Сравнение некоторых видов знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнение некоторых видов знания



Виды знаний Обыденное (житейское) Художественное (образное) Религиозное Философское Научное
На чем основано На повседневном наблюдении На эмоциях, чувствах, впечатлениях На вере в божественное откровение На системе понятий, абстракций, идей На фактах и системе понятий
Критерии истинности Житейский опыт Ощущение красоты Не нуждается в критериях истинности Логические доказательства, мысленные эксперименты Подтверждение опытным или логическим путем
Значение в жизни Помогает делать быстрый выбор в типичных жизненных ситуациях Помогает выразить чувства, сложные понятия и образы, которые сложно передать словами, выразить внутренний мир Помогает найти смысл в жизни, задает образцы нравственного поведения Интегрирует знания, создает мировоззрение Объясняет, предсказывает, преобразовывает

 

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И ВИД ЗНАНИЯ

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных об окружающем мире.

Науку можно рассматривать в трех аспектах: как особую деятельность, как систему знаний и как социальный институт.

Особенности научного познания:

1. Особые (научные) методы познания окружающего мира.

2. Стремление к объективности и достоверности: изучить мир таким, какой он есть, независимо от человека.

3. Подверженность рациональной критике, проверяемость.

4. Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью.

Этот список далеко не полон и не постоянен. На протяжении всего существования науки ученые и философы постоянно корректировали требования, которым должно удовлетворять знание, чтобы иметь право называться научным.

Так в 20 веке благодаря таким направлениям в философии науки, как логический позитивизм и постпозитивизм, были введены такие критерии научного знания как верифицируемость и фальсифицируемость.

Верифицируемость.

Слово «верификация» происходит от двух латинских слов – verus (истинный) и facere (делать). Таким образом, верификация – это процесс, который подтверждает истинность чего-либо. Применительно к методологии научного знания, как один из обязательных критериев установления научности, был предложен Л. Витгенштейном, который под верификацией полагал в первую очередь возможность подтверждения знания: всякое претендующее на научно-познавательное значение утверждение о мире посредством логического анализа составляющих его терминов и предложений в принципе должно быть сводимо к совокупности т.н. протокольных предложений, фиксирующих данные «чистого опыта», факты.

Действительность представляет собой лишь различные комбинации фактов, поэтому и наука должна быть не более чем комбинацией предложений, отображающих факты и их различные сочетания. Все, что претендует на выход за пределы этого "одномерного" мира фактов, все, что апеллирует к связям фактов или к глубинным сущностям, должно быть изгнано из науки. Конечно, в языке науки очень много предложений, которые непосредственно как будто не отображают фактов. Но это обусловлено тем, что язык искажает мысли. Поэтому в языке науки и в повседневном языке так много бессмысленных псевдопредложений - предложений, которые действительно не говорят о фактах. Для выявления и отбрасывания таких бессмысленных предложений требуется логический анализ языка науки.

Научное знание описывает явления, занимаясь поисками ответов на вопрос " как? ", а не "почему?".

Фальсифицируемость.

Этот термин вошел в историю науки благодаря работам К. Поппера и означал принципиальную опровержимость утверждения. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой), если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент пока не может быть поставлен.

Например, утверждение, что вокруг Земли по орбите вращается невидимый чайник, не отвечает этому критерию, так как в силу его невидимости у нас нет возможности доказать, что его нет. Также, по мнению Поппера, психоанализ Фрейда с его концепцией бессознательного не соответствует этому критерию и не может считаться научной теорией, так как у нас нет никаких возможностей объективно зафиксировать и изучить бессознательное или доказать, что его нет (оно потому и называется бессознательным, что нашему сознанию недоступно). Как бы не вёл себя человек, его поведение можно объяснить с позиции психоаналитических теорий, нет такого поведения, которое опровергло бы эти теории.

Принцип фальсификации делает знание относительным, лишая его неизменности, абсолютности, законченности.

ВИДЕО: Карл Поппер, Наука и Лженаука. Ускоренный курс философии [Crash Course на русском] https://youtu.be/ZagJiwQO48I

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Несмотря на то, что в философии науки разработано достаточно много критериев, позволяющих отличить научное знание от ненаучного, проблема такого разделения до сих пор остается нерешенной.

ВИДЕО: Проблема демаркации в философии науки — Виктор Вахштайн https://youtu.be/blhTkFaYRo8

ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ

Что считать началом науки? Ответ на этот вопрос тесно связан и с тем, что мы понимаем под термином наука, и с тем, как мы отличаем научное знание от ненаучного.

Единодушия по этому вопросу не существует, однако одной из самых распространённых точек зрения является следующая:

Этап. Донаучный период

IX-VII тысячелетия до н.э. - 17 век. Наиболее длительный период, охватывающий Древний мир, Античность, Средние века и Возрождение. Особенность этого периода - знания носили фрагментарный характер, были связаны с повседневной практикой (необходимость что-то измерить, построить, вылечить и т.д.), обладали рецептурным характером, то есть были узко специализированными. Для этого периода характерен догматизм.

Этап. Классическая наука

17 век - 19 век. Строится на идеале рационального и опытно подтверждаемого знания, появляются первые научные теории, наука начинает функционировать как социальный институт.

Классическая наука формирует механистическую картину мира, которая сводится к следующим моментам. Весь мир есть совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени. Любые события этого мира жестко предопределены законами классической механики. Природа понималась как простая машина, части которой также подчинены жесткой детерминации.

Этап. Неклассическая наука

Конец 19 века - нач. 20 века. Этот этап связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергается объективизм классической науки, отбрасывается представление о реальности, как о чем-то не зависящем от средств ее познания и субъекта. Неклассическая наука показала, что объекты природы не могут изучаться в чистом виде, как они есть сами по себе, так как они даются наблюдателю в их взаимодействии с приборами, а приборы взаимодействуют с микрообъектами, оказывая влияние на их характеристики.

Механистическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой. Объекты биологии, геологии качественно отличаются от объектов классической механики. Эти науки внесли в картину мира идею развития, отсутствующую в механистической картине мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.006 с.)