена для реализации в 2017-2018 учебном году. Часовая нагрузка: 90 часов во 2 классе (3 раза в неделю), 60 часов (2 раза в неделю) в 3-4 классах. В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия. Структура логопедического занятия включает мотивационную установку, развитие фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматические упражнения, развитие неречевых процессов, рефлексивный анализ. Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку. Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый. Направления коррекционной работы Программа коррекционной работы с детьми с речевой патологией включает в себя следующие взаимосвязанные направления, определяющие её основное содержание: -1 этап-«Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи». -2 этап -«Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка». -Формирование универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Основные направления работы 1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: · уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. · уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Формирование связной речи: Раздел «Предложение»: · анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы; · проводить качественный и количественный анализ предложений; · обозначать границы предложений на письме; · развивать умения распространять простые предложения; · развивать инициативные формы речи: умение составлять развернутые и краткие ответы, задавать вопросы, рассуждать; · через различные виды деятельности с деформированным предложением формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов. Раздел «Текст»: · формировать умение определять тему текста, основную мысль, отделять главное от второстепенного; · развивать умение передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, наречия, местоимения, союзы; · совершенствовать приемы мыслительной обработки текстов: деление по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных слов, составление плана; · понимать, как составление плана помогает последовательно пересказывать; · устанавливать логическую связь и последовательность, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины);
· предупреждать искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий, нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту, отсутствие связи между фактами, событиями. 3. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: · устойчивости внимания; · наблюдательности (особенно к языковым явлениям); · способности к запоминанию; · способности к переключению; · навыков и приемов самоконтроля; · познавательной активности; · произвольности общения и поведения. 4. Формирование полноценных учебных умений: · планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели); · контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными I приемами самоконтроля); · работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.); · применение знаний в новых ситуациях; · анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. 5. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: · умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика); · умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; · умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией; · умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда; · ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; · ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; · ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания); · применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы; · употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях; · обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением; · пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии; · развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия; · формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы; · проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы); · соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.); · составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии). Содержание Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:
Класс Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Задачи: 1.активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения (с небольшим распространением); 2.формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове; 3.формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё; 4.развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков; 5.формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки; 6.обогатить словарный запас путем накопления представлений об окружающем мире. Развитие фонематического анализа и синтеза. Звуки и буквы.(70часов) Звуки гласные и согласные, их различие. Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции. Шипящие согласные звуки «Ж, Ш, Щ, Ч». Слова с сочетаниями жи, ши. Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и. Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова. Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова. Звуко-буквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Перенос слов. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной. Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной. Правописание слов с безударной гласной. Звонкие и глухие согласные в конце слова. Звонкие и глухие согласные в середине слова. Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова. Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю. Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса.
Развитие анализа структуры предложени я (18 часов) Предложение. Общее представление. Деление предложений на слова. Схема предложения. Составление предложений из слов. Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. (2 часа) Класс Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Задачи: 1.восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи; 2.закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове; 3.обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования; 4.подготовить к усвоению морфологического состава слова; 5.расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения; 6.развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции. Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки (20 часов) Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Гласные в приставках. Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я. Разделительный мягкий знак. Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками. Сложные слова. Соединительные гласные о – е. Согласные звуки (5 часов) Согласные в приставках. Правописание непроизносимых согласных. Морфемика (63 часа) Корень слова. Родственные слова. Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода).Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной). Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании. Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Приставка в прилагательных и глаголах. Дифференциация приставок и предлогов. Дифференциация приставок и предлогов. Одинаковые приставки и предлоги. Различие приставок и предлогов. Суффикс. Роль суффикса в словообразовании. Уменьшительно- ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч. Окончания существительных П.п. мн.ч. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. (2часа) Класс Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи: 1.расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования; 2.совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова; 3.уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций; 4.учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции. Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки. (12часов) Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. Безударные гласные в корне слова. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Согласные звуки (30 часов) Звонкие и глухие согласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных. Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов. Двойные согласные. Двойные согласные в корне. Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения формы слова). Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости. Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости. Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. Морфемика и словообразование (16 часов) Корень. Однокоренные слова. Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий. Различение предлогов и приставок. Дифференциация предлогов и приставок. Расширение словарного запаса (15 часов) «Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий. «Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов. «Слова-близнецы» (омонимы). Однозначные и многозначные слова. Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений. Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания. Прямое и переносное значение слова. Связь слов в словосочетаниях и предложениях (5 часов) Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста. Связная речь (10 часов) Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. (2 часа)
Планируемые результаты ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ КЛАСС Учащиеся должны знать: гласные и согласные звуки и буквы, их признаки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие; названия предметов по различным лексическим темам; структуру предложения. Учащиеся должны уметь: правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета; распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки; распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки; распознавать сонорные звуки и буквы; распознавать парные согласные; обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь; правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ КЛАСС Учащиеся должны знать: слоговой анализ и синтез слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Учащиеся должны уметь: производить звукобуквенный анализ слов; устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове; пользоваться различными способами словообразования; владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова; использовать в речи различные конструкции предложений. строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность); точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ КЛАСС Учащиеся должны знать: изученные части речи и их признаки; признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова. Учащиеся должны уметь: активно пользоваться различными способами словообразования; владеть навыками усвоения морфологического состава слова; владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций; устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания; составлять план текста. 2.5.Система оценки достижения планируемых результатов Списывание, слуховые, зрительные и графические диктанты, выполнение тестовых заданий и т.п. Приложение 3. Диагностика состояния речевого развития проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май) по методике Фотековой. Учебно-методическое обеспечение. Материально –технические средства обучения: 1.Компьютер –1 шт. 2.Монитор для показа презентаций, картинного материала в электронном виде–1 шт. 3.Доска –1 шт.
Учебно -методические пособия: 1.Индивидуальные зеркала. 2. Буквенный конструктор. 3.Касса букв и звуков. 4.Карточки для индивидуальной работы. 5.Набор тематических картинок для развития лексики и грамматического строя речи. 6.Текст загадок. 7.Сюжетные картинки и серия сюжетных картинок для составления рассказов. 8. Индивидуальная тетрадь. 9. Кроссворды 10. Альбомы для работы над звукопроизношением. 11. Методическая и учебная литература.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.07 с.) |