этап. Постнеклассическая наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

этап. Постнеклассическая наука



Это современный этап науки. Если объектом классической науки были простые системы, объектом неклассической науки – сложные системы, то объектом постнеклассической науки становятся исторически развивающиеся (саморазвивающиеся), открытые, «человекоразмерные» системы, к которым относятся объекты экологии, в том числе и биосфера, объекты биотехнологии, системы «человек – машина», медико-биологические объекты и т. д. Изучение таких объектов со множеством различных по природе компонентов требует разработки новых методов познания, совместных, комплексных, междисциплинарных исследований с участием специалистов из различных областей знания, применения знаний естественных, технических и гуманитарных наук. Важнейшим признаком постнеклассической науки, в этой связи является синтез данных наук в решении комплексных проблем познания.

Для этого этапа характерен методологический плюрализм, означающий ограниченность и односторонность любой методологии, необходимость введения в научные исследования принципа разнообразия методологий и методов.

Как осуществляется развитие науки? Каким образом одни этапы сменяют другие и что происходит с нашими знаниями: становится ли их больше от века к веку?

До 20 века в философии науки была распространена точка зрения, что научные знания постоянно расширяются, подобно снежному кому. Такой взгляд получил название кумулятивизма. Эволюция науки – это постепенное непрерывное накопление абсолютно достоверных, непроблематичных истин (теорий).

Благодаря идеям постпозитивизма, направления в философии 20 века, появилось иное представление о динамике научного знания. Антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми часто нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.

По мнению Томаса Куна, переход от одной теории к другой осуществляется благодаря научным революциям или смене парадигм.

Научная парадигма – это совокупность методов, способов, принципов научного познания, а также теорий и гипотез, утвержденных научным сообществом в определенный исторический период времени. Научная парадигма – это и образец, эталон, шаблон, применяемый для решения стоящих научных проблем и задач.

С течением времени развитие науки в рамках данной парадигмы затрудняется, в теориях возникают аномалии. В конечном счете это приводит к кризису, требующему смены парадигм, т. е. научной революции.

Кун предлагал посмотреть на оптическую иллюзию «заяц—утка» в качестве примера того, как смена парадигмы может вынудить рассматривать одну и ту же информацию совершенно иным образом. Знаний не становится больше, ученые либо устраняют ошибочное знание (и тогда объем знаний от века к веку уменьшается), либо по-другому объясняют известные факты (знаем столько же, только смотрим на мир иначе).

О том, что такое научная революция и какие они были можно узнать из этого материала - https://postnauka.ru/faq/48806

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

  Эмпирический Теоретический
Задачи Описание эмпирических фактов, фиксирование эмпирических закономерностей, накопление опытных знаний, проверка гипотез и теорий на практике Выявление фундаментальных закономерностей, обобщение данных опыта, выдвижение гипотез и теорий, объяснение и предсказание фактов
Формы научного познания Научный факт Эмпирический закон Проблема Гипотеза Теория
Методы научного познания Наблюдение - описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии изучаемого объекта. Используется для получения первичной эмпирической информации Измерение - процесс представления свойств реальных объектов в виде числовой величины. Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Обычно включает в себя наблюдение и измерение, а также непосредственное физическое воздействие на изучаемые объекты. · Единство исторического и логического · Восхождение от конкретного к абстрактному · Восхождение от абстрактного к конкретному · Формализация · Математизация

Универсальные методы:

· Анализ

· Синтез

· Дедукция

· Индукция

· Аналогия

· Моделирование

· Абстрагирование

· Идеализация

 

О том, в каких науках какие методы стоит применять, существует несколько точек зрения.

Методологический плюрализм. Сколько наук – столько методов.

Бинарный подход. Есть методы естественных наук и методы гуманитарных наук. Между ними нет ничего общего.

Тройственный подход, который наиболее распространен. Существует 3 группы методов: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Примеры: спектральный анализ в физике и химии, метод статистического моделирования, микроскопия. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Примеры: эксперимент, наблюдение, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности (с учетом их специфики). Примеры: диалектический метод, принцип историзма и т.д.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

Классификация наук – это раскрытие взаимосвязи и группировка наук на определенных основаниях или принципах.

Так во второй половине 19 века такими философскими направлениями, как неокантианство (Генрих Риккерт) и «философия жизни» (Вильгельм Дильтей) было предложено разделение наук на две большие группы - науки о природе и науки о духе.

 

Характеристики наук Науки о природе Науки о культуре (духе)
Объект изучают повторяющиеся явления (законы) изучают уникальные (неповторимые) явления
Метод Номотетический - дает общее знание о универсальном, повторяющемся эти науки стремятся к объяснению Идиографический - дает уникальное знание о единичном объекте эти науки стремятся к пониманию, они интерпретируют объект изучения
Отношение к ценностям Ценности должны быть вынесены за пределы познания, субъект никак не влияет на изучаемый объект Познание всегда связано с культурным и историческим контекстом, с личными ценностями исследователя

 

Несмотря на то, что обозначенная выше классификация наук хорошо объясняет различия между гуманитарным и естественнонаучным знанием, сейчас используется более сложная классификация.

 

ПО ЦЕЛЯМ

Фундаментальные

Цели - получение истинного знания и постижение законов и принципов мира

Прикладные

Цель - использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач

ПО ОБЪЕКТУ ИЗУЧЕНИЯ

Точные О числах и количественных отношениях Примеры: математика Технические О технике и механизмах Примеры: инженерия, машиностроение, энергетика, кибернетика и др. Естественные О природе Примеры: физика, химия, астрономия, биология и др. Социально-гуманитарные Об обществе и человеке Примеры: психология, история, экономика, философия, филология и др.
       

 

К особенностям гуманитарных наук и получаемого ими знания относятся:

· существенная мировоззренчески-ценностная детерминация;

· непосредственная зависимость от социокультурного контекста;

· плюрализм, диалогичность;

тесное общение со смежными областями творчества (например, художественной литературой).

 

СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ

Культ науки в наше время привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации.

Сциентизм (от лат. scientia - "знание, наука") преподносит науку и научное знание в качестве культурно-мировоззренческого образца. Сциентизм предписывает ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе.

Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза - антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности. Антисциентизм можно условно разделить на два лагеря - радикальный и умеренный.

Умеренный антисциентизм выступает прежде всего не столько против самой науки, сколько против агрессивного сциентизма, стремящегося абсолютизировать роль науки и принизить культурную значимость других форм деятельности и ориентации человека в мире – искусства, нравственности, религии, философии, обыденного сознания, эмоционально-личностного отношения к миру и т.д. Такого рода антисциентизм критикует сциентистскую абсолютизацию науки прежде всего с позиций гуманизма, отстаивая необходимость многообразия различных форм человеческого опыта и отношения человека к миру, которые не могут быть вытеснены научной рациональностью.

Более радикальные варианты антисциентизма критикуют науку как таковую за негативное влияние на окружающий мир (техногенные катастрофы, ядерное оружие, влияние на экологию и др.) и на человека (дегуманизация человека, то есть утрата внимания и уважения к личности, отношение к человеку как товару, дегуманизация человеческих отношений).

Например, Герберт Маркузе в своей работе "Одномерный человек" показывает, как развитие индустриального общества привело к политической и духовной унификации общества (все читают одни и те же газеты, смотрят одни и те же новости, мир становится универсальным и одинаковым благодаря одинаковым товарам в одинаковых магазинах). В индустриальном обществе товары поглощают людей и манипулируют ими, ради комфорта и безопасности человек согласен терпеть многие ограничения, поэтому такое общество Маркузе называет царством комфортабельной несвободы.

Подробнее о взглядах Г. Маркузе можете посмотреть здесь - https://monocler.ru/odnomernyiy-chelovek/

Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема, например генную инженерию.

Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.

В социальном и гуманитарном познании сциентизм связан с недооценкой или игнорированием специфики их предмета по сравнению с естественнонаучными объектами, с попытками некритического и, зачастую, весьма искусственного привнесения в исследование человека и общества приемов точного естествознания. Весьма опасным (прежде всего для самого научного познания) следствием сциентистского культа науки является ее идеологизация и догматизация, превращение ее в своего рода суррогат религии, якобы дающей окончательный ответ на все коренные проблемы бытия, тогда как подлинная сила науки — в открытости, в незавершенности разрабатываемых ею исторически преходящих моделей реальности.

 

ЛИТЕРАТУРА

Учебная литература

Философия в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / О. А. Митрошенков, В. П. Ляшенко, Г. И. Рузавин; под редакцией О. А. Митрошенкова. — 2-е изд., доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 275 с. — (Высшее образование). — URL: http://biblio-online.ru/bcode/454578 (дата обращения: 26.04.2020).

Философия: учебник для вузов / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 384 с. — (Высшее образование). — URL: http://biblio-online.ru/bcode/449836 (дата обращения: 26.04.2020).

 

 

Дополнительная литература

Гусев Д. А. Удивительная логика - книга, которая в занимательной форме раскрывает секреты логики, поможет придать ясность речи, сделать убедительной аргументацию и позволит добиваться победы в дискуссиях.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.025 с.)