Научные основы морально-психологического обеспечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные основы морально-психологического обеспечения



 

Система морально-психологического обеспечения базируется на научных основаниях, которые представляют собой совокупность проверенных военной практикой научных положений и выводов, определяющих направленность, содержание МПО, пути и способы достижения его целей.

Первостепенное значение имеют теоретико-методологические основы МПО. К их числу относятся: концептуальные положения и выводы военной и других наук о войне, армии и роли морального фактора в достижении победы; политика Российского государства в области обеспечения обороноспособности страны, боеготовности Вооруженных Сил РФ, обучения и воспитания их личного состава; теоретические выводы и практические рекомендации базовых отраслей научного знания о содержании, формах, методах, средствах МПО (педагогика, психология, информатика, военно-социальная работа, культурология, право) и другие.

Эти основы являются для морально-психологического обеспечения своего рода источником научных идей о его месте и роли в военном деле, своеобразии целей и задач на конкретном историческом этапе и в конкретных условиях обстановки, направлениях развития и конструктивного действия. Они дают возможность командирам, воспитательным и иным органам военного управления осуществлять МПО на основе глубокого понимания сущности и особенностей современного общественного развития, предназначения Вооруженных Сил РФ, требований к уровню их боеготовности и боеспособности.

Важную роль играют организационные основы морально-психологического обеспечения. В их числе: строительство и комплектование структур МПО с учетом необходимости охвата его влиянием как моральной и психологической сторон духовного фактора, так и организационно-штатных звеньев войскового и флотского организма; создание системы МПО на базе глубокой интеграции всех его компонентов как основных направлений деятельности по формированию у личного состава высокого морального духа и психологической устойчивости; участие в организации и осуществлении МПО органов военного управления снизу доверху при ведущей роли командиров (начальников) и органов воспитательной работы и др. Выступая в качестве основ МПО, эти положения дополняют содержательную сторону базисными характеристиками модели его организации, определенными основополагающими правилами, регулирующими создание и функционирование системы МПО в организационном отношении.

Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) строится также с учетом его правовых основ. Содержание и конкретные задачи этого особого вида обеспечения определяются на основе законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ, воинских уставов, приказов и директив министра обороны РФ, других нормативных актов. В нерасторжимом единстве находятся требования строгого соблюдения Конституции РФ и воспитания военнослужащих в духе верности конституционному долгу.

Неотъемлемыми элементами системы МПО являются его закономерности и принципы.

Закономерности представляют собой объективно существующие, повторяющиеся, существенные связи явлений и процессов в области формирования и укрепления морально-боевого духа и психологической стойкости войск (сил). Познание закономерностей позволяет постигнуть механизм их реализации в деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы и, следовательно, всесторонне учитывать в деятельности по организации и осуществлению МПО.

Ведущей закономерностью является зависимость содержания, организации морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) от характера общественных отношений в стране, состояния духовной жизни общества.

Духовный фактор Вооруженных Сил имеет своим источником всю систему отношений, складывающихся в обществе на том или ином историческом этапе. Отражая специфику военной организации, он неразрывно связан с духовной сферой общества и несет в себе ее родовые черты, которые неизменно проявляются в морально-психологическом состоянии военнослужащих.

Условия реформирования страны, становления рыночных отношений накладывают неизгладимый отпечаток на процесс МПО, требуют соответствия его содержания и организации новым ценностям и ориентирам, олицетворяющим собой современный духовно-нравственный облик общественной жизни в России. Духовное состояние общества с закономерностью зеркального отражения проявляется в Вооруженных Силах, оказывает сильнейшее влияние на сознание, мораль, психику военнослужащих, их отношение к воинскому долгу, а стало быть, и на всю деятельность по формированию у них высоких морально-боевых и психологических качеств защитников Отечества.

Одной из основных закономерностей МПО является его обусловленность военной политикой государства, политическими целями и задачами, решаемыми Вооруженными Силами РФ.

Видный русский философ И.А.Ильин отмечал, что политика, как живая деятельность, служит всегда в конечном счете духу, а достойная творческая жизнь человеческого духа остается высшей целью политики. Военная политика является частью общей политики государства, следовательно, слова философа распространяются и на нее.

Сегодня в центре внимания военной политики Российского государства стоят вопросы обеспечения обороноспособности страны в новых условиях международной обстановки и внутренней социально-экономической ситуации, проведение военной реформы и в ее рамках - реформирование Вооруженных Сил, поддержание их боевой готовности и боеспособности на уровне современных требований. Силы и средства МПО нацеливаются на создание необходимых духовных предпосылок успешного разрешения этих и других военно-политических проблем.

Опыт свидетельствует также о многообразии подходов к организации и осуществлению МПО, использованию его технологий в зависимости от того, какие политические цели и задачи ставятся перед Вооруженными Силами - будь то отражение агрессии извне или защита конституционного строя, целостности страны, проведение миротворческих операций и т.д. Все это отражает первенствующее положение военной политики по отношению к МПО, закономерно существующую взаимосвязь между ними в военном деле.

Важная закономерность морально-психологического обеспечения проявляется в зависимости его содержания, организации и методов от конкретных условий обстановки, характера учебных, учебно-боевых и боевых задач войск (сил).

Жизнь и деятельность армии и флота протекают в различной обстановке, что создает неодинаковые условия для функционирования системы МПО. Условия мирного времени коренным образом отличаются от условий боевой обстановки. Условия выполнения учебных и учебно-боевых задач с выходом в поле, в море отличаются от тех, которые имеются при нахождении войск (сил) в местах постоянной дислокации. Различные условия для МПО задают и временные параметры подготовки и выполнения задач, которые ставятся перед частями, подразделениями.

Многовариантность условий, в которых живут и действуют войска (силы), требует постоянного учета их специфики, сказывающейся непосредственно на содержании, формах и способах организации МПО. Например, основным содержанием МПО в мирное время является работа командиров, штабов, воспитательных органов по формированию и поддержанию высокого морально-психологического состояния личного состава, обеспечению его конструктивного влияния на решение учебных и учебно-боевых задач. В военное же время это содержание, подчиняясь требованиям боя, обогащается живыми элементами - мерами по достижению морально-психологического превосходства над противником, обеспечению психологической стойкости воинов при ведении боевых действий, недопущению деморализации своих войск (сил), подрыву морального духа личного состава противоборствующей стороны и т.п.

Различие в условиях выполнения стоящих задач сказывается также на формах и методах МПО. Искусство управления духовным состоянием личного состава заключается в том, чтобы умело выявлять и применять именно те формы и методы, которые соответствуют данным конкретным условиям и способны дать наибольшую отдачу.

Содержание, формы, методы морально-психологического обеспечения не могут быть раз навсегда данными, пригодными на все случаи жизни. Будучи зависимыми от условий реализации, они детерминируются также характером учебных, учебно-боевых и боевых задач. Действия войск (сил), например, в наступлении предполагают несколько иные подходы к их морально-психологическому обеспечению, чем в обороне. Свою специфику имеет МПО выполнения задач боевой подготовки, боевого дежурства, караульной и внутренней служб, укрепления дисциплины и организованности.

Несомненно, учет конкретных условий обстановки, характера, решаемых войсками (силами) задач является важнейшей предпосылкой успешной деятельности командиров, штабов, воспитательных органов по МПО, формированию и мобилизации духовных сил на достижение поставленных целей.

Закономерностью является также зависимость эффективности МПО от уровня профессионализма военных кадров, функционально ориентированных на его организацию и осуществление.

Командиры, должностные лица органов воспитательной работы, штабов и служб являются субъектами МПО, непосредственно воплощают в воинскую практику его технологии. От того, насколько профессионально они это делают, в решающей мере зависит эффективность воздействия морально-психологического фактора на все стороны жизнедеятельности войск (сил) в мирное и военное время. В связи с этим к военным кадрам предъявляются высокие требования: иметь высокий уровень теоретической подготовки, особенно в области тех знаний, которые определяют их компетентность как воспитателей военнослужащих, руководителей воинских коллективов, военного дела, педагогики, психологии, права и других. Опытно-эмпирические подходы к такому ответственному и сложному виду обеспечения, как МПО, не могут принести должного эффекта, поскольку опираются на метод проб и ошибок. В этом деле действительно надежной базой могут служить только научное знание, научный подход.

Военные кадры должны обладать соответствующими умениями и навыками работы в сфере МПО. Это предполагает наличие целесообразности в их действиях, способности правильного выбора и выполнения разумных приемов в практике обучения и воспитания личного состава, определенных динамических стереотипов деятельности применительно к конкретным особенностям ситуации. Прочные, высокоразвитые умения и навыки есть важнейшее условие творческого решения задач морально-психологического обеспечения.

Кадрам, организующим и осуществляющим МПО, должны быть присущи высокие личностные качества. Они призваны стать убежденными патриотами, являть образец личной ответственности за защиту Отечества, добросовестного выполнения воинского долга, стремления к повышению профессионального мастерства, инициативности, решительности, выносливости, самообладания, мужества и героизма. Только в этом случае можно вызвать у воинов душевный отклик, желание следовать примеру в учебе, службе и в бою.

На современном этапе российского военного строительства роль профессионализма военных кадров, должностных лиц органов воспитательной работы в деле МПО имеет закономерную тенденцию к возрастанию, что обусловлено главным образом новизной и сложностью задач реформирования Вооруженных Сил РФ, системы воспитательной работы как важнейшего средства формирования здорового морального духа войск (сил).

Отражением и практическим преломлением закономерностей МПО являются его принципы. Они представляют собой руководящие идеи, научно обоснованные требования, нормы, на основе которых осуществляется морально-психологическое обеспечение. Как и закономерности, принципы выполняют методологическую, регулятивную функцию.

Одним из первых назовем принцип постоянной боевой готовности сил и средств МПО деятельности войск (сил). Реализация его предполагает определенный комплекс мер по укомплектованию воспитательных структур профессионально подготовленными кадрами, по обеспечению частей и соединений необходимыми техническими средствами и поддержанию их в исправном состоянии и постоянной готовности к реальному использованию, обеспечению готовности и способности органов воспитательной работы и их должностных лиц в случае надобности без каких-либо существенных преобразований в короткие сроки переходить на боевой режим работы.

Органы воспитательной работы участвуют в разработке планов и документов боевой и мобилизационной готовности, подготовки войск (сил), а также в планировании и осуществлении мероприятий по морально-психологическому обеспечению выполнения ими задач в любых условиях. Совместно с командирами, штабами, начальниками родов войск и служб они призваны постоянно заботиться о высоком уровне боевой и мобилизационной готовности системы МПО, сил и средств, привлекаемых для укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости личного состава, о своевременном восстановлении их боеспособности при ее снижении в результате боевых потерь.

В морально-психологическом обеспечении деятельности войск (сил) важную роль играет принцип комплексности. Комплексный подход предполагает учет различных сторон МПО в их единстве. Он отражает необходимость глубокой интеграции морально-нравственной и психологической составляющих в работе по формированию и укреплению духовного фактора боевой мощи Вооруженных Сил, тесной связи МПО со всеми другими видами обеспечения деятельности войск (сил), требует одновременного, согласованного воздействия на сознание, чувства, волю военнослужащих всех сил и средств, имеющихся в распоряжении командиров, воспитательных и иных органов военного управления, охвата морально-психологическим воздействием всех категорий личного состава с учетом их особенностей.

Принцип комплексности объективно присущ МПО как сложному, многоаспектному явлению. В то же время его успешное воплощение становится возможным благодаря координирующему влиянию со стороны органов воспитательной работы.

Обеспечение взаимодействия, координации различных факторов, сил и средств лежит в основе комплексного подхода. Именно координация позволяет целенаправленно достигать определенной согласованности всех элементов, того особого характера их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы МПО. Профессионально налаженная работа дает возможность всесторонне использовать мощный потенциал МПО, не допускать дублирования, охватывать все участки своим влиянием, маневрировать силами и средствами, сосредоточивая их каждый раз на решающих направлениях.

Важным принципом МПО является его активность и непрерывность. Этот принцип выражает энергичное стремление к достижению целей, инициативу и творчество в решении задач МПО, оперативное реагирование на изменения обстановки, в которой живут и действуют войска (силы). Степень выраженности данного принципа, как свидетельствует практика, должна быть адекватной складывающейся обстановке. Чем она сложнее, тем с большей активностью должно осуществляться МПО. Эта тенденция наиболее полно характеризует методологическую роль и практическую значимость активного начала в системе МПО.

Вместе с тем морально-психологическое обеспечение - фактор постоянно действующий. Как не может быть остановлен процесс выполнения войсками (силами) учебных, учебно-боевых, а при необходимости и боевых задач, так не может быть перерыва в МПО, поскольку оно призвано обеспечивать духовный фундамент этого процесса. Ослабление его неизбежно влечет снижение уровня морально-психологического состояния личного состава, готовности военнослужащих к защите Отечества. МПО должно осуществляться во всякое время, в любых условиях и в любой обстановке - в ходе учебы, службы, на занятиях в поле, в морских походах, во время боевого дежурства, при ведении боевых действий.

Таким образом, морально-психологическое обеспечение как самостоятельный вид обеспечения деятельности войск представляет собой одно из основополагающих условий успешного выполнения стоящих перед ними задач как в мирное время, так и в боевой обстановке. Оно выступает важнейшим средством формирования и поддержания у личного состава высокого морального духа, психологической стойкости, постоянной готовности и способности добросовестно выполнять воинский долг по защите Отечества.

По своему содержанию МПО отличается системностью, комплексным характером, тесной взаимосвязью со всеми другими видами обеспечения деятельности войск (сил). Оно строится на прочных теоретико-методологических, организационных и правовых основаниях и с учетом присущих ему закономерностей и принципов.

Новые задачи, стоящие перед Вооруженными Силами РФ в современных условиях, настоятельно диктуют необходимость повышения эффективности всей системы их морально-психологического обеспечения. Главное состоит в том, чтобы работа командиров, воспитательных структур, других органов военного управления и их должностных лиц в сфере МПО носила глубоко творческий, новаторский характер, отвечала современным требованиям укрепления обороноспособности страны, создания Вооруженных Сил, надежно обеспечивающих ее безопасность.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А., Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: ВУ, 1997. -Ч.1.-С.85-100, 142-155.

2. Арзамаскин Ю.Н., Караяни А.Г., Ососков В.П. Морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения боевых действий. -М.:1999.-С.119-186.

3. Военная психология и педагогика: Учебное пособие. -М.:Совершенство, 1998.-С.297-326.

4. Теория и практика морально-психологического обеспечения видов Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: ВУ, 1999.-С.5-61. 

 

 

ГЛАВА 2

ОРГАНЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ - НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАТОРЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВЫX ДЕЙСТВИЙ

Современный общевойсковой бой ведется объединенными усилиями соединений, частей и подразделений всеx видов Вооруженных Сил и родов войск.

Xарактерными чертами современного боя наряду с решительностью целей, маневренностью, высокой напряженностью, динамичностью являются и резкие изменения обстановки, комплексное применение разнообразныx средств вооруженной борьбы, многообразие способов выполнения боевыx задач, сложная радиоэлектронная обстановка, возрастание потерь в живой силе и технике, повышенное морально-псиxологическое и физическое напряжение личного состава.

Современный бой требует от воинов мужества, стойкости и вы-носливости, непреклонной воли к победе, инициативы и дисциплини-рованности, а от командиров, кроме того, умелой его организации, твердого управления войсками, современного и всестороннего обеспечения.

Одним из важнейшиx видов обеспечения боевой деятельности войск является морально-псиxологическое обеспечение. Руководство МПО командир осуществляет через органы воспитательной работы.

 

1. Структура органов воспитательной работы и иx задачи в боевой обстановке

Морально-псиxологическое обеспечение организуется и осу-ществляется во всеx видаx боевой деятельности войск. Нормативно-правовой базой для его организации и проведения являются Конституция Российской Федерации, законы РФ, указы Президента и распоряжения Правительства РФ, приказы и директивы министра обороны РФ, директивы Генерального штаба ВС РФ, указания Главного управления воспитательной работы МО РФ, решение командира на бой и распоряжение по МПО.

Как непосредственные организаторы морально-псиxологического обеспечения боя, органы воспитательной работы составной частью вxодят в органы военного управления, подчиняются министру обороны РФ и соответствующим командирам (начальникам). Они создаются в соответствии с организационно-штатной структурой войск и характером решаемыx задач. Структура органов воспитательной работы разрабатывается Генеральным штабом ВС РФ с участием и по представлению Главного управления воспитательной работы МО РФ. Структура органов воспитательной работы Вооруженныx Сил РФ (см. рис.1) определена Приказом министра обороны Российской Федерации №226 от 6 июля 1995 года, который вводит в действие Положение об органаx воспитательной работы Вооруженныx Сил Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.138.164 (0.041 с.)