Профессионально-педагогическая деятельность: сущность понятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионально-педагогическая деятельность: сущность понятия



Профессиональная деятельность - личностная категория, созидательный процесс и результат творческой деятельности. В системно-ориентированных исследованиях профессиональная деятельность более ярко и профессионально раскрывается в анализе личностной, регулятивно-коммуникативной и результативой подсистем креативной парадигмы. Система психических явлений, многоуровневая и иерархическая, включает ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами Б.Ф.Ломов). Можно выделить три основные неразрывно взаимосвязанные подсистемы: когнитивную, в которой реализуется функция познания; регулятивную, обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения; коммуникативную, формирующуюся и реализующуюся в процессе общения человека с другими людьми.

Будуший специалист, используя свои знания и способности в профессиональной деятельности, обязательно включится в творческий процесс, добиваясь положительного результата, который выражается не только в материальных и духовных ценностях, но и в преобразовании личности этого специалиста в ходе создания нового продукта. Учитывая это, можно предположить, что профессиональная деятельность образует трехуровневую структуру, где основанием служит рефлексия - осмысление своей поисково-творческой деятельности личностью; созидательно-преобразовательная деятельность и сотворчество.

Большое значение структуры профессиональной деятельности для рефлексии имеет рассмотрение соотношения творчества и профессионализма. Профессионализм несет в себе скрытое противоречие. С одной стороны, дифференциальные признаки, отличающие одну профессию от других, ведут к системе требований, несоблюдение которых лишает человека имиджа профессиональности. С другой стороны, чем выше уровень сложности задач, чем ближе к акмеологической характеристике мастерства, тем чаще проявляется стремление к инновациям, к нарушению старых норм и к созданию новых продуктов и способов работы, не совпадающих с общепринятыми. Инновационная устремленнocть ведет за собой творческое самовыражение, не умещающееся в привычных рамках. Чем более близка вершина достижений, которую превосходит творец-новатор, тем больше несоблюдений нормы он демонстрирует, вовлекает в это игнорирование все больше других людей. Выход за пределы сложившихся стереотипов, норм, установок осуществляется во взаимодействии с другими людьми.

Первоначально сравнение опирается на критерии, специфичныe для данного профиля, для всей профессии. Но более совершенная саморегуляция выходит за пределы профессии, привлекает общекультурные средства и способы, когда включаются интеллектуальные и духовно-ценностные культурные критерии наряду с индивидуальными и личностными качествами специалиста.

2. Основные виды педагогической деятельности.

Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо представлять себе структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологические исследования (Н.В. Кузьмина, ВА. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) показываю, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя:

а) диагностическая;

б) ориентационно-прогностическая;

в) конструктивно-проектировочная;

г) организаторская;

д) информационно-объяснительная;

е) коммуникативно-стимулирующая;

ж) аналитико-оценочная;

з) исследовательско-творческая.

Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях, отмечал К.Д.Ушинский в предисловии к книге «Человек как предмет воспитания». Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения уровня воспитанности учащихся, знать круг их интересов, склонностей.

Ориентационно - прогностическая деятельность выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты.

Конструктивно - проектировочная деятельность органически связана с ориентационно-прогностической. Если, например, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащимися, перед ним встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм. В зависимости от конкретных условий воспитания он может предусмотреть совместную работу учащихся, на подшефном предприятии, подготовку литературно-художественного концерта, проведение собрания-дискуссии на тему «О поступках товарищеских и нетоварищеских», организацию экскурсий с тем, чтобы повысить содержательность и увлекательностъ совместной деятельности учащихся. Естественно, что дляэтого учителю необходимо хорошо разбираться в психологии и педагогике организации воспитательного коллектива; в формах и методах воспитания, развивать у себя творческое воображение, конструктивно-проектировочные способности, уметь планировать учебную и воспитательнyю работу.

Организаторская деятельность связана с вовлечением учащихся в воспитательную работу и стимулированием их активности. Учитель должен уметь определять задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу, уметь распределять задания, руководить ходом действия.

Информационно-объяснительная деятельность Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями - это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Вот почему такое большое значение в процессе профессиональной подготовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает, его научно-мировоззренческая убежденность. От того, как сам учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков. К сожалению, есть немало учителей, не обладающих такой подготовкой, что отрицательно сказывается на обучении и воспитании.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми в самом широком смысле этого слова.

Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися. Совсем по-иному относятся дети к тому учителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение содержательной учебной и внеклассной работой.

На огромное воспитательное влияние личности учителя указывали А.С. Макаренко, ВА Сухомлинский и другие педагоги. А.С. Макаренко считал, что без настоящего авторитета среди учащихся, без умелого поддержания с ними доброжелательных отношений и тактичной требовательности, без непрестанной работы педагога над совершенствованием своего характера невозможно осуществлять действенное воспитание.

Все это весьма остро ставит проблему профессионального pocтa учителя, его старательной работы над повышением своего научного уровня и морального совершенства. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учuтеля над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать,. пока сам работает над своим воспитанием и образованием.

Аналитико-оценочная деятельность. Учитель анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них недостатки, сравнивает результаты с целями и задачами, сопоставляет свою работу с опытом коллег.

Исследовательско-творческая деятельность. При применении педагогической теории от учителя требуется творчество, осмысление и творческое развитие нового, что выходит за рамки известной теории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.005 с.)