Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменение групп согласных под действием закона восходящей звучности
Закон восходящей звучности (далее – ЗВЗ) регламентировал порядок расположения звуков в слоге: каждый последующий звук должен был быть более звучным, чем предыдущий. В соответствии с ЗВЗ слоги должны были заканчиваться только слогообразующими звуками – гласным или слоговым плавным, а в группах согласных – в соответствии с требованиями к порядку их следования: Таблица 12 Закон восходящей звучности
Начало слога " конец слога
В предлагаемом для анализа слове знак «находится над согласными ст, д, т, б, п, м, н (которые чередуются с другими согласными или группой согласных). Не путать с упрощением групп согласных или изменениями согласных вследствие падения сверхкратких. Одним из следствий действия ЗВЗ было изменение групп согласных в результате: 1) диссимиляции (расподобления) согласных: * tt >* st ме ст и (*mĕ tt e«¿), ср.: ме т у; dt >* st ве ст и (* vĕ dt e«¿), ср.: ве д у. Подсказка! Результаты этого процесса наблюдаются в формах инфинитива на -сти, если в корне имеются -д-, -т-, -б- (цве ст и – цве т у, пле ст и – пле т у, бре ст и – бре д у, гре ст и - гре б у. Не путать! Нес-ти – нёс); 2) упрощения групп согласных: а) * tm, * dm > * m: вер т еть – вре м я (ср.:* vĕrtmĕn), пло д – пле м я (* plĕdmĕn); б) * tn, * dn,* bn,* pn > * n: блес т еть – блес н уть, увя д ать – увя н уть, сги б – сог н уть (ср.: осла бн уть – сла б еть), с п ать – со н (ср.: ги пн оз). в) * bv > * v: о б ладать – в ласть, область – власть, о б од – в одить, о б ращать – в ращать. Таблица 13 Упрощение групп согласных 1) преобразование в результате диссимиляции одинаковых по способу образования согласных: *tt *mеtti > мести (мет@) *st *dt *vedti > вести (вед@) 2) упрощение двух одинаковых по способу образованияпо образованию согласных: а) *bt *grebti > грети (греб@) *pt *t *tеpti > тети (теп@) *kt *pеkti > потъ (пек@)
3) упрощение двух разных по способу образования согласных: а) *tm *vеrtmę – врhм# (время – вертеть) *m *dm *pIеdmę – плhм# (плод – племя) б) *tn *оsvьtnQti > освьн@ти *dn *vędnQti > в#н@ти (ув#дати) *bn *n *gуbnQti > съгын@ти (гыбhль) *pn *kаpnQti > кан@ти (капати)
Образцы анализа Приве с «т и. Подбираем однокоренное слово – при ве д у. Это свидетельствует о том, что в ПЯ существовало сочетание согласных * dt, которое под действием ЗВЗ перешло в результате диссимиляции в * st. Се дь «м ой. Подбираем однокоренное слово – се м ь. Следовательно, в ПЯ было сочетание * dm, которое в результате действия ЗВЗ упростилось в слове се м ь, но сохранилось за счёт появления ь в слове се дьм ой. Ка п «н уть. Имеются родственное слово ка п ать и этимологически родственное слово ка н уть. Следовательно, под действием ЗВЗ сочетания упростились: * pn > * n (ка н уть ),* pn > * p (ка п ать). О б ««оз. Имеется однокоренное слово – в озить. Это свидетельствует о том, что существовало сочетание согласных * bv, которое под действием ЗВЗ упростилось.
Материал для самостоятельной подготовки
Ру м яный – ру д а, то н уть – то п ить, вла ст ь – вла д еть, о б оротить – в оротить, ги б ель – сги н уть, шеп т ать – шеп н уть, па ст ь – па д ать. Закон открытого слога Закон открытого слога (далее – ЗОС) явился основным следствием действия ЗВЗ. В результате действия ЗОС произошло изменение дифтонгов, дифтонгических сочетаний с носовыми и плавными. Они представляли собой закрытые слоги, которые под действием ЗОС изменялись в зависимости от позиции в слове: а) перед гласным дифтонги и дифтонгические сочетания распадались, при этом первый элемент отходил к предыдущему слогу, а второй – к последующему (слоги становились открытыми). Таким образом, внешний облик дифтонгов или дифтонгических сочетаний в определённой степени сохранялся;
б) в позиции перед согласным (или в конце слова) дифтонги монофтонгизируются (в результате образуется один гласный), а дифтонгические сочетания изменяются: вместо дифтонгических сочетаний с носовыми появляются носовые гласные, вместо дифтонгических сочетаний с плавными – сочетания, оканчивающиеся на гласный.
Изменение дифтонгов
В результате изменения дифтонгов под действием ЗОС: 1. Появились новые звуки: гласный [у] и согласный [в]. 2. Возникли чередования (гласный + в или гласный + j // гласный). В предлагаемом для анализа слове знак «находится над гласными и, ы, е, у, ю или сочетаниями гласный + в или гласный + j, которые представляют чередования: 1) ej // и < * e «¿: с е я ть – с и то, в ея ть – в и ть. 2) oj, aj // е (h) < * o «¿,* a «¿: п ою – п е тух,пов ой ник - в е нец 3) ев // у (ю) < * e «¿: кл ев ать – кл ю в. 4) ов, ав // у < *о «¿, * a «l: к ов ать – к у знец, сл ав а – сл у х. 5) ов, (ъ) в // ы < * g «l: кр ов – кр ы ть, пл ов ец – пл ы ть. Подсказка! Знание данных чередований необходимо для изучения правописаний суффиксов глаголов: суффиксы -ова-, -ева- пишутся, если глагол в 1 лице настоящего времени оканчивается на -ую, -юю, например: рисовать – рисую, беседовать – беседую, ночевать – ночую и др.
Образец анализа Проповед о «в ат ь. В корне наблюдается чередование ов // у (пропове д у ю), что свидетельствует о наличии в праславянском языке дифтонга *о «¿, который под действием ЗОС в позиции перед гласным распадается на составляющие о-в; в позиции перед согласным произошла монофтонгизация дифтонга, в результате чего появился новый гласный [ у ]. Х ½ в алить. Имеется этимологически родственное слово х у ла, следовательно, в ПЯ на месте чередования в (ъв) // у имелся дифтонг * g «l, который под действием ЗОС в позиции перед согласным распался на составляющие ъ-в (ъ в слабой позиции); в позиции перед гласным произошла монофтонгизация дифтонга, в результате чего появился новый гласный [ у ]. П ½ и ть. Подбираем форму слова – п ою. В корне наблюдается чередование и // о j < *о «¿, так каквследствие действия ЗОС дифтонг изменялся по-разному в позиции перед гласным (о j) и согласным, где произошла монофтонгизация дифтонга, в результате чего появился гласный дифтонгического происхождения [ h ]. Материал для самостоятельной подготовки Объясните происхождение чередований в словах: Пл ев ати – пл ю нуть, отр ав а – тр у т, покр ов – кр ы ша, б ы ть – заб( ъ ) в ение, к( ъ ) в ас – к и слый (ср., кыслыи), х и реть (ср. хырыи – ‘дряхлый‘, хырhти) – х( ъ ) в орый, м ы ть – ом ов ение, стр у я – остр ов, ш и ть – ш ью – ш( ь ) в ец (ср. Ш ев ченко).
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.245 (0.021 с.) |