Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме



 

На плечи В.В. Путина легла страна, потерявшая за восемь лет революционных потрясений половину экономического потенциала и только что пережившая страшный дефолт. Состояние российской экономики по-прежнему в значительной мере зависело от состояния дел в топливно-энергетической сфере. Нефтяные компании давали 20 % налогов в бюджет и до 30 % доходов России. Кризис 1998 года положил конец экономике спада. С 1999 г. в стране начался так называемый восстановительный рост экономики, который происходил во многом за счет накопленного в прежние годы богатства: оно использовалась как ресурс, но не восполнялось. Поскольку источники восстановительного роста были исчерпаны, перед страной встала новая проблема: как обеспечить быстрое экономическое развитие ориентируясь уже не на вовлечение старых производственных мощностей, а на создание новых, привлечение новой квалифицированной рабочей силы.

Другая сторона проблемы заключалась в том, что Российская Федерация существенно отставала от группы развитых стран с точки зрения основных характеристик производства и инвестиций – производимой продукции в расчете на душу населения, качестве применяемых в производстве технологий и общей его эффективности, абсолютных показателях производительности труда и капитала. Не менее острый характер к началу нового века приобрели социальные проблемы: теряющее конкурентоспособность в условиях постиндустриального мира образование, низкое качество здравоохранения, архаичная система социальной защиты, мизерные пенсии, нарастающее социальное расслоение при слабости среднего класса.

За первые четыре года, проведенные в Кремле, В. В. Путин сделал многое, что не удалось его предшественнику Б. Н. Ельцину. Политика Президента в эти годы была направлена на обеспечение модернизационного прорыва, необходимого для превращения России в процветающую экономически сильную и влиятельную страну. Российское правительство начало проводить комплекс реформ, направленных на укрепление прав собственности и углубление структурных реформ, включения страны в мировое сообщество и хозяйство. Были внесены позитивные изменения в уголовно-процессуальное законодательство. Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения был упорядочен и укреплен частный земельный оборот, что позволило сократить масштабы теневого оборота и коррупции. В условиях высоких цен на нефть российское правительство проводило в целом ответственную финансовую и денежную политику. Была во многом восстановлена управляемость страны, повысилась согласованность деятельности различных ветвей государственного управления. Серьезно улучшилась ситуация в экономической сфере. В стране быстрыми темпами укреплялась рыночная инфраструктура, шло накопление элементов нового социально-экономического устройства. Возникали малые, средние и крупные фирмы, появились инициативные и успешные предприниматели и менеджеры. Развивались валютные и фондовые биржи, консалтинговые и аудиторские фирмы, многочисленные коммерческие банки. В целом период первого президентства Путина стал для России наиболее успешным за последние 100 лет. С 2000 по 2004 г. ВВП вырос на 38 %, почти в 10 раз увеличились золотовалютные резервы, уровень инфляции снизился более чем в три раза. В 2003 сельскохозяйственном году Россия стал третьим в мире экспортером пшеницы после США и ЕС.

Избрание Путина Президентом страны на новый срок обеспечило рост политической стабильности в обществе и позволило продолжить курс на модернизацию экономики, превращение России в благополучную страну, конкурентоспособную во всех областях жизни. Перед страной по-прежнему остро стояли вопросы утечки мозгов и капиталов. Огромный разрыв отделял Россию от развитых стран в области социальной инфраструктуры: количества и качества жилья и коммунальных услуг, уровне обеспеченности медицинскими услугами, социального и пенсионного обеспечения, охраны детства. В последние годы стала немного выравниваться демографическая ситуация, но тенденция к уменьшению численности населения не была переломлена. С начала 1990-х гг. население страны устойчиво сокращалось на 700–800 тыс. человек.

После избрания Путина на второй срок, власть должна была искать новые варианты «выздоровления», развития страны, повышения ее конкурентоспособности, искоренения бедности. Президентом новому кабинету министров, который возглавил Фрадков, была поставлена сложная задача удвоить к 2010 г. ВВП. Чтобы переломить негативную тенденцию в экономике и решить поставленную президентом задачу, новый кабинет министров разработал стратегию реализации конкурентных преимуществ России в области науки, образовании, высоких технологий. Еще одним новым направлением деятельности правительства стал отработка механизмов взаимного участия государства и бизнеса. Происходит осознание того, что России нельзя оставаться зависимой от нефтегазовых доходов и нужно проводить активную интервенционистскую государственную политику. По мнению Президента, сырьевой экспорт при высоких мировых ценах на экспортируемые ресурсы должен служить развитию отечественной экономики и повышению уровня жизни россиян. Другая сложная проблема заключалась в том, что к новому президентскому сроку Путина легко проводимых, популярных реформ не осталось. В очередном Послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2005 г. Путин определил в качестве главной политико-идеологической задачи развитие России как свободного демократического государства. Для ее достижения президент предложил ряд мер по развитию государства, укреплению закона и повышению эффективности правосудия. Но, прежде всего, по опыту Норвегии и США правительство создало так называемый стабилизационный фонд. Все доходы сверх определенной цены за баррель нефти (она называется ценой отсечения) зачислялись в стабилизационный фонд. Он гарантировал развитие страны на случай возможного падения цен на нефть.

Определенный поворот в эти годы происходит и в социальной политике государства. Главным принципом новой социальной политики, проводимой Путиным, становится пересмотр избыточных социальных обязательств государства, которые финансово не обеспечены. Начавшаяся весной 2005 г. глубокая социальная реформа, стала и самой болезненной, поскольку предполагала монетизацию льгот вместо их натурализации. В сентябре 2005 г. Президент В. В. Путин с целью содействия развитию «новой» экономики и «нового» общества объявил о необходимости сконцентрировать усилия государства на нескольких направлениях: здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Эти направления получили статус приоритетных национальных проектов (ПНП), развитие которых Президент взял под личный контроль. По существу с принятием 4-х национальных проектов происходит решительный поворот к социально ориентированной экономике. Выбор ПНЦ диктовался ограниченностью средств, недостаточных для одновременного решения всех накопившихся проблем. С другой стороны все они напрямую обращены к человеку. Их непосредственная цель создать механизмы для активизации человеческого потенциала. Согласно плану реализации проекта в аграрной сфере в 2006–2007 гг. должна быть создана система земельно-ипотечного кредитования, которая позволит привлечь средства на длительный срок. В президентском послании 2006 г. Путин прямо заявил о необходимости положить в основу национальной стратегии России демографическую политику. Тогда же появился и термин «материнский капитал», а вскоре начал действовать и закон, согласно которому женщинам, родившим или усыновившим второго ребенка, будут выдаваться специальные сертификаты на сумму 250 тыс. рублей. Через год после старта 4-х национальных проектов стало ясно, что экономика получила мощный толчок, особенно строительная отрасль. В 2006 г. прирост сданных жилых метров составил 15 % – впервые за постсоветские годы. Однако и рост стоимости жилья также был беспрецедентным. Квартиры по-прежнему доступны лишь богатым гражданам. Поэтому в своем последнем Послании–2007 г. В.В. Путин решительно потребовал развернуть жилищную программу под нужды всех граждан, в том числе и низкообеспеченных. В Послании–2007 Президент РФ предложил также «реанимировать долгосрочную государственную программу переселения людей из аварийного жилья, выделив на это дополнительно 150 млрд рублей из бюджета. Путин предложил также переименовать создаваемый Фонд будущих поколений в Фонд национального благосостояния и использовать деньги из него на повышение качества жизни россиян.

Россия шагнула в предвыборный 2007 г., имея в своем багаже немалые достижения, как во внутренней, так и в международной политике. За восемь лет устойчивого экономического роста к динамичному развитию нефтегазового сектора добавились успехи в производстве стали, алюминия, вооружений, сельскохозяйственной продукции, наблюдается существенный рост потребления населения. Страна смогла выплатить значительную часть внешнего долга. За последние пять лет вдвое выросли бюджетные ассигнования на образование, и в три раза – на здравоохранение. Частично это было связано с благоприятной мировой конъюнктурой – высокими ценами на энергоносители и с импортозамещением после дефолта 1998 г. Однако не последнюю роль сыграла проводимая в последние годы макроэкономическая и финансовая политика. В последние годы Россия продвинулась по пути интеграции в систему мирохозяйственных связей, что открыло более широкие возможности для выхода российской продукции на рынки Запада. Были установлены тесные отношения со многими странами Азии, особенно с Китаем и Индией. Вместе с тем переговоры о членстве России в ВТО неоправданно затянулись. Благодаря быстрому экономическому росту в первые годы нового века, у России появляется реальная возможность выйти к 2020 г. из категории среднеразвитых стран, в которой она находилась на протяжении всего ХХ в. и присоединиться к группе развитых.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. С какими проблемами столкнулась Россияв 2000-е годы.?

2. Расскажите про крупнейшие теракты 2000-х годов в США и России.

3. Сформулируйте вывод о политике нового руководства: чего удалось добиться России, а что еще только предстоит сделать?

 

Практические задания

Задание 1.

О пираясь на знания, полученный на теоретическом занятии и краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, ответьте на вопросы.

1. Когда и при каких обстоятельствах В.В. Путин пришел к власти.

2. Какие проблемы предстояло решить президенту в начале своего нахождения у власти.

3. В чем суть программы В.В. Путина.

4. Что такое социальная политика?

5. Составьте схему: «Социальная политика В.В. Путина».

6. Укажите ее основные направления?

7. Что удалось сделать за годы нахождения Путина у власти.

8. Каковы на ваш взгляд перспективы политического развития России в 21 в.

9. Придумайте свое название политической партии, определите цель, чьи интересы будет преследовать ваша партия и оцените  ее шансы победы на выборах?

Литература

1. Загладин Н.В., Белоусов Л.С. История (Всеобщая история) Новейшая история 1914- начало XXI века. – М, 2019. – 286с.

2. Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А. История конец XIX - начало XXI века. – М., 2019. – 447 с.

3. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).

4. http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России.

 

Практическая работа № 16.
Духовная жизнь России в конце ХХ- начале ХХI века.

 

Цель: определить основные направления и тенденции развития культуры России в конце 20-начале 21 вв.

Оснащение занятия: Ручка, тетрадь для практических занятий, печатные материалы, интернет- ресурсы.

Пояснения к занятию

1. Запишите в тетради название и цель практической работы.

2. Внимательно прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

3. Устно ответьте на вопросы к теоретическим материалам

4. Внимательно прочитайте задания для практического занятия

5.  Выполните задания, ответы запишите в тетрадь.

6. Сделайте вывод о проделанной работе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.023 с.)