Общая характеристика организации работы по программе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика организации работы по программе.



Программа разработана для детей 2 -4 классов с задержкой психического развития, имеющих речевое заключение–нарушение чтения и  письма, обусловленное общим недоразвитием речи (соответствующим III уровню речевого развития), предназначена для реализации в 2017-2018 учебном году.

Часовая  нагрузка:  90 часов во 2 классе (3 раза в неделю), 60  часов (2 раза в неделю) в 3-4 классах.

В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия.

Структура логопедического занятия включает мотивационную установку, развитие фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматические упражнения, развитие неречевых процессов, рефлексивный анализ.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.

Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый.

Направления коррекционной работы

Программа коррекционной работы с детьми с речевой патологией включает в себя следующие взаимосвязанные направления, определяющие её основное содержание:

-1 этап-«Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи».

-2 этап -«Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка».

-Формирование универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Основные направления работы

1.   Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и син­теза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

    Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

· уточнение значения используемых синтаксических кон­струкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических кон­струкций.

· уточнение значений имеющихся у детей слов и дальней­шее обогащение словарного запаса как путем накопле­ния новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользо­ваться различными способами словообразования.

Формирование связной речи:

Раздел «Предложение»:

· анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы;

· проводить качественный и количественный анализ предложений;

· обозначать границы предложений на письме;

· развивать умения распространять простые предложения;

· развивать инициативные формы речи: умение составлять развернутые и краткие ответы, задавать вопросы, рассуждать;

· через различные виды деятельности с деформированным предложением формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.

Раздел «Текст»:

· формировать умение определять тему текста, основную мысль, отделять главное от второстепенного;

· развивать умение передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, наречия, местоимения, союзы;

· совершенствовать приемы мыслительной обработки текстов: деление по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных слов, составление плана;

· понимать, как составление плана помогает последовательно пересказывать;

· устанавливать логическую связь и последовательность, точ­ное и четкое формулирование мысли в процессе подго­товки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения вы­сказывания в тех или иных целях общения (доказатель­ство, рассуждение, передача содержания текста, сюжет­ной картины);

· предупреждать искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий, нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту, отсутствие связи между фактами, событиями.

3. Развитие и совершенствование психологических пред­посылок к обучению:

· устойчивости внимания;

· наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

· способности к запоминанию;

· способности к переключению;

· навыков и приемов самоконтроля;

· познавательной активности;

· произвольности общения и поведения.

4. Формирование полноценных учебных умений:

· планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; вы­деление главного, существенного в учебном материа­ле; определение путей и средств достижения учебной цели);

· контроль за ходом своей деятельности (от умения рабо­тать с образцами до умения пользоваться специальными I приемами самоконтроля);

· работа в определенном темпе (умение быстро и качествен­но писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопо­ставление и т.д.);

· применение знаний в новых ситуациях;

· анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

5. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

· умения внимательно слушать и слышать учителя-логопе­да, не переключаясь на посторонние воздействия; подчи­нять свои действия его инструкциям (т.е. занять пози­цию ученика);

· умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

· умения свободно владеть вербальными средствами об­щения в целях четкого восприятия, удержания и сосредо­точенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

· умения целенаправленно и последовательно (в соответ­ствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные дей­ствия и адекватно реагировать на контроль и оценки учи­теля-логопеда;

· ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

· ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекват­ным использованием усвоенной терминологии;

· ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учеб­ной работы (начало формирования связного высказы­вания);

· применение инструкции (схемы) при подготовке развер­нутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

· употребление усвоенной учебной терминологии в связ­ных высказываниях;

· обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

· пояснение инструкции, учебной задачи с использовани­ем новой терминологии;

· развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

· формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

· проведение дифференцированного опроса и оценка от­ветов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

· соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

· составление устных связных высказываний с элемента­ми творчества (фантазии).

Содержание

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:

Класс

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения (с небольшим распространением);

2.формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между бук­вами и звуками в слове;

3.формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё;

4.развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков;

5.формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки;

6.обогатить словарный запас путем накопления пред­ставлений об окружающем мире.

Развитие фонематического анализа и синтеза. Звуки и буквы.(70часов)

Звуки гласные и согласные, их различие. Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости.

Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции.

Шипящие согласные звуки «Ж, Ш, Щ, Ч». Слова с сочетаниями жи, ши. Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и.

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова. Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова.

Звуко-буквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Перенос слов. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной. Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной. Правописание слов с безударной гласной.

Звонкие и глухие согласные в конце слова. Звонкие и глухие согласные в середине слова. Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова.

Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю. Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю.

Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса.

Развитие анализа структуры предложени я   (18 часов)

Предложение. Общее представление. Деление предложений на слова. Схема предложения. Составление предложений из слов. Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных.

Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. (2 часа)

Класс

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

2.закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между бук­вами и звуками в слове;

3.обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;

4.подготовить к усвоению морфологического состава слова;

5.расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения;

6.развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.

Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки (20 часов)

Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины.

Проверяемые безударные гласные в корне слова. Гласные в приставках.

Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я.

Разделительный мягкий знак.

Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками.

Сложные слова. Соединительные гласные о – е.

Согласные звуки (5 часов)

Согласные в приставках. Правописание непроизносимых согласных.       

Морфемика (63 часа)

Корень слова. Родственные слова.    Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода).Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной).     

Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами.    Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами.   

Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании. Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями.    Приставки пространственного значения.   Приставки временного значения.    Многозначные приставки. Приставка в прилагательных и глаголах.    Дифференциация приставок и предлогов.  Дифференциация приставок и предлогов. Одинаковые приставки и предлоги. Различие приставок и предлогов.      

Суффикс. Роль суффикса в словообразовании.   Уменьшительно- ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных.

Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч. Окончания существительных П.п. мн.ч.

Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. (2часа)

Класс

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;

2.совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;

3.уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

4.учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.

Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки.                    (12часов) Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. Безударные гласные в корне слова. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание слов с безударными гласными в корне слова.

Согласные звуки (30 часов)

Звонкие и глухие согласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных.

Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов. Двойные согласные. Двойные согласные в корне.

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения формы слова). Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости. Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости. Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков.

Морфемика и словообразование (16 часов)

Корень. Однокоренные слова. Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий.

Различение предлогов и приставок. Дифференциация предлогов и приставок.

Расширение словарного запаса (15 часов)

«Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий. «Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов. «Слова-близнецы» (омонимы).

Однозначные и многозначные слова. Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений. Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.                      Прямое и переносное значение слова.

Связь слов в словосочетаниях и предложениях (5 часов)

Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

Связная речь (10 часов)

Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану.

Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. (2 часа)

 

Планируемые результаты

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

КЛАСС

Учащиеся должны знать:

гласные и согласные звуки и буквы, их признаки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие; названия предметов по различным лексическим темам; структуру предложения.

Учащиеся должны уметь:

правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;

распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;

распознавать сонорные звуки и буквы;

распознавать парные согласные;

обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;

правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

КЛАСС

Учащиеся должны знать:

слоговой анализ и синтез слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Учащиеся должны уметь:

производить звукобуквенный анализ слов;

устанавливать соотношения между бук­вами и звуками в слове;

пользоваться различными способами словообразования;

владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

использовать в речи различные конструкции предложений.

строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);

точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

КЛАСС

Учащиеся должны знать:

изученные части речи и их признаки; признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова.

Учащиеся должны уметь:

активно пользоваться различными способами словообразования;

владеть навыками усвоения морфологического состава слова;

владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;

составлять план текста.

2.5.Система оценки достижения планируемых результатов

Списывание, слуховые, зрительные и графические диктанты, выполнение тестовых заданий и т.п. Приложение 3.

Диагностика состояния речевого развития проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май) по методике Фотековой.

Учебно-методическое обеспечение.

Материально –технические средства обучения:

1.Компьютер –1 шт.

2.Монитор для показа презентаций, картинного материала в электронном виде–1 шт.

3.Доска –1 шт.

 

Учебно -методические пособия:

1.Индивидуальные зеркала.

2. Буквенный конструктор.

3.Касса букв и звуков.

4.Карточки для индивидуальной работы.

5.Набор тематических картинок для развития лексики и грамматического строя речи.

6.Текст загадок.

7.Сюжетные картинки и серия сюжетных картинок для составления рассказов.

8. Индивидуальная тетрадь.

9. Кроссворды

10. Альбомы для работы над звукопроизношением.

11. Методическая и учебная литература.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.07 с.)