Единый государственный экзамен по истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единый государственный экзамен по истории.



Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ.

Инструкция по выполнению работы.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответы к заданиям 1–19 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задания части 2 (20–25) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответом к заданиям 1–19 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

 

1  Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) Подписание Ям-Запольского перемирия 1582 г.

2) «Славная революция» в Англии 1688 г.

3) Подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г.

 

1 2 3

Ответ:

 

 2  Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) Стоглавый собор 1551 г. Б) Стрелецкий бунт («Хованщина») 1682 г. В) Подписание «Вечного мира» России и Польши, подразумевавшего выкуп Киева Россией 1686 г. Г) Первый раздел Польши 1772 г. 1) 1772 г. 2) 1698 г. 3) 1686 г. 4) 1682 г. 5) 1547 г. 6) 1551 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г
6 4 3 1

 

Ответ:

 

 

3  Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) эпохи дворцовых переворотов (1725-1762 гг.)

1) петрашевцы; 2) фаворитизм; 3) измайловцы; 4) бироновщина; 5) приказ общественного призрения; 6) коллегии.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

 

1 5

Ответ:

4 Напишите пропущенное слово.

_____________________ – земли, насильно отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещиков во время проведения крестьянской реформы 1861 года.

Ответ: Отрезки.

 

5  Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) Кавказская война. Б) Иностранная интервенция в России в период Смуты. В) Колониальная политика России в Средней Азии. Г) Участие России в Наполеоновских войнах. 1) Троицкая осада. 2) отмена местничества. 3) Афганский кризис. 4) битва при Фридланде. 5) осада Плевны. 6) взятие Гуниба.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г
6 1 3 4

 

Ответ:

 

 

6  Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «…При первом взгляде на мнимаго царя я не верил глазам: я видел портреты истиннаго <царя> и, сравнивая черты того и другаго, нашел много несходства. Скоро я узнал в нем обманщика, но оставить его не смел и боялся подать повод к малейшему подозрению. <Он> был средняго роста, корпусный, в плечах широк, смугловат, борода окладистая, глаза черные и большие. На нем была парчевая бекеша, род казацкаго троеклина, сапоги красные, шапка зделана из покровов церковных, пограбленных его приверженцами, большею частию раскольниками и яицкими казаками. Голос <…> несколько сиповат. Сам он речист и деятелен. Во время разъезда <…> по улице в Магнитной крепости, когда ее взяли, одна женщина выстрелила в него из окна и ранила в правую руку. Ее изрубили. Раненый самозванец не мог сидеть верхом: он ездил в коляске. Из этой крепости пошли в Троицкую и взяли ее, но скоро оставили, потому что за нами шел от царицы генерал Декалонг. Передовая его колонна настигла нас. Меня окружили солдаты, сбили с коня, но я не оробел, бросился на одного из них, проколол его пикою и на коне его ускакал. Опасаясь вторичнаго поражения, <предводитель> бежал на Красноуфимск. Здесь остановила нас команда от царицы под начальством капитана Попова. Завязалась жаркая баталия и кончилась ничем. Меня ранили. Из Красноуфимска взяли влево и пришли в Осу. Город этот был под командой майора Скрипицына. Для охраны от самозванца его укрепили деревянным заплотом; с навесов и с батарей, устроенных внутри крепости, жарили в нас картечью, бросали каменья, лили на нас горячую воду, смолу и масло…».
Б) «По получении в с. Бездне Положения <…> в начале апреля месяца меня пригласили старики в деревню Болховскую прочитать Положение. Читавши его, я, не зная хорошо грамоты, неправильно растолковал первую статью уставной грамоты, где сказано: «Из них отпускаются после ревизии на волю О. О». Знаки эти я принял за изъяснение воли и потому стал говорить всем крестьянам, что вышла воля. Чрез два дня я почти со всеми крестьянами с. Болховского, из которых припомню Ивана Николаева, Василия Федорова, Романа Кондратьева, воротился в с. Бездну и явился с теми крестьянами к священнику, прося его дать присягу в том, что мы нашли в Положении волю, но священник не согласился на это. После того мы пошли домой, и я сказал крестьянам: «Давайте вместе выхлопатывать волю». С тех пор я всем приходящим ко мне стал объявлять, что крестьяне вольные, говорили им, чтобы они не слушали помещиков и начальствующих властей, приказывал крестьянам не ходить на барщину, не платить оброков, не давать подвод, даже не препятствовать, когда крестьяне увидят, что другие будут брать из барских амбаров хлеб; если вода разломает мельницу, то не поправлять самим, от помещиков ничего не брать. Толковал, что вся земля принадлежит крестьянам, а помещику остается только одна треть. Все это я выдумывал из своей головы для того, чтобы привлечь на свою сторону крестьян, полагая, что чем более будет крестьян, тем скорее получу свободу. Многие крестьяне приходили ко мне, и я объявлял им свободу. Когда приезжали в наше селение предводитель дворянства, исправник и становой пристав, то я по глупости своей приказал крестьянам их не слушать и к ним не ходить, боясь, чтобы крестьян не сбили с толку. Чтобы больше привлечь крестьян к себе, я предложил миру избрать новых сотских и посылал их с другими крестьянами по разным деревням собирать крестьян слушать свободу. По прибытии в нашу деревню военной команды я находился в избе и видел, как подъезжали верхами сначала два офицера, а потом священник и увещевали крестьян разойтись, но крестьяне отвечали: «Не хотим, умрем за царя». Когда сделали первый и второй залпы из ружей, я молился и ничего не говорил, после третьего залпа я сказал крестьянам: «Ребята, не сдавайтесь, еще не время теперь, стрелять уже не будут, а станут читать волю». Слова эти я говорил, чтобы отстоять волю. За четвертым залпом я хотел выйти, но пока меня родители благословляли, еще было сделано несколько залпов. Простившись с родными, я взял Положение, вышел к войску, это я сделал потому, что полагал, с царским указом на голове в меня стрелять не будут, бежать же я не хотел, и лошади для меня никто не приготовлял, а она была разъездною, которая назначена была мною для безопасности, чтобы меня не подожгли и не поймали. Предсказателем и пророком я себя не выдавал и никому не говорил, что имею письмо от государя императора <…> В произведенном мною волнении участвовали почти все крестьяне с. Бездны и других селений, особых же приближенных к себе сообщников не имел, сотские назначены были не самим мною, а миром, и потому имен их всех не упомню, знаю только Николая Иванова, Егора Леонтьева и Петра Пименова. Они выбирались для того, чтобы собирать народ и не давать им расходиться. Народу же я не наказывал делать грабежа, убийства, дерзости начальству и тому подобного, напротив, говорил, чтобы никого не обижать, цели же на составление толпы я никакой не имел, кроме желания освободиться от крепостного состояния. Все это показал справедливо и к оправданию своему прибавить ничего не могу, не сознаю себя виновным в смерти товарищей, убитых командою, и готов бы был пострадать за них…».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автором показаний, приведенных в источнике, является Емельян Пугачев.

2) Упомянутая в тексте источника «царица» - Марина Мнишек.

3) Автор показаний являлся участником народного восстания 1773-1775 гг.

4) Современником событий, описанных в тексте источника, являлся Ф.М. Достоевский.

5) События, описанные в тексте источника, произошли в XIX в.

6) Современником описанных в тексте источника событий был Д.И. Фонвизин.

 

Ответ:

 

 

7  Какие из представленных событий и явлений относятся к XIX в.? Выберите три события и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) издание Берг-привилегии 1719 г.

2) введение подушной подати 1718-1724 гг.

3) освоение Южного промышленного района (Донбасса и Кривого Рога). При Александре II

4) отмена внутренних таможенных пошлин 1754 г.

5) Морозовская стачка 1885 г.

6) учреждение Крестьянского поземельного банка 1881 г.

 

3 5 6

Ответ:

 

8  Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Во время Великой Отечественной войны командиром Путивльского партизанского отряда (позднее – Сумского партизанского соединения, ещё позднее – 1-й Украинской партизанской дивизии) был _____________.

Б) Ясско-Кишиневская операция Красной армии была осуществлена в _____________ 1944 г.

В) В ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне был освобожден город ______________.

Пропущенные элементы:

1) январе

2) Смоленск

3) С.А. Ковпак

4) Минск

5) августе

6) Л.М. Доватор

Ответ:

 

  9  Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ
А) подписание Ништадтского мирного договора Б) взятие Измаила русскими войсками в 1790 г. В) русско-турецкая война 1877-1878 гг. Г) заключение Вечного мира с Речью Посполитой 1) Иосиф Гурко 2) Андрей Остерман 3) Иван Паскевич 4) Афанасий Ордин-Нащокин 5) Василий Голицын 6) Михаил Кутузов

 

Ответ:

 

 

10  Прочтите отрывок из мемуаров. Запишите фамилию человека, пропущенную («_____________») в тексте.

«После гибели Кирова Сталин взвалил Ленинградскую парторганизацию на __________. __________на XVII съезде ВКП(б) был избран секретарем ЦК, а до этого работал в г. Горьком. С ним я был лучше знаком, чем с Кировым. <…> Уже после, когда __________ стал вращаться в среде Политбюро, было видно, что Сталин к нему относится очень внимательно. Тут брюзжание Кагановича в адрес __________ усилилось; он часто ехидно говорил: «Здесь и не требуется большого умения работать, надо иметь хорошо подвешенный язык, уметь хорошо рассказывать анекдоты, петь частушки, и можно жить на свете».

 

Признаться, когда я пригляделся к __________ поближе, в рабочей обстановке, стал соглашаться с Кагановичем. Действительно, когда мы бывали у Сталина (в это время Сталин уже стал пить и спаивать других, __________ же страдал такой слабостью), то, бывало, он бренчит на рояле и поет, а Сталин ему подпевает. Эти песенки можно было петь только у Сталина, потому что нигде в другом месте повторить их было нельзя. Их могли лишь крючники в кабаках петь, а больше никто. Свидетелем подобного времяпрепровождения я бывал неоднократно.

<…>

А когда __________ умер, это дело завертелось. Видимо, __________ дал ему толчок. Но кончилось все расстрелом ленинградцев как «националистов». Однако никакого там национализма не было, была же действительная партийная работа, ставился вопрос о судьбе Российской Федерации, об улучшении деятельности РСФСР. И в результате погибли люди, абсолютно невиновные.

<…>

Много толков вызывает имя __________ в связи с послевоенными постановлениями ЦК ВКП(б) по поводу журналов «Звезда» и «Ленинград» и оперы Мурадели «Великая дружба». Относительно них я думаю, что __________ был просто назначенный докладчик: что ему ведено было сказать, то он и сказал. Как он сам думал, трудно выяснить. Может быть, именно так, как он выступал, но я сомневаюсь в этом. Скорее всего, нет».

Ответ: Жданов.

 

11  Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран
XIV в. _____________(А) Восстание под предводительством Уота Тайлера в Англии
_______________(Б) Битва при Гросс-Егерсдорфе _______________(В)
XIX в. _____________(Г) Июльская революция во Франции
_______________(Д) Издание первой печатной книги «Апостол» _______________(Е)

Пропущенные элементы:

1) Аугсбургский религиозный мир 1555 г.

2)Возникновение государства у арабов 632 г.

3) XVIII в.

4) XV в.

5) Открытие Царскосельской железной дороги 1837 г.

6) Разорение Москвы ханом Тохтамышем 1382 г.

7) «Бостонское чаепитие» 1773 г.

8) Нашествие Едигея на Русь 1408 г.

9) XVI в.

 

Ответ:

 

 

12  Прочтите отрывок из исторического источника.

«Рано утром, когда я обучал полк на поле у Новоспасского монастыря, к нам явился полковник Крофорд, сообщил, что в городе великое смятение, и дал приказ выступать к Таганским воротам. Я осведомился, где [царь], и узнав, что он в Коломенском, советовал идти туда, на что полковник никак не соглашался и послал одного русского лейтенанта разведать, в чем дело. Затем он сам поскакал к мосту, где проходили мятежники, и подвергся бы нападению, если бы не был спасен выборными солдатами, кои его знают.

Мятежники толпою вышли из Серпуховских ворот. Их было около 4 или 5 тысяч, без оружия, лишь у некоторых имелись дубины и палки. Они притязали на возмещение за медные деньги <…> и многое другое. С сею целью в разных местах города были расклеены листы, а один стряпчий перед Земским двором читал лист, содержащий их жалобы, имена некоторых особ, коих они мнили виновными в злоупотреблениях, и призыв ко всем идти к царю и добиваться возмещения, а также голов дурных советников.

Когда чернь собралась, иные пошли грабить дом гостя или старосты по имени Василий Шорин, но большинство отправились в Коломенское, где, пока Его Величество пребывал в церкви, они домогались у бояр и придворных обращения к царю. Наконец, когда царь вышел из церкви и сел на коня, они весьма грубо и с громкими воплями настаивали, чтобы он загладил их обиды. Царь и кое-кто из бояр порицали их за то, что пришли в таком беспорядке и количестве, и объявили, что обиды будут заглажены, а посему немедленно будет созван совет - им должно лишь немного потерпеть. Тем временем при первом их появлении был послан приказ двум стрелецким полковникам идти со своими полками как можно скорее в Коломенское, а прочим было велено подавить оставшихся в Москве.

В сильном нетерпении я убеждал полковника идти в Коломенское, но он все не желал выступать без приказа. У нас в полку было около 1200 человек, в том числе 800 мордвин и черемисских татар, кои, верно, не стали бы сочувствовать или примыкать к мятежникам и бунтовщикам; остальные – пестрая смесь из русских – не стоили большого доверия. Правда, за малым исключением все они оставались под знаменем, а офицеры хорошо за ними надзирали. Я раздал порох и пули, каждому по три заряда – все, что имел.

Наконец я добился от полковника разрешения самому ехать в Коломенское за приказом, что и сделал весьма спешно. Однако бунтовщики так обложили дворцовые аллеи, что я никак не мог подобраться и с большим трудом избежал плена. По пути назад на лугу стоял полковник Аггей Алексеевич Шепелев со своим полком, который сильно поредел, ибо многие из его солдат участвовали в бунте. Я спросил, какие им получены приказания; он ответил - стоять на месте. Чуть поодаль я повстречал Артемона Сергеевича Матвеева, а затем Семена Федоровича Полтева на марше с их довольно поредевшими полками.

<…>

Мы дошли до Кожуховского моста, где получили приказ остановиться, охранять мост и захватывать беглецов. К этому времени два стрелецких полка явились и были пропущены через задние ворота дворца. Они соединились со всадниками из придворных и, произведя нападение через большие ворота, без особого риска и труда рассеяли [мятежников], одних загнали в реку, других перебили и множество взяли в плен. Многие к тому же спаслись.

Солдаты нашего полка поймали 13 отставших, кои вместе с прочими, взятыми позже, были назавтра отправлены в Коломенское. Из сих бунтовщиков множество на другой день было повешено в разных местах, а около 2000 с женами и детьми впоследствии сослано в дальние края...»

Ответ:

 

 

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

Ответ: Александра III.

 

14  Запишите название города, где был подписан первый в истории договор о границе России и государства, отмеченного на карте цифрой «2».

Ответ: Нерчинск.

   15  Запишите название государства, отмеченного на карте цифрой «6».

Ответ: Иран (Персия).

 

 16  Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Территории, отмеченные на карте цифрой «1», в настоящий момент входят в состав одного государства.

2) Под цифрой «5» на карте отмечен город Якутск.

3) Согласно карте, Младший казахский жуз вошел в состав Российской империи в конце XIX в.

Ответ:

 

17  Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) опера «Жизнь за царя» Б) опера «Руслан и Людмила» В) балет «Щелкунчик» Г) опера «Хованщина» 1) Произведение создано по мотивам повести немецкого писателя-романтика. 2) Главное действующее лицо произведения – крепостной крестьянин из села близ Костромы. 3) Действие произведения происходит в XVIII в. 4) Автором является Милий Балакирев. 5) Произведение основано на поэме Александра Пушкина. 6) Автор был членом творческого объединения «Могучая кучка».

Ответ:

19  Какие из представленных архитектурных сооружений были возведены в том же веке, когда было основано образовательное учреждение (название которого присутствует на монете)? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти архитектурные сооружения.

1) Михайловский дворец (сейчас – здание Русского музея). Архитектор Карло Росси. 1819-1825 гг. 2) Здание Сената в Московском кремле. Архитектор Матвей Казаков. 1776-1787 гг.
3) Таврический дворец. Архитектор Иван Старов. 1783-1789 гг. 4) Храм Покрова в Филях. Архитектор Яков Бухвостов. 1689-1694 гг.

 

2 3

Ответ:

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из протокола судебных заседаний:

«Подсудимый. Итак, я буду разбирать по пунктам обвинение. Мы не анархисты, мы стоим за принцип федерального устройства государства, а как средства для достижения такого строя мы рекомендуем очень определенные учреждения. Можно ли нас считать анархистами? Далее, мы критикуем существующий экономический строй и утверждаем...

Первоприсутствующий. Я должен вас остановить. Пользуясь правом возражать против обвинения, вы излагаете теоретические воззрения. Я заявляю вам, что Особое присутствие будет иметь в виду все те сочинения, брошюры и издания, на которые стороны указывали; но выслушивание теоретических рассуждений о достоинствах того или другого государственного и экономического строя оно не считает своею обязанностью, полагая, что не в этом состоит задача суда.

Подсудимый. Я в своем заявлении говорил и от прокурора слышал, что наше преступление - событие 1 марта - нужно рассматривать как событие историческое, что это не факт, а история. И совершенно верно. Я совершенно согласен с прокурором и думаю, что всякий согласится, что этот факт нельзя рассматривать в связи с другими фактами, в которых проявилась деятельность партии.

 

Первоприсутствующий. Злодеяние 1 марта - факт, действительно принадлежащий истории, но суд не может заниматься оценкой ужасного события с этой стороны; нам необходимо знать ваше личное в нем участие, поэтому о вашем к нему отношении, и только о вашем, можете вы давать объяснения.

<…>

Первоприсутствующий. Подсудимый, вы выходите из тех рамок, которые я указал. Говорите только о своем отношении к делу.

Подсудимый. Я возвращаюсь. Итак, мы, переиспытав разные способы действовать на пользу народа <…> избрали одно из средств, именно положение рабочего человека, с целью мирной пропаганды социалистических идей. Движение крайне безобидное по средствам своим, и чем оно окончилось? Оно разбилось исключительно о многочисленные преграды, которые встретило в лице тюрем и ссылок. Движение, совершенно бескровное, отвергающее насилие, не революционное, а мирное, было подавлено. Я принимал участие в этом самом движении, и это участие поставлено мне прокурором в вину. Я желаю выяснить характер движения, за которое несу в настоящее время ответ. Это имеет прямое отношение к моей защите.

Первоприсутствующий. Но вы были тогда оправданы.

Подсудимый. Тем не менее прокурор ссылается на привлечение мое к процессу 193-х.

Первоприсутствующий. Говорите в таком случае только о фактах, прямо относящихся к делу.

Подсудимый. Я хочу сказать, что <тогда> я еще не был революционером, как определяет прокурор, так как моя задача была работать на пользу народа, ведя пропаганду социалистических идей. Я насилия в то время не признавал, политики касался я весьма мало, товарищи – еще меньше. <…> В государственных воззрениях мы в то время были действительно анархистами. Я хочу подтвердить слова прокурора. В речи его есть много верного. Но верность такова: в отдельности взятое частичками – правда, но правда взята из разных периодов времени и затем составлена из нее комбинация совершенно произвольная, от которой остается один только кровавый туман...

Первоприсутствующий. Это по отношению к вам?

Подсудимый. По отношению ко мне... Я говорю, что все мои желания были действовать мирным путем в народе, тем не менее я очутился в тюрьме, где и революционизировался. Я перехожу ко второму периоду социалистического движения. <…> Непродолжительный период нахождения нашего в народе показал всю книжность, все доктринерство наших стремлений. С другой стороны, убедил, что в народном сознании есть много такого, за что следует держаться, на чем до поры до времени следует остановиться. <…>

Дальше. Таким образом, изменился характер нашей деятельности, а вместе с тем и средства борьбы, пришлось от слова перейти к делу. Вместо пропаганды социалистических идей выступает на первый план агитационное возбуждение народа во имя интересов, присущих его сознанию. Вместо мирного слова мы сочли нужным перейти к фактической борьбе. <…>

Первоприсутствующий. Подсудимый, я решительно лишу вас слова, потому что вы не хотите следовать моим указаниям. Вы постоянно впадаете в изложение теории.

Подсудимый Желябов. Я обвиняюсь за участие на Липецком съезде...

Первоприсутствующий. Нет, вы обвиняетесь в совершении покушения под Александровском, которое, как объясняет обвинительная власть, составляет последствие Липецкого съезда…»

 

20  Укажите год, когда произошел судебный процесс, фрагмент протокола которого вы только что прочитали. Назовите российского императора, находившегося у власти на момент проведения этого процесса. Назовите политическую организацию, к которой принадлежал подсудимый (на момент ареста, приведшего к его участию в процессе).

Г.

Александр III.

Народная воля.

21  Почему обвиняемый не считает, что он был настоящим революционером в период процесса 193-х? Приведите одну причину. Почему первоприсутствующий выступал против того, чтобы обвиняемый рассказывал о временах процесса 193-х? Приведите одну причину. Почему подсудимый отказался от мирной пропаганды в деревне? Приведите одну причину.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Обвиняемый не считает, что он был настоящим революционером в период процесса 193-х, поскольку тогда его «задача была работать на пользу народа, ведя пропаганду социалистических идей». Обвиняемый добавляет: «Я насилия в то время не признавал, политики касался я весьма мало, товарищи – еще меньше».

2) Первоприсутствующий указывает на то, что обвиняемый был оправдан на процессе 193-х. Цит.: «Но вы были тогда оправданы». Таким образом, (по мнению первоприсутствующего) рассказ обвиняемого о процессе 193-х превращается в изложение теории революционного движения, не имеющей прямого отношения к рассматриваемому делу. Цит.: «Подсудимый, я решительно лишу вас слова, потому что вы не хотите следовать моим указаниям. Вы постоянно впадаете в изложение теории».

3) Подсудимый отказался от мирной пропаганды в деревне, т.к. хождение в народ наглядно продемонстрировало «всю книжность, все доктринерство наших стремлений». С другой стороны, подсудимый убедился, «что в народном сознании есть много такого, за что следует держаться, на чем до поры до времени следует остановиться». Таким образом, резюмирует подсудимый, революционерам «пришлось от слова перейти к делу».

В России XVII столетия росла ремесленная специализация. Так, в середине XVII века даже в провинциальных городах России насчитывалось по несколько десятков ремесленных специальностей, а в Москве их было существенно больше.

2) Возникла хозяйственная специализация районов страны. Так, на Севере добывали и обрабатывали пушнину, производили изделия из дерева и моржовой кости. На Западе (район Смоленска, Пскова, Новгорода) и в Центре (район Москвы, Владимира, Ярославля) выращивали лен, производили холсты и тонкое полотно. В районе Тулы и Каширы добывали и обрабатывали железо. В Поволжье, где много пастбищ, разводили скот, и производили кожаные изделия: одежду, обувь, упряжь, а также сукно.

О складывании внутреннего всероссийского рынка говорит регламентация государством торговой деятельности. В 1650-1660-х гг. правительство Алексея Михайловича издало два торговых устава, имевших протекционистскую направленность.

5) Важнейший признак складывания внутреннего всероссийского рынка – рост ярмарочной торговли. Наиболее известная ярмарка XVII в. в России – Макарьевская (находилась недалеко от Нижнего Новгорода).

24  По историческим вопросам в обществе высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

«Национальная и религиозная политика Российской империи в XIX в. способствовала укреплению российской государственности».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Политика России в Великом княжестве Финляндском (присоединенном в 1809 г.) была гибкой и продуманной. Финляндия получила широкую автономию, представительный орган (сейм). В 1860-х гг. дарованная автономия даже расширилась – финский язык был введен в официальное делопроизводство. Такая политика привела к тому, что Финляндия весь XIX в. была одной из самых спокойных национальных окраин Российской империи, крупных мятежей в ней не наблюдалось.

При Александре II Россия проявила гибкость и в политике на Кавказе. Лидер горских сепаратистов Шамиль был пленен после битвы при Гунибе. Но Шамиль не был провозглашен государственным преступником, напротив – мятежный имам был принят с почестями Александром II, получил возможность совершить хадж в Мекку. Мягкая, компромиссная политика правительства по отношению к плененному вождю дагестанских и чеченских мусульман позволила «замирить» длительную Кавказскую войну.

Россия, как и практически любая империя XIX в., вела активную колониальную политику. Но население присоединенных колоний получало в большинстве случаев такие же права, как и русскоязычные подданые императора. Более того, Россия привносила цивилизацию и новые технологии на присоединенные земли. Пример: в Средней Азии были построены железные дороги и отменено рабство.

Даже в мятежной Польше Россия старалась проводить лояльную местному населению политику. В 1815 г. Польше была дарована одна из самых демократичных на тот момент в Европе Конституций. Реакционная мера – отмена этой Конституции – была вполне объяснима: в Польше в 1830-1831 гг. произошло восстание, показавшее, что дарованные полякам свободы могут привести к организованному сепаратистскому анклаву внутри Российской империи.

Аргументы в опровержение:

1) Политика русификации в Польше приводила к сепаратистским настроениям в этой области Российской империи. Так, назначение наместником Польши Константина Павловича стало одной из причин польского восстания 1830-1831 гг. В результате Россия забрала у Польши Конституцию, дарованную в 1815 г. Но и это не успокоило поляков – мятежи в Польше вспыхивали и после 1831 г., наиболее известный пример – восстание 1863 г.

Попытки царского правительства распространить свою власть на народы Дагестана и Чечни, внедрить среди населения Кавказа российские законы и обычаи привели к масштабной и длительной Кавказской войне. Алексей Ермолов, наместник на Кавказе в 1810-е гг., проводил жесткую политику устрашения горцев. Результат не заставил себя долго ждать – в Чечне и Дагестане зародился мюридизм, сторонники которого объявили России священную войну. Вплоть до 1850-х гг. Россия не могла окончательно усмирить Кавказ.

Одной из самых острых национальных проблем Российской империи был еврейский вопрос. В России проводилась политика дискриминации иудеев, наиболее очевидным проявлением которой является существование черты оседлости (иудеям – за некоторым исключением – разрешалась проживание только в ряде западных областей империи). Такая политика не только рождала проблемы в самой черте оседлости (где в конце XIX в. приметой времени стали еврейские погромы), но и привела к тому, что многие евреи становились участниками революционных обществ (в частности, возникло отдельная группа марксистов – «Бунд»).

4) При Александре III была ужесточена политика Российской империи по отношению к иудеям. Была введена процентная норма при поступлении в университеты, призванная сократить количество евреев, получающих высшее образование. Такая политика была откровенно дискриминационной и вела к сопротивлению государству со стороны евреев (коих было в России несколько миллионов).

 

25  Вам необходимо написать последовательный связный текст (историческое сочинение) об ОДНОМ из исторических деятелей:

 

1) киевский князь Святослав Игоревич; 2) Афанасий Ордин-Нащокин; 3) Федор Достоевский

 

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

 

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

 

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.136 с.)