Критерии интеллектуальной одаренности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии интеллектуальной одаренности



o ребенок имеет высокий коэффициент интеллекта (выше 110, по Векслеру, Гилфорду, Кеттеллу и др.);

o ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и ис­ключительной памятью;

o проявляет выраженную и разностороннюю любознательность; час­то с головой уходит в то или иное занятие;

o охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний;

o его знания гораздо глубже, чем у сверстников;

o проявляет исключительные способности к решению учебных задач.

Критерии определения академиче­ской одаренности для детей младшего школьного возраста, основыва­ясь на требованиях базовых учебных курсов.

Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, имеет бо­гатый словарный запас и способен понимать сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно точно и прочно запоминает прочитанное; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет не­обыкновенный интерес к написанию букв и слов; демонстрирует уме­ние читать.

Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; демонст­рирует необычное для своего возраста понимание математических от­ношений и легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и по­нятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.

Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естест­вознанием и природой; проявляет большой интерес или исключитель­ные способности к классификации; часто задает вопросы о происхож­дении или функциях предметов; интересуется естественнонаучными опытами и экспериментами; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абст­рактные понятия.

Академически одаренных детей на всех этапах школьного обуче­ния (начальное, среднее и старшее звено) отличает высокая стойкая мотивация к познанию, усердие в освоении всех учебных предметов, собранность, высокая самодисциплина и требовательность к собст­венным научным достижениям

Методы диагностики и сроки проведения:

Методы диагностики Сроки (№ недели)
Наблюдение, изучение документов и продуктов деятельности ребенка, беседа 3, 4
Анкеты (опросники). Тесты 3, 4

Основные показатели при диагностировании:

-Беглость.

-Гибкость (количество идей, умение переключаться с проблемы на проблему).

-Оригинальность (стандартный ответ или нет).

-Устойчивость интереса.

-Целостность (способность придавать продукту завершённый вид).

При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста необходимо создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.

Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей со стороны, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше и понимают на интуитивном уровне, чем могут сказать. Предпочтение отдаётся интуитивной догадке.

Метод наблюдения

Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка, его творческие способности Е.С. Белова рекомендует понаблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:

- предпочитаемые виды занятий, игр;

- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);

- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);

- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);

- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);

- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).

На основе анализа характеристик одарённых детей психологи Дж. Рензулли и Р. Хартман предложили оценивать творческий потенциал ребёнка по следующим параметрам (метод наблюдения):

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными.

7. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов.

8. Нонконформист, не боится отличаться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.008 с.)