Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация внеурочных занятий с учащимися начальной школы↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Организация внеурочных занятий с учащимися начальной школы Методическое пособие по УП.02.01. «Закрепление профессиональных навыков» по ПП.02.01. «Введение в специальность» ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»
Г. Магнитогорск, 2019
Печатается по решению Методического совета Магнитогорского педагогического колледжа
Данное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05. « Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно предназначено для студентов педагогического колледжа, которые осваивают теорию и практику организации внеурочной деятельности и общения младших школьников. Кроме того, пособие может оказать помощь начинающему педагогу по организации и проведению внеурочной деятельности.
Составитель: Лысяная Наталья Ивановна, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин и частных методик, методист по практике, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»
Рецензенты: Кащенко О.О., к.п.н., преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж». Резанова Т.А., заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 65 им. Б.П. Агапитова» г. Магнитогорска
Содержание
Введение Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности. Учебная практика по ПМ.02. включает в себя следующие этапы: практика «Закрепления профессиональных навыков» и практика «Подготовка к летней практике и инструктивный лагерный сбор». Производственная практика по ПМ.02. включает в себя следующие этапы: практика «Введение в специальность» и практика «Летняя». Практики закрепление профессиональных навыков и введение в специальность направлены на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках модуля ПМ. 02. ППССЗ СПО по виду профессиональной деятельности Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, предусмотренному ФГОС СПО по специальности «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по данному модулю ППССЗ СПО в соответствии с ФГОС СПО, рабочей программой практики. Настоящее методическое пособие предназначено для студентов педагогического колледжа школьного отделения, проходящих практику в начальных классах общеобразовательной школы. В пособии содержатся рекомендации, задания, творческое использование которых поможет студенту овладеть необходимыми умениями и навыками по применению психолого-педагогических знаний в процессе учебно-воспитательной работы и формировать практические умения.
В обязанности студентов вменяется ведение Тетради по практике, Дневников по УП и ПП. Студенты проходят практику по двум направлениям внеурочной деятельности: декоративно-прикладное творчество и ритмика. Все задания по практике выполняются сначала по одному направлению, затем по второму. Для организации текущего контроля выполнения программы практики разработаны контрольные точки для студентов. За каждую контрольную точку студент получает текущую оценку, которая позволяет оценить выполнение данного вида деятельности на практике. Практика считается освоенной, если студент имеет положительные оценки по всем контрольным точкам данной практики; и неосвоенной, если студент не выполнил задание в полном объеме (не все контрольные точки), либо студент имеет неудовлетворительную оценку по контрольной точке. Требования к ведению тетради по практикам
Требования к ведению дневников по практикам
Задания для студентов на практике
План программы педагогической диагностики
· Постановка целей и задач диагностики. · Определение критериев, показателей развития личности. · Отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы). Внеурочных занятий Фотография внеурочного занятия Учитель (студент): Предмет (направление, программа): Тема занятия: Цель занятия: (через существительное – ознакомление, повторение… + тема (предмет) занятия) Задачи занятия: (через глаголы, уточняют, раскрывают цель – расширить, определить, научить…) 1. Что нового узнают обучающиеся 2. Что научатся делать или сделают Планируемые результаты: (формулировки как УУД) Личностные: (1 знаниевый или деятельностный результат) Метапредметные: Регулятивные: 1. Один из результатов в пп. 1.1 – 1.3 2. Один из результатов в пп. 1.4 – 1.6 Познавательные: 1. Один из результатов п. 2.1 2. Один из результатов пп.2.2 – 2.4 Коммуникативные: 1. Один из результатов в пп. 3.1 – 3.4 2. Один из результатов в пп. 3.5 – 3.5 3. Один из результатов в пп. 4.1 – 4.2 4. Один из результатов в пп. 4.3 – 4.4 Оборудование: Использованная литература: Таблица 2.
Основной этап занятия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключительный этап занятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществление контроля | Что узнали? Чему научились? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществление коррекции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценивание учащихся | Каких результатов мне удалось сегодня достичь? (самооценка) Каких результатов удалось сегодня достичь другим? (взаимооценка) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов занятия |
Анализ занятия
1. Структура занятия
1.1. Соответствие типа структуры учебного занятия содержанию темы (практическое занятие, семинар, обучающая игра и т.д.).
1.2. Дидактическая обоснованность выделения структурных элементов учебного занятия: актуализация опорных знаний, выявление границы знания и незнания; формулирование проблемы; мотивировка получения новых знаний; применение знаний (умений), проверка качества их усвоения и т. д.
1.3. Соответствие учебного материала возрастным и иным особенностям, уровню общей и предметной подготовки учащихся.
2. Содержание учебного занятия
2.1. Научность, доступность, новизна и доказательность знаний.
2.2. Наличие в содержании выводов, работа с научными понятиями и закономерностями.
2.3. Включение в содержание фактов, примеров, сведений, стимулирующих познавательные интересы учащихся.
2.4. Реализация связей с жизнью или окружающей действительностью.
2.5. Формирование системных знаний на основе четкого определения места урока, темы в ряду других тем
3. Технологическое обеспечение учебного занятия
3.1. Использование современных педагогических технологий на различной основе (проблемной, личностно – ориентированной и др.). Реализация в соответствии с данными технологиями активных методов обучения (проблемных, игровых, диалоговых, опорных сигналов и конспектов и т.д.)
3.2. Способы организации познавательной деятельности учащихся: обучение динамическими парами, группами взаимное рецензирование, инд. работа и др.
3.3. Поисковый и исследовательский характер занятия: лабораторные, практические, семинарские занятия, исследовательского типа; решение проблемно-познавательных задач и др.
3.4. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся: работа с книгой, документами и др. источниками; использование дидактических материалов; составление планов, рецензий, опорных схем, таблиц и др.
3.5. Организация контроля знаний учащихся: соответствие приемов контроля содержанию проверяемых знаний; объективность оценивания; участие в контроле учащихся в полном составе; разнообразие методик и способов контроля знаний; обучающие, воспитывающие, развивающие, стимулирующие корректирующие и другие функции контроля знаний учащихся.
4. Наглядное и техническое оснащение учебного занятия
4.1. Полнота использования необходимых средств наглядности и ТСО.
4.2. Дидактически грамотное применение данных средств наглядности и ТСО: педагогически обоснованное их предъявление в определенные моменты урока; привлечение учащихся к анализу вводимого средства и др.
4.3. Использование современных ТСО и ЭВМ.
5. Характер общения учителя с учащимися
5. 1. Контакт учителя с учащимися.
5.2. Использование элементов педагогики сотрудничества.
5.3. Умение организовать познавательную деятельность и поддерживать дисциплину.
5.4. Характер речевой деятельности учителя.
5.5. Темп учебного занятия, его интенсивность.
5.6. Внешнее восприятие личности учителя.
6. Педагогическая эффективность учебного занятия (выводы)
6.1. Уровень решения задач и достижения цели.
6.2. Уровень достижения планируемых результатов.
6.3. Формирование у учащихся мотивации учения: познавательного интереса, потребности в знаниях, чувства долга и ответственности, осознания необходимости полноценного образования успешного учения, качеств лидера и т. д.
6.4. Соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям организации обучения.
6.5. Дифференцированный характер обучения: работа с одаренными неуспевающими учениками и т. д.
6.6. Развивающие функции учебного занятия: развитие внимания, памяти, мышления, способностей и их целенаправленное формирование от занятия к занятию. Выбор наиболее продуктивных видов учебной деятельности, обеспечивающих развитие школьника.
6.7. Воспитывающие функции учебного занятия (достижение личностных результатов).
Материалы для диагностики
способностей обучающихся
Креативность в области ИЗО
o ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации;
o в мельчайших деталях запоминает увиденное;
o проводит много времени за рисованием или лепкой;
o весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие;
o демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
o оригинально использует средства художественной выразительности;
o экспериментирует с использованием традиционных материалов;
o осознанно строит композицию картин или рисунков;
o его произведения включают множество деталей;
o его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет — работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности;
o ребенка интересует не столько лаконичный и законченный творческий продукт, сколько нахождение и выражение человеческих смыслов.
Артистические способности
o ребенок с удовольствием изображает посредством мимики, жестов, голоса как окружающих реальных людей и животных, так и воображаемые образы;
o мимика такого ребенка очень выразительна, жесты и пантомимика — активны и образны;
o ребенок с удовольствием выступает на публике, активно участвует в проводимых спектаклях, выступлениях.
Метод наблюдения
Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка, его творческие способности Е.С. Белова рекомендует понаблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:
- предпочитаемые виды занятий, игр;
- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);
- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);
- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);
- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);
- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).
На основе анализа характеристик одарённых детей психологи Дж. Рензулли и Р. Хартман предложили оценивать творческий потенциал ребёнка по следующим параметрам (метод наблюдения):
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными.
7. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов.
8. Нонконформист, не боится отличаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Анкета для родителей
1) Ф. И. ребёнка
2) Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго?
3) Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?
4) Как часто Вы с семьёй бываете на спектаклях, на выставках, в театрах, совместно просматриваете кинофильм? Кто выступает инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?
5) Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?
6) Всегда ли доделывает свою работу до конца?
7) Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?
8) Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?
9) Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?
Во внеурочной деятельности
1. Размещение информации о проведении внеурочной деятельности на информационных стендах и сайте школы.
2. Организация оформления заявлений родителей по выбору направлений и форм организации внеурочной деятельности.
3. Организация проведения и изучение отзывов, предложений и рекомендаций родителей по организации внеурочных занятий.
4. Организация исследования сформированности мотивации родителей к сотрудничеству.
5. Организация исследования удовлетворенности родителей процессом и результатом внеурочной деятельности ребенка.
6. Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, фестивалей, конкурсов, олимпиад, викторин.
7. Организация изготовления творческих работ родителями совместно с детьми.
8. Организация участия родителей в творческой презентации результатов деятельности ребенка.
Во внеурочную деятельность
1. Какие виды работ по мотивированию родителей к участию во внеурочной деятельности удалось выполнить (не менее трех видов).
2. Что получилось, понравилось, было интересно.
3. Что вызвало трудности, проблемы и почему.
4. Вывод.
Младших школьников
Образцы проектов см. МРООП НОО Р1.3.2.1
Теоретическое обоснование и методика организации и проведения проектной деятельности младших школьников см. Приложение № 2.
Задание для студентов:
· Изучить материалы в приложении № 2. и примеры проектов.
· Разработать материалы для проекта в соответствии с возрастом учащихся (подгруппа студентов разрабатывает материалы для одного проекта).
· Провести проектную деятельность на практике (не менее 2-х недель).
· Во время проведения проектной деятельности провести измерения уровня сформированности метапредметных результатов.
· Оценить уровень сформированности метапредметных результатов и составить анализ для одного обучающегося (каждый студент выбирает одного ребенка). Для аргументации анализа использовать критерии оценивания проектной деятельности. Анализ оформить отдельным документом в текстовом редакторе.
Подготовка конференций по практике
Итоговая конференция
Организация методической выставки (дневники по практике, папки – копилки методических материалов по практике, анализы и самоанализы внеурочных занятий и результатов работы с родителями, анализ диагностики творческих способностей детей, отчеты по практике)
Темы выступления:
2. Особенности проведения внеурочных занятий (декоративно-прикладное искусство): интересные находки, основные трудности
3. Особенности проведения внеурочных занятий (ритмика): интересные находки, основные трудности
План проведения итоговой конференции
– организация выставки (каждая подгруппа организовывает свою часть выставки).
– оценка методических разработок
– конференция по результатам практики
Подведение итогов, выставление оценок и награждение.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
2. Приказ Министерства образования и науки № 507, от 31.12.2015 № 1576) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 № 17785).
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2015 № 35847).Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова]; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. 3-еизд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Стандарты второго поколения. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
6. Демакова, И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. Изд. КАРО, 2009. – 160 с.
7. Диагностический инструментарий для проведения регионального мониторинга качества общего образования: методическое пособие / Е. А. Тюрина, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов; под ред. В. Н. Кеспикова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 272 с.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
9. Мухина, B. C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина.– 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
10. Полянина, Н.Б., Силаева, Т.Е. и др. Проектная деятельность в начальной школе. Сборник для учителей начальных классов. Изд. Учитель, 2010. – 131 с.
11. Симоненко, В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. Изд. Вентана-Граф, 2009. – 112 с.
12. Смирнов, Д.В., Горский, В.А., Тимофеев, А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарт нового поколения. Сборник. М.: Просвещение, 2010. – 111 с.
13. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie - Социальная сеть работников образования
14. http://vneurochka.ru – Внеурочка
15. http://ipk74.ru/ - ГБОУ ДПО ЧИППКРО
16. http:www/edu.var.ru – центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании
17. http:www/edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
18. http:www/fio.ru – портал Федерации Интернет Образования
19. http: /festival. 1september.ru/ - фестиваль педагогических идей
20. http://dbs.sfedu.ru/ - сайт педагогической литературы
Приложение 3.
Требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа планов и организации внеурочной работы;
- определения целей и задач, планирования, проведения, внеурочной работы в избранной области деятельности;
- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
- наблюдения за детьми и педагогической диагностики интеллектуальных способностей обучающихся;
- ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;
Уметь:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности;
- определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;
- составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
- планировать ситуации, стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;
- мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;
- планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими);
- подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;
- использовать различные методы и приемы обучения;
- осуществлять самоанализ и контроль при проведении внеурочных занятий;
- выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся;
- составлять индивидуальную программу работы с одаренными детьми; применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия);
- вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам организации внеурочной работы в избранной области деятельности;
- анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;
Знать:
-сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;
- особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной школе;
- теоретические основы и методику планирования внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы;
- методические основы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;
- особенности общения младших школьников;
- методы, приемы и формы организации общения младших школьников;
- методические основы и особенности работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности;
- способы выявления педагогом интересов и способностей младших школьников;
- формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
- логику анализа внеурочных мероприятий и занятий;
- виды документации, требования к ее оформлению.
освоить профессиональные компетенции (ПК):
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
Освоить общие компетенции:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | ||
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | ||
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | ||
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.34 (0.018 с.) |