Понятия субъекта и объекта познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия субъекта и объекта познания



ВВЕДЕНИЕ

Теория познания, которую называют также гносеологией (от греч. gnosis — знание и logos — учение, теория), изучает процесс познания человеком окружающего мира, различные виды и формы знания, которыми он овладевал в ходе своего исторического развития.

Общую теорию познания, или гносеологию, следует отличать от эпистемологии, которая специально исследует научное познание. Бесспорно, что общие закономерности процесса познания относятся также и к научному познанию, но в силу особой специфики науки возникает необходимость в установлении особых закономерностей научного познания, его роста и развития, которые изучаются в рамках эпистемологии.

Проблема познания так или иначе связана с выявлением условий и обоснования истинности нашего знания. Ее решение предполагает ответы на вопросы о том, кто познает, что познается, каким образом осуществляется познание и что собой представляет его конечный результат. Совокупность этих вопросов определяет содержание всякой теории познания, стремящейся к объяснению сути познавательного отношения, возникающего между познающим субъектом и познаваемым объектом или, иначе говоря, отношения между мышлением и бытием.

ПОНЯТИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ

В процессе познания выделяют две стороны: объект познания и субъект познания, т.е. предметы внешнего мира, на которые направлена деятельность человека, и тот, кто познает что-либо.

Субъект — это источник целенаправленной активности, носитель предметно — практической деятельности, оценки и познания. Субъектом познания может быть индивид, наделенный сознанием, ощущениями, восприятием, эмоциями, способностью оперировать образами, понятиями, социальная группа, коллектив, общество в целом. При этом общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.

Объект познания — это то, на что направлена практическая, познавательная деятельность субъекта.

Следует отметить, что «объект познания» отличается от «объективной реальности». Последнее шире, так как существуют такие материальные системы, которые еще не стали объектами познания, потому что наука о них ничего не знает.

«Субъект» и «объект» в определенном смысле относительны: например, данный человек есть субъект познания (познающий), и в то же время он может быть объектом познания для другого человека.

Объектом познания могут быть как материальные предметы, так и духовные явления. Скажем для психолога объектами познания являются сознание человека, его чувства и переживания, для искусствоведа - образы, идеалы, символы и концепты.

Представления о том, как взаимодействуют "объект познания" и "субъект познания", исторически очень сильно менялись. См. видео: https://youtu.be/WRUNcJPt-98

СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ

 

Познание имеет два уровня — чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание — познание, которое осуществляется органами чувств человека.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п.

2. Восприятиецелостный чувственный образ предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств, другими словами, это совокупность ощущений, действующих в данный момент на органы чувств.

3. Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом (от лат. ratio — разум, рассудок).

Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение и др.

Формы рационального познания:

1. Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта, общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом (примеры: мяч, человек, красное, масса, число и т.д.)

2. Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте. То есть это понятия, связанные между собой (примеры: мяч - красный, у человека нет крыльев и т.д.)

3. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения (примеры: если a>b, а b>c, то a>c; Человек-смертен. Сократ - человек. Сократ - смертен.)

Разновидности умозаключений:

1. Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

2. Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

3. Получаемое по аналогии.

Законы и формы рационального познания и логического мышления изучаются логикой.

 

Если вы хотите проверить насколько хорошо вы владеете логическим, рациональным мышлением, попробуйте пройти тест - http://testoteka.narod.ru/pozn/1/10-on.html.

ИСТОЧНИКИ ПОЗНАНИЯ

У нашего знания может быть множество источников:

· восприятие или органы чувств, которые сообщают нам информацию о окружающем мире и запускают познавательные процессы;

· рефлексия или наш разум, который способен ставить перед нами проблемы и давать ответы на вопросы;

· практика, так как именно взаимодействие с окружающим миром, необходимость достигать определенных результатов, заставляет нас обдумывать свои действия и получать новое знание;

· авторитетное мнение, которое содержится в научных работах и учебниках;

· свидетельства других людей, которым мы доверяем;

· интуиция.

 

Термин интуиция многозначен.

Во-первых, интуиция — это вид знания, специфика которого обусловлена способом его приобретения. Это непосредственное знание, не нуждающееся в доказательстве и воспринимаемое как достоверное. Такой позиции, к примеру, придерживались Платон, Декарт, Локк, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Бергсон.

Во-вторых, по способу получения знания, интуиция — это прямое усмотрение истины, т.е. объективной связи вещей, не опирающееся на доказательство (интуиция, от лат. intueri — созерцание, усмотрение внутренним зрением).

Ж. Пиаже рассматривал интуицию как образное предметное мышление, характеризующее главным образом дологическую стадию развития, считая, как и К.Г. Юнг, что с возрастом роль интуиции несколько уменьшается и она уступает место более социальному типу мышления — логическому. Юнг называл интуицию той материнской почвой, из которой вырастают мышление и чувство как рациональные функции.

В теории познания, интуицию рассматривают, как способность человеческого сознания к ускоренному, внезапному переходу от старых форм знания к новым, в основе которой лежит предшествующая историческая практика и индивидуальный опыт исследователя.

Грэхем Уоллес (Валлес), американский исследователь, в 1926 г. выделил четыре этапа интуиции.

Этап. Проверка

На этом этапе происходит переосмысление идеи, полученная информация обретает форму. В этот период начинается осмысленная, сознательная работа: научное открытие обосновывают, художественное произведение приобретает окончательную форму и т.д. Результат озарения необходимо проверить, развить и применить. Этот этап особенно важен, так как полученное решение может оказаться ошибочным (это особенно важно в точных науках – математике, физике и др.).

Подробнее о концепции Уоллеса смотрите здесь - https://monocler.ru/iskusstvo-myishleniya-grem-uolles-o-chetyiryoh-etapah-tvorchestva/

Верифицируемость.

Слово «верификация» происходит от двух латинских слов – verus (истинный) и facere (делать). Таким образом, верификация – это процесс, который подтверждает истинность чего-либо. Применительно к методологии научного знания, как один из обязательных критериев установления научности, был предложен Л. Витгенштейном, который под верификацией полагал в первую очередь возможность подтверждения знания: всякое претендующее на научно-познавательное значение утверждение о мире посредством логического анализа составляющих его терминов и предложений в принципе должно быть сводимо к совокупности т.н. протокольных предложений, фиксирующих данные «чистого опыта», факты.

Действительность представляет собой лишь различные комбинации фактов, поэтому и наука должна быть не более чем комбинацией предложений, отображающих факты и их различные сочетания. Все, что претендует на выход за пределы этого "одномерного" мира фактов, все, что апеллирует к связям фактов или к глубинным сущностям, должно быть изгнано из науки. Конечно, в языке науки очень много предложений, которые непосредственно как будто не отображают фактов. Но это обусловлено тем, что язык искажает мысли. Поэтому в языке науки и в повседневном языке так много бессмысленных псевдопредложений - предложений, которые действительно не говорят о фактах. Для выявления и отбрасывания таких бессмысленных предложений требуется логический анализ языка науки.

Научное знание описывает явления, занимаясь поисками ответов на вопрос " как? ", а не "почему?".

Фальсифицируемость.

Этот термин вошел в историю науки благодаря работам К. Поппера и означал принципиальную опровержимость утверждения. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой), если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент пока не может быть поставлен.

Например, утверждение, что вокруг Земли по орбите вращается невидимый чайник, не отвечает этому критерию, так как в силу его невидимости у нас нет возможности доказать, что его нет. Также, по мнению Поппера, психоанализ Фрейда с его концепцией бессознательного не соответствует этому критерию и не может считаться научной теорией, так как у нас нет никаких возможностей объективно зафиксировать и изучить бессознательное или доказать, что его нет (оно потому и называется бессознательным, что нашему сознанию недоступно). Как бы не вёл себя человек, его поведение можно объяснить с позиции психоаналитических теорий, нет такого поведения, которое опровергло бы эти теории.

Принцип фальсификации делает знание относительным, лишая его неизменности, абсолютности, законченности.

ВИДЕО: Карл Поппер, Наука и Лженаука. Ускоренный курс философии [Crash Course на русском] https://youtu.be/ZagJiwQO48I

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Несмотря на то, что в философии науки разработано достаточно много критериев, позволяющих отличить научное знание от ненаучного, проблема такого разделения до сих пор остается нерешенной.

ВИДЕО: Проблема демаркации в философии науки — Виктор Вахштайн https://youtu.be/blhTkFaYRo8

ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ

Что считать началом науки? Ответ на этот вопрос тесно связан и с тем, что мы понимаем под термином наука, и с тем, как мы отличаем научное знание от ненаучного.

Единодушия по этому вопросу не существует, однако одной из самых распространённых точек зрения является следующая:

Этап. Донаучный период

IX-VII тысячелетия до н.э. - 17 век. Наиболее длительный период, охватывающий Древний мир, Античность, Средние века и Возрождение. Особенность этого периода - знания носили фрагментарный характер, были связаны с повседневной практикой (необходимость что-то измерить, построить, вылечить и т.д.), обладали рецептурным характером, то есть были узко специализированными. Для этого периода характерен догматизм.

Этап. Классическая наука

17 век - 19 век. Строится на идеале рационального и опытно подтверждаемого знания, появляются первые научные теории, наука начинает функционировать как социальный институт.

Классическая наука формирует механистическую картину мира, которая сводится к следующим моментам. Весь мир есть совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени. Любые события этого мира жестко предопределены законами классической механики. Природа понималась как простая машина, части которой также подчинены жесткой детерминации.

Этап. Неклассическая наука

Конец 19 века - нач. 20 века. Этот этап связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергается объективизм классической науки, отбрасывается представление о реальности, как о чем-то не зависящем от средств ее познания и субъекта. Неклассическая наука показала, что объекты природы не могут изучаться в чистом виде, как они есть сами по себе, так как они даются наблюдателю в их взаимодействии с приборами, а приборы взаимодействуют с микрообъектами, оказывая влияние на их характеристики.

Механистическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой. Объекты биологии, геологии качественно отличаются от объектов классической механики. Эти науки внесли в картину мира идею развития, отсутствующую в механистической картине мира.

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

  Эмпирический Теоретический
Задачи Описание эмпирических фактов, фиксирование эмпирических закономерностей, накопление опытных знаний, проверка гипотез и теорий на практике Выявление фундаментальных закономерностей, обобщение данных опыта, выдвижение гипотез и теорий, объяснение и предсказание фактов
Формы научного познания Научный факт Эмпирический закон Проблема Гипотеза Теория
Методы научного познания Наблюдение - описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии изучаемого объекта. Используется для получения первичной эмпирической информации Измерение - процесс представления свойств реальных объектов в виде числовой величины. Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Обычно включает в себя наблюдение и измерение, а также непосредственное физическое воздействие на изучаемые объекты. · Единство исторического и логического · Восхождение от конкретного к абстрактному · Восхождение от абстрактного к конкретному · Формализация · Математизация

Универсальные методы:

· Анализ

· Синтез

· Дедукция

· Индукция

· Аналогия

· Моделирование

· Абстрагирование

· Идеализация

 

О том, в каких науках какие методы стоит применять, существует несколько точек зрения.

Методологический плюрализм. Сколько наук – столько методов.

Бинарный подход. Есть методы естественных наук и методы гуманитарных наук. Между ними нет ничего общего.

Тройственный подход, который наиболее распространен. Существует 3 группы методов: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Примеры: спектральный анализ в физике и химии, метод статистического моделирования, микроскопия. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Примеры: эксперимент, наблюдение, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности (с учетом их специфики). Примеры: диалектический метод, принцип историзма и т.д.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

Классификация наук – это раскрытие взаимосвязи и группировка наук на определенных основаниях или принципах.

Так во второй половине 19 века такими философскими направлениями, как неокантианство (Генрих Риккерт) и «философия жизни» (Вильгельм Дильтей) было предложено разделение наук на две большие группы - науки о природе и науки о духе.

 

Характеристики наук Науки о природе Науки о культуре (духе)
Объект изучают повторяющиеся явления (законы) изучают уникальные (неповторимые) явления
Метод Номотетический - дает общее знание о универсальном, повторяющемся эти науки стремятся к объяснению Идиографический - дает уникальное знание о единичном объекте эти науки стремятся к пониманию, они интерпретируют объект изучения
Отношение к ценностям Ценности должны быть вынесены за пределы познания, субъект никак не влияет на изучаемый объект Познание всегда связано с культурным и историческим контекстом, с личными ценностями исследователя

 

Несмотря на то, что обозначенная выше классификация наук хорошо объясняет различия между гуманитарным и естественнонаучным знанием, сейчас используется более сложная классификация.

 

ПО ЦЕЛЯМ

Фундаментальные

Цели - получение истинного знания и постижение законов и принципов мира

Прикладные

Цель - использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач

ПО ОБЪЕКТУ ИЗУЧЕНИЯ

Точные О числах и количественных отношениях Примеры: математика Технические О технике и механизмах Примеры: инженерия, машиностроение, энергетика, кибернетика и др. Естественные О природе Примеры: физика, химия, астрономия, биология и др. Социально-гуманитарные Об обществе и человеке Примеры: психология, история, экономика, философия, филология и др.
       

 

К особенностям гуманитарных наук и получаемого ими знания относятся:

· существенная мировоззренчески-ценностная детерминация;

· непосредственная зависимость от социокультурного контекста;

· плюрализм, диалогичность;

тесное общение со смежными областями творчества (например, художественной литературой).

 

СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ

Культ науки в наше время привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации.

Сциентизм (от лат. scientia - "знание, наука") преподносит науку и научное знание в качестве культурно-мировоззренческого образца. Сциентизм предписывает ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе.

Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза - антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности. Антисциентизм можно условно разделить на два лагеря - радикальный и умеренный.

Умеренный антисциентизм выступает прежде всего не столько против самой науки, сколько против агрессивного сциентизма, стремящегося абсолютизировать роль науки и принизить культурную значимость других форм деятельности и ориентации человека в мире – искусства, нравственности, религии, философии, обыденного сознания, эмоционально-личностного отношения к миру и т.д. Такого рода антисциентизм критикует сциентистскую абсолютизацию науки прежде всего с позиций гуманизма, отстаивая необходимость многообразия различных форм человеческого опыта и отношения человека к миру, которые не могут быть вытеснены научной рациональностью.

Более радикальные варианты антисциентизма критикуют науку как таковую за негативное влияние на окружающий мир (техногенные катастрофы, ядерное оружие, влияние на экологию и др.) и на человека (дегуманизация человека, то есть утрата внимания и уважения к личности, отношение к человеку как товару, дегуманизация человеческих отношений).

Например, Герберт Маркузе в своей работе "Одномерный человек" показывает, как развитие индустриального общества привело к политической и духовной унификации общества (все читают одни и те же газеты, смотрят одни и те же новости, мир становится универсальным и одинаковым благодаря одинаковым товарам в одинаковых магазинах). В индустриальном обществе товары поглощают людей и манипулируют ими, ради комфорта и безопасности человек согласен терпеть многие ограничения, поэтому такое общество Маркузе называет царством комфортабельной несвободы.

Подробнее о взглядах Г. Маркузе можете посмотреть здесь - https://monocler.ru/odnomernyiy-chelovek/

Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема, например генную инженерию.

Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.

В социальном и гуманитарном познании сциентизм связан с недооценкой или игнорированием специфики их предмета по сравнению с естественнонаучными объектами, с попытками некритического и, зачастую, весьма искусственного привнесения в исследование человека и общества приемов точного естествознания. Весьма опасным (прежде всего для самого научного познания) следствием сциентистского культа науки является ее идеологизация и догматизация, превращение ее в своего рода суррогат религии, якобы дающей окончательный ответ на все коренные проблемы бытия, тогда как подлинная сила науки — в открытости, в незавершенности разрабатываемых ею исторически преходящих моделей реальности.

 

ЛИТЕРАТУРА

Учебная литература

Философия в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / О. А. Митрошенков, В. П. Ляшенко, Г. И. Рузавин; под редакцией О. А. Митрошенкова. — 2-е изд., доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 275 с. — (Высшее образование). — URL: http://biblio-online.ru/bcode/454578 (дата обращения: 26.04.2020).

Философия: учебник для вузов / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 384 с. — (Высшее образование). — URL: http://biblio-online.ru/bcode/449836 (дата обращения: 26.04.2020).

 

 

Дополнительная литература

Гусев Д. А. Удивительная логика - книга, которая в занимательной форме раскрывает секреты логики, поможет придать ясность речи, сделать убедительной аргументацию и позволит добиваться победы в дискуссиях.

ВВЕДЕНИЕ

Теория познания, которую называют также гносеологией (от греч. gnosis — знание и logos — учение, теория), изучает процесс познания человеком окружающего мира, различные виды и формы знания, которыми он овладевал в ходе своего исторического развития.

Общую теорию познания, или гносеологию, следует отличать от эпистемологии, которая специально исследует научное познание. Бесспорно, что общие закономерности процесса познания относятся также и к научному познанию, но в силу особой специфики науки возникает необходимость в установлении особых закономерностей научного познания, его роста и развития, которые изучаются в рамках эпистемологии.

Проблема познания так или иначе связана с выявлением условий и обоснования истинности нашего знания. Ее решение предполагает ответы на вопросы о том, кто познает, что познается, каким образом осуществляется познание и что собой представляет его конечный результат. Совокупность этих вопросов определяет содержание всякой теории познания, стремящейся к объяснению сути познавательного отношения, возникающего между познающим субъектом и познаваемым объектом или, иначе говоря, отношения между мышлением и бытием.

ПОНЯТИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ

В процессе познания выделяют две стороны: объект познания и субъект познания, т.е. предметы внешнего мира, на которые направлена деятельность человека, и тот, кто познает что-либо.

Субъект — это источник целенаправленной активности, носитель предметно — практической деятельности, оценки и познания. Субъектом познания может быть индивид, наделенный сознанием, ощущениями, восприятием, эмоциями, способностью оперировать образами, понятиями, социальная группа, коллектив, общество в целом. При этом общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.

Объект познания — это то, на что направлена практическая, познавательная деятельность субъекта.

Следует отметить, что «объект познания» отличается от «объективной реальности». Последнее шире, так как существуют такие материальные системы, которые еще не стали объектами познания, потому что наука о них ничего не знает.

«Субъект» и «объект» в определенном смысле относительны: например, данный человек есть субъект познания (познающий), и в то же время он может быть объектом познания для другого человека.

Объектом познания могут быть как материальные предметы, так и духовные явления. Скажем для психолога объектами познания являются сознание человека, его чувства и переживания, для искусствоведа - образы, идеалы, символы и концепты.

Представления о том, как взаимодействуют "объект познания" и "субъект познания", исторически очень сильно менялись. См. видео: https://youtu.be/WRUNcJPt-98

СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ

 

Познание имеет два уровня — чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание — познание, которое осуществляется органами чувств человека.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п.

2. Восприятиецелостный чувственный образ предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств, другими словами, это совокупность ощущений, действующих в данный момент на органы чувств.

3. Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом (от лат. ratio — разум, рассудок).

Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение и др.

Формы рационального познания:

1. Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта, общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом (примеры: мяч, человек, красное, масса, число и т.д.)

2. Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте. То есть это понятия, связанные между собой (примеры: мяч - красный, у человека нет крыльев и т.д.)

3. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения (примеры: если a>b, а b>c, то a>c; Человек-смертен. Сократ - человек. Сократ - смертен.)

Разновидности умозаключений:

1. Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

2. Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

3. Получаемое по аналогии.

Законы и формы рационального познания и логического мышления изучаются логикой.

 

Если вы хотите проверить насколько хорошо вы владеете логическим, рациональным мышлением, попробуйте пройти тест - http://testoteka.narod.ru/pozn/1/10-on.html.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.089 с.)