Назначение, техническая характеристика, общее устройство тормозных систем. Назначение и состав контуров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение, техническая характеристика, общее устройство тормозных систем. Назначение и состав контуров



Тормозная система предназначена для замедления скорости движения и полной остановки автомобиля, удержания его на уклонах во время остановок и стоянок, а также поддержания безопасной скорости при движении на затяжных спусках.

Тормозная система автомобиля состоит из четырех тормозных систем: рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной.

Рабочая тормозная система обеспечивает снижение скорости движения автомобиля с требуемой эффективностью вплоть до полной остановки. Она является основной тормозной системой, которая используется как при служебном (плавном), так и экстренном торможении автомобиля.

а)

б)

в)

Рис. 13.22. Принципиальные схемы тормозных систем автомобилей:

а - КамАЗ-4350; б - КамАЗ-5350; в - КамАЗ-6350

1 - передние тормозные камеры; 2 (А, С, Д, Е) - контрольные выводы; 3 - двухсекционный тормозной кран; 4 - двухстрелочный манометр; 5 - компрессор; 6 - теплообменник; 7 - влагомаслоотделитель; 8 - регулятор давления; 9 - кран экстренного растормаживания; 10 - двухмагистральный перепускной клапан; 11 - клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 12– задние тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами; 13 - соединительная головка R - к питающей магистрали двухпроводного привода; 14 - соединительная головка Р - к соединительной магистрали однопроводного привода; 15 - соединительная головка N - к управляющей магистрали двухпроводного привода; 16 - четырехконтурный защитный клапан; 17 - кран управления стояночной тормозной системой; 18 - включатель сигнализатора стояночной тормозной системы; 19, 21 - ускорительный клапан; 20 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 22 - регулятор тормозных сил; 23, 27, 34, 35 - включатель сигнализатора падения давления в контурах; 24 - ресивер контура III; 25 - ресивер контура II; 26 - кран слива конденсата; 28- ресивер контура IV; 29 - ресивер контура I; 30 - пневмоцилиндр привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 31- пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 32 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 33 - включатель сигнала торможения; К - буксирный клапан.

Для повышения надежности рабочая тормозная система имеет два независимых контура пневматического тормозного привода и действует на тормозные механизмы, установленные на всех колесах автомобиля, а в составе автопоезда и на тормозные механизмы прицепа. Эффективность тормозной системы оценивается по тормозному пути и установившемуся замедлению при торможении со скорости 60 км/ч на горизонтальном участке сухой дороги с твердым покрытием.

Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля в неподвижном состоянии, в том числе на уклоне и при отсутствии водителя. Надежность работы этой системы обеспечивается применением пружинных энергоаккумуляторов, которые гарантированно затормаживают тормозные механизмы задней оси (тележки) автомобиля даже при отсутствии в тормозном приводе воздуха. Ее эффективность оценивается по способности удерживать автомобиль или автопоезд на заданном уклоне.

Запасная тормозная система обеспечивает затормаживание автомобиля вплоть до полной остановки в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы. Ее эффективность оценивается аналогично рабочей тормозной системе, однако требования к эффективности примерно в два раза ниже. Функцию запасной тормозной системы может выполнять один из исправных контуров рабочей тормозной системы или стояночная тормозная система.

Вспомогательная тормозная система снижает энергонагруженность тормозных механизмов рабочей тормозной системы на затяжных спусках дорог, позволяет поддерживать в этих условиях постоянную скорость движения. Эффективность тормозной системы оценивается по способности обеспечивать без применения иных тормозных систем спуск автомобиля со скоростью 30 км/ч на участке дороги с уклоном 7 % протяженностью 6 км. Эффект торможения достигается за счет создания противодавления в цилиндрах двигателя при выключенной подаче топлива, путем принудительного перекрытия каналов в системе выпуска отработавших газов.

Каждая тормозная система включает в себя источник энергии (источник давления воздуха), тормозные механизмы (исполнительные механизмы) и тормозной привод. Принципиальные схемы тормозных систем представлены на рисунке 13.22.

Тормозной привод рабочей тормозной системы пневматический двухконтурный, обеспечивает управление тормозными механизмами переднего моста (контур I) и тормозными механизмами задней тележки (контур II). Каждый контур действует независимо.

Контур I привода рабочей тормозной системы переднего моста состоит из секции четырехконтурного защитного клапана 9 (рисунок 13.23), ресивера 5 объемом 20 л (на КамАЗ-6350 – двух ресиверов) с краном 4 слива конденсата и включателем 7 сигнализатора падения давления в контуре, секции двухстрелочного манометра 3, нижней секции двухсекционного тормозного крана 8, клапана 2 контрольного вывода, двух тормозных камер 1 (на КамАЗ-6350 – четырех), трубок и шлангов. Кроме того, в контур входят трубки подвода воздуха от нижней секции тормозного крана 8 к клапану 6 управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом.

Рис. 13.23. Контур I привода рабочей тормозной системы переднего моста:

1 - тормозная камера; 2 - клапан контрольного вывода; 3 - двухстрелочный манометр; 4 - клапан слива конденсата; 5 - ресивер; 6 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 7 - включатель сигнализатора аварийного падения давления; 8 - двухсекционный тормозной кран; 9 - четырехконтурный защитный клапан.

 

Рис. 13.24. Контур II привода рабочей тормозной системы задней тележки:

1, 9 - клапан контрольного вывода; 2 - двухсекционный тормозной кран; 3 - включатель сигнализатора аварийного падения давления; 4 - четырехконтурный защитный клапан; 5 - двухстрелочный манометр; 6 - кран слива конденсата; 7 - ресивер; 8 - тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором тип 24/24; 10 - ускорительный клапан; 11 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 12 регулятор тормозных сил.

 

Контур II привода рабочей тормозной системы задней тележки состоит из секции четырехконтурного защитного клапана 4 (рисунок 13.24), двух ресиверов 7 с краном 6 слива конденсата и включателем 3 сигнализатора падения давления в контуре, секции двухстрелочного манометра 5, верхней секции двухсекционного тормозного крана 2, регулятора тормозных сил 12, ускорительного клапана 10, четырех (двух на КамАЗ-4350) тормозных камер 8 (промежуточного и заднего мостов), клапанов 1 и 9 контрольных выводов, трубок и шлангов между этими аппаратами. В контур входят также трубки от верхней секции тормозного крана 2 к клапану 11 управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом.

Каждый контур начинается с отдельной секции четырехконтурного защитного клапана, который предназначен для разделения сжатого воздуха, поступающего от компрессора, на два основных и два дополнительных контура: для автоматического отключения одного из контуров при нарушении его герметичности и сохранения сжатого воздуха в герметичных контурах; для сохранения сжатого воздуха во всех контурах при нарушении герметичности питающей магистрали.

 

Рис. 13.25. Контур III привода стояночной тормозной системы и

тормозных систем прицепа:

1 - четырехконтурный защитный клапан; 2 - ускорительный клапан; 3 - включатель контрольной лампы стояночной тормозной системы; 4 - кран управления; 5 - клапан обрыва; 6 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 7 - включатель сигнализатора аварийного падения давления воздуха; 8 - ресивер; 9, 15 - клапан контрольного вывода; 10, 12 - автоматическая соединительная головка; 11 - соединительная головка типа А; 13 - клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 14 - пружинный энергоаккумулятор; 16 - двухмагистральный перепускной клапан;17 - кран экстренного растормаживания.

Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля в неподвижном состоянии на стоянке, может выполнять функцию запасной тормозной системы, затормаживая автомобиль при отказе рабочей тормозной системы.

Стояночная тормозная система (рисунок 13.25) затормаживает автомобиль с помощью тормозных механизмов задней оси (задней тележки), которые приводятся в действие от пружинных энергоаккумуляторов, расположенных над тормозными камерами рабочей тормозной системы. Причем энергоаккумуляторы обратного действия - при подаче воздуха в его рабочую полость тормозной механизм растормаживается, а при выпуске воздуха затормаживается за счет энергии сжатой пружины. Это обеспечивает повышенную безопасность при эксплуатации автомобиля.

Контур III привода стояночной тормозной системы и тормозных систем прицепа состоит (рисунок 13.25) из секции четырехконтурного защитного клапана 1, ресивера 8, ручного крана управления 4, двухмагистрального перепускного клапана 16, ускорительного клапана 2, крана экстренного растормаживания 17, пружинных энергоаккумуляторов 14, включателя 3 сигнальной лампы стояночной тормозной системы, включателя 7 сигнализатора аварийного падения давления воздуха в контуре, клапанов контрольного вывода 9 и 15.

Источником давления в контуре является ресивер емкостью 20 л. В ресивере 8 установлен включатель сигнализатора аварийного падения давления воздуха в контуре, кран слива конденсата, а также клапан контрольного вывода 9. Исполнительными устройствами привода стояночной тормозной системы являются пружинные энергоаккумуляторы, смонтированные на крышках тормозных камер задних тормозных механизмов.

Контур IV привода вспомогательной тормозной системы и других потребителей (рисунок 13.26) включает два корпуса 1 вспомогательного тормоза с заслонками, секцию четырехконтурного защитного клапана 7, ресивер 6, пневмокран 4, два пневмоцилиндра 2 привода заслонок, пневмоцилиндр 3 выключения подачи топлива, трубопроводы.

Вспомогательная тормозная системагазодинамического типа, предназначена для уменьшения нагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы на затяжных спусках путем создания противодавления в выпускном тракте при выключенной подаче топлива. Исполнительными механизмами вспомогательной тормозной системы являются две заслонки дроссельного типа, установленные в приемных трубах выпускной системы двигателя, которые приводятся в действие пневматическим приводом.

Управление вспомогательной тормозной системой водитель осуществляет нажатием ногой на кнопку пневмокрана, расположенного на полу кабины. При ее использовании заслонки в приемных трубах перекрывают проходное сечение труб при одновременном выключении подачи топлива в цилиндры двигателя. Таким образом, двигатель переводится на компрессорный режим с приводом от ведущих колес через трансмиссию. Противодавление в выпускной системе при закрытых заслонках составляет 170-190 кПа (1,7-1,9 кгс/см2), что создает достаточное для притормаживания на затяжных спусках сопротивление движению автомобиля.

 

 

Рис. 13.26. Контур IVпривода вспомогательной тормозной системы и других потребителей:

1 - корпус вспомогательного тормоза с заслонкой; 2 - пневматический цилиндр привода заслонки; 3 - пневматический цилиндр выключения подачи топлива; 4 - пневмокран; 5 - включатель сигнализатора аварийного падения давления в контуре; 6 - ресивер; 7 - секция четырехконтурного защитного клапана.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.013 с.)