Морально-психологического обеспечения войск 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морально-психологического обеспечения войск



Успех в современной войне будет зависеть не только от умения личного состава мастерски владеть техникой и оружием, психологического настроя на безусловное выполнение боевых задач, но и от создания благоприятных социальных условий деятельности военнослужащих, удовлетворения их объективных социальных потребностей. В этой связи в боевой обстановке еще больше, по сравнению с мирными условиями, возрастает значение военно-социальной работы как важнейшего средства поддержания и дальнейшего укрепления морально-психологической стойкости воинов.

 

 1. Цели и задачи военно-социальной работы в боевой обстановке

 

Социальная работа в Вооруженных Силах является важнейшим компонентом МПО. Она призвана обеспечить социально-правовой режим деятельности Вооруженных Сил, предусмотренный Конституцией, законодательством Российской Федерации, активно содействовать подготовке и воспитанию не только высокопрофессиональных защитников Родины, но и граждан России, сознательных защитников ее от внешнего врага.

Военно-социальная работа распространяется на все стороны жизнедеятельности военнослужащего, как равноправного члена гражданского общества, в целях реализации его социально-правовых потребностей, норм, прав и гарантий. Она осуществляется как в мирное время, так и в боевых условиях, изменяется и уточняется с учетом военно-политической, оперативно-стратегической и морально-психологической обстановки.

В боевой обстановке военно-социальную работу можно охарактеризовать как систему правовых, политических, экономических, воспитательных, социальных и других мероприятий, проводимых в целях создания социально-правовых условий, способствующих формированию у личного состава высоких морально-психологических качеств, готовности выполнить стоящие перед частью, кораблем боевые задачи.

Военно-социальная работа в боевой обстановке организуется на основе законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив министра обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, указаний и рекомендаций Главного управления воспитательной работы, а также приказов непосредственных командиров и начальников.

Как и другие компоненты морально-психологического обеспечения, военно-социальная работа имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Военно-социальная работа как в мирное время, так и в боевой обстановке представляет собой целостную систему. Ее структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов. Это - субъект, содержание, управление, объект и связующие их в единое целое средства, функции и цели. (См. рис.2)

Схематически структуру можно изобразить следующим образом.

 

 


Рис. 2. Структура военно-социальной работы.

 

Последовательность перечисления элементов на данной схеме не случайна: военно-социальная работа как деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным фактором, определяющим суть и характер деятельности. Поэтому и характеристику военно-социальной работы правомерно начинать с объекта.

В боевой обстановке можно рассматривать несколько групп объектов социальной работы. Сюда относятся офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие службу по призыву и контракту, гражданский персонал и семьи военнослужащих, а также ветераны войн, Вооруженных Сил, льготные категории (афганцы, чернобыльцы и др.).

Объектами военно-социальной работы являются также воинские коллективы: отделения, экипажи, расчеты, взводы, роты, батальоны и др.

В деятельности офицера по военно-социальной работе и профилактике правонарушений объектами могут быть гражданское население, проживающее в районе дислоцирования и ведения боевых действий частями и подразделениями.

В период проведения боевых операций, а также оперативных пауз объектами военно-социальной работы будут раненые, контуженые, воен-нослужащие, получившие сверхдопустимые дозы облучения, нуждающиеся в снятии стрессовых состояний и восстановлении психического здоровья, а также личный состав деморализованных и дезорганизованных воинских подразделений, воины, которым необходима реадаптация.

В системе объектов военно-социальной работы в боевой обстановке могут быть военнопленные и население вероятного противника.

Каждой из этих категорий, тем более отдельным личностям, присущи определенные особенности, которые надо учитывать при подготовке и проведении боевых действий. Они отличаются друг от друга по характеру выполняемых боевых задач, боевому опыту, интеллектуальному и физическому развитию, психологическому и национальному складу и другим параметрам. Поэтому военно-социальная работа с перечисленными категориями военнослужащих планируется и проводится строго дифференцированно, на основе знаний и учета всех отличий.

Функции по созданию социальных условий, в которых личный состав и гражданский персонал могли бы эффективно реализовывать возложенные на них обязанности в боевых условиях, выполняют субъекты военно-социальной работы. К субъектам относятся военнослужащие и органы, которые проводят военно-социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику, это и различные благотворительные и общественные организации. Но главным субъектом военно-социальной работы в боевой обстановке являются командиры, штабы, органы военного управления, социальные структуры Вооруженных Сил, войсковая общественность (офицерские собрания, советы семей военнослужащих и др.), профсоюзные организации, органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, правоохранительные органы.

Содержание военно-социальной работы в боевой обстановке вытекает из ее функций. Функции военно-социальной работы - это отдельные, относительно самостоятельные, но тесно связанные виды деятельности в целях получения определенного результата в области поддержания жизнеобеспечения и деятельности личного состава. Функции военно-социальной работы в боевой обстановке имеют сложную интегральную природу. Существуют явные функции, т.е. совпадающие с целями и задачами социальной работы в боевой обстановке, и латентные (скрытые), обнаруживающие себя лишь в динамике боевых действий.

Различаются следующие функции:

- нравственно-гуманистическая - обозначает проявление гуманного отношения человека к человеку. В боевых условиях военно-социальная работа направляется прежде всего на тех военнослужащих, которые оказываются в более трудном положение, выполняют наиболее ответственные боевые задачи;

- информационно-коммуникативная - выявляет, собирает, обобщает и доводит до субъектов информацию о военнослужащих и их семьях, нуждающихся в социальной помощи, о фактах, требующих вмешательства командиров, штабов и органов воспитательных структур, создает банки данных о личном составе, лицах, нуждающихся в социальной помощи и поддержке;

- аналитико-прогностическая - изучает тенденции социального напряжения в ходе подготовки и ведения боевых действий, общественное мнение о состоянии социальной помощи и защиты военнослужащих, потребности в них, прогнозирует процессы социального развития в части, подразделениях в боевой обстановке;

- организационно-методическая - содействует созданию внештатных социальных служб, изучает инновационные формы социальной работы, обобщает и распространяет опыт их деятельности, систематизирует информационные материалы, законодательные и иные правовые акты, организует их оперативное доведение до личного состава;

- регуляционно-профилактическая - предусматривает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных социальных явлений, регулирует психолого-социальное поведение личности в боевой обстановке;

- аффектно-коммуникативная - регулирует уровень эмоциональной напряженности в воинском коллективе, влияет на ситуацию в микросоциуме, способствует волевой регуляции поведения, самоконтролю, самообладанию личности военнослужащего в боевой обстановке;

- социоинтегральная - использует достижения различных областей военных и гуманитарных знаний в решении социальных проблем личного состава в период подготовки и ведения боевых действий, направляет усилия командиров, штабов, органов воспитательной работы на создание объективной, всесторонней и полной характеристики социальной помощи и защиты военнослужащих.

Конкретное содержание, формы и методы военно-социальной работы в боевых условиях определяются также целями и характером задач, условиями обстановки, уровнем социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, их социально-психологическим состоянием.

Все используемые средства, формы и методы военно-социальной работы должны не только подготовить сознание, психику и мораль, создать необходимое морально-психологическое состояние военнослужащих для решения боевых и учебно-боевых задач, но и обеспечить их социально-правовое положение и социально-психологическое самочувствие, достойное вооруженного защитника государства, гарантировать и защищать личные и гражданские права.

Цель военно-социальной работы в боевой обстановке - создание необходимых социальных условий для успешной деятельности войск (сил) при подготовке и ведении операций (боевых действий).

Как свидетельствуют анализ современной практики органов военного управления и воспитательной работы, опыт проведенных учений и маневров, военно-социальная работа включает в себя:

- создание социальных и правовых условий для полного выполнения военнослужащими своих функциональных обязанностей, соблюдения и реализации всех правовых и социальных гарантий, предусмотренных Конституцией и законодательством Российской Федерации;

- организацию и осуществление взаимодействия с органами власти и юстиции в районах боевых действий, в целях решения социальных и правовых проблем, возникающих у военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;

- организацию правового образования всех категорий военно-служащих, гражданского персонала, членов их семей, осуществление оперативных социальной и правовой консультаций и помощи;

- разъяснение личному составу прав, обязанностей в мирное и военное время, формирование чувства личной ответственности за выполнение (невыполнение) законов, правовых актов военного времени, в том числе и международных, военной присяги, боевых и общевоинских уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников;

- укрепление единоначалия, организованности, правопорядка и воинской дисциплины.

Военно-социальная работа ведется целеустремленно и тем активнее, чем сложнее и напряженнее боевая обстановка. При этом упор делается на решение тех задач военно-социальной работы, от которых в определенной степени зависит успех боя. Важнейшими из этих задач являются: разъяснение личному составу законов военного времени, международных правовых норм ведения боевых действий, общения с военнопленными и гражданским населением, прав и обязанностей военнослужащих в условиях ведения войны (вооруженного конфликта), их ответственности за выполнение своего воинского долга; вооружение воинов знаниями об особенностях и механизме воздействия боевой обстановки на состояние их социальной защищенности; социальная психодиагностика, оказание оперативной социальной помощи в реабилитации военнослужащих, получивших боевые травмы, возвращении их в строй; создание социальных условий и проведение мероприятий по снятию отрицательных последствий воздействия боевой обстановки на личный состав.

Актуальная задача военно-социальной работы в боевых условиях - анализ и прогнозирование социальной обстановки в войсках (силах) и ее влияния на успешное выполнение боевых задач.

К числу основных задач относится разъяснение воинам боевых задач, решений командующих (командиров) по социальным вопросам в целях повышения боевой активности и инициативы военнослужащих при подготовке и ведении операций (боевых действий).

Одной из задач военно-социальной работы является формирование у военнослужащих твердой уверенности в проявлении постоянной заботы со стороны командования, органов воспитательных структур о полном удовлетворении их материально-бытовых и других социальных запросов в условиях боевой обстановки.

Большое значение придается созданию социальных и правовых условий жизни и деятельности личного состава войск (сил) в боевой обстановке, обеспечивающих строгое соблюдение законов военного времени, реализацию прав и разрешение социальных проблем военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

В число задач военно-социальной работы в боевой обстановке входит организация взаимодействия с органами государственной власти, общественными и религиозными организациями для создания благоприятной военно-социальной обстановки в районах боевых действий, использования местных ресурсов в целях удовлетворения материально-бытовых запросов военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

Значительное место в социальной работе занимает формирование у военнослужащих стойкости, настроя на безусловное выполнение боевых задач при ограниченных возможностях удовлетворения социальных проблем в ходе подготовки и проведения операций. Действенному решению этих задач способствуют прогнозирование, предупреждение и нейтрализация отрицательных настроений военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, вызванных несвоевременным, неполным удовлетворением их социальных нужд.

Большая группа задач связана со специальной подготовкой офицеров, имеющих в подчинении личный состав, с вооружением их теоретическими знаниями и практическими навыками организации и осуществления социальной помощи. Важное значение при этом имеют обобщение и распространение положительного опыта решения социальных проблем личного состава командирами, офицерами воспитательных структур на всех уровнях.

Социальная работа в боевой обстановке включает в себя изучение прибывающего пополнения, заботу об удовлетворении его материально-бытовых проблем, изучение всесторонней морально-психологической готовности к ведению боевых действий.

Важной задачей является восстановление социальных условий для морально-психологической реабилитации личного состава, лиц, перенесших большие моральные, психологические и физические нагрузки в процессе ведения боевых действий, для оказания своевременной медицинской помощи и эвакуации раненых и больных.

Одной из задач социальной работы в боевой обстановке является розыск и эвакуация убитых, отправка их на родину, организация захоронения воинов, отдавших жизнь в боях за честь, свободу и независимость Отечества. Командиры, органы воспитательной работы заботятся об отдании воинских почестей и соблюдении воинских ритуалов при захоронении в братских могилах, своевременном сообщении в райвоенкоматы о гибели военнослужащих для извещения родственников и назначения пенсий семьям погибших.

Исходя из перечисленных задач военно-социальной работы, командиры и органы воспитательных структур организуют и проводят ее с учетом конкретных условий, а также характера боевых действий и предназначения подразделений. Опыт Великой Отечественной войны, учений и маневров, боевых действий подразделений ограниченного контингента войск в Афганистане, Таджикистане и Чечне свидетельствует, что успех социальной работы в боевой обстановке во многом зависит от умения организовать ее, от совместных усилий командиров, штабов, работников воспитательных структур и тыла.

Исходя из целей военно-социальной работы в боевой обстановке определяется механизм реализации ее задач. Его составляют три вида деятельности:

1. Базисная деятельность - совершенствование законов, других нормативных актов в части, касающейся социальной защиты военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала. Этот вид деятельности является прерогативой Президента и Правительства Российской Федерации и осуществляется как в мирное, так и в военное время.

2. Организаторская деятельность. Она предполагает совер-шенствование военно-социальной работы командиров, должностных лиц органов военного управления, офицеров воспитательных структур и общественных организаций.

3. Практическая деятельность. Направляется она на эффективное применение таких методов военно-социальной работы, как изучение, анализ, обобщение, прогнозирование, планирование, оказание помощи, выработка предложений и т.д.

Для успешного решения задач военно-социальной работы командиры, офицеры воспитательных структур должны знать законодательные и нормативные акты по социальной защите и поддержке военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, нормы семейного, трудового и жилищного законодательства, основы уголовного и законодательного права; владеть методикой анализа и разработки военно-социальных программ, работы в различной социальной среде воинских коллективов, членов семей и гражданского персонала.

Успех выполнения задач военно-социальной работы в боевой обстановке в значительной мере зависит от того, насколько непрерывно и действенно ее будут осуществлять командиры, офицеры штабов, тыла, органов воспитательных структур.

Непрерывность военно-социальной работы в боевой обстановке обеспечивается:

· определением, уяснением и своевременной постановкой задач подчиненным командирам, штабам, органам воспитательной работы, их инструктированием о формах и методах военно-социальной работы, методике ее планирования с учетом характера операций и различных этапов выполнения боевых задач;

· продуманной расстановкой должностных лиц, решающих задачи социального обеспечения военнослужащих и членов их семей в боевой обстановке, организацией тесного взаимодействия их между собой, а также с органами государственной власти на местах, налаживанием оперативной информации об имеющихся проблемах и предложениях по их разрешению;

· непрерывной организаторской работой командиров, офицеров штабов, тыла, органов воспитательной работы непосредственно в частях и подразделениях, особенно решающих наиболее ответственные задачи, их активным влиянием на военнослужащих, крепкой связью с ними, знанием настроений и запросов воинов, личным примером высокой ответственности за оказание практической помощи на месте по возникающим бытовым и правовым вопросам;

· поддержанием непрерывной связи между командирами, штабами, тылом, органами воспитательной работы, их взаимной информацией, разработкой и осуществлением совместных мероприятий, направленных на полное удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала;

· обеспечением непрерывной и достоверной информацией о социально-психологическом состоянии личного состава подразделений и частей, систематической информацией о важнейших документах Президента, Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты и поддержки военнослужащих;

· своевременным планированием и определением форм и средств военно-социальной работы, умелым сочетанием и творческим применением их в соответствии с боевыми задачами и обстановкой;

· поддержанием органов воспитательной работы всех уровней в постоянной готовности к ведению активной и эффективной военно-социальной работы в условиях быстро меняющейся обстановки, развитием у них инициативы и оперативности, наличием резерва военно-социальных работников, постоянным их обучением в ходе боевых действий.

Таким образом, военно-социальная работа в боевой обстановке представляет собой систему политических, экономических, правовых, воспитательных мероприятий, планируемых и проводимых командирами, органами воспитательных структур всех уровней в целях выполнения задач оперативного и гарантированного материально-бытового обеспечения военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала, их социальной защиты в сложных условиях боевой обстановки.

 

Содержание военно-социальной работы в боевых условиях

 

Успех военно-социальной работы в боевой обстановке во многом зависит от планирования, определения содержания и организации управления. Управление военно-социальной работой осуществляет командир через заместителя по воспитательной работе, организующего ее в жестком взаимодействии со штабом, начальниками родов войск и служб.

Для того, чтобы управление военно-социальной работой шло успешно, заместителю командира по воспитательной работе, офицеру по социальной работе и профилактике правонарушений необходимо иметь знания не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях, зачастую далеко стоящих от социальной работы. Необходимо хорошо представлять социальную структуру общества, систему управления страной и конкретной социальной работой, ее особенности в условиях Вооруженных Сил, свои собственные права и обязанности, законодательство по вопросам социальной защиты, социальной поддержки, социальной помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу.

Сущность управления военно-социальной работой заключается в обеспечении ее оптимального функционирования в условиях мирного и военного времени.

Управление военно-социальной работой включает:

· определение текущих и перспективных целей военно-социальной работы;

· своевременное и научно-обоснованное планирование военно-социальной работы;

· умелый учет уровня боевой подготовки, морально-психологического состояния, воинской дисциплины и социально-правовой защищенности личного состава;

· постоянное изучение, анализ и объективную оценку состояния социальной защищенности военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;

· своевременную и точную постановку задач командиром по организации военно-социальной работы;

· обучение командиров частей и подразделений, офицеров и прапорщиков, имеющих подчиненных, умению эффективно решать возникающие социальные проблемы военнослужащих и членов их семей;

· создание необходимых социально-бытовых условий для полноценного отдыха и восстановления военнослужащими своих физических и духовных сил;

· своевременное определение направлений, форм, методов военно-социальной работы со всеми категориями военнослужащих, осуществление необходимых организационно-плановых мероприятий по их реализации;

· знание специальных и материально-бытовых проблем личного состава в районе дислокации (боевых действий);

· целесообразное распределение и расстановку сил и средств военно-социальной работы по частям и подразделениям;

· оперативную корректировку системы военно-социальной работы в зависимости от обстановки и условий выполнения задач;

· своевременное представление донесений о ходе выполнения задач военно-социальной работы.

Эффективность управления военно-социальной работой достигается:

- своевременным и всесторонним информированием военнослужащих о важнейших социальных проблемах жизни страны, Вооруженных Сил, характере предстоящих боевых действий, ходе выполнения боевых задач, получением обратной информации о морально-психологическом состоянии личного состава, степени удовлетворения его социально-бытовых запросов, о готовности выполнить воинский долг по защите Отечества;

- формированием у личного состава глубоких и устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привитием воинам высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение законодательной политики в мирное время и в условиях боевой обстановки;

- созданием социальных условий и гарантий военнослужащим и членам их семей в интересах формирования у личного состава морально-боевых качеств, необходимых для ведения современного боя, выполнения задач повседневной служебно-боевой деятельности;

- поддержанием и активным восстановлением моральных и физических сил личного состава, созданием благоприятных социально-бытовых условий для выполнения ими последующих боевых задач;

- совершенствованием сложившейся системы комплектования кадров военно-социальных работников, выработкой единых взглядов и подходов в вопросах их подбора, обучения, воспитания и расстановки.

Решение на организацию военно-социальной работы принимает командир. Оно входит составной частью в общую систему технологии управления командиром морально-психологическим обеспечением боевых действий. Поэтому принципиальную блок-схему управления военно-социальной работой можно представить следующим образом:

 

 


В выработке указаний относительно организации военно-социальной работы активное участие принимают заместитель командира по воспитательной работе и офицер по социальной работе и профилактике правонарушений. Выводы для определения целей и задач военно-социальной работы делаются на основе оценки характера предстоящих боевых действий, имеющихся сил и средств материально-бытового обеспечения военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

Как показывает опыт Великой Отечественной войны и практика учений, в указаниях командира полка (корабля), содержатся требования документов Верховного Главнокомандования, приказов министра обороны, которые необходимо положить в основу военно-социальной работы при подготовке личного состава к бою. Командир указывает подразделения и категории личного состава, на которые следует обратить первоочередное внимание в военно-социальной работе. Он определяет также масштаб мероприятий военно-социальной работы и примерные сроки их проведения, проблемы материально-бытового обеспечения боя, которым должны уделить особое внимание командиры, офицеры тыла и воспитательных структур.

В указаниях командира полка содержится требование о сроках информации о проделанной военно-социальной работе в рамках морально-психо-логического обеспечения боевых действий.

В зависимости от конкретных условий организации боя, боевой обстановки, поставленных старшим начальником задач в указаниях командира полка (корабля) по военно-социальной работе могут содержаться требования и по другим вопросам.

Непосредственно организует и проводит военно-социальную работу, отвечает за ее состояние и действенность в решении боевых задач заместитель командира полка (корабля) по воспитательной работе. На основании боевого приказа командира и указаний вышестоящего органа воспитательных структур он составляет план морально-психологического обеспечения на период подготовки к боевым действиям и в ходе их. План утверждается командиром полка. В нем самостоятельным разделом, как правило, выделяется военно-социальная работа, содержание которой подчиняется главному - мобилизации личного состава на безусловное выполнение частью, подразделениями поставленной боевой задачи.

Приступая к планированию, заместитель командира полка по воспитательной работе учитывает наличие времени для организации социальной работы, место и роль полка (корабля) и подразделений в предстоящем бою, прогнозирование развития социальных процессов в районах ведения боевых действий. В плане отражаются выработка, принятие и организация выполнения управленческих решений в части, касающейся социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

В плане предусматриваются мероприятия по оказанию консультативной помощи командирам подразделений в разработке мероприятий и определении первоочередных задач по социальной работе, организации взаимодействия с государственными органами и общественными организациями по вопросам социальной защиты военнослужащих.

Важным условием успешного планирования социальной работы является методика определения ее конкретных задач на различные сроки. Предусматриваются:

1) определение системы социальных мероприятий, необходимых для достижения цели;

2) стимулирование (расчленение на части) их и выделение главного мероприятия в целях постановки его в число первоочередных в социальной работе;

3) календарные сроки исполнения мероприятий и распределение времени в целом;

4) расстановка сил - закрепление ответственных исполнителей;

5) определение нагрузки исполнителей;

6) увязка всех документов, планирующих социальную работу, с помощью составления календарных планов и т.п.

Войсковой опыт свидетельствует, что важной стороной планирования социальной работы выступает прогнозирование. Для принятия правильного решения очень важно уметь на базе четкого осмысления поставленной задачи, ясного представления об особенностях объекта социальных воздействий, о внутриколлективной обстановке определить оптимальные пути реализации задач социальной работы.

План морально-психологического обеспечения с включенными мероприятиями по военно-социальной работе представляется на утверждение командиру полка (корабля) до того, как он будет ставить боевые задачи командирам подразделений и давать указания по морально-психологическому обеспечению. Как правило, в конце постановки боевых задач командир дает слово заместителю по воспитательной работе, который коротко излагает основные вопросы морально-психологического обеспечения предстоящих боевых действий, в том числе и в области военно-социальной работы.

План служит организующим началом в деятельности заместителя командира полка по воспитательной работе. В ходе боя он может изменяться и дополняться новыми мероприятиями, так как на войне чаще не все идет по плану. Поэтому решающее значение приобретают непосредственная организаторская деятельность заместителя командира полка по воспитательной работе, его инициатива и творчество, умение организовать работу офицеров воспитательных структур.

Заместитель командира по воспитательной работе в боевой обста-новке применяет наиболее целесообразные методы военно-социальной работы, и прежде всего личное общение, оказание помощи на месте, что позволяет ему быть в курсе происходящих событий, видеть своими глазами социальные проблемы воинов, лично принимать меры по их разрешению.

Осуществляя организацию военно-социальной деятельности, заместитель командира по воспитательной работе создает условия для проявления инициативы и самостоятельности офицера, занимающегося социальными вопросами, и в то же время повседневно анализирует его действия.

Уровень социальной работы с личным составом в боевой обстановке во многом зависит от степени подготовленности офицера по социальной работе и профилактике правонарушений, от его умения находить наиболее действенные формы и методы деятельности в зависимости от конкретных задач и условий их выполнения. Он непосредственно отвечает за состояние и организацию социальной работы, проведение воспитательных мероприятий по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений в полку (на корабле).

Для успешного осуществления своих функциональных обязанностей в боевой обстановке офицер по социальной работе и профилактике правонарушений должен знать: цели и задачи социальной работы в обществе и военном социуме, ее закономерности, принципы, формы и методы, механизмы взаимодействия теории и практики социальной деятельности; основные направления социальной политики Российского государства, условия их реализации в обстановке ведения локальных войн и военных конфликтов; организационную структуру, функции и задачи органов социальной работы в обществе и Вооруженных Силах Российской Федерации, место, роль и обязанности военно-социального работника как субъекта и объекта социальной работы и управления ею; законодательные и иные нормативные акты по социальной работе с военнослужащими, членами их семей, гражданским персоналом; организацию анализа и разработки военно-социальных программ; вопросы обеспечения социальных программ; вопросы обеспечения социальных прав военнослужащих и членов их семей; проблемы социального обеспечения деятельности военнослужащих в боевых условиях; психологию, социологию, специфику работы в различной социальной среде воинских коллективов; формы и методы военно-социальной работы, информирования личного состава в различных условиях боевой обстановки; основы уголовного и гражданского права; основы уголовного и гражданского процессуального права; передовой опыт военно-социальной работы в боевой обстановке.

Применение указанных знаний в деятельности военно-социального работника в боевой обстановке с необходимостью требует: самостоятельно анализировать социальные процессы в обществе и воинских коллективах, тенденции социального развития, состояние и перспективы социальной работы в части; определять цели, задачи, формы и методы социальной работы с различными категориями военнослужащих, членами их семей, гражданским персоналом в тесной связи с задачами повышения боевой готовности, укрепления морально-психологического состояния личного состава, дисциплины и правопорядка в частях и подразделениях; умения конкретно работать с документами, регламентирующими жизнедеятельности воинских коллективов; информировать военнослужащих о практике применения нормативных документов в условиях подготовки и ведения боевых действий; осуществлять постоянное изучение запросов и настроений личного состава; участвовать в разрешении просьб, жалоб и заявлений военнослужащих; осуществлять социальные мероприятия по улучшению морального и материального стимулирования различных категорий военнослужащих и гражданского персонала.

Офицер по воспитательной работе и профилактике правонарушений должен иметь высокую общую культуру, быть высокоэрудированным человеком, иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у военнослужащих.

Военно-социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к высоким психологическим нагрузкам в боевых условиях, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях, и, даже несмотря на возможные неудачи, добросовестно выполнять свой воинский долг, оставаться спокойным, доброжелательным и внимательным к каждому военнослужащему, четко действовать в неожиданных ситуациях, ясно формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво излагать проблемы военно-социальной работы при докладе командиру и его заместителю по воспитательной работе.

Как свидетельствует войсковой опыт, в деятельности офицера по социальной работе и профилактике правонарушений как в мирное время, так и в боевой обстановке выделяются определенные профессиональные роли. Перечислим некоторые из них:

1) посредник: военный социальный работник находится между военнослужащим и соответствующими должностными лицами, которые могут помочь в разрешении возникших социальных проблем;

2) адвокат, защитник: военно-социальный работник отстаивает права военнослужащих;

3) менеджер социальной информации: военно-социальный работник обобщает и анализирует информацию, оценивает проблемы военнослужащих, вырабатывает предложения вышестоящему командованию по их реализации;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.111.192 (0.066 с.)