Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий глоссарий по теории культуры

Поиск

Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин введён американской культурной антропологией в ХХ в. для обозначения процесса заимствования элементов других культур, а также результатов этого процесса. Близкими к аккультурации по значению являются такие термины, как "культурный контакт" и "транскультурация".

Аксиология (от греч. «учение о ценностях») – философское учение о духовных ценностях, их природе и роли человеческом обществе.

Аллегория (от греч. «иносказание») – изображение идеи или понятия посредством образа. Смысл аллегории обычно однозначен и отделен от образа, а связь между значением и образом устанавливается по принципу сходства: например, лев олицетворяет силу и власть. Особенно характерно применение аллегории для искусства европейского Средневековья, эпохи Возрождения, стилей барокко и классицизма.

Анимизм (от лат. «душа») – одна из изначальных форм религиозных представлений, характерных уже для первобытного общества. Основывается на вере в душу, духов и одушевлённость всего в природе.

Аномия (от фр. «отсутствие закона») – ситуация в обществе и культуре, когда социальные нормы перестают соответствовать повседневной жизненной практике людей (например, социально значимые цели и средства их достижения не соответствуют законодательству).

Античность (от лат. «древний») – в широком смысле означает «древность» вообще, в узком смысле – история Древней Греции и Древнего Рима. Антиномичность – единство противоречащих друг другу, но взаимно дополняющих суждений (явлений), находящее свое выражение в культуре. Например, воплощающие собой антиномичность полярные начала «Запад» и «Восток», лежащие в основе условной смысловой конструкции, выработанной культурологической мыслью для типологии мировой культуры.

Антропология (от греч. «учение о человеке») – область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. В современной науке существует целый ряд дисциплин, которые относятся к антропологическим: собственно антропология (куда входят естественная история человека, эмбриология, биология, анатомия), психофизиология человека, палеоэтнология (предыстория человека), археология, этнология (наука о распространении человека на земле, его поведении и обычаях), этнография, философская антропология, культурная антропология, историческая антропология, фольклористика, лингвистика, а также мифология, социальная география (наука о воздействии на человека климата и природных ландшафтов), демография (наука о составе и распределении человеческой популяции).

Артефакт (от лат. «искусственно сделанный») – воплощение культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном суждении. Артефакты могут выражаться в практической деятельности и её результатах: духовных, интеллектуальных, материальных. Человек как «продукт» конкретной культуры также является своего рода артефактом.

Архетип (от греч. «древняя печать») – согласно теории К. Г. Юнга, представляет собой символическое содержимое коллективного бессознательного, врождённые психические структуры. Формирование архетипов происходило в древнейший период на уровне всего человечества в ходе первичной адаптации к природным и социальным условиям. Архетипические символы сохраняют и воспроизводят коллективный опыт человечества, обеспечивают преемственность культурного развития. Будучи практически неосознаваемыми и крайне устойчивыми к изменчивости, архетипы проявляются в мифологических образах и сюжетах, религиозных учениях и ритуалах, в национальных идеалах, в символике искусства, а также в сновидениях, фантазиях, фобиях. Различают архетипы фундаментальные, или универсальные, запечатлевшие общие базисные символы (например, укрощенный огонь, союз мужского и женского начал) и этнические (культурные) архетипы, связанные с генезисом конкретных культур.

Аскетизм (от греч. «упражняющийся в чем-либо») – добровольное подавление чувственных желаний, эмоций, физических реакций, отказ от общения, комфорта и т. д. в целях достижения свободы от привязанностей к внешнему миру, сосредоточения духа и подготовки к достижению экстатических состояний. Аскетические практики характерны для многих религиозных систем (христианства, буддизма, ислама, индуизма, даосизма) и особенно развиты в монашестве и йоге.

Ассимиляция – процесс, в результате которого члены какой-либо социальной группы, находясь под непосредственным влиянием другой культуры, усваивают её нормы и традиции, утрачивая при этом собственное культурное своеобразие.

Атеизм (от греч. «безбожный») – разнообразные формы отрицания Бога, религиозной догматики и культа, утверждение самоценности бытия мира и человека.

Афоризм (от греч.) – изречение, в лаконичной, часто художественной форме выражающее обобщенную мысль.

Бифуркация – понятие, связанное с синергетической концепцией развития. Подразумевает определённый момент в развитии саморазвивающейся открытой системы («точка бифуркации»), когда открываются две или несколько возможностей её дальнейшего движения, из которых должен быть сделан выбор.

Гармония (от греч. «связь, стройность, соразмерность») – представление о единстве и соразмерности частей или компонентов какого-либо явления; с точки зрения эстетики, – важнейшая характеристика прекрасного. В древнегреческой философии гармония выступала противоположностью неупорядоченного хаоса.

Генезис (от греч. «происхождение») – процесс возникновения и становления какого-либо явления.

Генотеизм (от греч. «одно, первое» и «бог») – особый тип богопочитания, совмещающий признаки политеизма и монотеизма. По сути, это особая фаза в развитии религии, содержащая возможность её эволюции в сторону монотеизма. Таким образом, допуская существование многих богов, генотеизм почитает одного, главного бога, наделённого качествами абсолютности и исключительности.

Герменевтика – теория и методология истолкования текстов. В первоначальном, античном понимании – искусство перевода, разъяснения, истолкования, аллегорической интерпретации, раскрывающей второй смысл текста. В ХХ в. – одно из течений в западной философии. Становление направления связывают с именем немецкого учёного ХIХ в. Ф. Шлейермахера, для которого герменевтика была «учением об искусстве понимания» письменных текстов. В рамках «философии жизни» сформировалась герменевтика В. Дильтея, который понимал её как фундаментальный метод гуманитарного знания. Становление философской герменевтики связано с именами М. Хайдеггера и Г. Гадамера. М. Хайдеггер рассматривал понимание уже не как метод познания, а как способ существования и одну из основных характеристик человеческого бытия. Истолкование ситуации понимания, присущей человеческому бытию, выступает задачей философской герменевтики у Г. Гадамера.

Гештальт (от нем. «форма, вид, образ, персонаж») – в теории О. Шпенглера – символический образ души какой-либо культуры.

Гуманизм (от лат. «человеческий, человечный») – комплекс идей, основанных на признании человека как самостоятельной творческой личности, признании его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманизм связан с утверждением идеи блага человека как основного критерия оценки общественных отношений. В узком смысле гуманизм – светское направление философии эпохи европейского Возрождения, противостоявшее схоластике и господству католической церкви в науке и искусстве.

Деконструкция – одно из основных понятий в философии постструктурализма и постмодернизма, связанное с идеей преодоления прежде господствовавших в европейской традиции оппозиций природы и культуры, знака и реальности, образа и вещи. Цель деконструкции – выявить опорные понятия бытия, скрытые указанными оппозициями.

Диалог культур – взаимообмен ценностями, предполагающий равенство вступающих в общение культур, при котором культуры, соприкасаясь друг с другом, осознают свою индивидуальность и свои особенности.

Динамика культуры (социокультурная динамика, или процессы культуры) – 1) универсальные процессы изменения культуры, для которых характерна целостность, направленный характер и определённые тенденции; 2) раздел теории культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения.

Дискурс (от лат. «рассуждение») – означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, приобретающее смысл только в рамках деятельности. В современной постмодернистской философии дискурсом считается научная или философская концепция, обращённая к слушателю.

Диффузия культурная – заимствования достижений одних обществ другими в результате пространственного распространения достижений; распространение культуры в пространстве.

Евразийство – идейно-политическое и философское учение в русской эмиграции 1920–1930-х гг., наследовавшее идеям поздних славянофилов – Н. Я. Данилевского, Н. Н. Страхова, К. Н. Леонтьева. Началом движения считается выход в 1921 г. сборника «Исход к Востоку», в котором приняли участие философы и публицисты Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский, П. П. Сувчинский.

Доктрина евразийства противопоставляла исторические судьбы, задачи и геополитические интересы России и Запада, рассматривая Россию как «Евразию», особый культурный мир между Европой и Азией.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, присущая европейской рационалистической философии, согласно которой Европа, с присущими ей единственно правильными традициями, ценностями, духовным и бытовым укладом, политическими системами, является центром мировой культуры и цивилизации. В европейской философии Нового времени сложилось устойчивое представление о безоговорочном превосходстве разумности и рациональности Запада, противостоящих «неправильности» и «неразвитости» стихийных и иррациональных культур Востока. Истоки этих идей находят в античности, когда появляется противопоставление Востока и Запада, «варваров» и эллинов, «дикости» и «цивилизованности».

Жанр (от фр.) – исторически сложившееся внутреннее подразделение видов искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. К литературным жанрам относятся: эпический (роман, героическая поэма, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия). В изобразительном искусстве жанр определяется на основе предмета изображения: портрет, натюрморт, пейзаж, историческая или батальная картина. В музыке жанры различают, например, по исполнительскому принципу: вокальные (сольные, ансамблевые, хоровые), вокально-инструментальные; инструментальные (сольные, ансамблевые и оркестровые): по назначению (культовое произведение, марш, танец, колыбельная); по содержанию (лирические, эпические, драматические произведения); по условиям исполнения (театральные, концертные, камерные произведения, музыка для кино).

Знак – артефакт, условно замещающий в коммуникативном или трансляционном процессе какой-либо объект (предмет, свойство, явление, понятие, действие, событие). Знак – основное средство культуры, с помощью которого осуществляется, фиксируется, передаётся и оценивается информация в культурных текстах, происходит общение индивидов и социальных групп между собой. Знаки объединяются в знаковые системы. Изучением знаков и знаковых систем занимается семиотика.

Знаковые системы – совокупности знаков, обладающие внутренней структурой, служащие для осуществления коммуникации и трансляции социокультурной информации. Часто выделяют языковые знаковые системы (включающие разговорные и искусственные языки) и неязыковые знаковые системы (символы, сигналы).

Знаковые средства культуры – к важнейшим знаковым средствам культуры относят знаки, символы, образы, маркеры, атрибуты, имиджи, культурные тексты и коды, культурную семантику и т. д.

Идеалистическая культура – в теории П. А. Сорокина переходный тип культуры, обладающий чертами идеационного и сенситивного типов культуры.

Идеационная культура – согласно теории П. А. Сорокина, тип культуры, основывающийся преимущественно на религиозном, идеалистическом мировоззрении. Преобладал в период ранних цивилизаций Древнего Востока, а также в период Средневековья.

Идентичность (культурная идентичность) – понятие, характеризующее единство конкретного человека (социальной) группы с определённой культурой. Предполагает усвоение и приятие индивидом (группой) традиций, норм, ценностей, знаковых систем данной культуры.

Иконические знаки («иконические» – от греч. «изображение, образ») – в типологии знаков и знаковых систем – знаки-образы, обладающие определённым сходством с предметами (явлениями), которые они обозначают.

Инверсия – вид культурной изменчивости, предполагающий так называемые «маятниковые качания» культуры из крайности в крайность. Крайним выражением инверсии считается социальная революция.

Инкультурация – процесс приобщения индивида (группы) к родной культуре, усвоения им существующих привычек, норм поведения, свойственных данной культуре; «вхождение в культуру». Понятие, во многом близкое, но не идентичное социализации и аккультурации. В узком смысле термин обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле понимается как процесс, включающий в себя и усвоение культурных моделей взрослыми индивидами.

Информационная культура – понятие, характеризующее культуру с точки зрения накопления, обработки и трансляции информации.

Интеграция (культурная интеграция) – процесс взаимодействия и взаимовлияния между различными культурами, ведущий к углублению культурных связей между ними и усилению взаимопонимания.

Иррационализм – направление в европейской философии ХIХ–ХХ вв., противостоящее рационалистическим установкам западной философской мысли Нового времени. В отличие от рационалистических концепций, иррационализм признаёт интуитивный способ познания. Одним из основоположников европейского иррационализма считается А. Шопенгауэр. Среди его наиболее выдающихся последователей Ф. Ницше и О. Шпенглер.

Категории культурологии – наиболее фундаментальные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, сущностных свойствах культуры. К важнейшим категориям науки о культуре относят: культурные объекты; культурные процессы; культурные функции; культурные модальности (виды культурной изменчивости); знаковые средства культуры; культурные ценности; культурные нормы; культурную среду; субъекты культуры; процессы и результаты усвоения культуры индивидами (социализация, инкультурация, ассимиляция, аккультурация, воспитание, обучение, адаптация, социокультурная адекватность, девиантность и пр.); культурообусловленное поведение людей (технологии деятельности и взаимодействия, обряды, ритуалы, вербальное и невербальное коммуницирование, творчество, образ жизни, досуг и пр.); культурные институты; социальную и культурно-историческую типологии культуры; межкультурные взаимодействия, культурную диффузию, культурные заимствования, толерантность, культурный шок, культурный синтез и т. д.

Код культурный – совокупность знаков, смыслов, идеалов, ценностей данного общества, которые определяют присущие ему способы деятельности и модели поведения.

Конвенциональные знаки (от англ. «соглашение») – или условные знаки. Знаковые средства культуры, созданные специально для осуществления знаковой функции. К числу таких знаков относятся разнообразные сигналы (например, цветовые, звуковые) и условные обозначения (например, принятые в точных и естественных науках).

Контркультура – общее обозначение ценностей определенных социальных групп («новые левые», хиппи, битники, скинхеды и др.), противопоставляемых ценностям доминирующей культуры. Протест в рамках контркультуры обычно направлен против атмосферы современного индустриального (постиндустриального) общества и чаще всего выражается в политическом радикализме, экстремизме, анархизме, культурном нигилизме, религиозных поисках (например, в рамках сект), технофобии.

Конфигуративная культура – в концепции М. Мид, тип культуры, присущий динамично развивающимся обществам, когда активно внедряются инновации, традиции уже утратили былой авторитет, картина мира потеряла стабильность, резко меняется уклад жизни. Образцы поведения, принятые в прошлом, ещё остаются элементами исторической памяти, и связь между поколениями ещё на прерывается, однако молодые люди теперь ориентируются не на опыт стариков, а на опыт своих современников.

Конфликт культурный – выражение противоречий в ценностно-норма-тивных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом, группой и обществом, между разными сообществами или их коалициями. В отличие от большинства иных видов конфликтов, культурный конфликт менее всего связан с утилитарными или прагматическими интересами. Культурный конфликт обычно идеологически обусловлен несовместимостью ценностных, мировоззренческих, идеологических установок, норм и правил и т. п. Формы культурных конфликтов могут иметь различный масштаб и характер: от ссоры в межличностных отношениях до войн, обусловленных идеологическими причинами. В качестве примеров можно назвать революционные, религиозные, национально-освободительные войны, действия инквизиции, геноцид, политические репрессии.

Кризис социокультурный – один из видов культурной изменчивости. Переходное состояние культуры и общества: между культурным периодом, уходящим в прошлое, и только ещё формирующейся новой культурной реальностью.

Культ (от лат. «почитание») – слово, однокоренное слову «культура». Важнейший элемент любой религии; видимое выражение (например, в ритуале) религиозного поклонения и почитания.

Культура (от лат. «возделывание, воспитание, образование») – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (Античность, Средневековье), конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности человека (экономическая культура, политическая культура, художественная культура, правовая культура и т. д.). В узком смысле культура обозначает сферу духовной жизни людей. Часто различают культуру «духовную» (знания, умения, навыки, традиции, нормы, идеалы, мировоззрение, способы и формы общения людей и т. д.) и «материальную» (предметные результаты деятельности людей – машины, сооружения, орудия труда, произведения искусства и другие материальные артефакты). Однако современная наука не проводит чёткой границы между материальной и духовной культурой, поскольку они находятся в органическом единстве.

Культура нравственная – уровень нравственного развития общества и человека, отражающий степень освоения ими морально-нравственного опыта человечества, способность органичного и последовательного осуществления в поведении и межличностном общении моральных норм, ценностей и принципов, а также готовность к постоянному самосовершенствованию.

Культурные значения – или культурные смыслы, присутствующие в любых явлениях и продуктах культуры. В рамках семиотики культуры определяются культурные смыслы явлений, оценки и оценочные критерии; в рамках герменевтики культуры – даются методы и способы истолкования культурных текстов, выявления в них скрытых смыслов.

Культурная изменчивость – универсальные виды изменчивости культуры, или модальности культуры. Например, эволюция культуры, модернизация, обогащение культуры, культурный застой, деградация культуры, циклическое развитие (вариант – инверсия), трансформация культуры и др.

Культурные институты – важнейшие элементы культуры как системы. К числу культурных институтов относятся, например, культурная политика, учреждения культуры, досуга, накопления информации, учреждения образования и социального патронажа, творческие организации, средства массовой информации и т. п.

Культурная мотивация – мотивация человеческой деятельности, связанная с индивидуальными и групповыми интересами, ценностями, потребностями, целеполаганием, социальными ролями и статусами личности и т. д.

Культурные нормы – стандарты культурной деятельности людей, с помощью которых общество регулирует отношения между индивидами и их поведение. В числу важнейших культурных норм относят: традиции, мораль, правила, законы, образцы, стандарты, каноны, этикет, стили, моды и т. д.

Культурные объекты – одна из важнейших категорий науки о культуре. К культурным объектам относят культурные черты, артефакты, культурные формы (в вещественном и символическом выражении), культурные системы.

Культурные процессы – к наиболее значимым универсальным процессам культуры относят культурогенез, функционирование, распространение, изменчивость, воспроизводство культуры, культурную коммуникацию, накопление, трансляцию и восприятие социокультурной информации и т. п.

Культурные свойства – к важнейшим свойствам культуры относят функциональность, семантичность, утилитарность, коммуникативность, ценность, технологичность, универсальность, локальность, уникальность, типичность и т. д.

Культурная среда – искусственная предметно-пространственная среда человека, включающая преобразованный человеком ландшафт, созданные им строения и поселения, городскую культуру, материальные продукты деятельности человека, социально-информационную среду и т. д.

Культурология (от лат. «культура» и греч. «логос» – «учение») – наука о культуре, сформировавшаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Изучает культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия. В структуре современного культурологического знания выделяется теория культуры (близкая по своим методам и задачам философии культуры), история культуры (изучающая культуры исторического прошлого) и прикладная культурология (изучающая современные культуры и разрабатывающая культурные программы). Термин «культурология» был предложен в начале ХХ в. немецким химиком В. Оствальдом, а введён в научный оборот американским антропологом Л. Уайтом. Используется, главным образом, в России для обозначения науки о культуре или соответствующей учебной дисциплины. В ряде стран для обозначения науки о человеке и его культуре используются термины «этнография» (в Германии), «этнология» (во Франции), «культурная антропология» (в США) или «социальная антропология» (в Великобритании).

Культурогенез – важнейший вид социальной и исторической динамики культуры. В широком смысле слова культурогенез – это универсальный процесс постоянного порождения новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры как в ходе различных видов изменчивости, так и путем возникновения новых культурных феноменов. В узком смысле слова культурогенез связывают с происхождением культуры человечества, её возникновением и становлением в палеолите.

Магия – вера в возможность «дистанционного» воздействия на природные и социальные явления, а также на других людей с помощью особых ритуалов и обрядов. Исторически различают целый ряд видов магии, например, охотничья (промысловая) магия, целебная («белая») магия, вредоносная («чёрная») магия, любовная магия.

Маргинальность (от лат. «край») – «промежуточное» положение индивидов (групп) среди различных субкультур, социальных страт, социальных групп. Ценностные ориентации, установки, модели поведения таких индивидов или групп соотносятся с различными субкультурами (стратами), но не интегрированы ни в одну из них полностью. В качестве примера можно привести иммигрантов, находящихся в чуждой культурной среде, а также людей, вынужденных работать не по специальности.

Массовая культура – 1) понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и развитием средств массовой информации. В сущности, выражает повседневную культуру индустриального и постиндустриального обществ. Производство, распространение и потребление любых продуктов массовой культуры носят индустриально-коммерческий характер. 2) Массовую культуру выделяют как особую форму выражения художественного содержания, соответствующую цивилизационной стадии развития общества в индустриальную эпоху. Для эстетики массовой культуры характерно балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Массовая культура отвечает потребностям массовой аудитории в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке.

Ментальность, менталитет (от лат. «ум, мышление, образ мыслей, душевный склад») – мироощущение, мировосприятие конкретной культуры в определённую эпоху, часто проявляющееся на бессознательном уровне. Общий духовный настрой, совокупность верований, навыков мышления, создающих картину мира эпохи. На более глубинном уровне устойчивые представления, содержащиеся в менталитете народа, способствуют единству духовной традицию конкретной культуры на протяжении длительного времени.

Методы культурологии – совокупность методов и приемов, используемых в анализе культуры. Наука о культуре использует общенаучные методы (описательный, сравнительный (компаративистский), структурный, типологический, системный, моделирования, реконструкции, генетический). К базовым или философским методам относятся эмпирический, теоретический, обобщения, абстрагирования, конкретизации, анализа, синтеза, индукции, дедукции, формализации, актуализации. Также выделяются специальные методы исследования, сформировавшиеся в культурологической исследовательской практике: методы реконструкции культурных полей, моделирования культурных объектов, социокультурный историко-генетический метод, методы социокультурных наблюдений, социокультурной рефлексии, культуральной классификации.

Мировые религии – три религии – буддизм, христианство и ислам, – отличающиеся полиэтнической распространенностью и отсутствием выраженной этноцентричности в своей догматике.

Мифология (от греч. «предание, сказание») – 1) совокупность мифов разных народов, повествующих о богах, героях, демонах, духах и др.; 2) наука, изучающая мифы, их возникновение, содержание, распространение).

Модернизм (от фр. «современный) – общее обозначение направлений в искусстве XX в., отошедших от традиций европейского искусства и утверждающих новые подходы к изображению бытия. Например, фовизм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, авангардизм, сюрреализм, примитивизм и т. д.

Модернизация культурная – 1) в широком смысле слова – процесс обновления культуры, универсальный вид культурной изменчивости. 2) В узком смысле слова – с точки зрения теории модернизации – процесс перехода от доиндустриального (традиционного) общества к индустриальному. Различают два основных вида модернизации: а) органическая (органичная) – обновление, идущее «снизу», исподволь, за счёт внутренних ресурсов культуры, на основе развития собственных традиций; б) неорганическая (неорганичная), или «догоняющая», идущая «сверху», путём реформ, направленных на преодоление технологического или экономического отставания.

Монотеизм (от греч. «единственный» и «бог») – религия основанная на признании и почитании единственного и единого Бога. К монотеистическим религиям относятся такие религии, как иудаизм, христианство, ислам.

Морфология культуры – раздел наук о культуре, в рамках которого изучается внутреннее строение культуры. Морфологический подход позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении определений культуры. Общую морфологическую модель культуры в современной науке часто представляют на основе выделения нескольких уровней социокультурной жизни: специализированного, трансляционного и обыденного (вариант: специализированного и обыденного) и нескольких функциональных блоков: социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); социального значения (искусство, религия, философия, право); и социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура). При этом каждому блоку культуры соответствуют как специализированные модальности культуры, так и обыденные (например, экономической культуре на специализированном уровне соответствует домашнее хозяйство на уровне повседневном).

Норма культурная – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном или желательном. Социолог Т. Парсонс выделяет следующие группы норм: 1) нормы, устанавливающие порядки в обществе и в составляющих его группах; 2) экономические нормы; 3) политические нормы; 4) культурные нормы, относящиеся к области коммуникации и социализации. Различают также нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные.

Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Это одна из наиболее распространенных форм права на ранних стадиях развития общества. Обычаи могут стать источником права в случае санкционирования их государством или судом.

Осевое время – центральное понятие теории К. Ясперса, выделявшего в истории так называемую «ось времён» между VIII–II вв. до н. э. Учёный связывал это время с переходом от преимущественно мифологического и религиозного сознания к научному и философскому мировоззрению. В период осевого времени появились первые философские системы в Индии, Китае, Древней Греции; появилась первая из мировых религий (буддизм), был составлен Ветхий Завет, послуживший впоследствии источником двух других мировых религий – христианства и ислама; появилось несколько великих национальных религий – индуизм, конфуцианство, даосизм; зародились многие науки и научные направления, впоследствии развитые в европейской культуре. Именно в период осевого времени, по мнению К. Ясперса, были заложены основы для будущего культурного единства человечества.

Пантеизм (от греч. «бог») – к пантеистическим относят различные религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мир в целом, Вселенную. Пантеистические взгляды проявлялись в натурфилософии эпохи Возрождения в учении Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа», в концепциях И. Г. Гердера, И. В. Гёте и классической немецкой философии.

Политеизм – многобожие; стадия развития религиозных представлений, когда на основе языческих представлений складывается пантеон (иерархия) богов.

Постмодернизм – философия и эстетика постиндустриального общества, сложившаяся вследствие глубокого разочарования в идеях европейского рационализма. Основной смысл постмодернизма видят в создании предпосылок для нового решения проблемы свободы и ответственности, в полимодальном рассмотрении культуры, развитии идеи плюрализма в искусстве и науке, а также утверждении самодостаточности творчества. Постмодернизм поставил себе задачей показать мысль, находящуюся в процессе становления. Стиль и формы философствования постмодерна приближены к художественным текстам. Среди виднейших представителей данного направления М. Фуко, Ж. Ф. Лиотар, Ж. Деррида.

Постструктурализм – философское направление, появившееся в 1960-х гг., отличавшееся критической направленностью в адрес структурализма. Среди методов, предложенных постструктурализмом, такие как деконструкция, дискурсивный анализ языка, интерпретация пространства культуры как текста и контекста. К наиболее известным теоретикам постструктурализма относятся французские философы Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко.

Постфигуративная культура – в концепции американского антрополога М. Мид тип культуры, соответствующий традиционному обществу, когда молодёжь безоговорочно ориентируется на традиции и образцы поведения старших поколений.

Префигуративная культура – согласно теории М. Мид, тип культуры, соответствующий современному постиндустриальному обществу, когда старшие поколения перестают быть авторитетом и образцом поведения для молодёжи; молодое поколение теперь ориентируется исключительно на свой собственный жизненный опыт.

Просвещение – идейное течение XVIII–середины XIX в., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании природы, человека и общества. Просветители выступали против клерикализма, феодализма, абсолютизма, религиозного фанатизма, а также против невежества и мракобесия. К идеалам Просвещения относились политические свободы и гражданское равенство. К основным представителям Просвещения относились: в Англии – Дж. Локк, Т. Гоббс, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции – Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии – Г. Лейбниц, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России – Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов. В XIX–XX вв. просвещенческая идеология нередко подвергалась критике за идеализацию человеческого разума, человеческой природы, безоглядную веру в науку и чрезмерно оптимистический взгляд на общественный и технический прогресс.

Рационализм (от лат «разум») – важнейшее направление в европейской философии, основания которого были заложены в философии античности. Вершиной европейского рационализма считается немецкая классическая философия. Рационализм признаёт человеческий разум основой познания, а также мотивации поведения и деятельности людей. К виднейшим представителям европейского рационализма относятся, например, Р. Декарт, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, М. Вебер.

Религия (от лат. «набожность, святыня, предмет культа») – мировоззрение и мироощущение, а также соответственное поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование сверхъестественного – Бога или богов. К основным историческим типам религий относятся: племенные культы, национальные (этнические) религии, мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Релятивизм, релятивизм культурный (от лат. «относительный») – направление в европейской мысли Новейшего времени, основанное на признании относительной ценности и относительной истинности культурных норм, религиозных учений, морали, научных теорий, философских концепций, ценностных иерархий. Культурный релятивизм признаёт множественность самоценных культур, разнообразие систем ценностей, культурно-исторических типов и путей их развития.

Ритуал – исторически сложившаяся форма упорядоченного



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.013 с.)