Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий глоссарий по теории культуры↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин введён американской культурной антропологией в ХХ в. для обозначения процесса заимствования элементов других культур, а также результатов этого процесса. Близкими к аккультурации по значению являются такие термины, как "культурный контакт" и "транскультурация". Аксиология (от греч. «учение о ценностях») – философское учение о духовных ценностях, их природе и роли человеческом обществе. Аллегория (от греч. «иносказание») – изображение идеи или понятия посредством образа. Смысл аллегории обычно однозначен и отделен от образа, а связь между значением и образом устанавливается по принципу сходства: например, лев олицетворяет силу и власть. Особенно характерно применение аллегории для искусства европейского Средневековья, эпохи Возрождения, стилей барокко и классицизма. Анимизм (от лат. «душа») – одна из изначальных форм религиозных представлений, характерных уже для первобытного общества. Основывается на вере в душу, духов и одушевлённость всего в природе. Аномия (от фр. «отсутствие закона») – ситуация в обществе и культуре, когда социальные нормы перестают соответствовать повседневной жизненной практике людей (например, социально значимые цели и средства их достижения не соответствуют законодательству). Античность (от лат. «древний») – в широком смысле означает «древность» вообще, в узком смысле – история Древней Греции и Древнего Рима. Антиномичность – единство противоречащих друг другу, но взаимно дополняющих суждений (явлений), находящее свое выражение в культуре. Например, воплощающие собой антиномичность полярные начала «Запад» и «Восток», лежащие в основе условной смысловой конструкции, выработанной культурологической мыслью для типологии мировой культуры. Антропология (от греч. «учение о человеке») – область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. В современной науке существует целый ряд дисциплин, которые относятся к антропологическим: собственно антропология (куда входят естественная история человека, эмбриология, биология, анатомия), психофизиология человека, палеоэтнология (предыстория человека), археология, этнология (наука о распространении человека на земле, его поведении и обычаях), этнография, философская антропология, культурная антропология, историческая антропология, фольклористика, лингвистика, а также мифология, социальная география (наука о воздействии на человека климата и природных ландшафтов), демография (наука о составе и распределении человеческой популяции). Артефакт (от лат. «искусственно сделанный») – воплощение культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном суждении. Артефакты могут выражаться в практической деятельности и её результатах: духовных, интеллектуальных, материальных. Человек как «продукт» конкретной культуры также является своего рода артефактом. Архетип (от греч. «древняя печать») – согласно теории К. Г. Юнга, представляет собой символическое содержимое коллективного бессознательного, врождённые психические структуры. Формирование архетипов происходило в древнейший период на уровне всего человечества в ходе первичной адаптации к природным и социальным условиям. Архетипические символы сохраняют и воспроизводят коллективный опыт человечества, обеспечивают преемственность культурного развития. Будучи практически неосознаваемыми и крайне устойчивыми к изменчивости, архетипы проявляются в мифологических образах и сюжетах, религиозных учениях и ритуалах, в национальных идеалах, в символике искусства, а также в сновидениях, фантазиях, фобиях. Различают архетипы фундаментальные, или универсальные, запечатлевшие общие базисные символы (например, укрощенный огонь, союз мужского и женского начал) и этнические (культурные) архетипы, связанные с генезисом конкретных культур. Аскетизм (от греч. «упражняющийся в чем-либо») – добровольное подавление чувственных желаний, эмоций, физических реакций, отказ от общения, комфорта и т. д. в целях достижения свободы от привязанностей к внешнему миру, сосредоточения духа и подготовки к достижению экстатических состояний. Аскетические практики характерны для многих религиозных систем (христианства, буддизма, ислама, индуизма, даосизма) и особенно развиты в монашестве и йоге. Ассимиляция – процесс, в результате которого члены какой-либо социальной группы, находясь под непосредственным влиянием другой культуры, усваивают её нормы и традиции, утрачивая при этом собственное культурное своеобразие. Атеизм (от греч. «безбожный») – разнообразные формы отрицания Бога, религиозной догматики и культа, утверждение самоценности бытия мира и человека. Афоризм (от греч.) – изречение, в лаконичной, часто художественной форме выражающее обобщенную мысль. Бифуркация – понятие, связанное с синергетической концепцией развития. Подразумевает определённый момент в развитии саморазвивающейся открытой системы («точка бифуркации»), когда открываются две или несколько возможностей её дальнейшего движения, из которых должен быть сделан выбор. Гармония (от греч. «связь, стройность, соразмерность») – представление о единстве и соразмерности частей или компонентов какого-либо явления; с точки зрения эстетики, – важнейшая характеристика прекрасного. В древнегреческой философии гармония выступала противоположностью неупорядоченного хаоса. Генезис (от греч. «происхождение») – процесс возникновения и становления какого-либо явления. Генотеизм (от греч. «одно, первое» и «бог») – особый тип богопочитания, совмещающий признаки политеизма и монотеизма. По сути, это особая фаза в развитии религии, содержащая возможность её эволюции в сторону монотеизма. Таким образом, допуская существование многих богов, генотеизм почитает одного, главного бога, наделённого качествами абсолютности и исключительности. Герменевтика – теория и методология истолкования текстов. В первоначальном, античном понимании – искусство перевода, разъяснения, истолкования, аллегорической интерпретации, раскрывающей второй смысл текста. В ХХ в. – одно из течений в западной философии. Становление направления связывают с именем немецкого учёного ХIХ в. Ф. Шлейермахера, для которого герменевтика была «учением об искусстве понимания» письменных текстов. В рамках «философии жизни» сформировалась герменевтика В. Дильтея, который понимал её как фундаментальный метод гуманитарного знания. Становление философской герменевтики связано с именами М. Хайдеггера и Г. Гадамера. М. Хайдеггер рассматривал понимание уже не как метод познания, а как способ существования и одну из основных характеристик человеческого бытия. Истолкование ситуации понимания, присущей человеческому бытию, выступает задачей философской герменевтики у Г. Гадамера. Гештальт (от нем. «форма, вид, образ, персонаж») – в теории О. Шпенглера – символический образ души какой-либо культуры. Гуманизм (от лат. «человеческий, человечный») – комплекс идей, основанных на признании человека как самостоятельной творческой личности, признании его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманизм связан с утверждением идеи блага человека как основного критерия оценки общественных отношений. В узком смысле гуманизм – светское направление философии эпохи европейского Возрождения, противостоявшее схоластике и господству католической церкви в науке и искусстве. Деконструкция – одно из основных понятий в философии постструктурализма и постмодернизма, связанное с идеей преодоления прежде господствовавших в европейской традиции оппозиций природы и культуры, знака и реальности, образа и вещи. Цель деконструкции – выявить опорные понятия бытия, скрытые указанными оппозициями. Диалог культур – взаимообмен ценностями, предполагающий равенство вступающих в общение культур, при котором культуры, соприкасаясь друг с другом, осознают свою индивидуальность и свои особенности. Динамика культуры (социокультурная динамика, или процессы культуры) – 1) универсальные процессы изменения культуры, для которых характерна целостность, направленный характер и определённые тенденции; 2) раздел теории культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения. Дискурс (от лат. «рассуждение») – означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, приобретающее смысл только в рамках деятельности. В современной постмодернистской философии дискурсом считается научная или философская концепция, обращённая к слушателю. Диффузия культурная – заимствования достижений одних обществ другими в результате пространственного распространения достижений; распространение культуры в пространстве. Евразийство – идейно-политическое и философское учение в русской эмиграции 1920–1930-х гг., наследовавшее идеям поздних славянофилов – Н. Я. Данилевского, Н. Н. Страхова, К. Н. Леонтьева. Началом движения считается выход в 1921 г. сборника «Исход к Востоку», в котором приняли участие философы и публицисты Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский, П. П. Сувчинский. Доктрина евразийства противопоставляла исторические судьбы, задачи и геополитические интересы России и Запада, рассматривая Россию как «Евразию», особый культурный мир между Европой и Азией. Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, присущая европейской рационалистической философии, согласно которой Европа, с присущими ей единственно правильными традициями, ценностями, духовным и бытовым укладом, политическими системами, является центром мировой культуры и цивилизации. В европейской философии Нового времени сложилось устойчивое представление о безоговорочном превосходстве разумности и рациональности Запада, противостоящих «неправильности» и «неразвитости» стихийных и иррациональных культур Востока. Истоки этих идей находят в античности, когда появляется противопоставление Востока и Запада, «варваров» и эллинов, «дикости» и «цивилизованности». Жанр (от фр.) – исторически сложившееся внутреннее подразделение видов искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. К литературным жанрам относятся: эпический (роман, героическая поэма, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия). В изобразительном искусстве жанр определяется на основе предмета изображения: портрет, натюрморт, пейзаж, историческая или батальная картина. В музыке жанры различают, например, по исполнительскому принципу: вокальные (сольные, ансамблевые, хоровые), вокально-инструментальные; инструментальные (сольные, ансамблевые и оркестровые): по назначению (культовое произведение, марш, танец, колыбельная); по содержанию (лирические, эпические, драматические произведения); по условиям исполнения (театральные, концертные, камерные произведения, музыка для кино). Знак – артефакт, условно замещающий в коммуникативном или трансляционном процессе какой-либо объект (предмет, свойство, явление, понятие, действие, событие). Знак – основное средство культуры, с помощью которого осуществляется, фиксируется, передаётся и оценивается информация в культурных текстах, происходит общение индивидов и социальных групп между собой. Знаки объединяются в знаковые системы. Изучением знаков и знаковых систем занимается семиотика. Знаковые системы – совокупности знаков, обладающие внутренней структурой, служащие для осуществления коммуникации и трансляции социокультурной информации. Часто выделяют языковые знаковые системы (включающие разговорные и искусственные языки) и неязыковые знаковые системы (символы, сигналы). Знаковые средства культуры – к важнейшим знаковым средствам культуры относят знаки, символы, образы, маркеры, атрибуты, имиджи, культурные тексты и коды, культурную семантику и т. д. Идеалистическая культура – в теории П. А. Сорокина переходный тип культуры, обладающий чертами идеационного и сенситивного типов культуры. Идеационная культура – согласно теории П. А. Сорокина, тип культуры, основывающийся преимущественно на религиозном, идеалистическом мировоззрении. Преобладал в период ранних цивилизаций Древнего Востока, а также в период Средневековья. Идентичность (культурная идентичность) – понятие, характеризующее единство конкретного человека (социальной) группы с определённой культурой. Предполагает усвоение и приятие индивидом (группой) традиций, норм, ценностей, знаковых систем данной культуры. Иконические знаки («иконические» – от греч. «изображение, образ») – в типологии знаков и знаковых систем – знаки-образы, обладающие определённым сходством с предметами (явлениями), которые они обозначают. Инверсия – вид культурной изменчивости, предполагающий так называемые «маятниковые качания» культуры из крайности в крайность. Крайним выражением инверсии считается социальная революция. Инкультурация – процесс приобщения индивида (группы) к родной культуре, усвоения им существующих привычек, норм поведения, свойственных данной культуре; «вхождение в культуру». Понятие, во многом близкое, но не идентичное социализации и аккультурации. В узком смысле термин обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле понимается как процесс, включающий в себя и усвоение культурных моделей взрослыми индивидами. Информационная культура – понятие, характеризующее культуру с точки зрения накопления, обработки и трансляции информации. Интеграция (культурная интеграция) – процесс взаимодействия и взаимовлияния между различными культурами, ведущий к углублению культурных связей между ними и усилению взаимопонимания. Иррационализм – направление в европейской философии ХIХ–ХХ вв., противостоящее рационалистическим установкам западной философской мысли Нового времени. В отличие от рационалистических концепций, иррационализм признаёт интуитивный способ познания. Одним из основоположников европейского иррационализма считается А. Шопенгауэр. Среди его наиболее выдающихся последователей Ф. Ницше и О. Шпенглер. Категории культурологии – наиболее фундаментальные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, сущностных свойствах культуры. К важнейшим категориям науки о культуре относят: культурные объекты; культурные процессы; культурные функции; культурные модальности (виды культурной изменчивости); знаковые средства культуры; культурные ценности; культурные нормы; культурную среду; субъекты культуры; процессы и результаты усвоения культуры индивидами (социализация, инкультурация, ассимиляция, аккультурация, воспитание, обучение, адаптация, социокультурная адекватность, девиантность и пр.); культурообусловленное поведение людей (технологии деятельности и взаимодействия, обряды, ритуалы, вербальное и невербальное коммуницирование, творчество, образ жизни, досуг и пр.); культурные институты; социальную и культурно-историческую типологии культуры; межкультурные взаимодействия, культурную диффузию, культурные заимствования, толерантность, культурный шок, культурный синтез и т. д. Код культурный – совокупность знаков, смыслов, идеалов, ценностей данного общества, которые определяют присущие ему способы деятельности и модели поведения. Конвенциональные знаки (от англ. «соглашение») – или условные знаки. Знаковые средства культуры, созданные специально для осуществления знаковой функции. К числу таких знаков относятся разнообразные сигналы (например, цветовые, звуковые) и условные обозначения (например, принятые в точных и естественных науках). Контркультура – общее обозначение ценностей определенных социальных групп («новые левые», хиппи, битники, скинхеды и др.), противопоставляемых ценностям доминирующей культуры. Протест в рамках контркультуры обычно направлен против атмосферы современного индустриального (постиндустриального) общества и чаще всего выражается в политическом радикализме, экстремизме, анархизме, культурном нигилизме, религиозных поисках (например, в рамках сект), технофобии. Конфигуративная культура – в концепции М. Мид, тип культуры, присущий динамично развивающимся обществам, когда активно внедряются инновации, традиции уже утратили былой авторитет, картина мира потеряла стабильность, резко меняется уклад жизни. Образцы поведения, принятые в прошлом, ещё остаются элементами исторической памяти, и связь между поколениями ещё на прерывается, однако молодые люди теперь ориентируются не на опыт стариков, а на опыт своих современников. Конфликт культурный – выражение противоречий в ценностно-норма-тивных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом, группой и обществом, между разными сообществами или их коалициями. В отличие от большинства иных видов конфликтов, культурный конфликт менее всего связан с утилитарными или прагматическими интересами. Культурный конфликт обычно идеологически обусловлен несовместимостью ценностных, мировоззренческих, идеологических установок, норм и правил и т. п. Формы культурных конфликтов могут иметь различный масштаб и характер: от ссоры в межличностных отношениях до войн, обусловленных идеологическими причинами. В качестве примеров можно назвать революционные, религиозные, национально-освободительные войны, действия инквизиции, геноцид, политические репрессии. Кризис социокультурный – один из видов культурной изменчивости. Переходное состояние культуры и общества: между культурным периодом, уходящим в прошлое, и только ещё формирующейся новой культурной реальностью. Культ (от лат. «почитание») – слово, однокоренное слову «культура». Важнейший элемент любой религии; видимое выражение (например, в ритуале) религиозного поклонения и почитания. Культура (от лат. «возделывание, воспитание, образование») – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (Античность, Средневековье), конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности человека (экономическая культура, политическая культура, художественная культура, правовая культура и т. д.). В узком смысле культура обозначает сферу духовной жизни людей. Часто различают культуру «духовную» (знания, умения, навыки, традиции, нормы, идеалы, мировоззрение, способы и формы общения людей и т. д.) и «материальную» (предметные результаты деятельности людей – машины, сооружения, орудия труда, произведения искусства и другие материальные артефакты). Однако современная наука не проводит чёткой границы между материальной и духовной культурой, поскольку они находятся в органическом единстве. Культура нравственная – уровень нравственного развития общества и человека, отражающий степень освоения ими морально-нравственного опыта человечества, способность органичного и последовательного осуществления в поведении и межличностном общении моральных норм, ценностей и принципов, а также готовность к постоянному самосовершенствованию. Культурные значения – или культурные смыслы, присутствующие в любых явлениях и продуктах культуры. В рамках семиотики культуры определяются культурные смыслы явлений, оценки и оценочные критерии; в рамках герменевтики культуры – даются методы и способы истолкования культурных текстов, выявления в них скрытых смыслов. Культурная изменчивость – универсальные виды изменчивости культуры, или модальности культуры. Например, эволюция культуры, модернизация, обогащение культуры, культурный застой, деградация культуры, циклическое развитие (вариант – инверсия), трансформация культуры и др. Культурные институты – важнейшие элементы культуры как системы. К числу культурных институтов относятся, например, культурная политика, учреждения культуры, досуга, накопления информации, учреждения образования и социального патронажа, творческие организации, средства массовой информации и т. п. Культурная мотивация – мотивация человеческой деятельности, связанная с индивидуальными и групповыми интересами, ценностями, потребностями, целеполаганием, социальными ролями и статусами личности и т. д. Культурные нормы – стандарты культурной деятельности людей, с помощью которых общество регулирует отношения между индивидами и их поведение. В числу важнейших культурных норм относят: традиции, мораль, правила, законы, образцы, стандарты, каноны, этикет, стили, моды и т. д. Культурные объекты – одна из важнейших категорий науки о культуре. К культурным объектам относят культурные черты, артефакты, культурные формы (в вещественном и символическом выражении), культурные системы. Культурные процессы – к наиболее значимым универсальным процессам культуры относят культурогенез, функционирование, распространение, изменчивость, воспроизводство культуры, культурную коммуникацию, накопление, трансляцию и восприятие социокультурной информации и т. п. Культурные свойства – к важнейшим свойствам культуры относят функциональность, семантичность, утилитарность, коммуникативность, ценность, технологичность, универсальность, локальность, уникальность, типичность и т. д. Культурная среда – искусственная предметно-пространственная среда человека, включающая преобразованный человеком ландшафт, созданные им строения и поселения, городскую культуру, материальные продукты деятельности человека, социально-информационную среду и т. д. Культурология (от лат. «культура» и греч. «логос» – «учение») – наука о культуре, сформировавшаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Изучает культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия. В структуре современного культурологического знания выделяется теория культуры (близкая по своим методам и задачам философии культуры), история культуры (изучающая культуры исторического прошлого) и прикладная культурология (изучающая современные культуры и разрабатывающая культурные программы). Термин «культурология» был предложен в начале ХХ в. немецким химиком В. Оствальдом, а введён в научный оборот американским антропологом Л. Уайтом. Используется, главным образом, в России для обозначения науки о культуре или соответствующей учебной дисциплины. В ряде стран для обозначения науки о человеке и его культуре используются термины «этнография» (в Германии), «этнология» (во Франции), «культурная антропология» (в США) или «социальная антропология» (в Великобритании). Культурогенез – важнейший вид социальной и исторической динамики культуры. В широком смысле слова культурогенез – это универсальный процесс постоянного порождения новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры как в ходе различных видов изменчивости, так и путем возникновения новых культурных феноменов. В узком смысле слова культурогенез связывают с происхождением культуры человечества, её возникновением и становлением в палеолите. Магия – вера в возможность «дистанционного» воздействия на природные и социальные явления, а также на других людей с помощью особых ритуалов и обрядов. Исторически различают целый ряд видов магии, например, охотничья (промысловая) магия, целебная («белая») магия, вредоносная («чёрная») магия, любовная магия. Маргинальность (от лат. «край») – «промежуточное» положение индивидов (групп) среди различных субкультур, социальных страт, социальных групп. Ценностные ориентации, установки, модели поведения таких индивидов или групп соотносятся с различными субкультурами (стратами), но не интегрированы ни в одну из них полностью. В качестве примера можно привести иммигрантов, находящихся в чуждой культурной среде, а также людей, вынужденных работать не по специальности. Массовая культура – 1) понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и развитием средств массовой информации. В сущности, выражает повседневную культуру индустриального и постиндустриального обществ. Производство, распространение и потребление любых продуктов массовой культуры носят индустриально-коммерческий характер. 2) Массовую культуру выделяют как особую форму выражения художественного содержания, соответствующую цивилизационной стадии развития общества в индустриальную эпоху. Для эстетики массовой культуры характерно балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Массовая культура отвечает потребностям массовой аудитории в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке. Ментальность, менталитет (от лат. «ум, мышление, образ мыслей, душевный склад») – мироощущение, мировосприятие конкретной культуры в определённую эпоху, часто проявляющееся на бессознательном уровне. Общий духовный настрой, совокупность верований, навыков мышления, создающих картину мира эпохи. На более глубинном уровне устойчивые представления, содержащиеся в менталитете народа, способствуют единству духовной традицию конкретной культуры на протяжении длительного времени. Методы культурологии – совокупность методов и приемов, используемых в анализе культуры. Наука о культуре использует общенаучные методы (описательный, сравнительный (компаративистский), структурный, типологический, системный, моделирования, реконструкции, генетический). К базовым или философским методам относятся эмпирический, теоретический, обобщения, абстрагирования, конкретизации, анализа, синтеза, индукции, дедукции, формализации, актуализации. Также выделяются специальные методы исследования, сформировавшиеся в культурологической исследовательской практике: методы реконструкции культурных полей, моделирования культурных объектов, социокультурный историко-генетический метод, методы социокультурных наблюдений, социокультурной рефлексии, культуральной классификации. Мировые религии – три религии – буддизм, христианство и ислам, – отличающиеся полиэтнической распространенностью и отсутствием выраженной этноцентричности в своей догматике. Мифология (от греч. «предание, сказание») – 1) совокупность мифов разных народов, повествующих о богах, героях, демонах, духах и др.; 2) наука, изучающая мифы, их возникновение, содержание, распространение). Модернизм (от фр. «современный) – общее обозначение направлений в искусстве XX в., отошедших от традиций европейского искусства и утверждающих новые подходы к изображению бытия. Например, фовизм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, авангардизм, сюрреализм, примитивизм и т. д. Модернизация культурная – 1) в широком смысле слова – процесс обновления культуры, универсальный вид культурной изменчивости. 2) В узком смысле слова – с точки зрения теории модернизации – процесс перехода от доиндустриального (традиционного) общества к индустриальному. Различают два основных вида модернизации: а) органическая (органичная) – обновление, идущее «снизу», исподволь, за счёт внутренних ресурсов культуры, на основе развития собственных традиций; б) неорганическая (неорганичная), или «догоняющая», идущая «сверху», путём реформ, направленных на преодоление технологического или экономического отставания. Монотеизм (от греч. «единственный» и «бог») – религия основанная на признании и почитании единственного и единого Бога. К монотеистическим религиям относятся такие религии, как иудаизм, христианство, ислам. Морфология культуры – раздел наук о культуре, в рамках которого изучается внутреннее строение культуры. Морфологический подход позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении определений культуры. Общую морфологическую модель культуры в современной науке часто представляют на основе выделения нескольких уровней социокультурной жизни: специализированного, трансляционного и обыденного (вариант: специализированного и обыденного) и нескольких функциональных блоков: социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); социального значения (искусство, религия, философия, право); и социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура). При этом каждому блоку культуры соответствуют как специализированные модальности культуры, так и обыденные (например, экономической культуре на специализированном уровне соответствует домашнее хозяйство на уровне повседневном). Норма культурная – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном или желательном. Социолог Т. Парсонс выделяет следующие группы норм: 1) нормы, устанавливающие порядки в обществе и в составляющих его группах; 2) экономические нормы; 3) политические нормы; 4) культурные нормы, относящиеся к области коммуникации и социализации. Различают также нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные. Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Это одна из наиболее распространенных форм права на ранних стадиях развития общества. Обычаи могут стать источником права в случае санкционирования их государством или судом. Осевое время – центральное понятие теории К. Ясперса, выделявшего в истории так называемую «ось времён» между VIII–II вв. до н. э. Учёный связывал это время с переходом от преимущественно мифологического и религиозного сознания к научному и философскому мировоззрению. В период осевого времени появились первые философские системы в Индии, Китае, Древней Греции; появилась первая из мировых религий (буддизм), был составлен Ветхий Завет, послуживший впоследствии источником двух других мировых религий – христианства и ислама; появилось несколько великих национальных религий – индуизм, конфуцианство, даосизм; зародились многие науки и научные направления, впоследствии развитые в европейской культуре. Именно в период осевого времени, по мнению К. Ясперса, были заложены основы для будущего культурного единства человечества. Пантеизм (от греч. «бог») – к пантеистическим относят различные религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мир в целом, Вселенную. Пантеистические взгляды проявлялись в натурфилософии эпохи Возрождения в учении Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа», в концепциях И. Г. Гердера, И. В. Гёте и классической немецкой философии. Политеизм – многобожие; стадия развития религиозных представлений, когда на основе языческих представлений складывается пантеон (иерархия) богов. Постмодернизм – философия и эстетика постиндустриального общества, сложившаяся вследствие глубокого разочарования в идеях европейского рационализма. Основной смысл постмодернизма видят в создании предпосылок для нового решения проблемы свободы и ответственности, в полимодальном рассмотрении культуры, развитии идеи плюрализма в искусстве и науке, а также утверждении самодостаточности творчества. Постмодернизм поставил себе задачей показать мысль, находящуюся в процессе становления. Стиль и формы философствования постмодерна приближены к художественным текстам. Среди виднейших представителей данного направления М. Фуко, Ж. Ф. Лиотар, Ж. Деррида. Постструктурализм – философское направление, появившееся в 1960-х гг., отличавшееся критической направленностью в адрес структурализма. Среди методов, предложенных постструктурализмом, такие как деконструкция, дискурсивный анализ языка, интерпретация пространства культуры как текста и контекста. К наиболее известным теоретикам постструктурализма относятся французские философы Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко. Постфигуративная культура – в концепции американского антрополога М. Мид тип культуры, соответствующий традиционному обществу, когда молодёжь безоговорочно ориентируется на традиции и образцы поведения старших поколений. Префигуративная культура – согласно теории М. Мид, тип культуры, соответствующий современному постиндустриальному обществу, когда старшие поколения перестают быть авторитетом и образцом поведения для молодёжи; молодое поколение теперь ориентируется исключительно на свой собственный жизненный опыт. Просвещение – идейное течение XVIII–середины XIX в., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании природы, человека и общества. Просветители выступали против клерикализма, феодализма, абсолютизма, религиозного фанатизма, а также против невежества и мракобесия. К идеалам Просвещения относились политические свободы и гражданское равенство. К основным представителям Просвещения относились: в Англии – Дж. Локк, Т. Гоббс, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции – Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии – Г. Лейбниц, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России – Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов. В XIX–XX вв. просвещенческая идеология нередко подвергалась критике за идеализацию человеческого разума, человеческой природы, безоглядную веру в науку и чрезмерно оптимистический взгляд на общественный и технический прогресс. Рационализм (от лат «разум») – важнейшее направление в европейской философии, основания которого были заложены в философии античности. Вершиной европейского рационализма считается немецкая классическая философия. Рационализм признаёт человеческий разум основой познания, а также мотивации поведения и деятельности людей. К виднейшим представителям европейского рационализма относятся, например, Р. Декарт, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, М. Вебер. Религия (от лат. «набожность, святыня, предмет культа») – мировоззрение и мироощущение, а также соответственное поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование сверхъестественного – Бога или богов. К основным историческим типам религий относятся: племенные культы, национальные (этнические) религии, мировые религии (буддизм, христианство, ислам). Релятивизм, релятивизм культурный (от лат. «относительный») – направление в европейской мысли Новейшего времени, основанное на признании относительной ценности и относительной истинности культурных норм, религиозных учений, морали, научных теорий, философских концепций, ценностных иерархий. Культурный релятивизм признаёт множественность самоценных культур, разнообразие систем ценностей, культурно-исторических типов и путей их развития. Ритуал – исторически сложившаяся форма упорядоченного
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.013 с.) |