Индивидуальная педагогическая деятельность как система. Структурные и функциональные ее компоненты. Уровни индивидуальной педагогической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальная педагогическая деятельность как система. Структурные и функциональные ее компоненты. Уровни индивидуальной педагогической деятельности



Возрастное психическое развитие характеризуется возрастающей индивидуализацией по мере взросления человека. Индивидуализация - это специфическая форма развития, которая может в труде иметь разные выражения:

индивидуальные различия как фрагментарные или эпизодические проявления непохожести в профессиональном поведении и деятельности;

индивидуальный стиль как устойчиво сохраняющиеся в течение длительного времени различия в профессиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятельности;

индивидуальность как выражение неповторимости, самобытности личности в труде, индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности в труде. Если индивидуальные различия устойчиво захватывают сферу личности, то тогда говорят о наличии индивидуальности.

Индивидуальные различия могут проявляться практически во всех компонентах профессиональной деятельности. Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции учащегося в профессиональную среду, сравнения себя с другими. Для одних профессиональная деятельность - это путь самореализации, другие самовыражают себя в непрофессиональной сфере. Приобретая устойчивый характер, индивидуальные отличия могут способствовать становлению индивидуального стиля пpофессиональной деятельности, т. е. обусловленной природными особенностями устойчивой системы способов и средств деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к достижению наилучшего результата (Климов Е.А., 1967).

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности определяется природными, врожденными особенностями человека (состояние организма, нервной системы, высшей нервной деятельности), а также качествами личности, возникшими в ходе взаимодействия человека с предметной и социальной средой. Механизмами становления индивидуального стиля профессиональной деятельности являются адаптация, компенсация, коррекция (Е.А. Климов). Адаптация - это использование человеком (осознанно или неосознанно) тех своих благоприятных природных качеств, которые способствуют успеху в деятельности. Компенсация - это выбор таких условий труда, которые помогают избегать те ситуации, в которых могут проявиться неблагоприятные качества специалиста. Коррекция - это обеспечение выполнения работы оптимальным, наилучшим образом.

В процессах адаптации, компенсации, коррекции поведение человека определяется логикой профессиональной деятельности и его психического развития. Однако на достаточно высоком уровне профессионализма человек может преодолеть границы нормативных требований профессии, осуществляя тем самым реконструкцию профессиональной деятельности, опережая требования профессии, внося творческий вклад в ее развитие, выходя при этом за пределы своих возможностей, исчерпав свои резервы. Можно, предположить, что здесь процесс развития специалиста не ограничивается механизмами адаптации, компенсации и коррекции, а включает новые, пока мало изученные механизмы, которые приводят к появлению творческого стиля деятельности.

На определенном этапе выполнения своей профессиональной деятельности специалист становится в ней индивидуальностью. Это самое позднее образование. Выделяют несколько признаков индивидуальности: неповторимость, целостность, относительную закрытость и автономность, непроницаемость для внешней среды, самость и самобытность, активность, творчество. В этой связи и появляется термин «творческая индивидуальность». Индивидуальность складывается в результате уникального индивидуально неповторимого сочетания обстоятельств жизни человека, в которых он реализует и развивает свои возможности и способности.

Становление индивидуальности означает самоопределение способности к индивидуальному саморазвитию, самоотдаче своих способностей для других. Человек строит свою индивидуальность непосредственно для себя, но вместе с тем и для других. Он индивидуализируется не для того, чтобы окончательно замкнуться в себе, а для того, чтобы утверждать себя в обществе. Индивидуальность, целостность профессионала наиболее ярко проявляется тогда, когда она сочетается с высокой духовностью, гуманистической направленностью.

Творческая индивидуальность проявляется как высшая характеристика профессионального творчества. Она является личностной категорией, которая включает: интеллектуально-творческую инициативу; интеллектуальные способности, широту и глубину знаний; чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу; информационный голод, чувство новизны, необычного в проблеме, профессионализме, жажду познания.

Основные функции реализации творческой индивидуальности можно определить следующим образом: обогащение культуры, определяющейся критерием общественной значимости; преобразование педагогического процесса и личности; нахождение новых технологий, определяющихся по критериям продуктивности и значимости; саморазвитие на основе самоопределения, самовыражения личности.

Формирование творческой индивидуальности учителя - это динамический инновационный процесс преобразования и саморазвития личности. Ядром творческой индивидуальности является продуктивное самосознание, подразумевающее: осознание неповторимости личности при сравнении себя с другими; совокупность креативных проявлений и представлений о себе; целостность и гармоничность, внутреннее единство индивидуальных особенностей творческой работы; динамичность и непрерывность процесса собственного саморазвития личности и становления ее как творца; самоутверждение личности и осознание собственной компетентности; самореализация творца и осознание собственной значимости в личностном и социальном аспектах.

В. Франкл отмечал, что неповторимость каждого человека и своеобразие всей его жизни являются неотъемлемыми составляющими смысла человеческого бытия. Следует отличать своеобразие, о котором идет речь, от чисто внешней непохожести на других, ибо последняя сама по себе ценности не представляет. Тот факт, что один человек отличается от другого по рисунку отпечатков пальцев, еще не выделяет его как личность.

В деятельности специалиста всегда может наступить такой момент, когда обычные способы, процедуры не ведут на новый уровень решения профессиональных задач и проблем. В таком случае он прибегает к новым приемам и способам, включая механизмы анализа, прогноза возможных последствий, самооценки и др. Объективность анализа и самооценки обеспечивается соответствующим уровнем компетентности, корректности в использовании данных. Успешность получения результата во многом предопределяется личностными качествами: организованностью, работоспособностью, умением ограничивать возможную тревожность, приходить в определенных случаях к компромиссу, осторожностью в выдвижении категорических утверждений, умением уйти от конфликтa, определенной совместимостью с другими участниками инновационного процесса. Эти и другие качества могут быть полезными лишь тогда, когда ситуация тщательно продумана, проанализирована.

Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность. Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

1 - (минимальный) реnродуктивный; педагог умеет nересказать другим то, что знает сам; неnродуктивный.

2 - (низкий) адаптивный; педагог умеет nрисnособить свое сообщение к особенностям аудитории; малоnродуктивный.

3 - (средний) локально моделирующий, педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса (т.е. формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-nознавательную деятельность); среднеnродуктивный.

4 - (высокий) системно моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный.

5 - (высший) системно моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями nревращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокоnродуктивный» [Кузьмина Н.В.].

Рассматривая педагогическую деятельность, мы имеем в виду ее высокопродуктивный характер.

 

4. Профессиональные компетенции педагога. Структура профессиональной компетентности педагога

Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности.

В понятие «профессиональная компетентность» включают следующие три аспекта:

проблемно-практический - адекватность распознавания и понимания ситуации, адекватная постановка и эффективное выполнениe целей, задач, норм в данной ситуации;

смысловой - адекватное осмысление производственной ситуации в более общем социокультурном контексте;

ценностный - способность к правильной оценке ситуации, ее сути, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.009 с.)