Практическая работа. Приготовление акварельных красок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая работа. Приготовление акварельных красок



Материалы:

Чашки Петри – 5 штук, весы, стаканчики – 5 штук, стеклянная палочка, пигменты – оксид хрома (III), оксид железа (III), Гуммиарабик – 15 грамм, глицерин – 7 грамм, сахар – 1 грамм, вода – 15 мл, бычья желчь – 0,75 мл.

1. Выберите 1-2 понравившихся вам пигмента. Помните, что выбрать нужно такие цвета, чтобы получившимися красками вы смогли нарисовать что-то интересное.

2. Приготовьте клеящую основу для краски.

Гуммиарабик – 15 грамм, глицерин – 7 грамм,

сахар – 1 грамм, вода – 15 мл, бычья желчь – 0,75 мл.

Взвесьте гуммиарабик, глицерин и сахар, отмерьте нужное количество воды и добавьте к ней глицерина и бычьей желчи, перемешайте и добавьте сахар и гуммиарабик. Тщательно перемешивайте до полного растворения и образования однородной массы.

3. Разделите поровну ее на несколько стаканчиков и добавьте к ней пигмент. Обратите внимание, некоторые пигменты нужно предварительно растереть в ступке. Не сыпьте сразу много, добавляйте порциями. Готовая краска должна получиться достаточно густой и вязкой, но при этом не должна рассыпаться на комки при перемешивании. Если вы добавили слишком много пигмента – прибавьте к краске чуть-чуть воды.

4. Краски готовы, теперь вы можете что-нибудь ими нарисовать

«Моделирование радуги»

Красный цвет:

FeCl3 + 6KCNS = K3[Fe(CNS)6] + 3KCl

Оранжевый цвет:

FeCl3 + 3NaOH = FeO(OH) + 3NaCl + H2O

Желтый цвет:

(CH3-COO)2Pb +2KI = 2CH3-COOK + PbI2

Зеленый цвет: FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4

Голубой цвет:

CuO + 2HCl = Cu(OH)2 + Na2SO4    или

(CuOH)2CO3 + 4HCl = 2CuCl2 + CO2 + 3H2O

Синий цвет: CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

Фиолетовый цвет: CuSO4 + 4NH3 = [Cu(NH3)4]SO4

 

Проектно – исследовательская задача «Основы фресковой живописи»

Кейс

С самых древних времен и до наших дней художники, создавая монументальную живопись, чаще всего используют технику фрески. Слово это происходит от итальянского «fresco», что значит «свежий», «сырой».

Фрески пишут по сырой штукатурке красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь штукатурки плотно соединяется с красочным слоем.

Для приготовления красок, используемых в создании фресок, применяют обычные пигменты. Но при их отборе учитывают одно общее ограничение, обусловленное химическими свойствами основных компонентов грунта.

Вопросы

1. Разберите данную ситуацию, проведите ее анализ.

2. Представьте, что у вас имеются пигменты (красная охра, берлинская лазурь, цинковые белила, фиолетовый кобальт, краплак, зеленый крон, желтый крон). Предложите художнику те, которые возможны в использовании во фресковой живописи. Докажите это практически.

3. Пригодятся ли знания, полученные из данного кейса, в вашей будущей профессиональной деятельности?

Информационный материал

1. «Кипелка» и «пушонка»

Еще в I веке нашей эры Диоскорид – врач при римской армии – в сочинении «О лекарственных средствах» ввел для оксида кальция название «негашеная известь», которое сохранилось и в наше время. Строители ее называют «кипелкой» - за то, что при гашении выделяется много тепла, и вода закипает. Образующийся при этом пар разрыхляет известь, она распадается с образованием пушистого порошка. Отсюда строительное название гашеной извести – «пушонка». Гашеная известь Са(ОН)2 – тонкий рыхлый порошок, обычно белого цвета. Поглощая углекислый газ из воздуха, гидроксид кальция превращается в карбонат кальция, проявляющий вяжущие свойства. В зависимости от количества воды, добавляемой к извести, гашение идет до получения пушонки, известкового теста, известкового молока или известковой воды. Все они нужны для приготовления вяжущих растворов.

2. Кальций углекислый

Карбонат кальция СаСО3 – одно из самых распространенных на Земле соединений. Минералы на основе СаСО3 покрывают около 40 млн. км2 земной поверхности. Мел, мрамор, известняки, ракушечники – все это СаСО3 с небольшими примесями.

Самый важный из этих минералов – известняк. Известняки есть практически везде. В европейской части России известняки встречаются в отложениях почти всех геологических возрастов. В чистом виде известняки – белого или светло – желтого цвета, но примеси придают им более темную окраску. Известняк незаменим в производстве цемента, карбида кальция, соды, всех видов извести (гашеной, негашеной, хлорной), белильных растворов и многих других полезных веществ. Без известняка не обходится ни одно строительство.

Во – первых, из него самого строят, во – вторых, из известняка делают многие строительные материалы.

Другая разновидность углекислого кальция – мел. Мел – это не только зубной порошок и школьные мелки. Его используют в бумажной и резиновой промышленности – в качестве наполнителя, в строительстве и при ремонте зданий – для побелки. При соприкосновении с кислотами мел «вскипает».

3. Качеству грунта – штукатурке – во фресковой живописи придается очень большое значение, поскольку от него зависит долговечность создаваемых картин. На Руси известь, применяемая для фресок, проходила многолетнюю обработку: в течение трех – восьми лет ее выдерживали в особых ямах, постоянно перелопачивая. Для получения штукатурки известь смешивали с гипсом, мелом, мелкотолченым кирпичом, рубленым льном. Грунт обычно делали двухслойным. На хорошо просохший первый, достаточно толстый слой штукатурки непосредственно перед началом работы художника наносили тонкий второй слой. По нему и выполняли роспись.

4. Химический процесс, лежащий в основе высыхания фресковой живописи – процесс карбонизации, соответствующий уравнению реакции:

Са(ОН)2  + СО2 = СаСО3↓ + Н2О

Гипсовая известь                             нерастворимый

в составе грунта                               карбонат кальция

В результате такого взаимодействия на поверхности росписи возникает тончайшая пленка из нерастворимого в воде карбоната кальция.

5. Оксиды – пигменты художественных красок.

Pb 3 O 4 сурик, получаемыйпережиганием свинцовых белил. Пигмент ярко – красного цвета.

ZnO – при горении парообразного цинка на воздухе появляется сине – зеленое пламя и образуются белые хлопья оксида цинка ZnO. Оксид цинка в виде рыхлого белого порошка используется для изготовления цинковых белил (в отличие от свинцовых белил на воздухе не темнеет и безвреден).

Fe 2 O 3 -   «охра», природный кристаллический пигмент. По цвету охры делят на светло – желтые (12 – 25% Fe2O3) и золотисто – желтые (40-75% Fe2O3). Красную охру (Fe,Fe2)O4 (современное название этого двойного оксида – тетраоксид дижелеза (III) – железа (II)) называли еще «мумия» или «железный сурик». Мумия содержит 35 – 70% Fe2O3 и получается при обжиге железосодержащих руд. Кроме Fe2O3 мумия включает еще глинистые вещества и диоксид кремния SiO2.

TiO 2 рутил. Применяется для изготовления титановых белил.

Cr 2 O 3 темно – зеленый порошок, тугоплавок, химически инертен. Широко применяется под названием «зеленого крона» для приготовления клеевой и масляных красок.

Известной популярностью пользуется у художников и зелень Гинье, хромофором которой является гидрат оксида хрома Cr2O3.(2-3)Н2О, где часть воды химически связана, а часть адсорбирована. Этот пигмент придает окраске изумрудный оттенок.

«Тенарова синь» - двойной оксид алюминия и кобальта состава (CoAl2 ) O4 - тетраоксид диалюминия – кобальта. Вещество это получило свое название по имени французского химика Тенара, предложившего реакцию образования этого оксида для обнаружения алюминия в минералах.

 

Краска Оксид – пигмент красок Цвет Примечания
Массикот PbO Оранжево – желтый Применяют с древнос-ти. Используются как сиккативы при варке олифы.
Свинцовый сурик «голубиная кровь» Pb3O4 Неяркий, красный Применяются с древ-ности
Красная охра Fe2O3 в смеси SiO2  и Al2O3 Красный Применяются с древ-ности. Очень прочные и светостойкие
Натуральная охра Fe2O3.nH2O с при-месями каолина и силикатов Желтый В переводе с греческого «охра» - бледная, желтоватая
Сиена жженая   Умбра жженая Fe2O3 с примеся-ми MnO2 и глины Fe2O3, MnO2 Коричневый   Коричневый Названия произошли от г. Сиены и провин-ции Умбрия (Италия), где добывали эти зем-ляные краски
Коричневая Ван Дейка (кассельс-кая, кельнская земля) Смесь органи-ческих веществ с Fe2O3, Al2O3,SiO2 Коричневый Применяется с XV века. Добывалась в окрестностях Касселя и Кельна (Германия)
Синий кобальт   Церелиум CoO.Al2O3   CoO.SnO2 Зеленовато – синий Синий Очень прочные, светостойкие
Зеленая хромовая Cr2O3 Оливково – зеленый Прочная, светостойкая, термостойкая
Цинковые белила ZnO Белый Промышленный вы-пуск налажен в 1850 г.
Титановые белила TiO2 Белый Применяется с начала ХХ века. Промыш-ленный выпуск нала-жен с 1920 года

 

Приложение 6 Соли - пигменты художественных красок

Техническое наз-вание соли или название краски соль цвет примечания
Мел Гипс CaCO3 CaSO4.2H2O Белый Белый Входит в состав худо-жественных грунтов и клеевых красок
Свинцовые белила 2PbCO3.Pb(OH)2 Белый Один из древнейших пигментов, темнеет под действием H2S
Бланфикс (баритовые пос-тоянные белила)   BaSO4 Белый Промышленный выпуск налажен в 1830 году
Цинковая желтая ZnCrO4 Желтый Получена Л. Вокленом в 1809 году
Баритовая желтая BaCrO4 Желтый Получена Л. Вокленом в 1809 году
Азурит (горная синяя) 2CuCO3.Cu(OH)2 Синий В природе часто встре-чается с малахитом
Берлинская лазурь (прусская синяя, милора) Вивианит (охра синяя) Fe4[Fe(CN)6]3     Fe3(PO4)2.8H2O Синий     Синий Под действием щелочей разрушаются с образо-ванием оксида железа. Неприменимы во фресковой живописи.
Швейнфуртская зелень Cu(CH3COO)2. 3Cu(AsO2)2 Зеленый В 19 в. применялась в качестве инсектицида.
Малахит (горная зелень) Ярь – медянка CuCO3.Cu(OH)2   Cu(CH3COO)2. 3Cu(OH)2 Зеленый   Зеленый В живописи широко применялись в старину, сейчас практически не используются
Темный кобальт Co3(PO4)2 Фиоле-товый Получена М. Сальве-татом в 1859 году

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.113.166 (0.013 с.)