Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме



 

На протяжении двух послевоенных десятилетий в духовной жизни советского общества произошли глубокие изменения. Эпоха жесточайшего контроля над всеми формами творческой деятельности конца 1940-х - начала 1950-х гг. сменилась «оттепелью» - границы дозволенного значительно раздвинулись, в стране активизировался процесс формирования духовной оппозиции правящей партийной верхушке.

Одной из характерных черт эпохи стало сосуществование двух пластов культуры - официального, подцензурного и неофициального, существовавшего вне и помимо учреждений культуры.

С лета 1946 г. влас­ти развернули широкое наступление против «западного влияния» на раз­витие отечественной культуры. По существу, речь шла о наступлении на свободомыслие и любое проявление творческой самостоятельности интеллигенции, о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над ней.

В августе 1946 г. был создан новый журнал «Партийная жизнь» призванный взять под контроль развитие культуры, которая, по мнению партийных чиновников, «страдала идео­логической вялостью, появлением новых идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма». Поход против «западничества» возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, отвечавший за идеологию.

«Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космо­политизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологиче­ской, но и в культурной изоляции от остального мира.

Один из первых ударов был нанесен по оте­чественной литературе. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 ав­густа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» эти издания обвинялись в пропаганде идей, «чуждых духу партии», предос­тавлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологи­чески вредных произведений».

Литература не случайно попала в центр внимания властей. В силу отсутствия в России возможностей публичного обсуждения политических проблем дискуссии вокруг художественных произведений неизбежно приобретали широкое общественное звучание, затрагивая оценку деятельности правящих кругов.

Отношение властей было одобрительным к тем писателям, в произведениях которых воссоздавались яркие страницы отечественной истории, связанные с подвигом народа в годы Великой Отечественной войны, массовыми народными движениями, Гражданской войной, трудовыми свершениями в годы первых пятилеток. Большой популярностью пользовались произведения М. А. Шолохова, М. М. Пришвина, Э. Г. Казакевича, Л. М. Леонова, К. А. Федина, А. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и др.

Последовали постановления ЦК ВКП(б), содержавшие резкую критику репертуаров драматических театров. Некоторых режиссеров обвинили в национализме или искаженном отражении советской действительности, критиковали сатирический журнал «Крокодил». В печати и на организованных партийным активом собраниях трудовых коллективов огульно осуждалось творчество писателей А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко (слайд 10), композиторов Д. Д. Шостаковича и В. И. Мурадели, кинорежиссеров С. М. Эйзенштейна, С. А. Герасимова и др. Их произведения оказались закрыты для широкой публики.

Борьба с «чуждыми» идейными влияниями распространилась на сферу науки. И. В. Сталин лично вмешивался в дискуссии научных кругов по вопросам языкознания, экономики. В его работах давались директивные указания о том, как следует освещать спорные научные проблемы. На собраниях научных коллективов шли «проработки» ученых, обвиненных в ошибках при освещении тех или иных периодов отечественной и зарубежной истории, низкопоклонстве перед Западом. Реакционными, буржуазными и ложными провозглашались генетика и кибернетика.

Несмотря на многочисленные доносы о «неправильных» взглядах ведущих советских ученых, гонения не затронули тех из них, кто был задействован в атомном проекте и разработке межконтинентальных бомбардировщиков и баллистических ракет - носителей ядерного оружия.

В августе 1945 г. был создан Специальный комитет, в который вошли крупнейшие советские ученые - академики И. В. Курчатови П. Л. Капица Потребности атомного проекта удовлетворялись государством в первую очередь. Благодаря этому в 1949 г. в нашей стране было создано ядерное оружие (слайд)непосредственно на вооружение дальней авиации оно поступило в 1953).

В 1953 г. сотрудники Института атомной энергии, работавшие под руководством И. В. Курчатова, опередив США, создали водородную бомбу намного более разрушительную, чем атомная. В 1954 г. в Советском Союзе вошла в строй первая в мире атомная электростанция (Обнинск).

Таким образом, основными особенностями духовной жизни этого времени было:- всеобщий контроль за интеллектуальной деятельностью,давление партийной идеологии на все стороны духовной жизнью

2.Духовная жизнь в период оттепели.

Начавшийся после смерти И.В. Сталина период некоторого ослабления жесткого идеологического контроля над сферой культуры и перемен во внутренней и внешней политике вошел в отечественную историю под названием «оттепель». Понятие «оттепель» широко используется как метафора для описания характера изменений в духовном о климате советского общества после марта, 1953 г.

Доклад Хрущева на XX съезде КПСС (слайд) произвел ошеломляющее впечатление на всю страну. Он обозначил ру­беж в духовной жизни советского общества — до и после

XX съезда. Осмысление и обсуждение прозвучавших в докладе оценок разделили людей на сторонников и про­тивников критики Сталина и разоблачения культа личности, на «обновленцев» и приверженцев продолжения сталинской политики.

После XX съезда прямое идеологическое давление на сферу культуры со стороны партийного руководства стало несколько ослабевать. Период «оттепели» охватил примерно 10 лет. Но были отступления от либерализации режима.

Как жить с грузом ответственности за прошлое и как изменить жизнь, не допустить повторения трагедии и массовых репрессий, огромных лишений и жесткого диктата над сферой духовной жизни — все это широко обсуждалось в обществе.

В живописи этих лет широкое распространение получил исторический, «историко-революционный» жанр.

 В 1950 году коллективом авторов (Борис Иогансон и находившиеся под его руководством Василий Соколов, Дмитрий Тегин, Наталья Файдыш-Крандиевская, Никита Чебаков) была создана масштабная картина «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» о выступлении в 1920 году в здании Ленкома. «В трактовке этого факта вновь проявилось присущее Иогансону ранее стремление к повествовательной режиссуре в изображении события. Зритель как бы присутствует при происходящем, он там, где кулисы; он охватывает своим взглядом все простраство». Эта картина стала одной из эталонных.

В 1957 в Москве открылась персональная выставка работ испанского художника П. Пикассо. В 1956 г. состоялась выставка Пикассо в ГМИИ; в 1957 - выставка работ современных зарубежных художников в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве; в 1958 - выставка американских абстракционистов в выставочном комплексе в Сокольниках; в 1960 - "Живопись Великобритании 1700 - 1960" в ГМИИ; в 1961 - выставка современных французских мастеров в Сокольниках. Молодое поколение художников увидело "другое искусство, не похожее на то, что вдалбливалось в художественных училищах" (Генрих Сапгир). Под впечатлением увиденного некоторые молодые художники переосмыслили свой дальнейший путь в искусстве, для многих это был толчок к началу творчества. Оказалось, можно делать то, что хoчешь и рисовать, как видишь. Но этот порыв не нашел понимания у представителей соцреализма, и зрители не имели возможности познакомиться с их работами, просто не подозревая об их существовании.

Советскому зрителю представилась возможность познакомиться с произведениями современного американского, французского и английского искусства. Определенную информацию о зарубежной культурной жизни можно было почерпнуть также в иностранных журналах, издававшихся на русском языке, и в иностранной прессе, представленной в крупных библиотеках.

Основными особенностями развития духовной жизни 1950 гг. является:

- частичное ослабление диктата партии в духовной жизни, интеллигенция могла творить в рамках дозволенного.

- «приподнятие» «железного занавеса», расширение культурных контактов.

3. Отступление от оттепели.

Перед творческой интеллигенцией, особенно после принятия новой Программы КПСС XXII съездом партии (1961), власти выдвигали задачу воспитания «нового человека» будущего общества.

Процесс оживления культурной жизни шел бурно, трудно и противоречиво. Дав некоторые демократические свободы, ослабив цензурные тиски, государство все же не хотело утратить контроль над художественным творчеством. Все новое пробивало себе дорогу с трудом: во многом благодаря А. Твардовскому утверждал и сохранял свою критическую направленность журнал «Новый мир», открывались областные книжные издательства, создавались новые литературные направления, получившие условны названия «лейтенантской», «деревенской», «городской» прозы; произошел настоящий «поэтический бум», связанный, прежде всего, с именами А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы; расцвел жанр авторской песни, студийный театр, произошел взлет научной фантастики (И. Ефремов, братья Стругацкие). Вместе с тем в эти же годы была организована травля Б. Пастернака, раскручивались судебные процессы над «диссидентами и клеветниками» Синявским и Даниэлем и «тунеядцем» Бродским, был арестован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», учинялся разгром «бульдозерной выставки». Характерны слова Н.С. Хрущева (1957) «Творческая активность в сфере литературы и искусства должна быть проникнута духом борьбы за коммунизм, должна наполнять сердца бодростью, развивать социалистическую сознательность и групповую дисциплину».

Развитие науки 50-60 гг..

Партийные директивы, ориентировавшие на развитие научно-технического прогресса, безусловно, сти­мулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. был со­здан Международный исследовательский центр в Дубне (Объ­единенный институт ядерных исследований). В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с ши­рокой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе АН СССР за 1956—1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась и их геогра­фия (Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Числен­ность научных работников страны приближалась к 300 тыс. К числу крупнейших достижений отечественной науки это­го времени можно отнести создание самого мощного в ми­ре синхрофазотрона (1957 г.); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»; запуск в космос первого в ми­ре искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.), отправ­ку в космос животных (ноябрь 1957 г.), первый полет человека в космос (12 апреля 1961 г.)(слайд), 1963 г. в космос полетела первая женщина –космонавт В. Терешкова. Выход на трассы первого реактив­ного пассажирского лайнера ТУ-104; создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета») и т. д. После долгого перерыва возобновились работы в области генетики.

Однако, как и прежде, приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. На его нужды работали не только крупнейшие ученые страны (С. Королев, М. Келдыш, А. Туполев, В. Челомей, А. Сахаров, И. Курчатов и др.), но исоветская разведка. Даже космичес­кая программа была лишь «приложением» к программе созда­ния средств доставки ядерного оружия.

Таким образом, научно-технические достижения «хрущев­ской эпохи» закладывали основу для достижения в перспек­тиве военно-стратегического паритета с США.

Таким образом:

основными особенностями развития духовной жизни 1960 гг. являются:

- ужесточение контроля партии за деятельностью творческой интеллигенции,

- приоритетными направлениями являются развитие фундаментальной науки, связанной с интересами военно-промышленного комплекса.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. В каких исторических условиях развивалась культура СССР?

2. Какие исторические события могли повлиять на ее развитие?

3. Какие направления в науке приветствовались партией?

4. Назовите известных деятелей науки этого периода?

5. Какие достижения этого периода являются крупнейшими в отечественной науке?

 

Практические задания

Задание 1. Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.

Из постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» (14 августа 1946):

ЦК ВКП(б) отмечает, что издающиеся в Ленинграде литературно-художественные журналы «Звезда» и «Ленинград» ведутся совершенно неудовлетворительно <...>

Стали появляться произведения, культивирующие несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада. Стали публиковаться произведения, проникнутые тоской, пессимизмом и разочарованием в жизни <...> Помещая эти произведения, редакция усугубила свои ошибки и еще более понизила идейный уровень журнала <...>

Руководящие работники журналов, и, в первую очередь, их редакторы <...> забыли то положение ленинизма, что наши журналы, являются ли они научными или художественными, не могут быть аполитичными. Они забыли, что наши журналы являются могучим средством Советского государства в деле воспитания советских людей и в особенности молодежи, и поэтому должны руководствоваться тем, что составляет жизненную основу советского строя - его политикой <...> Поэтому всякая проповедь безыдейности, аполитичности, «искусства для искусства» чужда советской литературе, вредна для интересов советского народа и государства и не должна иметь места в наших журналах.

Вопросы к документу:

1. Какие тенденции в культурной жизни общества осуждает постановление?

2. Какую задачу ставит постановление пред творческой интеллигенцией?

 

Задание 2. Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.

 

Из предсмертного письма А. А. Фадеева в ЦК КПСС (13 мая 1956):

Не вижу возможности дальше жить, т.к. искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии, и теперь уже не может быть поправлено <...>

Литература - это святая святых - отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых «высоких» трибун - таких, как Московская конференция или ХХ-й партсъезд, раздался новый лозунг «Ату ее!» <...> Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.

Вопросу к документу:

1. Чем объяснял свой уход из жизни Фадеев?

2. Каково отношение Фадеева к руководителям партии?

3. Согласны ли Вы с точкой зрения Фадеева?

Задание 3. Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.

«Из воспоминаний Э.М. Белютина «Хрущев в Манеже».

Выставка «Новая реальность», организованная ЭлиемБелютиным, была частью большой выставки в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников СССР в 1962 году.

Никиту Хрущёва сопровождали Михаил Суслов, Александр Шелепин и Сергей Павлов.

Хрущёв обошёл зал три раза, затем задал вопросы художникам. В частности, он спросил художников кем были их отцы, выясняя классовое происхождение[1]. Михаил Суслов обратил внимание Хрущёва на некоторые детали картин, после чего Хрущёв начинал возмущаться, употребляя, среди прочих, такие слова как «ерунда», «мазня»:

«Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! … Что это такое? Вы что — мужики или …проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?»[

«Очень обще и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю! … Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!»

Вопросы к документу:

1. Чем было вызвано возмущение Хрущева?

2. Как реагировал Хрущев на происходящее на выставке?.

3. Каково ваше впечатление от полученной информации?

 

Литература

1. Загладин Н.В., Белоусов Л.С. История (Всеобщая история) Новейшая история 1914- начало XXI века. – М, 2019. – 286с.

2. Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А. История конец XIX - начало XXI века. – М., 2019. – 447 с.

3. http://www.memo.ru/history/diss/ – История советских диссидентов.

4. http://www.tuad.nsk.ru/~history/Russia/USSR/index.html –Н.С. Хрущев. Время. Люди. Власть.

 

 

Практическая работа № 12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.031 с.)