Анализ и описание обучающих компьютерных игр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и описание обучающих компьютерных игр



Чтобы ориентироваться в многообразии компьютерных игр, целесообразно их классифицировать. Классифицировать игры можно по-разному: в зависимости от возраста пользователей, для которых предназначена игра, от платформы, на базе которой она функционирует и т.д. На рисунке 1 представлена классификация компьютерных игр в зависимости от вида игры, включающая девять категорий, используя которую можно классифицировать практически любые игры[14].

Рисунок 1 – классификация компьютерных игр по их типу

Игры с приключениями содержат повествование и несколько персонажей, которые обычно путешествуют по определенной местности (городу, стране) с целью поиска некоторого объекта (например, клада, артефакта и т.п.). В игре предусмотрены различные диалоги, исследования и решение проблем для достижения цели[14]. Примеры игр данного класса: FrogDares, SaveEd, Jumpstart.

Игры, основанные на действиях пользователя, рассчитаны на проворство игрока, быстроту его действий и реакцию. К этому классу относятся широко распространенные «стрелялки» и некоторые игры, связанные с приключениями[14],  например, SpaceInvaders, MathМanи NumpadKenny’s.

Пазлы. Эти игры включают логические построения, поиск соответсвий и решение проблем[15]. Такие игры, как Тетрис, Судоку, Bejeweled 2 относятся к этому классу. Обучающие игры этой категории в основном предназначены для детей младшего возраста, например, игра «Морское дно», хотя имеются игры и для студентов (комплект игр «Сердечнососудистая система человека»)[16]. Игры со словами можно было бы отнести к категории пазлов, но их обычно выделяют в самостоятельный класс, т.к. стиль их создания существенно отличается от пазлов. Эти игры предусматривают поиск слов, решение кроссвордов, анаграмм и т.п[16]. ним относятся, например, WordFreak и WordzMania, которые позволяют как пополнить запас слов, так и изучить и/или закрепить их правописание.

Стратегические игры и игры на основе моделирования. Этот класс игр часто разделяют на два. В предложенной классификации они объединены, т.к. требуют от пользователя одинаковой деятельности. Игры этого класса предусматривают стратегическое планирование, управление ресурсами и принятие решений[15]. Примером игры данного класса может служить игра HexEmpires, которая предусматривает развитие города и создание сильной армии. В некоторых играх пользователю также разрешается изменять параметры игры.

Ролевые игры похожи на игры с приключениями, но в этом случае внимание концентрируется на главном персонаже, исполняющем роль, например, начальника экспедиции. При этом пользователь может изменять параметры игры[16]. К этому классу относится, например, игра Knucklesin China Land. Игры данного типа в обучении используются достаточно редко, т.к. они обычно являются составной частью следующего класса компьютерных игр.

В многопользовательских играх (massivelymulti-playergames) игроки могут общаться между собой, разговаривая, торгуясь и т.п. В настоящее время очень популярны многопользовательские ролевые игры, в которых игроки соревнуются между собой, совершенствуя своего персонажа и развивая свою сферу деятельности[14]. Такие игры всё чаще появляются в социальных сетях. В качестве примеров многопользовательских обучающих игр можно назвать следующие: «Jorneyto Galapagos Islands» для детей 8-12 лет для изучения теории эволюции Ч.Дарвина, «Legends of Alkhimia» для школьников 13-14лет, изучающих химию, «LearningAdventure».

Игры на вождение транспортных средств. Главная задача игр данного класса –вождение транспортных средств. Это может быть соревнование с другими игроками или самостоятельная поездка. Дорога в играх показывается в перспективе: как ее видит играющий или третье лицо (например, вид сверху)[15]. Примеры таких игр: Ben 10 Moto Champ Toy Car Parking.

Настольные и карточные игры – это электронные версии реальных игр, таких как шашки, шахматы, домино, покер, различные пасьянсы и т.д.

При классификации компьютерных игр, предназначенных для обучения, нужен другой подход. Классификация обучающих игр представляет собой древовидную структуру, включающую несколько уровней[16]:

1-ый уровень – возраст учащегося (например, дети 5-6 лет, школьники 7-го класса, студенты 2-го курса);

2-ой уровень – учебная дисциплина, для изучения которой предназначена игра;

3-ий уровень – тема учебной дисциплины;

4-ый уровень – представленная на рисунке 1 классификация.

Такой подход позволит быстро найти необходимую для изучения учебной дисциплины компьютерную игру.

При выборе игры часто важное место занимают и используемые при ее разработке технологии, т.к. они требуют определенных программных и технических ресурсов.

1.3. Определение требований к игре

На сегодняшний день компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь и формирование компьютерной грамотности учащихся – одна из важнейших задач современной школы. При этом компьютер выступает в школе в двух ролях: как предмет изучения и как техническое средство обучения. Для более эффективного формирования компьютерной грамотности можно объединить эти возможности компьютера, используя на уроках обучающие компьютерные игры по информатике. Наиболее востребован комплекс обучающих игр будет при обучении пропедевтическому курсу информатики и ИКТ, так как в этом возрасте у школьников существует еще естественная потребность в игре как подготовке к труду, как выражению творчества, тренировке сил и способностей, как, наконец, в простом развлечении.

Кроме того, компьютерные обучающие игры позволяют усилить мотивацию ученика. Не только новизна работы за компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на познавательном интересе учащихся. Другим источником развития познавательного интереса учащихся является занимательность компьютерных обучающих игр. Следует отметить, что компьютерные обучающие игры также способствуют формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяют школьникам наглядно представить результат своих действий.

Следует отметить, что во внутреннем (содержательном) плане компьютерные игры во многом схожи с традиционными играми, но имеют некоторые принципиальные отличия. Выделим эти отличия.

Во-первых, многие компьютерные обучающие игры строятся по принципу постепенного усложнения игровой и дидактических задач, поддерживая ребенка в «зоне ближайшего развития».

Во-вторых, в компьютерной обучающей игре можно контролировать «этапность», то есть переход к следующему уровню. В одних играх можно с помощью «меню» произвольно выбирать уровень сложности задания. В других – программа сама подстраивается под ребенка и предлагает ему новые задания с учетом его прежних ответов: более сложные, если задания выполняются успешно, или более простые – в обратном случае[10].

Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям:

1. Игра должна соответствовать целям обучения[7]

2. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание;

3. Обучающую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовывать;

4. Учитель непременно сам верит в обучающую игру, в ее эффективность[9];

5. Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов;

6. Возможность использования творческих элементов в игре [7];

7. Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство играющих;

8. Игра по своему содержанию должна быть педагогична, её выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и кругозора;

9. Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или ничья;

10. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой[1].

Таким образом, информационная система, обеспечивающая учебный процесс в игровой форме, должна быть понятной, простой и безопасной в использовании, одновременно должна вмещать в себя всю нужную информацию для пользователей (т.е. учеников)и быть компактной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.02 с.)