Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
этап. Постнеклассическая наука ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Это современный этап науки. Если объектом классической науки были простые системы, объектом неклассической науки – сложные системы, то объектом постнеклассической науки становятся исторически развивающиеся (саморазвивающиеся), открытые, «человекоразмерные» системы, к которым относятся объекты экологии, в том числе и биосфера, объекты биотехнологии, системы «человек – машина», медико-биологические объекты и т. д. Изучение таких объектов со множеством различных по природе компонентов требует разработки новых методов познания, совместных, комплексных, междисциплинарных исследований с участием специалистов из различных областей знания, применения знаний естественных, технических и гуманитарных наук. Важнейшим признаком постнеклассической науки, в этой связи является синтез данных наук в решении комплексных проблем познания. Для этого этапа характерен методологический плюрализм, означающий ограниченность и односторонность любой методологии, необходимость введения в научные исследования принципа разнообразия методологий и методов. Как осуществляется развитие науки? Каким образом одни этапы сменяют другие и что происходит с нашими знаниями: становится ли их больше от века к веку? До 20 века в философии науки была распространена точка зрения, что научные знания постоянно расширяются, подобно снежному кому. Такой взгляд получил название кумулятивизма. Эволюция науки – это постепенное непрерывное накопление абсолютно достоверных, непроблематичных истин (теорий). Благодаря идеям постпозитивизма, направления в философии 20 века, появилось иное представление о динамике научного знания. Антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми часто нет ни логической, ни даже содержательной преемственности. По мнению Томаса Куна, переход от одной теории к другой осуществляется благодаря научным революциям или смене парадигм.
Научная парадигма – это совокупность методов, способов, принципов научного познания, а также теорий и гипотез, утвержденных научным сообществом в определенный исторический период времени. Научная парадигма – это и образец, эталон, шаблон, применяемый для решения стоящих научных проблем и задач. С течением времени развитие науки в рамках данной парадигмы затрудняется, в теориях возникают аномалии. В конечном счете это приводит к кризису, требующему смены парадигм, т. е. научной революции. Кун предлагал посмотреть на оптическую иллюзию «заяц—утка» в качестве примера того, как смена парадигмы может вынудить рассматривать одну и ту же информацию совершенно иным образом. Знаний не становится больше, ученые либо устраняют ошибочное знание (и тогда объем знаний от века к веку уменьшается), либо по-другому объясняют известные факты (знаем столько же, только смотрим на мир иначе). О том, что такое научная революция и какие они были можно узнать из этого материала - https://postnauka.ru/faq/48806 УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
О том, в каких науках какие методы стоит применять, существует несколько точек зрения. Методологический плюрализм. Сколько наук – столько методов. Бинарный подход. Есть методы естественных наук и методы гуманитарных наук. Между ними нет ничего общего. Тройственный подход, который наиболее распространен. Существует 3 группы методов: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Примеры: спектральный анализ в физике и химии, метод статистического моделирования, микроскопия. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Примеры: эксперимент, наблюдение, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности (с учетом их специфики). Примеры: диалектический метод, принцип историзма и т.д. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК Классификация наук – это раскрытие взаимосвязи и группировка наук на определенных основаниях или принципах. Так во второй половине 19 века такими философскими направлениями, как неокантианство (Генрих Риккерт) и «философия жизни» (Вильгельм Дильтей) было предложено разделение наук на две большие группы - науки о природе и науки о духе.
Несмотря на то, что обозначенная выше классификация наук хорошо объясняет различия между гуманитарным и естественнонаучным знанием, сейчас используется более сложная классификация.
ПО ЦЕЛЯМ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фундаментальные Цели - получение истинного знания и постижение законов и принципов мира |
Прикладные Цель - использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПО ОБЪЕКТУ ИЗУЧЕНИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Точные О числах и количественных отношениях Примеры: математика | Технические О технике и механизмах Примеры: инженерия, машиностроение, энергетика, кибернетика и др. | Естественные О природе Примеры: физика, химия, астрономия, биология и др. | Социально-гуманитарные Об обществе и человеке Примеры: психология, история, экономика, философия, филология и др. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К особенностям гуманитарных наук и получаемого ими знания относятся:
· существенная мировоззренчески-ценностная детерминация;
· непосредственная зависимость от социокультурного контекста;
· плюрализм, диалогичность;
|
тесное общение со смежными областями творчества (например, художественной литературой).
СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ
Культ науки в наше время привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации.
Сциентизм (от лат. scientia - "знание, наука") преподносит науку и научное знание в качестве культурно-мировоззренческого образца. Сциентизм предписывает ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе.
Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза - антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности. Антисциентизм можно условно разделить на два лагеря - радикальный и умеренный.
Умеренный антисциентизм выступает прежде всего не столько против самой науки, сколько против агрессивного сциентизма, стремящегося абсолютизировать роль науки и принизить культурную значимость других форм деятельности и ориентации человека в мире – искусства, нравственности, религии, философии, обыденного сознания, эмоционально-личностного отношения к миру и т.д. Такого рода антисциентизм критикует сциентистскую абсолютизацию науки прежде всего с позиций гуманизма, отстаивая необходимость многообразия различных форм человеческого опыта и отношения человека к миру, которые не могут быть вытеснены научной рациональностью.
Более радикальные варианты антисциентизма критикуют науку как таковую за негативное влияние на окружающий мир (техногенные катастрофы, ядерное оружие, влияние на экологию и др.) и на человека (дегуманизация человека, то есть утрата внимания и уважения к личности, отношение к человеку как товару, дегуманизация человеческих отношений).
Например, Герберт Маркузе в своей работе "Одномерный человек" показывает, как развитие индустриального общества привело к политической и духовной унификации общества (все читают одни и те же газеты, смотрят одни и те же новости, мир становится универсальным и одинаковым благодаря одинаковым товарам в одинаковых магазинах). В индустриальном обществе товары поглощают людей и манипулируют ими, ради комфорта и безопасности человек согласен терпеть многие ограничения, поэтому такое общество Маркузе называет царством комфортабельной несвободы.
|
Подробнее о взглядах Г. Маркузе можете посмотреть здесь - https://monocler.ru/odnomernyiy-chelovek/
Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема, например генную инженерию.
Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.
В социальном и гуманитарном познании сциентизм связан с недооценкой или игнорированием специфики их предмета по сравнению с естественнонаучными объектами, с попытками некритического и, зачастую, весьма искусственного привнесения в исследование человека и общества приемов точного естествознания. Весьма опасным (прежде всего для самого научного познания) следствием сциентистского культа науки является ее идеологизация и догматизация, превращение ее в своего рода суррогат религии, якобы дающей окончательный ответ на все коренные проблемы бытия, тогда как подлинная сила науки — в открытости, в незавершенности разрабатываемых ею исторически преходящих моделей реальности.
ЛИТЕРАТУРА
Учебная литература
Философия в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / О. А. Митрошенков, В. П. Ляшенко, Г. И. Рузавин; под редакцией О. А. Митрошенкова. — 2-е изд., доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 275 с. — (Высшее образование). — URL: http://biblio-online.ru/bcode/454578 (дата обращения: 26.04.2020).
Философия: учебник для вузов / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 384 с. — (Высшее образование). — URL: http://biblio-online.ru/bcode/449836 (дата обращения: 26.04.2020).
Дополнительная литература
Гусев Д. А. Удивительная логика - книга, которая в занимательной форме раскрывает секреты логики, поможет придать ясность речи, сделать убедительной аргументацию и позволит добиваться победы в дискуссиях.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.025 с.)